Вверх

Т. Л. Никитина. Надгробный комплекс преподобного Аврамия Ростовского


Преподобный Аврамий Ростовский почитается как основатель и первый архимандрит ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря.1 Мощи его были обретены в период между 1176 т 1212 гг.,2 и с тех пор покоились открыто в монастырском соборе.

Как известно, место почитания мощей святого особо выделялось в храме: мощи полагались в раку — специальный, часто богато украшенный ковчег, который покрывался драгоценной тканью, нередко с изображением святого, над ракой ставилась икона, либо с изображением самого святого, либо каким-то образом связанная с ним (келейная, явленная). В позднее время над ракой сооружалась сень, раку поднимали на постамент и окружали кованой решеткой. Перед мощами возжигались лампады и свечи. Иногда близ раки с мощами сохранялись реликвии, связанные со святым. Все перечисленные предметы составляли совокупность, которую мы обозначаем термином «надгробный комплекс».3

В настоящей работе рассматривается надгробный комплекс преподобного Аврамия Ростовского. Источниками для исследования послужили монастырские описи XVIII и XIX вв.,4 описания монастыря, составленные архимандритом Иустином и А. А. Титовым, описание новой раки преподобного,5 ряд архивных документов советского периода, связанных с изъятием ценностей,6 и натурные данные.

Во многовековой истории этого комплекса можно выделить несколько периодов. Первый из них, древнейший, начинается с момента обретения мощей преподобного и охватывает несколько столетий до времени построения каменного собора. Об этом периоде, за отсутствием источников, мы можем судить лишь предположительно. Несомненным является только то, что мощи по обретении были перенесены в собор и там поставлены и почитаемы. От первоначального надгробного комплекса сохранился лишь один памятник — известный медный крест с изображением Распятия7 (рис. 1). О принадлежности креста к надгробному комплексу сообщает предание, свидетельствующее о том, что в XVI в. крест был завершением «трости Богословли», и посох этот находился при гробе, а возможно и в самой раке с мощами.8

Второй период начинается в 1554/55 г., когда на месте старого монастырского собора был поставлен новый, каменный, сооруженный на пожертвования Ивана Грозного. В этом соборе был устроен во имя преподобного особый придел, увенчанный каменным шатром, с южной стороны соборного алтаря. В южной стене придела имеется ниша-аркасолий, которая и предназначалась для установки раки с мощами.9 На склонах арки сохранились остатки орнаментальной росписи и следы подтески кладки для удобства открывания крышки раки. По этим следам можно судить о размерах раки. От этого периода сохранилось несколько покровов с изображением преподобного.10

Третий период в истории надгробного комплекса отмечен перемещением раки с мощами из аркасолия в специально подготовленный арочный проем, соединяющий пространство придела с пространством соборного алтаря. Когда осуществилось это перемещение, по сути дела, перенесение мощей, неясно. В 1730 г. монастырь сильно пострадал от пожара, и потребовались крупные восстановительные работы. В ходе этих работ Богоявленский собор и придел преп. Аврамия в 1736 г. получили стенную роспись, которая покрывает и склоны арки проема, в котором находилась рака. Можно предположить, что проем для раки был подготовлен (пробит вновь или растесан существовавший) в промежутке между 1730 и 1736 гг., однако в сохранившихся документах, связанных с восстановлением собора, нигде не упоминается о перенесении мощей. Видимо, в 1730 г. проем уже существовал. Это предположение подтверждают натурные данные — на архивольте под слоем штукатурки с живописью 1736 г. находится слой известковой обмазки, изрядно закопченной.11 Возможной датой возникновения нового надгробного комплекса, по-видимому является 1709 г., когда придел преподобного Аврамия вновь освящался в весьма торжественной обстановке митрополитом Димитрием Ростовским.12 Этот новый комплекс был уничтожен или поврежден пожаром и в 1730-е гг. восстанавливался.

