Вверх

В. П. Пушков. Муром на книжном рынке Москвы XVII века. (по архиву Приказа книгопечатного дела)

МУРОМ НА КНИЖНОМ РЫНКЕ МОСКВЫ XVII века (по архиву Приказа книгопечатного дела)1

Хорошо известна мысль выдающегося русского историка С. М. Соловьева о том, что «величие Древней Руси заключалось в сознании своих несовершенств, в сбереженной ею способности не мириться со злом, в искреннем и горячем искании выхода в положение лучшее посредством просвещения»2. Бесценный вклад в это дело внес Московский печатный двор (МПД), выпустивший в свет в течение всего XVII в. более пятисот изданий общим тиражом свыше полутора миллионов экземпляров, причем половину из них составляли учебные книги (Азбуки, Псалтыри учебные и др.). Хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов дела Приказа книгопечатного дела XVII в. записи (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1−3) являются уникальным сокровищем отечественной культуры. Эти документы раскрывают все стороны многогранной деятельности Печатного двора — одной из крупнейших государственных мануфактур своего времени. Археографическая лаборатория Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова ведет постоянную работу по комплексному изучению архива этого ведущего центра российского книгопечатания3. К наиболее ценным материалам МПД относятся «приходные книги», в которые заносились данные о розничной («в мiр») продаже книг через открытую в 1632 г. типографскую лавку на Никольской улице, располагавшуюся у самых въездных ворот Печатного двора. Таких персональных записей до 1664 г. сохранилось десятки тысяч (позднее лавка продолжала свою работу, однако индивидуальные записи покупателей или уже не велись, либо были утрачены). Как правило, по каждому покупателю документировались его имя и фамилия (патроним), все чины и звания, место службы или работы, местожительство (для иногородних) и, естественно, сколько каких книг по какой цене в каком году, месяце и какого числа он приобрел. Подобные записи о розничной продаже множества книг самых разных наименований представляют собой емкий массовый исторический источник, который открывает путь для широких пространственно-временных исследований по истории книжного рынка, социальному составу и географии читателей сотен городов, монастырей и сел, формированию национальной интеллектуальной элиты и мн. др. А поскольку на многих дошедших до наших дней экземплярах сохранились записи об их приобретении и владельцах, то историческое пространство бытования Книги многократно расширяется (вплоть до конфессионального функционирования в современной старообрядческой среде)4. Таким образом, книготорговая отчетность МПД обеспечивает единство истории региональной и столичной культуры, поз­воляет сопоставить вклад в этот процесс многих десятков городов и уездов, выявляя специфику каждой отдельной земли — словом, это прочный фундамент для изучения самого широкого спектра вопросов историко-культурной идентичности.

В 1620−30-е гг. Приказом книгопечатного дела, главным образом, практиковалось административное распределение книжной продукции типографии путем передачи большей части тиража каждого нового издания в десятки московских торговых рядов5, а в другие города книжные транспорты отправлялись в сопровождении специальных царских чиновников — «трубников»6 или назначенных от Печатного двора «посыльщиков». В восстановительный период после Смутного времени многие храмы не функционировали («стояли без пения») и крайне нуждались в богослужебных книгах для возобновления своей духовной миссии. Поэтому, хорошо понимая церковные нужды, царь Михаил Федорович и патриарх Филарет Никитич вплоть до 1634 г. своими совместными указами назначали цены «во что те книги стали в печати, без прибыли, для просвещения святых божиих церквей и для их государьскаго многолетного здоровья, чтоб теми книгами святыя божия церкви просвещалися и имя бы божие славилось, а за них бы, государей, Бога молили»7. По сути, в этом призывном послании говорится о непреходящем значении православного духовного наследия для формирования того «культурного ядра» русского народа и его «национального интеллектуального кода», о которых говорил пат­риарх Кирилл на Международной научной конференции, посвященной 1150-летию российской государственности (МГУ им. М. В. Ломоносова, 28 сентября 2012 г.).

