Вверх

А. Г. Мельник. Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря

Рассматриваемая Введенская церковь была построена из кирпича согласно монастырской традиции и поздним документам около 1650 г. Заказчиком здания считается тогдашний настоятель обители, будущий ростовский митрополит Иона III.1 Особая ценность данного памятника заключается в том, что именно с него началось возрождение каменного строительства в Ростове после многолетнего перерыва, вызванного эпохой Смуты начала XVII в. Таким образом, Введенская церковь представляет собой как бы точку отсчета в истории почти непрерывного каменного строительства в Ростове и его окрестностях второй половины XVII в.

Несмотря на все это, Введенская церковь до последнего времени оставалась одним из самых малоизученных памятников указанного региона. Одной из причин такого положения, видимо, являлась крайняя искаженность первоначального облика храма. Особенно капитально он был видоизменен во время перестройки 1802 г., когда ему были приданы черты провинциального классицизма, а многие элементы древней архитектуры уничтожены.

В 1991 г. я, в качестве архитектора Ростовской реставрационной мастерской, произвел натурное исследование Введенской церкви. Многочисленные архитектурные и археологические зондажи, а также детальное визуальное обследование и обмеры позволили выявить важнейшие элементы первоначального облика памятника.

В частности, во втором этаже здания под полом собственно церкви было найдено основание первоначального четырехугольного в плане столба, разобранного в 1802 г. На стенах того же помещения обнаружились следы четырех утраченных коробовых на распалубках сводов, опиравшихся на этот столб. По форме данные своды были очень близки перекрытиям одностолпной палаты, находящейся этажом ниже. Получается, что Введенская церковь имела весьма своеобразную для храма конструкцию, представляя собой одностолпную палату, очень похожую на многочисленные трапезные палаты того времени.

Первоначальное завершение церкви не имело ничего общего с тем, которое дошло до нас. Изучение чердачной части памятника показало, что его древнее покрытие представляло собой двускатную кровлю с полицами, конек которой был сориентирован по оси восток-запад. Барабан с главой церкви, видимо, опирался на центральный ее столб.

Хотя большинство оконных проемов памятника дошло до нас в сильно растесанном виде, все же два из них, по одному на первом и втором этажах, более или менее сохранили свою первоначальную форму, из-за того, что они оказались заложенными в достаточно давнее время. Теперь по ним весьма определенно можно представить, как выглядели первоначальные окна здания. Они были сравнительно невелики и имели арочную перемычку. Вокруг окон отсутствовали какие-либо украшения. Оконницы крепились в массивных деревянных колодах, которые давно уже сгнили, но по следам от них в первоначальной кирпичной кладке довольно легко реконструируются.

В древности и вплоть до начала XIX в. на второй этаж памятника вело южное крыльцо. Оно было разобрано в 1802 г. Воссоздание его первоначального облика представляло значительную проблему.

Раскопки у южного фасада западного объема здания — там, где находилось это крыльцо, выявили его фундамент, состоящий из довольно крупных валунов. На упомянутом фасаде, а также на стене примыкающего объема собственно церкви были выявлены следующие фрагменты важнейших элементов крыльца: пяты и очертания свода рундука, след ползучего свода над лестницей, пяты арок, которые были переброшены от упомянутой южной стены к столбам южного фасада крыльца, концы обрубленных железных связей, стягивавших эти арки. Наконец, там, где находилась площадка верхнего рундука, на южной стене западного объема, под поздними закладками был открыт большой арочный дверной проем и ступени располагающейся за ним (но ныне заложенной) древней лестницы. Получается, что южная лестница, ведшая на второй этаж памятника, имела довольно своеобразную для того времени конструкцию. Ее первый марш находился снаружи, в составе описанного крыльца, а второй марш располагался под прямым углом к первому и находился целиком внутри здания. Точнее, он и теперь там находится, но совершенно скрыт в толще между сводом этажа и полом над ним.

Кроме крыльца, Введенская церковь утратила еще один первоначальный объем. Это была небольшая прямоугольная в плане двухэтажная палата, примыкавшая к западной части северной стены алтаря и восточной короткой стене собственно храма. Следы разобранных стен, сводов, а также фундамент указанной палаты были обнаружены в процессе натурного изучения памятника. К сожалению, существующих данных недостаточно для воссоздания ее в натуре. Изучение поверхностей стен Введенской церкви показало, что они с некоторыми утратами сохранили все основные элементы своего первоначально декоративного оформления. По вертикали они были расчленены ступенчато сужающимися на середине высоты лопатками. Цоколь имеет профиль в виде аттической вазы. Междуэтажный пояс представляет собой скос с расположенным над ним рядом прямоугольных нишек, обведенных валиком. Венчающий карниз здания составлен из нескольких рядов чередующихся полочек и четвертных валиков.

Судя по документам, в XVII в., а также, очевидно, и в предшествующем столетии, церковь была крыта тесом.2

Итак, приведенных данных вполне достаточно, чтобы выполнить обоснованный эскизный проект реставрации Введенской церкви, на котором она близка к своему первоначальному виду. (Рис. 1, 2).

Как видим, при всей простоте и даже скромности облик памятника был весьма выразительным. Простотой оформления, а также некоторыми деталями он перекликался со стоящим рядом Богоявленским собором XVI в.3 и, следовательно, составлял с ним единый ансамбль.

Своим общим решением Введенская церковь напоминает многие небольшие деревянные и каменные русские церкви XVII — XVIII вв. В то же время в ней наличествуют и своеобразные черты, как, например, одностолпная конструкция собственно храма. Можно не сомневаться, что в этих чертах запечатлелась незаурядная личность заказчика здания будущего неутомимого созидателя митрополита Ионы.




1 Иустин, архимандрит. Описание Ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862. С. 42; Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад, 1894. С. 53; (РФ ГАЯО). Ф. 232. Оп. 1. Д. 344. Л. 2.

2 Там же. Д. 50. Л. 11 об.

3 Ср.: Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 183 — 187.