Наиболее ранним из дошедших до нас документов, фиксирующих облик надгробного комплекса, является Опись ризничным и церковным вещам 1775 г.13 Местонахождение раки в описи не конкретизировано («в той же церкви»), сама рака характеризуется довольно бегло: «рака на ношках оловянных серебреная чеканная золоченая продувным золотом». Опись отмечает отдельные предметы внутри раки — возглавие («под главою подушка глазету золотнаго обложена гасом серебреным») и три покрова, из которых два находились внутри раки на мощах, и один покрывал раку сверху. Наружный покров и один из внутренних имели лишь изображение креста. Второй внутренний покров «отласу зеленого» был лицевым — «на нем образ преподобного писан красками, венец и риза шито золотом и серебром». Более подробно описана надгробная сень: «сень резная деревянная золочена червонным золотом, на ней лица резные живописные Господа Саваофа да Спасителя и ангелов, да лица херувимов и серафимов. По сторонам две кароны с протчею разною резбою. Во оной сени четыре клейма, в клеймах писано живописью из жития и чудес преподобного». Под сенью у возглавия раки над мощами находилась икона Благовещения, а «по другую сторону» (видимо, у изножья) — девять икон в одном киоте. Опись перечисляет эти иконы, подробно описывая их богатое убранство — оклады, венцы, цаты, подвески и серьги, ожерелья и поручи. Состав икон следующий: 1) Нерукотворенный Образ, 2) Богоматерь Казанская, 3) Богоматерь Знамение, 4) Богоматерь Знамение, 5) Богоматерь Владимирская «с предстоящими апостолы Петром и Павлом и протчими святыми», 6) Николая Чудотворца можайского, 7) Моление ростовских чудотворцев, 8) Воскресение Христово, 9) Богоматерь Всем Скорбящим Радость. Светильник перед мощами описан всего один — медная посеребренная лампада.

Описание резной сени с раскрашенными скульптурными изображениями позволяет датировать ее послепожарными 1730-ми гг., поскольку известно, что обновленный в эти же годы иконостас Богоявленского собора также был украшен резными деревянными фигурами ангелов.14 К началу XIX в. эти скульптурные изображения были убраны и с иконостаса, и с надгробной сени, и хранились в ризнице до 1839 г., когда были уничтожены.15

Из той же описи видно, что в ризнице хранились еще два лицевых покрова на раку преподобного: первый шитый шелком по голубому атласу, второй шитый «золотом и серебром, в возглавии обшито штофом вишневым с травами золотными и разных шелков».16

В дополнениях к Описи имеется запись, сделанная в 1776 или 1777 г., об изготовлении резного деревянного «клейма"-киота для установки близ раки древнего креста, почитавшегося снятым с жезла, полученного преподобным от апостола Иоанна Богослова.17 До установки в киоте крест употреблялся как напрестольный в Аврамиевском приделе.18 По сторонам креста в предстоянии были изображены Иоанн Богослов и преп. Аврамий, резьба была позолочена «червонным красным золотом и местами роскрашено разными красками». Тогда же у киота была сооружена металлическая решетка.

В более поздних (с середины XIX в.) описях и описаниях надгробного комплекса отмечен еще один элемент его — шапка, почитавшаяся в народе принадлежавшей преподобному (рис. 2). Почитание реликвии отметил в своем описании монастыря архимандрит Иустин, упомянув, что «усердные богомольцы просят возлагать эту шапку на их главы в твердом уповании на ходатайство за них пред Богом преподобного».19 Шапка эта была невысокая, расшитая по камке золотом изображениями херувимов и голгофских крестов.20 Помещалась шапка сначала на крышке раки, в ногах, под стеклянным колпаком, позднее для нее изготовили особую подставку.

