Вверх

Н. Н. Бахарева. Изучение и государственная охрана монастырских комплексов в Нижегородской области

Накануне революции 1917 г. в Нижегородской Епархии числилась тридцать одна монастырская обитель (восемь мужских и двадцать три женских). Это были самые разнообразные по истории возникновения и развития монастыри от древнейших, основанных, по летописям, в ХII-ХIII столетиях, до общин, возникших уже в начале XX в.1

Ранние монастыри, основанные в ХII-XVI вв., бывшие изначально деревянными, дошли до нашего столетия в каменных архитектурных ансамблях XVII в., дополнявшихся в ХVIII-ХIХ вв. отдельными постройками (Благовещенский и Печерский в Нижнем Новгороде, Макарьевский Желтоводский Троицкий, Арзамасский Спасо-Преображенский), а также в комплексах ХVIII-ХIХ вв. (Федоровский Городецкий, Арзамасский Никольский, Нижегородский Крестовоздвиженский). За долгую историю этих древних обителей монашеская жизнь в некоторых из них на время пресекалась, а затем вновь возобновлялась, иногда на новом месте. До начала XX в. продолжали свою деятельность основанные в ХVII в. Оранский Богородицкий, Арзамасский Алексеевский Новодевичий и Троицкий Островоезерский монастыри (из них лишь последний сохранял архитектурный ансамбль ХVII в.), а также возникший в петровское время Арзамасский Высокогорский Воскресенский монастырь.

В XIX в. в Нижегородской Епархии появилось шестнадцать новых монашеских общин (все женские). Особую группу среди них составляли десять обителей, основание которых исторически или легендарно связано с именем Преподобного Серафима Саровского. Наиболее известны СерафимоДивеевский Свято-Троицкий и Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастыри, в которых процветали художественные ремесла. По благословению отца Серафима был возобновлен Спасо-Зеленогорский монастырь на месте упраздненной в 1764 г. мужской Спасо-Белогорской обители ХVII в. Следует отметить появление в губернии двух единоверческих монастырей (Осиновского Крестовоздвиженского и Медведевского Покровского) в связи с большим числом старообрядцев, проживавших в Керженском Заволжье.

В начале XX в. в Нижегородской Епархии появились еще четыре монашеские общины. Одна из них мужской единоверческий Керженский Благовещенский монастырь; остальные общины были женскими. Среди последних примечательно возобновление Маровского Крестовоздвиженского монастыря на месте Крестомаровской Воздвиженской мужской обители ХVII в., разоренной во время Пугачевского восстания.

Разумеется, далеко не все монастыри, возникшие во второй половине ХIХ нач. XX вв., смогли сформировать на своих территориях архитектурные ансамбли. В то же время в губернии продолжали существовать и использоваться качестве приходских церквей сохранившиеся после упразднения в 1764 г. ряда обителей бывшие монастырские храмы (храмовый комплекс ХVI-ХVIII вв. Покровского монастыря и Христорождественская церковь ХVII в. в г. Балахне, Успенская церковь ХVII в. бывшего Амвросиева Дудина монастыря, Казанская церковь ХVIII в. в с. Лысково).

После революции 1917 г. все нижегородские монастыри были закрыты.

В советский период границы Нижегородской (Горьковской) области неоднократно менялись. На сегодняшний день на ее территории находится ряд монастырских ансамблей, отошедших от других Епархий: Владимирской (Флорищева Пустынь, ХVII в.), Тамбовской (Саровская Пустынь, ХVIII в.) и Костромской (единоверческие Троицкий Белбажский и Высоковский Успенский монастыри, XIX в.).

К началу 1990-х гг. была обследована и поставлена на государственную охрану лишь небольшая часть сохранившихся монастырских комплексов. Естественно, это были наиболее ценные объекты. В 1960 г. статус памятников архитектуры республиканского значения получили :

— ансамбль памятников ХVII, ХIХ вв. Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, основанного одновременно с городом в 1221 г.;

— ансамбль памятников ХVII-ХIХ вв. Печерского Вознесенского монастыря в Нижнем Новгороде, основанного в 1329 г. (перенесен после оползня в 1597 г. на новое место);

— ансамбль памятников ХVII, XIX вв. Макарьевского Желтоводского Троицкого монастыря на Волге, основанного в 1435 г. (в ХV в. обитель была разорена казанскими татарами и возобновлена в ХVII в.; на месте упраздненной в 1867 г. мужской обители в 1882 г. образовалась женская община);

— ансамбль памятников ХVII ХIХ вв. Флорищевой Пустыни;

— отдельные монастырские объекты Спасо-Преображенский собор ХVII в. в г. Арзамасе, Никольская церковь (1552 г.), Покровская и Христорождественская (ХVII в.) церкви в г. Балахне, колокольня (ХVII в.) Спасо-Зеленогорского (Белогорского) монастыря.

