Вверх

В. П. Константинов. К вопросу о реставрации надвратной церкви муромского Спасского монастыря

Рис. 1. Спасо-Преображенский монастырь. План задней части комплекса.Рис. 2. Спасо-Преображенский монастырь. Надвратная церковь. Планы I и II этажей.Рис. 3. Спасо-Преображенский монастырь. Надвратная церковь. Западный фасад.Рис. 4. Спасо-Преображенский монастырь. Надвратная церковь. Восточный фасад.Рис. 5. Спасо-Преображенский монастырь. Надвратная церковь. Северный фасад

1. Краткая историческая справка. Вопросы атрибуции

В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви), а затем и разобрана в 1807—1810 гг.

В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его»1 (т. е. во имя свв. прпп. Ксенофонта и Марии Константинопольских /Палестинских). К прошению прилагались «план с фасадом», отсутствующие ныне в деле.

Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т. п. Имеются упоминания о расходах 1817, 1819, 1821, 1822, 1848 гг. В описи 1846 г. поминаются четыре каменных монастырских здания, т. е. в том числе и недостроенная церковь — колокольня,2 так и не получившая яруса звона. Не был устроен и храм над св. вратами — «за теснотою и… за неимением в нем особенной надобности».3

В этой связи cледует отметить, что в официальных документах, в т. ч. и в новой неопубликованной редакции Списка памятников истории и культуры Владимирской области, означенный памятник (гос. инв. No 1 700 486 003) ошибочно именуется церковью Кирилла Белозерского;4 тогда как церковь Кирилла Белозерского, находившаяся над северными св. вратами, была упразднена и разобрана, а ныне существующий над западными св. вратами объем как церковь никогда освящен не был. Здесь и далее предлагается именовать памятник «надвратная церковь».

В 1869 г. в здании надвратной церкви был размещен архив Муромского духовного правления. К 1873 г. в юго-западной части монастыря появилось еще несколько каменных зданий, в том числе пристроены с юга и востока к объему надвратной церкви помещение для привратника, конюха и рабочих. В 1881 г. эти помещения были «перестроены наново», а в 1913 г. — покрыты железом. В 1889 г. осуществлялся «ремонт кровель на св. вратах», в результате которого, видимо, памятник приобрел ныне существующее завершение.

Более сведений о строительной истории надвратной церкви не выявлено. Длительное время — вплоть до 1995 г. — комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки.


2. Современное состояние памятника


Расположенная в западной части Спасского монастыря, над главным въездом на его территорию, надвратная церковь является одним из основных композиционных элементов комплекса — памятника архитектуры Федерального значения.

Объемно-планировочная cтруктура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане «крылья» меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно «церковь»), третий ярус — ярус звона («колокольня»), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника.

Ориентация церкви по сторонам света, остатки арки на северном фасаде5 разрушения на восточном фасаде, а также существующие аналоги позволяют предположить, что с востока к центральному объему примыкал значительный ризалит, второй ярус которого являлся апсидой церкви. Возможно, эта часть церкви или не была достроена, или обрушилась после возведения.

Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы,6 некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVII — ХVIII вв. ?), а затем включены в объем надвратной церкви.

Архитектурное оформление западного фасада: руст, круглые окна второго яруса, профиль карнизов — позволяет отнести надвратную церковь к «классическому стилю». О какой бы то ни было стилистике прочих фасадов, сильно искаженных пристройками и переделками, говорить не приходится. Завершение памятника позднего происхождения и носит случайный характер, крест утрачен.

Общее состояние памятника неудовлетворительное, близкое к аварийному: в стенах имеются трещины, свидетельствующие о неравномерности просадок грунта;наблюдается деструкция, выветривание кирпича; сильное разрушение кладки верхней части центрального объема из-за отсутствия карнизного свеса кровли. Перекрытия и крыши находятся в неудовлетворительном состоянии. Форма оконных и дверных проемов искажена поздними переделками.


3. Проектные предложения по реставрации


В 1992—1993 гг. предприятием (ныне ОАО) «Владимирреставрация» выполнен ряд научно-проектных работ по надвратной церкви Спасского монастыря:

— обмеры (рук. архитектор А. Н. Трофимов)7 и натурное обследование памятника (архитекторы В. П. Константинов и Т. Г. Коремина) были выполнены в объеме, разрешенном пользователем, т. е. частично,

— эскизный проект реставрации (автор: архитектор В. П. Константинов, при участии архитекторов Т. Г. Кореминой и В. А. Мироновой) составлен на основании имевшихся к моменту проектирования данных,8 следовательно многие его позиции нуждаются в корректировке по данным дополнительных исследований и по условиям современного использования.

Окончательные выводы по строительной истории памятника также возможны лишь после проведения масштабных археологических и натурных исследований в ходе производства работ.

Ремонтно-реставрационные мероприятия, предлагаемые проектом, отражены в его графической части (см. картограммы реставрационных работ — листы АС-2−5). Изображение недостроенных и утраченных элементов не является обоснованной графической реконструкцией, а призвано лишь продемонстрировать характер первоначального замысла.

Воссоздание яруса звона (даже при обнаружении проекта 1809 г.) признано нецелесообразным. В качестве консервационного мероприятия предлагается докладка центрального объема с устройством необходимого карниза. Характер завершения крыши, барабана, главы, центрального объема — оставлен прежним с некоторым повышением отметок, связанным с устройством карнизного навеса и с компенсацией осадки деревянных конструкций. Принимая во внимание специфику строительной истории объекта, а также репрезентативную роль и композиционное значение, присущие надвратной церкви в православном монастырском комплексе, автор проекта не отрицает возможности привлечения методов «стилистической реставрации» при устройстве вновь завершения центрального объема — с целью создания эстетически полноценного образа сооружения.




1 ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 1064. Л. 1.

2 См. Арзамасцев И. В., Дудорова Л. В., Лапшина Т. И. Муром. Спасский монастырь. Историческая справка и материалы исследования. — Владимир, 1992 г. Рукопись //Архив ОАО «Владимирреставрация», инв. No. 18 591.

3 Владимирские Губернские Ведомости, 1907 г. No 26. С. 9.

4 Список памятников истории и культуры Владимирской области, находящихся на государственной охране / Ред.А. И. Скворцов. Владимир, 1986. С. 105.

5 Архив ОАО «Владимирреставрация». Нег. No 76 552.

6 Там же. Нег. No 76 551.

7 Там же. Инв. No 18 614.

8 Там же. Инв. No 18 684.