Происхождение этой шапки, ее датировка и время установки у мощей неясны. Сама шапка, находившаяся у мощей, по-видимому, до самого закрытия собора в 1929 г.,21 в акте освидетельствования мощей 1929 г. не упоминается и в фонды Ростовского музея не поступала. В заметке составителя описи середины XIX в. высказывается предположение, без всякого, впрочем, обоснования, что шапка эта была приложена к мощам митрополитом Ионою Сысоевичем.22

В 1851 г. тщанием ростовского купца М. М. Плешанова вокруг раки преподобного была устроена медная решетка.23

В 1857 г. монастырь заключил контракт с известным петербургским мастером-серебряником Ф. А. Верховцевым на изготовление новой раки для мощей преп. Аврамия.24 Работа продолжалась три года, и в 1860 г. рака была доставлена в монастырь и установлена в соборе в ожидании освящения.25 Новая рака сразу привлекла внимание публики, в печати появилось ее описание, отмечающее мастерство, тонкость и тщательность отделки.26

Торжество переложения мощей в новую раку совершилось 29 июня 1862 г.27

Рака была выполнена из серебра 84-й пробы, имела размеры в длину 2 аршина 15 вершков и в высоту 14 3/4 вершков, и вес 4 пуда 11 фунтов и 28 золотников. Боковые стенки и крышка раки были серебряными позолоченными, нижняя доска кипарисной. На крышке раки помещалось рельефное изображение фигуры преп. Аврамия в митре и облачении архимандрита, со сложенными на груди руками и закрытыми глазами, покоящегося на возглавии. Одежды были богато отделаны, чеканка имитировала жемчужные украшения, золотное шитье и парчу. На митре преподобного был вычеканен Деисус, на епитрахили чеканные кресты чередовались с изображениями херувимов. Судя по гравированному изображению раки,28 изображение преподобного располагалось с внутренней стороны крышки. Как выглядела наружная сторона, остается неизвестным. (Рис. 3)

На боковых стенках раки размещались рельефные изображения сцен жития преп. Аврамия: на южной, обращенной к богомольцам, продольной стороне «Сокрушение идола Велеса», на северной продольной стороне «Преставление преп. Аврамия», на западной торцовой стороне (в возглавии) «Явление преп. Аврамию Иоанна Богослова», на восточной торцовой «Беседа Аврамия с иноком». Судя по описанию в «Ярославских Епархиальных ведомостях», рельефы отличались большим количеством деталей, передавались и разнообразные чувства на лицах персонажей, изображались нарядные одежды, различная утварь, пейзажи на заднем плане картин. Рельефы на боковых сторонах занимали почти всю поверхность стенок, разворачиваясь по горизонтали, и были обрамлены завитками рокайльного орнамента. Подобные же гирлянды прикрывали боковые грани раки. Узорными были сделаны и четыре ножки, на которые опиралась рака. Верхний карниз, на который опиралась крышка, поддерживался по углам своеобразными кариатидами-херувимами, изящные головки которых исполнены были наиболее объемно, представляя собой почти круглую скульптуру.

После создания новой раки старая не была упразднена, хотя первоначально это, видимо, предполагалось, и в контракте с Ф. Верховцевым было записано, что серебро старой раки пойдет в уплату за его работу.29 Однако вскоре намерения мастера или заказчика изменились, и к тексту контракта была сделана приписка: «Со старой раки Угодника Божия Аврамия Ростовского чудотворца серебра разной пробы весу 50 ф. 68 зол. Цена за фунт по 17 р. сер. Итого на сумму 862 р. сер. Означенное серебро остается на прежней раке, а вместо онаго серебра я согласен получить деньги 862 р. сер. И оные деньги я получил 862 р. сер. Серебряных дел мастер Федор Верховцев».30 Таким образом старая рака была сохранена и после переложения мощей из нее перенесена во Введенскую церковь и поставлена там за левым клиросом.31