В 1983 г. этот список был дополнен рядом памятников архитектуры областного значения, куда вошли комплексы памятников ХVIII-ХIХ вв. Никольского и Спасо-Преображенского монастырей в г. Арзамасе, а также ансамбль эпохи классицизма (1800−1835 гг.) Высоковского Успенского монастыря.2

Причины, по которым круг взятых под государственную охрану монастырских комплексов был ограничен, достаточно очевидны. Не принимались во внимание памятники, находившиеся в аварийном или руинированном состоянии, хотя подчас и весьма ценные (например, объекты ХVII в. Амвросиева Дудина и Троицкого Островоезерского монастырей). Ряд объектов имели режимный характер использования и были практически недоступны для исследований. Кроме того, за значительной группой поздних монастырских ансамблей не признавалась историко-архитектурная ценность в связи с бытовавшим вплоть до 1980-х гг. неоднозначным отношением к наследию второй половины ХIХ — нач. ХХ вв.

В 1992 г. в структуре Администрации Нижегородской области был создан специально уполномоченный государственный орган Комитет по охране историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Его создание дало новый импульс к более активному изучению наследия области и определению новых подходов к организации государственной охраны памятников истории и культуры, в том числе культовых.

Одним из первых нормативных документов, подготовленных Комитетом, стало «Положение о порядке передачи религиозным организациям культовых зданий, сооружений и архитектурных комплексов»,4 несколько лет восполнявшее на территории области лакуну в федеральном законодательстве. На момент утверждения этого акта на государственном учете состояло около двухсот культовых объектов, в то время как по предварительным оценкам их сохранилось более семисот. В связи с невозможностью в краткое время провести их обследование, все культовые объекты области (не списочно, а типологической группой, включая монастырские кельи, хозпостройки, дома причтов и т. п.), построенные до 1925 г., были объявлены объектами историко-культурного наследия и, таким образом, исключены из процесса приватизации госимущества светскими предприятиями и организациями. Далее последовала работа по индивидуальному изучению культовых объектов, в т. ч. монастырских ансамблей.

В 1993 г. в области вышел ряд нормативных актов, касающихся государственной охраны архитектурного наследия монастырей. Были объявлены памятниками областного значения ансамбли Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде,5 Саровской Пустыни6 и Серафимо-Дивеевского Свято-Троицкого монастыря.7 В отношении двух последних Нижегородская область ходатайствовала перед Правительством Российской Федерации о придании им статуса памятников архитектуры федерального (общероссийского) значения. Специальным актом были утверждены границы зон охраны Серафимо-Дивеевского монастыря и режимы их содержания, регулирующие градостроительную и хозяйственную деятельность, введено и наполнено юридическим содержанием новое понятие «земли историко-культурного назначения» в отношении территории в исторических границах монастыря, на которой закреплено приоритетное право монастырской общины на приобретение зданий и земельных участков.8 Впервые была введена новая категория объектов государственной охраны «достопримечательные места» в отношении мест религиозного поклонения источников и пустынек Преподобного Серафима Саровского.

В 1994 г. объявлены памятниками архитектуры областного значения два сохранившихся корпуса XIX в. Федоровского Городецкого монастыря,9 первой православной обители в Низовских землях, основанной в ХП в. и возрожденной на новом месте в 1700 г. после трех веков небытия. Поставлен на государственную охрану также ансамбль Выксунского Иверского монастыря XIX в., а его территории присвоен статус земель историко-культурного назначения с введением режима ее содержания.10

С 1994 г. практически все нормативные акты области, касающиеся комплексных объектов (монастырей, скитов, усадеб и т. п.), сопровождаются объявлением их территорий землями историко-культурного назначения, закреплением границ и утверждением индивидуальных режимов их использования. В отношении монастырских комплексов, как правило, устанавливаются условия поэтапной передачи зданий религиозным организациям Русской Православной Церкви, реставрации памятников архитектуры, поэтапного сноса или реконструкции дисгармоничных объектов, археологического надзора при проведении земляных работ, а также вводятся запреты на строительство сооружений, нарушающих исторический облик ансамблей, прокладку инженерных коммуникаций по территориям монастырских некрополей и ряд других требований.

