Вверх

В. Г. Пуцко. Классицизм — фасад старой Калуги

Калугу принято считать городом русского классицизма. В значительной мере это справедливо, если иметь в виду преобладавшие в ее цент­ральной части до недавнего времени сооружения, теперь заметно поредевшие, уступив место безликим многоэтажным домам — порождению новейшей цивилизации. И все же, к счастью, город пока не утратил окончательно своего архитектурного облика, сложившегося в течение конца ХVIII и первых десятилетиях ХIХ вв. Именно он в основном привлекает внимание.

Зодчество Калуги указанного времени освещали в литературе такие авторы, как Г. К. Лукомский, Ю. и З. Шамурины, С. В. Бессонов, М. В. Фехнер, Г. М. Морозова1. В их работах можно найти немало тонких наблюдений и массу полезных исторических сведений, относящихся к строителям и домовладельцам. Это преимущественно богатое купечество.

Городскому строительству способствовало, прежде всего, учреждение указом от 24 августа 1776 г. Калужского наместничества, торжественно открытого в январе следующего года. Осенью 1777 г. калужский наместник М. Н. Кречетников (1776−1793) уже направил разработанный в Калуге под руководством архитектора П. Р. Никитина проект плана города в Петербург. Роль этого зодчего в истории реконструкции Калуги как губернского города является исключительной2. Неизмеримы и заслуги М. Н. Кречетникова, без активного участия которого многие проекты оказались бы неосуществленными, причем и в иных городах Российской империи: он имел свой стиль работы с профессиональными архитекторами, позволявший видеть впечатляющие результаты3. Составленный в 1785—1786 гг. и утвержденный М. Н. Кречетниковым план губернского города Калуги дошел в копии 1805 г., разработанный уже И. Д. Ясныгиным, вступившим в должность калужского губернского архитектора 1 января 1785 г. Он определил окончательно сложившееся трехгранное полукольцо широких улиц, четко отделяющее город от предместья. Это характеризует дальнейшую планировку и застройку.