Среди 36-ти городов, куда в 1621−24 гг. осуществлялся развоз шести новых изданий МПД, Муром получил пять: 10 Триодей постных (книга вышла в свет 5 декабря 1621 г.), 15 Миней служебных месяца январь (4 ноября 1622 г.), 12 Апостолов (25 января 1623 г.), 7 Миней месяца ноябрь (19 марта 1623 г.) и 17 Миней месяца март (22 января 1624 г.). Всего же путем централизованного развоза Муром в общей сложности получил 71 экз. названных изданий. Больше других городов книги получили Ярославль (450 экз.), а также Вологда и Кострома (соответственно 305 и 260 экз.), а меньше всего — Тверь и Торжок (10 и 11). При определении квот рассылки правительство, видимо, ориентировалось на экономический потенциал отдельных земель и их потребности в церковных книгах. Всего же за четыре года силами работников МПД и других приказов было развезено 3755 книг (в среднем по 104 экз. в один город)8. Так, в январе 1622 г. с типографским «посыльщиком» разборщиком вдовым попом Степаном Павловым и денежным мастером Михаилом Ивановым из Москвы выехал транспорт с книгами по маршруту Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Муром, Балахна, из которых Мурому полагалось 10 Миней по цене 83 коп. за один экз. (всего на 12 руб. 45 коп.), и 7 марта эти деньги Павлов и Иванов «сполна» сдали в казну9. Все маршруты были хорошо продуманы. Специально для таких перевозок МПД в лапотном торговом ряду закупал большие лубяные короба «в чем книги в городы посылать», в которые складывали перевязанные «мочалом» не имевшие переплета книги («в тетратех»)10.

Уже в первый год начала розничной продажи книг в типографской лавке на Никольской улице в 1632 г. в «приходной книге» под рубрикой «монастырем» находим две записи о продаже муромцам Псалтырей с восследованием (книга вышла в свет 8 сентября 1632 г. по цене 1 руб. 60 коп.): «Муромского уезду с Мошку пречистенскому попу Михаилу продана Псалтырь большия печати в тетратех» и «В девич монастырь к Воскресению Христову, что в Муроме, да Матвею Черкисову проданы две Псалтыри большия печати в тетратех»11.

В 7145-м (с 1 сентября 1636-го по 31 августа 1637 г.) 479 человек из 82 городов (без Москвы) в результате 577 посещений типографской книжной лавки на Никольской улице в общей сложности приобрели 767 экземпляров книг девяти изданий, что составило почти одну пятую (19,1%) от всего объема учтенных прямых типографских продаж того года в 4010 экземпляров12. В среднем на один уездный город пришлось по 9,4 книги, на одну покупку — 1,3 и на одного покупателя 1,7 экз., при этом каждый пятый город (16) покупал всего лишь по одной единственной книге. На этом фоне Муром с уездом по количеству приобретенных им 8-ми книг (как и Суздаль), опережал 55 других городов, следуя по этому показателю за купившей 9 книг Астраханью. Самыми же читающими в этот год оказались 27 нижегородцев, купившие 44 книги. Всего в 1636/37 г. шесть муромцев за шесть посещений типографской книжной лавки на Никольской улице купили 8 книг четырех названий. Хронологически эти книги приобретались в следующей последовательности. В один день в субботу 24 сентября 1636 г. сразу два человека — соборный протодьякон Анд­рей и не назвавший своего имени некий «старец из уездного Благовещенского монастыря — взяли три Требника (соответственно одну и две книги). Примерно через полмесяца и снова в субботу 8 октября уездный «сын боярский» Федор Яковлев берет еще два Требника. И ровно через три недели 29 октября «черный дьякон» Сергий из того же уездного Благовещенского монастыря покупает Псалтырь с восследованием, а через 10 дней в среду 9 ноября 1636 г. «муромец» (уездный дворянин или торговый человек) Иван Петров сын Власов купил одну Псалтырь с восследованием и последним, купив Евангелие напрестольное, во вторник 28 февраля 1637 г. лавку посетил еще один «муромец» — городской земской староста и известный книжник Дружина Осорьин. Яркая особенность муромских книжных покупок заключается в том обстоятельстве, что большинство из них были представлены светскими людьми и жителями сельской местности, что было большой редкостью для того времени (как правило, превалировали книжные покупки белого и черного духовенства). По данной Б. Д. Уваровых среди книжных покупателей всех городов обнаружено не было. Но через четверть века в базе данных «Книжный рынок Москвы 1662−64 гг.»13 оказался Иван Уваров — высокопоставленный дьяк Патриаршего Разрядного приказа, который, скорее всего, для своего учреждения приобрел на Никольской улице 11 книг. В среду 17 июня 1663 г. он взял Триодь постную, в понедельник 28 сентября того же года 5 Псалтырей учебных и 5 Библий в пятницу 3 мая 1664 г. Отсутствие же в эти годы среди покупателей жителей Мурома, видимо, объясняется тяжелыми последствиями финансово-экономического кризиса рубежа ­1650-х — начала 1660-х гг.