В 1995 г. Указом Президента Р. Ф. ансамблям Саровской Пустыни и Серафимо-Дивеевского монастыря был присвоен статус памятников федерального общероссийского) значения.11 Тогда же законодательным актом Нижегородской области были поставлены на государственную охрану объекты и территории Амвросиева Дудина монастыря, основанного в 1445 г. (сооружения ХVII, нач. ХХ вв.), Оранского Богородицкого монастыря, заложенного в 1634 г. (архитектурный ансамбль XIX в.), Николаевского Георгиевского Абабковского и Дальне-Давыдовского монастырей, образованных в XIX в. (архитектурные комплексы ХIХ — нач. ХХ вв.) Кроме того, статус земель историко-культурного назначения со специальным режимом использования получила территория острова Ворсменского озера, где в ХVП в. князьями Черкасскими был построен Островоезерский Троицкий монастырь, от которого в настоящее время остался лишь руинированный келейный корпус.12

В настоящее время идет работа над проектами документов о принятии на государственную охрану ансамблей Арзамасского Алексеевского Новодевичьего, Троицкого Белбажского и Серафимо-Понетаевского монастырей, а также об утверждении границ охраняемых территорий Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде, Никольского и Спасо-Преображенского монастырей в г. Арзамасе.

К сожалению, в процессе проводимых исследований часто приходится констатировать утрату в послереволюционный период ряда объектов монастырских ансамблей, в том числе храмов. На вновь застроенной территории Ардатовского Покровского монастыря, основанного Серафимом Саровским, уцелел лишь один келейный корпус. Не сохранилось никаких построек упраздненных после революции Ягодинского Введенского, Кутузовского Богородицкого, Лукояновского Тихоновского, Маровского Крестовоздвиженского монастырей ХIХ — начала ХХ вв.

Принятие на государственную охрану дошедших до наших дней монастырских комплексов, конечно, само по себе не решает сложных проблем их восстановления и реставрации, однако позволяет предотвращать рукотворные разрушения и грубое вторжение на монастырские территории нового строительства, а также открывает перспективу бюджетного финансирования ремонтно-реставрационных работ.


Помимо изучения архитектурного наследия, в области проводятся и археологические исследования древних монастырей. За последние годы осуществлены раскопки на территориях Покровского монастыря в г. Балахне,13 Саровской Пустыни, Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде.14 Закладывались археологические шурфы на участках Воскресенского монастыря в г. Павлове и Христорождественского монастыря в г. Балахне. В 1996 г. планируются исследования культурного слоя на месте первоначального расположения Нижегородского Печерского монастыря, а также Троицкого Островоезерского и Амвросиева Дудина монастырей.

На сегодняшний день в Нижегородской Епархии возобновлены семь монастырей (три мужских и четыре женских). Передача монастырским общинам их исторических строений, как правило, заселенных в советский период жителями и занятых различными организациями, конечно, связана с рядом серьезных проблем. Тем не менее, областная администрация достаточно успешно их решает, избрав политику не конфликтов, а контактов с религиозными организациями. В соответствии с реализуемым руководством области принципом безусловного признания приоритетного права религиозных организаций на культовые объекты, монастырским общинам переданы комплексы Макарьевского Желтоводского Троицкого, Нижегородского Печерского Вознесенского, Оранского Богородицкого и Абабковского Николаевского Георгиевского монастырей. Несмотря на ряд сложностей, идет поэтапное высвобождение и передача объектов Нижегородского Благовещенского, Серафимо-Дивеевского Троицкого и Арзамасского Никольского монастырей. Кроме того, до образования монастырских общин в пользование приходским объединениям передан ряд объектов Флорищевой Пустыни, Выксунского Иверского и Нижегородского Крестовоздвиженского монастырей.

