Вверх

А. Н. Трофимов. Спасо-Преображенский собор муромского Спасского монастыря. Концепция реставрации

Рис. 1. Спасо-Преображенский монастырь. Схема генпланаРис.2. Спасский монастырь. Спасо-Преображенский собор. Южный фасадРис. 3. Спасский монастырь. Спасо-Преображенский собор. XVI-XIX вв. Западный фасад.Рис. 4. Спасо-Преображенский собор. План .Рис. 5. Спасо-Преображенский собор. Южный фасад.Рис. 6. Спасо-Преображенский собор. Фрагмент фасада.

Спасо-Преображенский собор расположен на территории Спасского монастыря, в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки.

Несмотря на большое количество литературных и летописных источников, ни один из них не упоминает точной даты постройки этого памятника. Наиболее ранние из них косвенно относят строительство собора ко времени царствования Иоанна IV, а точнее, к событиям, связанным со взятием Казани, т. е. ко второй половине XVI в.

История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана — восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница»1 (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов).

В 1839 г. по проекту архитектора Я. Петрова2 к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением. В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутристенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом. Стены и своды внутри и снаружи оштукатурены.3 В штукатурке же были выполнены все декоративные элементы фасадов. Возможно, в какой-то период XIX в. собор имел четырехскатную кровлю.

В шестидесятых годах XX в. были начаты реставрационные работы. В результате этих работ собор должен был бы вернуть себе облик XVI в.4 (шлемовидные главы, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы; трапезную предлагалось разобрать), но работы в полном объеме выполнены не были и ограничились лишь восстановлением перспективного портала южного фасада основного объема и нескольких щелевидных оконных проемов.

В новом проекте реставрации (1991 г.)5 задача целостной реставрации восстановления собора, на период XVI в., уже не ставилась и по причинам, носящим принципиальный характер. Представляется, что на данном памятнике наиболее целесообразным является проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, носящих характер компромиссной реставрации. Это подразумевает под собой сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника. При этом раскрывается сущность компромиссного метода реставрации, заключающегося в изначальном компромиссе между восстановлением подлинной первоначальной структуры памятника и сохранением поздних архитектурно-конструктивных наслоений, отражающих своеобразие и черты определенных исторических периодов.

В результате предполагаемых реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик ХVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом — формы конца XIX в. Таким образом, разновременные пристройки и перестройки собора, несущие на себе отпечаток различных исторических эпох и представляющие определенную научно-реставрационную ценность, только обогатят общее восприятие памятника не разрушая его целостного архитектурно-художественного образа.

Представляется, что на данном памятнике наиболее целесообразным является проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, носящих характер компромиссной реставрации. Это подразумевает под собой сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника. При этом раскрывается сущность компромиссного метода реставрации, заключающегося в изначальном компромиссе между восстановлением подлинной первоначальной структуры памятника и сохранением поздних архитектурно-конструктивных наслоений, отражающих своеобразие и черты определенных исторических периодов.

В результате предполагаемых реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик ХVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом — формы конца XIX в. Таким образом, разновременные пристройки и перестройки собора, несущие на себе отпечаток различных исторических эпох и представляющие определенную научно-реставрационную ценность, только обогатят общее восприятие памятника не разрушая его целостного архитектурно-художественного образа.




1 Владимирские Губернские ведомости. 1907. 15 июня. No 24. Мисаил, архимандрит. Муромский штатный 3-го класса Спасский мужской монастырь. С. 5.

2 План и фасад города Мурома церкви Преображения Господня мужского монастыря, 1839 г., Петров (чертеж) // МИХМ. М-12 318.

3 Травчетов Н. П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С. 119.

4 Предварительные обследования, обмерные чертежи, проектные предложения по реставрации Спасо-Преображенского собора, 1963 // Архив ОАО «Владимирреставрация». Инв. No 17 703.

5 Проект реставрации Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря г. Мурома, 1991 г. // Архив ОАО «Владимирреставрация».