К посещению Калуги Екатериной II в 1775 г. у въезда в город со стороны Москвы возвели каменную триумфальную арку с кордегардиями и обелисками, с классической трактовкой арки ворот, фланкированной парными тосканскими колоннами, с аттиковым этажом, обработанным филенками и парными пилястрами с декоративными контрфорсами у основания. От этого сооружения уцелел лишь обелиск, отмечающий место московской заставы. Арка исчезла в советский период.
В 1777 г., вскоре после открытия наместничества, П. Р. Никитин приступил к проектированию, а затем к строительству каменного моста через Березуйский овраг, законченному в 1780 г. (Ил. 1). Мост, созданный на пересечении архитектурных традиций, подобен древнеримским акведукам. Это казенное строительство с утилитарной точки зрения не было рациональным: проще оказывалось засыпать часть оврага, как это позже сделали в других частях Калуги. Но М. Н. Кречетников первоначально планировал построить еще два моста через тот же овраг и еще один перекинуть через Городецкий ров к востоку от прежней крепости, на месте которой тогда же было задумано построить Присутственные места. Расчет был на панорамное восприятие центра Калуги с противоположного берега Оки. Все это становится более понятным лишь в контексте крепостного и дворцового строительства того времени, и акведукоподобный мост в духе и стиле античности явно ассоциировался с кремлевскими подклетами, поддерживавшими террасу, с которой открывался панорамный вид на Замоскворечье. Сближается сооружение и с Палладиевым мостом в Царском Селе. Существуют и различные европейские аналогии того же времени4. Лаконичная простота Каменного моста создает контраст с живописными склонами глубокого оврага. Мост является прекрасной видовой площадкой, позволяющей обозревать окрестности. На концах моста стояли низкие сооружения лавок, разобранные в 1840-х гг., когда вместо них появилась ныне существующая решетка с кронштейнами в виде волют (Ил. 2).
В наши задачи не входит освещение строительства, предпринятого в те годы генерал-губернатором в Калуге. Поэтому не говорим о театре («Оперном доме»), о деревянном доме генерал-губернатора, о его летней резиденции. Как известно, планомерная застройка города по «регулярному» плану началась с возведения в 1780 г. ансамбля Присутственных мест, на территории прежней крепости. Центральный корпус вместе с первоначально не предусмотренными проектом боковыми крыльями был закончен в 1783 г. Через два года оказался готов западный корпус, а в 1787 г. завершено строительство и третьего, восточного корпуса, до 1796 г. остававшегося неотделанным и впоследствии переданного Духовной семинарии (Ил. 3). Проект ансамбля, по-видимому, был составлен еще в 1777 г., судя по тому, что его П-образный план с проездными арками своеобразной формы между средним и боковыми корпусами (Ил. 4, 5) есть на уже упомянутом проекте плана города. Автором проекта Присутственных мест, следовательно, был П. Р. Никитин (1720−1784), ранее руководивший застройкой Твери. По общей композиции и по характеру обработки фасадов, с членением плоскости стен ризалитами, и по рисунку плоских наличников окон калужский ансамбль близок тверским сооружениям. Попутно надо заметить, что портик в центре семинарского корпуса пристроен по проекту архитектора Н. Ф. Соколова в 1823 г. Присутственные места стали основой формирования целостного образа Калуги вместе с созданным несколько позже и дополнившим их городским садом над обрывом к Оке5. Сама схема генерального плана Присутственных мест напоминает резиденции европейских монархов, и это сближение вряд ли случайное.
После смерти П. Р. Никитина наблюдение за строительством Присутственных мест было возложено на И. Д. Ясныгина, который сумел внести существенный вклад в застройку Калуги. Именно им был составлен проект городского Троицкого собора, который должен был стоять в центре площади, ограниченный корпусами Присутственных мест. Судя по сохранившемуся проекту, он мог оказаться величественным и изящным по своим пластическим формам. Закладка сооружения состоялась в 1786 г., но работы велись слишком медленно, и только в 1819 г. зодчий дождался освящения храма, построенного в стиле русского классицизма, хотя и с заметными отступлениями от проекта. В молодости И. Д. Ясныгин, обладавший ярким талантом градостроителя, работал под руководством архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова в экспедиции строения Кремлевского дворца. Оказавшись в Калуге, он достойно продолжил лучшие традиции6. Об этом, в частности, свидетельствовал построенный в 1816 г. по его проекту большой деревянный дом на каменном цокольном этаже, имевший трехчастную композицию с шестиколонным портиком, для вице-губернатора Ф. П. Загряжского.
Особое место в городской застройке занимает начатый сооружением в 1780-х гг. и образовавший целый квартал Гостиный двор, в котором при общей классической композиции использованы архитектурные формы и мотивы русского зодчества допетровского времени, придающие ансамблю довольно оригинальный вид (Ил. 6). Высказано предположение, что проект составлен одним из московских зодчих между 1777—1782 гг. Строительство затянулось до 1796 г. Существенные изменения в общую композицию были введены И. Д. Ясныгиным, который включил эффектные аркады открытых галерей вдоль западного фасада, а также архитектурную обработку северных и южных ворот с кувшинообразными полуколоннами и декором своеобразного рисунка7.