В области предусматривается бюджетное финансирование ремонтно-реставрационных работ на наиболее ценных памятниках архитектуры, переданных Русской Православной Церкви. Так, в 1995 г. велись крупные реставрационные работы в Макарьевском монастыре (инженерное укрепление аварийной колокольни, реставрация монументальной живописи в Троицком соборе), Флорищевой Пустыни (противоаварийные работы на Троицкой церкви, укрепление оползневого склона), Нижегородском Благовещенском монастыре (реставрация кровель игуменского корпуса, археологические исследования при откопке фундаментов ограды), а также шла разработка генеральных планов Серафимо-Дивеевского и Нижегородского Печерского монастырей.

Особое место занимают проблемы возрождения Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря, учитывая его исключительное значение как одного из духовных центров Православия.

В 1992 г. был разработан новый генеральный план с. Дивеева с учетом его значения как центра православного паломничества. Комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области был выполнен историко-архитектурный анализ, определены охранные зоны монастыря. Новая градостроительная концепция генплана заключалась в восстановлении монастыря в границах по согласованию с Нижегородской Епархией, поэтапном выводе светских учреждений и жилья с территории монастыря на новые площадки, развитии инфраструктуры села с ориентацией на паломнический туризм.

В 1995 г. был разработан генеральный план Серафимо-Дивеевского монастыря в исторических границах, предусматривающий восстановление функционального зонирования, адаптацию построек советского периода к монастырским нуждам, снос дисгармоничных построек и восполнение утраченных объектов, восстановление святыни Канавки Божией Матери с выводом сетей и коммуникаций.

В настоящее время монастырю переданы два собора, комплекс Казанской Рождественских церквей, колокольный, вратницкий, часть игуменского корпуса и еще несколько объектов.

На основе генпланов села и монастыря администрацией области разрабатывается проект федеральной целевой программы возрождения Серафимо-Дивеевского монастыря до 2000 г. для представления на рассмотрение в Правительство Р. Ф..

Наш рассказ был бы неполным без упоминания историко-культурного наследия старообрядчества в Нижегородском крае, выходцы из которого сыграли весьма заметную роль в исторической драме, известной как раскол Русской Церкви. Достаточно упомянуть хотя бы тот поразительный факт, что наиболее выдающиеся идеологии противоборствующих сторон патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский и ряд других видных деятелей раскола родились в «пределах Нижегородских». Старообрядческие скиты появились в Нижегородском крае во второй половине ХVII в. К началу ХVIII в. керженские леса становятся одной из крупнейших в России колонией «раскольничьих» скитов, которых насчитывалось несколько десятков. В первой трети ХVIII в., благодаря стараниям Нижегородского епископа Питирима, почти все заволжские скиты были уничтожены, за исключением Оленевского и Шарпанского. Но в связи со смягчением государственной политики после 1762 г., число скитов в Семеновских лесах к концу ХVIII в. достигло пятидесяти четырех. При Николае I вновь усилились гонения на старообрядцев. В 1853 г. вышло высочайшее повеление о ликвидации скитов и переселений их жителей в один скит Улангерский. Однако правительственные предписания не смогли уничтожить скитскую жизнь тайные обители продолжали существовать. После указа 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцы были уравнены в правах с лицами инославных исповеданий и получили возможность легально строить молитвенные здания, школы и устраивать кладбища.

На территории Нижегородской области на сегодняшний день существует лишь один старообрядческий скит со сложившимся архитектурным комплексом рубежа ХIХ-ХХ вв. Малиновский, известный по документальным упоминаниям с конца ХVIII в.15 В 1994 г. объекты и территория Малиновского скита были поставлены на государственную охрану.16

Специфической группой объектов историко-культурного наследия являются места религиозного поклонения старообрядцев территории бывших скитов и погостов, могилы подвижников старой веры. В 1994 г. была начата работа по выявлению старообрядческих святых мест в Семеновском районе. К исследованию привлекались объекты с живой продолжающейся традицией паломничества. Результатом первого этапа исследовательской программы, рассчитанной на несколько лет, стала паспортизация четырнадцати мест, связанных с историей старообрядчества.17

В 1995 г. деревня Большое Оленево, сохранившая планировочную структуру и фрагменты древнего скитского поселения, связанного с именами первых подвижников старообрядчества, была объявлена историческим населенным местом Нижегородской области. Территории шести скитов были объявлены достопримечательными местами областного значения (скиты Комаровский, Смольяны, Пустой (Старый) Шарпан, Новый Шарпан, «Семь дев» и «Святой колодчик и могилы сожженных»).18 Принятие территорий скитов на государственную охрану позволило в 1996 г. поставить вопрос об изменении трассы строящегося газопровода и сохранить от разрушения скит «Святой колодчик и могилы сожженных» у д. Осинки.

