Вверх

В. В. Коваль. История создания и развития Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь относится к числу наиболее почитаемых русских православных обителей. Дивеево влечет к себе паломников не только из России, но и со всего мира. Объясняется это не столько интересными архитектурными памятниками, составляющими ансамбль монастыря, сколько той высокой духовной энергией, которую эти памятники в себе несут. Широко известны в нашем отечестве дивеевские подвижники благочестия, центральное место среди которых занимает образ Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Несмотря на столь большую значимость и мировую известность, монастырская история освещена далеко не в полной мере. По этому вопросу главным образом приходится довольствоваться «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря»1 и «Дивеевскими преданиями»2 как наиболее известными литературными источниками.

Однако с точки зрения научно-документальной история создания и развития обители изучена явно недостаточно.

Восполнить в некоторой степени этот пробел предназначена данная работа, в которой рассматриваются этапы становления и развития Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Кроме того, здесь дан краткий анализ планировочной и объемно-пространственной структуры монастырской обители на вершине ее развития. Основой для написания послужили преимущественно архивные графические материалы, которые рассматриваются непосредственно в тексте. В работе используются архивные исследования, проведенные историком Г. Н. Ометовой в 1991 — 93 гг.

Как явствует из общепризнанных литературных источников, основанием Серафимо-Дивеевского монастыря послужило устройство Агафьей Семеновной Мельгуновой женской общины в с. Дивеево в 1780-х гг.

Крайне скудны и немногочисленны исторические сведения об этом поселении у стен Казанской церкви. «В начале существования общины земли при оной не было; а основательница… Агапия Семеновна Мельгунова, соорудя своим иждевением каменную церковь,… устроила для себя и сотрудниц своих, при той церкви, на общественной села Дивеево земле небольшую келию», — сообщала в своем рапорте настоятельница в 1842 г.3

Опираясь на имеющийся архивный графический материал, можно говорить лишь о том, что строения общины располагались в непосредственной близости от Казанской церкви с северной ее стороны. На плане с. Дивеево 1788 г. (старейшем из обнаруженных архивных графических документов) на этом месте, т. е. к северу от Казанской церкви, показано строение (группа строений?), обособленное от сельского жилья.4 Очевидно это и есть «Казанская община», получившая название от стоящего поблизости одноименного храма.

По воспоминаниям матушки Серафимы Булгаковой, в 1886 г. над келией первоначальницы обители был возведен двухэтажный корпус, своего рода футляр, заключивший в себе келию, ставшую к тому времени часовней. На схеме, составленной по воспоминаниям матушки Серафимы, в 1989 г. отмечено место, на котором стояло это сооружение.5 В 1838 г. численность общины у Казанской церкви достигла ста двадцати. Строение общины занимало территорию в 1322 саж.6

25 ноября 1826 г. по откровению Божией Матери о. Серафим приступил к устройству второй, девичьей общины на месте Ею же — Богородицей — указанном. Краткие сведения об основании о. Серафимом общины содержит рапорт настоятельницы в Нижегородскую Духовную консисторию от 24 ноября 1849 г.: «При умножении сестер и невозможности уже помещаться при церкви по ходатайству о. Серафима пожертвована наследниками г-на Баташова, состоящая под рудокопными ямами неудобная земля в количестве 3-х десятин…».7

К 1839 г. в общине проживало сто три девицы. Дома, в которых они помещались, были выстроены в две линии, и вся обитель вместо ограды была окружена земляною канавкою на четыреста сорок сажень, вырытой сестрами по благословению о. Серафима.8