В таком виде надгробный комплекс без особенных изменений просуществовал до 1922 г. В июле этого года в ходе кампании по изъятию церковных и монастырских ценностей обе раки были изъяты, серебряные оклады с них сняты, деревянные корпуса возвращены общине.32 В деревянной раке мощи оставались на своем месте до 1929 г., когда община перестала существовать, и Богоявленский собор перешел в ведение Ростовского музея. В фонды музея поступили и мощи преп. Аврамия. От этого времени сохранился акт обследования мощей в соборе комиссией, включавшей представителей музея и ЖАКТа, занимавшего монастырские здания.33 В акте этом зафиксировано до мельчайших деталей состояние раки с мощами, перечислены все предметы, находящиеся в ней, описаны и сами святые мощи. Акт датирован 7 или 17 числом 1929 г. По-видимому, вскоре после этого времени мощи были перенесены в музей, где поместились на долгое время в экспозиции антирелигиозного отдела, и надгробный комплекс, утратив важнейшие свои части, фактически перестал существовать.


Приложение 1.


Контракт на изготовление серебряной раки преподобного Аврамия Ростовского.34

Л. 24. 1858 года мая 17 дня я нижеподписавшийся Санкт-Петербургский купец золотых и серебряных дел мастер Федор Андреев Верховцев заключил сей контракт с настоятелем Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря Архимандритом и кавалером Антонием с разрешения Ярославского Епархиального начальства в том, что я Верховцев подрядился устроить новую серебряную раку в тот монастырь для положения в оной Святых мощей Преподобного Архимандрита Аврамия Ростовского Чудотворца в тамошней обители почивающего с изображением на оной раке чудес сего Угодника божия на следующих условиях: 1 — Означенная рака должна иметь с четырех сторон доски серебряные, а нижнюю кипарисную и быть следующих размеров: длиною 2 ар. 15 вершков, вышиною в 14 вершков и 3/4, впрочем, высота раки может быть большей и меньшей, смотря по надобности. 2 — Каковую раку обязываюсь я устроить согласно данному мне утвержденному Епархиальным начальством рисунку из собственного материала. 3 — Устройство раки,

Л. 24 об. со всеми ея орнаментами, рельефами и надписями, какие мне даны и какия имеются на плане раки, должно быть произведено с надлежащею отчетливостью чеканной художественной работы. Надписи должны быть резные согласно с данным рисунком. 4 — За материал — серебро, которого пробы 84-й потребно 4 п. 10 ф., за работу, позолоту верхнего образа чрез огонь и с рисунками, монастырь имеет уплатить мне 7650 р. сер., полагая то есть за 1 ф. серебра по 45 р. сер. 5 — за материалы кипарисные с устройством оных и устроение внутренности раки бархатом монастырь не платит ничего: это принимается мною на свой счет. 6- Следующие мне за сделание раки деньги в количестве 7650 р. сер. получить мне по совершенном ея устроении, доставке в упомянутый Ростовский Богоявленский монастырь и по установке оной где следует. 7 — Серебро на старой раке, в которой почивают Святые мощи Угодника Божия Аврамия, по проведении оного в 84-ю пробу должно поступить мне в уплату 7650 р. сер., следующие за устроение новой раки в том случае, когда 1 ф. таковаго переведеннаго серебра.

Л. 25. поставлен будет 20 р. сер. Обязываюсь принять в уплату от монастыря и золото, сколько его окажется по снятии со старой раки под тем только условием, когда золотник оного поставлен по 3 р. 75 коп. сер. 8 — Срок для устроения раки назначается трехгодичный, считая оный со дня заключения сего контракта. Впрочем, оной может быть и сокращен, смотря по обстоятельствам и средствам монастыря, с которым сей контракт заключается. 9 — Доставка новой раки куда следует, установка оной на своем месте должным образом, равно издержки при заключении на гербовую надлежащего достоинства бумагу и уплата пошлин при засвидетельствовании контракта у нотариуса мною принимаются на собственный счет. 10 — Настоящий контракт по утверждении с той и другой стороны взаимною подписью — подлинный имеет быть в монастыре, а мне получить с оного за надлежащим засвидетельствованием копию.


Федор Верховцев.


Архимандрит Антоний.


Нотариус М. Успенский в Санкт-Петербурге.