Достаточно регулярно епархиальные «власти» сами приезжали на Печатный двор за новыми богослужебными книгами, особенно при патриархе Никоне, когда «исправлялись» многие из них. Так, 7 февраля 1656 г. Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский, купил на Печатном дворе сразу 100 Служебников14. Высшие духовные иерархи по своим служебным делам регулярно приезжали в Москву, принимая иногда участие в парадных правительственных и церковных мероприятиях. Например, другой архиепископ Рязанский и Муромский Иосиф, будучи наряду с другими архиереями в многочисленной свите патриарха Иоакима во время его торжественного посещения Печатного двора 3 марта 1681 г., получил в дар книгу «Беседы евангельские на Иоанна Богослова» в простом переплете. Самому же патриарху торжественно было «поднесено» два экземпляра этой книги «по обрезу золотом» и Евангелие толковое15.

Естественно, книги в Москве в XVII в. продавались не только в лавке Печатного двора на Никольской улице, но и в других местах города и, прежде всего, в Овощном и Книжном рядах Китай-города, а также на Спасском мосту (через ров на Красной площади у одноименной кремлевской башни), где можно было купить издания многих других типографий16. К тому же далеко не все продажи типографские «лавочные сидельцы» (продавцы) успевали записывать в свои приходные книги (например, тысячные тиражи очень дешевых копеечных Азбук расходились в считанные дни). Поэтому реальные размеры ежегодных муромских книжных покупок должны были существенно превышать документальные показатели.

Связанные с Муромом интересные исторические реалии обнаруживаются в записях на книгах их покупателей и вкладчиков. Так, на Минее служебной месяца июля более чем через четверть века после ее выхода в свет на Московском печатном дворе (8 февраля 1629 г.), была сделана следующая вкладная запись: «Лета 7163 марта в 22 день (1655) дал сию книгу глаголемую Минею месяц июль с Москвы Стретенской улицы введенской поп Антипа Филимонов да дети ево Гостиной сотни Василей да Матфей Антипины по своих родителех во град Торжок ко церкви в собор Преображения Спасова и Причистой Богородицы Муромской. А кто сию книгу от тоя церкви изнесеть, и изнесшему судит Бог»17. Видимо, московские вкладчики этой книги каким-то образом были связаны с Муромом и Торжком. Показательно, что эта книга была подарена в 1977 г. археографической экспедиции исторического факультета МГУ старообрядцами деревни Кулига Кезского района Удмуртии, среди которых она продолжала свою многовековую духовную миссию. В середине XIX в. поражает присутствие редких церковных изданий в библиотеках муромских крестьян, о чем свидетельствует следующая запись на книге Кирилла Транквиллиона (Ставровецкого) «Зерцало богословия (Унев, 1692): «Муромскаго уезда села Корачарова крестьянина из книг Ивана Антипова Финталова 1-го, куплена на Нижнем Новгороде в 1846-м году»18. Выявлению и рассмотрению других вкладных и владельческих записей муромцев на книгах мы планируем наш следующий доклад на Уваровских чтениях.