На плане части с. Дивеево, составленном при «полюбовном размежевании земель между владельцами» (1846 г.), территория этой общины нашла четкое отображение.9 Примечательно то, что, если сельское жилье показано в массе, то на территории Мельничной общины нанесены отдельные строения, в том числе две ветряные мельницы, которые, очевидно, и дали название обители. Кроме мельниц здесь изображены две пустыньки о. Серафима, перенесенные после его преставления (1833 г.) из Саровского леса. С запада к территории общины примыкало сельское приходское кладбище. К этому времени в общине уже были первые монастырские церкви — Рождества Христова (1829 г.) и Рождества Богородицы (1830 г.), пристроенные по указанию преподобного Серафима к паперти Казанской церкви. Проект церквей был составлен арзамасским городовым архитектором С. И. Соколовым в августе 1827 г. и утвержден строительным комитетом при Министерстве Внутренних дел 19 декабря 1827 г.10 как произошло слияние двух общин — Казанской и Мельничной — в единую Серафимо-Дивеевскую (1842 г.). Строения Казанской общины были перенесены на территорию Мельничной, которая с 1842 г. стала являться центром новой обители. Как видно из плана 1848 г., новая Серафимо-Дивеевская община уместилась на территории бывшей Мельничной не имея каких-либо новых земельных владений.

Ситуация круто меняется в середине XIX в. В 1861 г. общине присваивается статус третьеклассного женского монастыря. К этому периоду относится интересный архивный документ, не фигурирующий в ранних историко-архивных исследованиях по данному вопросу. Это съемка Нижегородской губернии, выполненная под руководством генерала Менде в 1848 — 1862 гг.11 Здесь на плане с. Дивеево показаны уже новые границы обители. Более того, показана Тихвинская церковь 1847 г. постройки, озеро и ветряная мельница. Автор плана не обошел вниманием жилые корпуса на территории монастыря и отметил также, что приходское кладбище переместилось к югу от села. В 1856 г. в монастыре уже была своя кладбищенская церковь — Преображенская, алтарь которой был утроен из дальней пустыньки батюшки Серафима. В 1848 г. состоялось важное событие — закладка Троицкого собора на месте, указанном преподобным. Из-за внутримонастырских несогласий строительство его было начато только в 1865 г. В 1875 г. состоялось освещение главного престола во имя святой Троицы.

Следующей важной вехой в истории монастыря можно и должно считать 1903 г. — год обретения и прославления святых мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Близок к этому времени план с. Дивеева 1899 г.12 Иных архивных графических материалов за период второй половины XIX в. на сегодняшний день не обнаружено, хотя именно в этот временной период монастырь осваивает новые территории к западу, востоку и югу от существующих владений и обретает границы, с которыми живет вплоть до 1917 г. И именно в это время происходит формирование монастыря как архитектурного ансамбля. Строятся Троицкий собор (1875 г.), Игуменский корпус (1885 г.), Александринская школа-приют (1898 г.), Трапезная Александро-Невская церковь (90-е гг.), колокольный корпус (1901 г.) и прочие жилые и хозяйственные корпуса.

Ко времени 1903 — 04 гг. относится абсолютное большинство наглядных исторических материалов: две литографии и ряд фотографий М. П. Дмитриева. Особенный интерес здесь представляют запечатленные элементы благоустройства монастыря того времени, которые не нашли отражения на планах. Так, мы видим, как были посажены деревья, разбиты цветники, поставлены заборы, оформлена Канавка Божией Матери.

Развитие обители достигает своей вершины к 1917 г. О территории монастыря этого времени можно судить по «Плану местности, занимаемой церквями и постройками бывшего Серафимо-Дивеевского монастыря 1925 г.»13 К 1918 г. по проекту архитектора А. Е. Антонова был выстроен, но не освящен, грандиозный Новый зимний собор, завершивший формирование монастырского ансамбля на данный исторический этап. Имеющиеся архивные документы: страховые описи 1910 — 14 гг., план 1925 г. и схема, составленная по воспоминаниям матушки Серафимы Булгаковой, позволяют с достаточной точностью реконструировать территорию обители на 1917 г. Остановимся подробнее на том, что представлял собой монастырь к этой роковой для отечественной истории дате. К этому времени обитель насчитывала десять церквей, пять часовен, восемьдесят четыре жилых (включая мастерские) и сто пятьдесят шесть надворных строений. Огромная территория монастыря была вытянута с запада на восток почти на километр. «Целая область, раскинувшаяся на 3 версты», — по выражению нижегородского преосвященного Иоаникия.14 На востоке она имела прямоугольные границы, а на юго-западной стороне — криволинейные очертания, повторяющие направление дороги из Ардатова в Саров (исключая Казанскую церковь с оградой). Причем, если с севера ограда была бутовая с кирпичными вставками, а с востока и с юга — кирпичная, то с юго-западной стороны она представляла собой дощатый забор. Объясняется это тем, что, по предсказанию батюшки Серафима, территория монастыря должна была развиться на запад вплоть до р. Вичкинзы, включив в себя и Казанскую церковь. Главных ворот в монастыре было двое. Казанские — к северо-востоку от Казанской церкви, и Саровские, расположенные на оси дороги в Саров. Какие ворота были главными — трудно сказать. Рассуждая логически — Казанские, как стоящие примерно на одной оси с колокольней и Троицким собором. Но как осуществлялось движение паломников к ним через явно затесненный проход между оградой Казанской церкви и монастырским забором, остается загадкой. Саровские же ворота, напротив, отличались свободным подходом, и путь от них до соборной площади был обсажен с двух сторон деревьями. Кроме того, было еще пять хозяйственных ворот.