Л. 25 об. Со старой раки Угодника Божия Аврамия Ростовского Чудотворца серебра разной пробы весу 50 ф. 68 зол. Цена за фунт по 17 р. сер. Итого на сумму 862 р. сер.

Означенное серебро остается на прежней раке, а вместо оного серебра я согласен получить деньги 862 р. сер. Серебряных дел мастер Федор Верховцев.


Приложение 2.


Акт.35

Л. 61. Составлен 7-го сентября 1929 года Комиссией по вскрытию раки с мощами преп. Авраамия в составе: представителей от Музея тт. Гусева и Дмитриева и представителя ЖАКТа «Красный Текстильщик» т. Репного.

Сего 17-го сентября нами было произведено вскрытие мощей преп. Авраамия, находящихся в соборе быв (шего) Авраамиевского монастыря, вследствие ликвидации общины верующих и перехода собора в ведение Музея. При вскрытии оказалось, что:

1) Рака помещается под аркой, сообщающей диаконник главного алтаря с южным приделом.

2) Рака деревянная, прямоугольной формы, окрашена серебряной краской.

3) Внутри на крышке раки находится шитое золотом по красному бархату изображение Авраамия. Мощи закрыты пеленой с вышитым изображением Авраамия. Изображение лика утрачено. Пелена обложена гирляндой бумажных цветов. У груди лежит металлический крест и Евангелие.

4) По удалении пелены в раке оказался гроб — дубовый, обитый в части изголовья красным бархатом.

5) Гроб прикрывает пелена парчевая, золотая, вытканная крупными цветами, под ней находятся:

6) Небольшое оглавие, вышитое разноцветным шелком.

7) Пелена парчевая, золотая, вышитая цветами.

8) На пелене лежит нательный крест на розовой ленточке.

9) Воздух.

10) Оглавие ватное красного шелка, вытканное белыми цветами, орлами и хризмами.

11) Пелена шелковая, голубая.

12) Пелена красного шелка с вышитыми золотыми нитками цветами и изображением Авраамия в изголовии, под ним «Деисус».

13) Под последней пеленой лежат окутанные желтым шелковым архиерейским облачением мощи, под головой две подушки, голова окутана желтым шелковым платком.

14) Под облачением схима.

15) На схиме у груди лежит кипарисовый крестик.

16) Под мощами золотая парчевая пелена.

17) Под схимой, окутанные двумя ветхими тряпками и мардлей (руки) находятся кости, остатки толстой кожи в ногах и вязанный из ремней крестик.


Представители Музея


Гусев


Дмитриев


Представитель ЖАКТа «Красный Текстильщик» Репнов




1 О монастыре и его памятниках существует довольно обширная литература церковно-исторического и искусствоведческого характера. Назовем лишь некоторые работы: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 60 — 66; Иустин, архим. Описание Ростовскаго Богоявленскаго Авраамиева мужескаго второкласснаго монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Титов А. А. Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад, 1894; Титов А. А. Ростов в его церковно-археологических памятниках. М., 1911; Эдинг Б. Н. Ростов Великий. Углич. М., 1913. С. 64 — 65; о преп. Аврамии и житии его см.: Макарий, митр. История Русской Церкви. Спб., 1868. Т. 1. С. 261 — 265 и 269 — 273; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 26 — 37; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. Ч. 2. С. 762 — 775; Соколов М. И. О редакциях жития Авраамия Ростовского // Труды 8-го Археологического съезда. М., 1895. Т. 2. С. 236 — 241.

2 Известие об обретении мощей содержится в рукописи, содержащей службу и житие преподобного, принадлежавшей Авраамиеву монастырю (ГМЗРК. Р-162. Л. 54 об. — 55).

3 Название не совсем точно, вернее было бы «гробовой комплекс» по аналогии с сочетанием «гробовой иеромонах».