Завершая обзор деятельности, осуществляемой в Нижегородской области в сфере охраны историко-культурного наследия православных монастырей, следует отметить, что работа последних лет базировалась на ряде новых методических подходов, среди которых особое внимание уделялось организации сплошного обследования монастырских ансамблей, расширению круга и введению новых категорий охраняемых объектов, нормативному обеспечению охранной деятельности.




1 Православные русские обители. СПб., 1910. Репринтное издание: СПб., 1994. С. 353 — 373.

2 Постановление Совета Министров РСФСР от 30. 08. 60 No 1327.

3 Решение Горьковского облисполкома от 03. 11. 83 No 559.

4 Решение Нижегородского Областного совета народных депутатов от 20. 10. 92 No 299-М «О порядке передачи религиозным организациям культовых зданий, соору-жений и архитектурных комплексов, являющихся объек-тами историко-культурного наследия на территории Ниж-него Новгорода и Нижегородской области».

5 Решение Нижегородского Областного совета народных депутатов от 31. 08. 93 No 288-М «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения».

6 Решения Нижегородского Областного совета народных депутатов от 15. 06. 93 No 196-М «Об объявлении находящихся на территории гг. Арзамаса-16, Балахны и Ветлуги объектов, имеющих историческую, культурную и науч-ную ценность, памятниками истории и культуры областного значения», от 30. 11. 93 No 366-М «О внесении из-менений и дополнений в решение областного Совета на-родных депутатов от 15. 06. 93 No 196-М».

7 Решение Нижегородского Областного совета народных депутатов от 15. 06. 93 No 195-М «Об объявлении объектов Серафимо-Дивеевского Свято-Троицкого монастыря и других объектов, находящихся на территории с. Дивеево, памятниками истории и культуры областного значения».

8 Решение Нижегородского Областного совета народных депутатов от 30. 11. 93 No 369-М «Об утверждении границ и режимов охранных зон с. Дивеево Дивеевского района».

9 Постановление Законодательного Собрания Нижегород-ской области от 21. 06. 94 No 42 «Об объявлении находящихся на территории г. Городца объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения, установлении зон охраны г. Городца, режима их содержания и использования».

10 Постановление Законодательного Собрания Нижего-родской области от 21. 06. 94 No 41 «Об объявлении находящихся на территории Борского и Выксунского районов монастырских комплексов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения».

11Указ Президента Российской Федерации от 20. 02. 95 No 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения».

12 Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30. 05. 95 No 64 «Об объявлении находящихся на территории Богородского, Вачского, Павловского районов монастырских комплексов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения, и об объявлении их территорий, а также территории бывшего Островоезерского Троицкого монастыря в Павловском районе землями историко-культурного назначения».

13 Грибов Н. Н., Иванова Н. В. Комплексное историко-археологическое исследование Покровского монастыря в г. Балахне Нижегородской области // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. Тезисы докладов VI научной конференции «Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России». Н. Новгород, 1995. С. 204 — 205.

14 Дмитриевский С. М., Еремин И. О. Историко-археологические исследования на территории Нижегородского Благовещенского монастыря // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. С. 203 — 204.

15 Агафонова И. С. и др. Малиновский старообрядческий скит и проблема его сохранения как историко-культурного комплекса // Памятники истории и архитектуры Европейской России. Материалы докладов научных конференций «Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России». Н. Новгород, 1995.С. 208 — 216.

16 Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 21. 06. 94 No 41 «Об объявлении находящихся на территории Борского и Выксунского районов монастырских комплексов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения».

17 Бахарева Н. Н., Белякова М. М. Изучение и государственная охрана мест, связанных с историей старообрядчества в Нижегородской области // Материалы международной конференции «Живые традиции русской культуры: к 30-летию полевых комплексных археографических исследований русского старообрядчества», проходившей в МГУ 21 — 24 ноября 1995 г. (в печати).

18 Постановление Законодательного Собрания Нижего-родской области от 17. 10. 95 No 180 «Об объявлении памятных мест, связанных с историей старообрядчества, мест паломничества и поклонения старообрядческим святыням, расположенных в Семеновском районе, достопримечательными местами Нижегородской области и памятниками истории областного значения и объявлении их территорий землями историко-культурного назначения».