Теперь обратимся к планировочной и объемно-пространственной структуре Серафимо-Дивеевского монастыря того времени.

Матушка Серафима Булгакова пишет в своих воспоминаниях, что монастырь делился на «старую» и «новую» обитель.15 «Старая», по ее словам, занимала юго-западный клин. Место «новой» не обозначено, надо полагать, что к ней относилась вся остальная территория.

Согласиться с таким делением едва ли можно, т. к. «старая» Казанская обитель была куда скромнее по площади, чем юго-западный «клин» территории монастыря. К тому же к началу XX в., кроме келии м. Александры, никаких прочих строений, равно как и фиксированных границ, от Казанской общины не сохранилось, чего не скажешь о Мельничной, границы которой хорошо читаются на планах и местности благодаря Канавке Божией Матери. Надо полагать, что это деление носило чисто символический характер, как дань истории. На самом деле Серафимо-Дивеевский монастырь сложился таким образом, что его территорию можно разделить на следующие части:

1. Западная хозяйственная зона.

2. Административно-культовый центр.

3. Историческое ядро с жилой застройкой в границах Канавки Божией Матери.

4. Восточная хозяйственная зона.

Здесь необходимо отметить, что это деление весьма условное, т. к. зачастую жилье находилось там же, где и производственные и административные площади (Литография, Игуменский корпус, Хлебный корпус, Живописная мастерская и т. п.). В плане анализа планировочной структуры монастыря наиболее интересно рассматривать его центральное административное ядро, т. к. остальные территории не имеют ярко выраженного архитектурно-планировочного замысла.

Можно предположить, что центральный монастырский ансамбль прошел две стадии формирования. Первая стадия сложилась к 1901 г., когда завершилось строительство колокольни, и здесь основным формирующим композицию звеном являлась площадь, непосредственно прилегающая к главному собору, вокруг которой и сгруппировались основные сооружения. Но уже с постройкой Нового собора в 1916 г. ситуация изменяется следующим образом. Теперь центром композиции служит сам Троицкий собор, а вокруг него по условному кольцу расположены Игуменский корпус, Колокольный корпус, Трапезная церковь, Новый собор, Александрийский приют. По второму (столь же условному) кольцу стоят Казанская церковь, шатровая водокачка, Тихвинская церковь и жилые корпуса.

Можно добавить также, что планировка Серафимо-Дивеевского монастыря лишена той линейности, коя присуща монастырским ансамблям периода классицизма и эклектики. А принцип концентрического расположения построек роднит Серафимо-Дивеевский монастырь с некоторыми монастырями средневековой Руси.

Серафимо-Дивеевский монастырь имеет еще одну особенность, о которой необходимо здесь упомянуть и которая хорошо заметна при панорамном обзоре: два столь монументальных собора, стоящих в непосредственной близости один от другого, как бы «спорят» своими активными массами друг с другом о первенстве. И лишь стройная вертикаль колокольни перед Троицким собором дает понять, какой храм является главным в ансамбле.