4 РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 50 (опись 1775 г.); ед. хр. 157 (опись 1804 — 1808); ед. хр. 200 (опись 1808 г.); ед. хр. 308 (опись 1838 г.); ед. хр. 354 (опись 1853 г.).

5 О новой раке для почивания мощей преп. Аврамия Ростовского чудотворца // ЯЕВ, 1861. Ч. неоф. С. 452 — 454 (перепеч. из журнала «Странник», 1861, № 9).

6 ГМЗРК. А-1033.

7 О кресте см.: Пуцко В. Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 96 — 104.

8 Первоисточником известия о взятии Грозным посоха является текст третьей редакции жития преп. Аврамия, где читается: «Ко освящению же святых церквей, со святыми иконами корсунскими, и со всею церковною утварию, сам царь прииде, со образы и книгами, и божественными службами церковь Божию украси, яко невесту Христову, и молебная совершив, и у чудотворца Аврамиа из (выделено мною. — Т. Н.) гроба Богословлю трость взя, на одоление Казанскаго царства, да тако и бысть взята Казань» (ГМЗРК. Р-162. Л. 56 об.). Позднее в монастырской описи 1775 г. упоминается крест, «который оттерт от трости преп. Аврамиа» (РФ ГАЯО. Ф. 232. Ед. хр.50. Опись церковным м ризничным вещам 1775 г. Л. 7 об.).

9 Аналогичные ниши в южной стене с расположенным над ними окном имеются в ростовском Успенском соборе (аркасолий св. Леонтия) и в ц. Вознесения (аркасолий блаж. Исидора). См.: Мельник А. Г. О церкви Вознесения в Ростове // Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 26.

10 Вахрина А. Л. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. 8. С. 113 — 128.

11 Приношу благодарность А. Г. Мельнику за консультацию.

12 Известие об освящении придела содержится в «Диариуше» святителя Димитрия под 1709 г. (Древняя Российская Вивлиофика. М., 1774. Т. 6. С. 407).

13 РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 50. Опись церковным и ризничным вещам 1775 г. Л. 9 — 10.

14 Там же. Ед. хр. 200. Опись церковным и ризничным вещам 1808 г. Л. 2 об.

15 Там же. Л. 2 об.

16 Там же. Ед. хр. 50. Л. 21 об. — 22.

17 Там же. Л. 50 об.

18 Там же. Л. 7 об.

19 Иустин, архимандрит. Указ. соч. С. 39.

20 В описании монастыря архимандрита Иустина имеется описание шапки, однако оно не соответствует действительности. У мощей находилась другая шапка, изображение которой дошло до нас благодаря воспроизведению ее, опубликованному М. В. Толстым (Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860. Вкладка).

21 Она упоминается в описи 1928 г. (ГМЗРК. А-1033. Л. 7).

22 РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 354. Опись церковных и ризничных вещей 1853 г. Л. 66 об.

23 ГМЗРК. Р-536. Книга для записок о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря. Л. 36 об.

24 РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 273. Контракты, заключенные монастырем с разными лицами. Л. 24 — 25.

25 Иустин, архимандрит. Ростовский Богоявленский Аврамиев монастырь // ЯЕВ. 1861. Ч. неоф. С. 391 — 392.

26 «Странник», 1861, № 9; ЯЕВ, 1861. Ч. неоф. С. 452 — 454.

27 Торжество переложения святых мощей преп. Аврамия Ростовского чудотворца, из прежней раки в новую, бывшее в Ростовском Богоявленском Аврамиевом монастыре 29-го июня 1862 года // ЯЕВ, 1862. Ч. неоф. С. 291 — 295.

28 Титов А. А. Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь… С. 51.

29 РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 273. Л. 24 об.

30 Там же. Л. 25 об.

31 Титов А. А. Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь… С. 53.

32 ГМЗРК. А-1033. Л. 49 об.

33 ГМЗРК. А-177. Л. 60, 61.

34 РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 273.

35 ГМЗ «Ростовский Кремль». А-177.


← Назад | Вперед →