1 Данная публикация продолжает серию статей по изучению книжных покупок отдельных земель в лавке Московского печатного двора в XVII в.: Пушков В. П., Пушков Л. В. Книжные покупки коломенцев в лавке Московского печатного двора в 1636/37 г. (по архиву Приказа книгопечатного дела) // История и культура Подмосковья: проблемы изучения и преподавания. — Коломна, 2005. — С. 182−184; они же. Книжные покупки представителей Ростово-Яро­славской земли в лавке Московского печатного двора в 1636/37 г. // История и культура Ростовской земли — 2005. — Ростов, 2006. — С. 147−151; они же. Покупатели книжной лавки на Никольской улице в Москве из Вологды и Великого Устюга в XVII веке (по Архиву Приказа книгопечатного дела) // Историческое краеведение и архивы. — Вологда, 2007. — Вып. 14. — С. 26−35; они же. Жители Кадашевской слободы — покупатели книжной лавки на Никольской улице в 17 в. // Четвертые Кадашевские чтения. — М., 2008. — С. 121−125; они же. Книжные покупки жителей Верхнего Поочья в лавке Московского печатного двора на Никольской улице в XVII в. // Вопросы истории культуры и природы Верхнего Поочья. — Калуга, 2009. — С. 166−168; Пушков В. П. Жители Серпухова — покупатели книжной лавки Московского печатного двора в XVII в. (по архивным материалам) // Города Центральной России в истории предпринимательства и культуры. — Серпухов, 2010. — С. 100−106; он же. Книжные покупки города Владимира в XVII веке (по архиву Приказа книгопечатного дела) // Историческое обозрение. — М., 2013. — Вып. 14. — С. 38−44; он же. Книжные покупки Великого Новгорода на Московском печатном дворе в XVII веке (по архиву Приказа книгопечатного дела) // Федоровские чтения — 2011. — М., 2012. — С. 95−103; он же. Книжные покупки Пскова на Московском печатном дворе в XVII веке // Псковский летописец. Краеведческий альманах. — М., 2013. — Вып. 1 (8). — С. 55−66; он же. Книжные покупки Троице-Сергиевой лавры на Московском печатном дворе в XVII в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материальные свидетельства духовной культуры. — Сергиев Посад, 2013. — С. 216−222; он же. Книжные покупки Ярославля в лавке Московского печатного двора на Никольской улице в XVII в. // 450 лет «Апостола» Ивана Федорова: история раннего книгопечатания в России (памятники, источники, традиции изучения). — М., 2014; он же. Распространение изданий Московского печатного двора на Украине в XVII в. // XIII международная научная конференция «Книга в информационном обществе». — М., 2014. — Ч. 1. — С. 81−82; он же. Московский книготорговый феномен 1620 года // Четырнадцатые Кадашевские чтения. — М., 2014. — С. 64−73; он же. Книжные покупки города Костромы в лавке Московского печатного двора в XVII в. (по архиву Приказа книгопечатного дела) // Румянцевские чтения — 2015. — М., 2015. — Т. 2. — С. 43−48; он же. Централизованное распределение изданий Московского печатного двора с помощью трубников Приказа Большого дворца в 1640/41 г. // Румянцевские чтения — 2016. — М., 2016. — Ч. 2. — С. 59−64; он же. Книжные покупки города Боровска в лавке Московского печатного двора на Никольской улице в XVII в. // Боровский сборник — 2017 (в печати); он же. Книжные покупки Ростова Великого в лавке Московского печатного двора в XVII веке // История и культура Ростовской земли — 2017 (в печати).

2 Ключевский В. О. С. М. Соловьев как преподаватель // Ключевский В. О. Соч. в 9-ти тт. — М., 1989. — Т. 7. — 
С. 327, 328.

3 См.: Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Мос­ковский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1618−1652. — М., 2001; они же. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1652−1700 годы. Исследования и публикации. — Кн. 1. — М., 2007; Кн. 2. — М., 2011.

4 Поздеева И. В. Записи на старопечатных книгах кириллического шрифта как исторический источник // Федоровские чтения — 1976. — М., 1978. — С. 39−54.

5 См.: Пушков В. П. Московский книготорговый феномен 1620 года // Четырнадцатые Кадашевские чтения. — М., 2014. — С. 64−73.

6 Пушков В. П. Централизованное распределение изданий Московского печатного двора с помощью трубников Приказа Большого дворца в 1640/41 г. // Румянцевские чтения — 2016. — М., 2016. — С. 59−64.

7 Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1618−1652. — С. 336.

8 Там же. — С. 41−42.

9 Там же. — С. 347.

10 Там же. — С. 357.

11 Там же. — С. 383, 400.

12 Пушков В. П., Пушков Л. В. Опыт построения базы данных «Книжный рынок Москвы 1636/37 г.» // Федоровские чтения — 2005. — М., 2005. — С. 356−368 (БД построена по: РГАДА. — Ф. 1182. — Оп. 1. — Д. 29).

13 Пушков В. П., Пушков Л. В. Построение и возможности использования базы данных «Книжный рынок Москвы 1662−1664 гг.» // Федоровские чтения — 2007. — М., 2007. — С. 219−240 (БД построена по: РГАДА. — Ф. 1182. — Оп. 1. — Д. 61, 65).

14 Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1652−1700 годы. — Кн. 1. — С. 303.

15 Там же. — Кн. 2. — С. 563, 564.

16 См.: Пушков В. П. Торговая деятельность Овощного ряда Китай-города в XVII веке // Двенадцатые Кадашевские чтения. — М., 2012. — С. 82−93; он же. Московский книготорговый феномен 1620 года. — С. 64−73.

17 Поздеева И. В., Ерофеева В. И., Шитова Г. М. Кириллические издания (XVI век — 1641 год) Научной библиотеки Московского университета. — М., 2000. — С. 179.

18 Кириллические издания в хранилищах Ростово-Ярославской земли: 1596−1700 годы. — Ростов-Ярославль, 2009. — № 701. — С. 533.