После революции, а точнее, после закрытия монастыря в 1927 г., стал происходить процесс разрушения монастырского единства. Монастырь утратил южную, западную и восточную ограду (северная сохранилась на 30%). Начался насильственный и агрессивный процесс внедрения светских, мирских структур в монастырскую обитель. Монастырские строения сносились, перестраивались, а, в лучшем случае, приспосабливались новой властью на свое усмотрение. На сегодняшний день из двухсот тридцати шести строений сохранилось лишь двадцать семь. Остальные полностью утрачены.

Наибольшие утраты получила восточная (хозяйственная) часть территории. Достаточно сказать, что здесь сохранилось лишь два монастырских объекта — рига и фрагмент хозяйственного корпуса. В сороковых — пятидесятых годах эта территория получила новую планировку и малоэтажную, преимущественно деревянную, застройку. Средняя часть монастыря пострадала меньше и, главным образом, сохранила свою планировку, особенно в южной и северной частях территории. Внутри же канавки уцелело лишь два монастырских строения — водокачка и каменная рига. Историко-архитектурная среда сильно пострадала здесь в результате возведения каменных зданий (школа, интернат и проч.) в советское время. Наконец, главная часть монастырского ансамбля — центральная — сохранилась практически полностью и лишь «мерзость запустения» воцарилась здесь на долгие годы.

Однако в 1991 г., со вторым обретением св. мощей преп. Серафима, началась новая эпоха в жизни Серафимо-Дивеевского монастыря — эпоха восстановления и реставрации, которая продолжается по сию пору.

Основные даты и события истории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря:

1775 — 79 гг. — возведение в с. Дивеево Казанской церкви стараниями А. С. Мельгуновой;

1780 г. — основание А. С. Мельгуновой Казанской женской общины;

1789 г. — преставление А. С. Мельгуновой;

1826 г. — основание отцом Серафимом Мельничной (девичьей) общины;

1829 г. — постройка церкви Рождества Христова по указанию о. Серафима;

1830 г. — постройка церкви Рождества Богородицы по указанию о. Серафима;

1.01.1833 г. — преставление о. Серафима;

1842 г. — объединение Казанской и Мельничной общины в единую Серафимо-Дивеевскую общину;

1847 г. — постройка Тихвинской церкви;

1848 г. — закладка Троицкого собора;

1856 г. — постройка Преображенской кладбищенской церкви;

10.02.1861 г. — указ Святейшего Синода № 473 о присвоении Серафимо-Дивеевской общине статуса третьеклассного женского монастыря;

1875 г. — завершение строительства Троицкого собора;

1885 г. — постройка Игуменского корпуса;

1890-е гг. — строительство Трапезной Александро-Невской церкви, водокачки, домов для священников;

1901 г. — завершение строительства Колокольного корпуса;

1903 г. — первое обретение мощей и канонизация Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца;

1916 г. — завершение строительства Нового Зимнего собора;

1917 г. — октябрьский переворот в России;

1927 г. — закрытие монастыря и разгон обители;

1988 г. — в с. Дивеево зарегистрирована религиозная община;

1991 г. — утверждены община и устав Серафимо-Дивеевского монастыря;

11.01.1991 г. — второе обретение мощей Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца, начало возрождения обители.




1 Чичагов Л. М. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903.

2 Монахиня Серафима (Булгакова). Дивеевские предания. Совместное издание редакции «Скит» и Ставропольского краевого комитета общества Красного Креста, 1992.

3 ГАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 63 (1842). Л. 263.

4 ГАНО. Ф. 829. Оп. 676а. Д. 309.

5 Личный архив Н. Н. Фроловой.

6 ГАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 63 (1842). Л. 24.

7 ГАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 63 (1842). Л. 263 об.

8 Женские общины в Нижегородской губернии // Журнал Министерства Внутренних Дел. 1847. Ч. 19. С. 281.

9 ГАНО. Ф. 829. Оп. 676а. Д. 299.

10 РГИА. Ф. 1486. Оп. 2. Д. 1639.

11 РГАДА. Ф. 1357. Оп. 2.

12 ГАНО. Ф. 42. Оп. 240. Д. 189.

13 ГАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 54.

14 Церковные ведомости. 1903. № 13. С. 1052.

15 Монахиня Серафима. Указ. соч.