На рубеже ХVIII-ХIХ вв. в Калуге активно осуществляется строительство городских усадеб. Это уже отметил вышедший здесь в 1804 г. журнал «Урания»: «Ощутительно калужане с 1777 г. переменили как образ своих мыслей, так и в поступках и обхождениях приметно восприняли совсем новое преобразование: самая одежда, экипажи, пища и пиры появились в новом вкусе». Отсюда потребность в появлении больших рос­кошно отделанных домов, чему особенно способствовали богатые купцы. Правда, большей частью они строили не по индивидуальным, а по «образцовым» проектам.
Установлено, что П. Р. Никитин также разработал проекты «к построению казенных и обывательских домов» для Калуги на основе «примерных фасадов обывательских домов» 1770-х гг., а И. Д. Ясныгин применил их в застройке города. В большинстве случаев строили двухэтажные дома, но и одноэтажные не были редкостью. Некоторые из них уцелели до настоящего времени. Единственный их декор — прямоугольные филенки разных пропорций, иногда размещенные только под окнами нижнего этажа. Эта своего рода рядовая застройка, тем не менее, в значительной мере определяет общий характер Калуги в ее основной части.
Теперь надо сказать о тех усадьбах, которые принято считать наиболее замечательными в городе. Это, прежде всего, усадьба П. М. Золотарева, известного своим богатством и крупными торговыми операциями в столичных городах и за границей. Он явно заказал проект видному зодчему, который был детально ознакомлен с местоположением будущей городской усадьбы: иначе вряд ли смог столь продуманно организовать застройку ограниченного по ширине участка и поставить на крутом спуске улицы две совершенно одинаковые на первый взгляд разные по высоте арки ворот (Ил. 7). Еще сложнее было раскрыть ансамбль к Оке. Главный дом по своей сдержанной композиции и декоративной обработке представляет выдающееся архитектурное сооружение конца ХVIII в. (Ил. 8). Усадьба построена в течение 1805−1808 гг. Она включает в свой состав двухэтажный купеческий особняк с антресолями, с незначительно выступающим ризалитом, перекрытым фронтоном, подчеркивающим среднюю часть главного фасада, украшенного горельефами с античными сюжетами. В овальных нишах ворот помещены фигуры Славы. Лепными барельефами в таких же овальных нишах украшен торец каретного сарая с парными колоннами, видимый через металлическое кружево ворот со стороны улицы (Ил. 9). Прекрасно организовано архитектурное пространство двора за домом, ограниченное жилым флигелем и каретным сараем, отделенное от сада двойной колоннадой (Ил. 10). Не меньшей достопримечательностью дома служит интерьер парадных комнат, украшенный со всей мыслимой роскошью московской мастерской С. П. Кампиони. И здесь особо примечательны горельефы8.
Более скромной по своему общему характеру является другая городская усадьба, известная как дом Чистоклетовых, построенная в 1809—1810 гг. по заказу купца Билибина (Ил. 11). Главный дом здесь отнесен вглубь парадного двора, на улицу выходят симметрично расположенные одноэтажные флигеля, соединенные оградой на высоком каменном цоколе, с въездом между пилонами ворот. Главный фасад дома хороших пропорций, с оригинальной постановкой трехчетвертных колон тосканского ордера на плиту, опирающуюся на кронштейны. Скульптурный фриз портика с тремя барельефами над средними окнами второго этажа, выполненными по модели большого мастера, отличается изысканностью, как и оформление интерьера, явно уступающее по роскоши золотаревскому дому9.
Билибины построили в Калуге несколько домов, главным образом в центральной части города. В самый большой из них, занимающий полквартала, с двумя павильонами-ротондами, принадлежащий купцу И. X. Билибину, конца ХVIII в., упирается Гостинорядский переулок. Центральная часть фасада обработана пилястрами, имеет оконные ниши в нижнем этаже с львиными масками непосредственно над оконными проемами. Особо примечательны упомянутые павильоны-ротонды; угловой из них с двухколонными портиками, ориентированными по двум улицам и двору усадьбы (Ил. 12). Сейчас он обращен в часовню.
Еще в ХVIII в., в конце 1790-х гг., построена, возможно по проекту И. Д. Ясныгина, городская усадьба, известная как дом Яновских (Ил. 13). Фасады ее главного дома обработаны с применением характерного для того времени приема вертикального членения лопатками. Но при этом в композицию введен четырехколонный портик, опирающийся на аркаду цокольного этажа. Тщательно прорисован лепной декор. По сторонам главного дома одноэтажные флигеля с помещенными на главном фасаде барельефами с амурами и помещенными в ниши многофигурными композициями. Похоже, что по тому же проекту несколько позднее построен дом напротив, очень близкий по общей композиции, по архитектурным мотивам и скульптурным деталям, как и предыдущий, первоначально принадлежавший купцу Прянишникову, продавшему его затем купцу Пестрикову, приспособившему здание под богадельню (Ил. 14−16). Дом, несмотря на перестройки, сохранил основные элементы пластического убранства своих фасадов, в том числе и обращенных в пространство двора.
Здание с поддерживающей портик массивной колоннадой было построено в начале ­1800-х гг. для купца Федора Торубаева (Ил. 17). После 1867 г. в нем разместились благотворительные учреждения правления Малютинского банка. Построенный в 1806—1807 гг. двухэтажный дом, фасад которого с портиком, поддерживаемым четырьмя колоннами, относится к числу более скромных (Ил. 18, 19). Для калужан он более памятен как подаренный городскими властями семье героя С. А. Старичкова, унтер-офицера Азовского мушкетерского полка, раненного в сражении под Аустерлицем, спасшего полковое знамя; находясь в плену и чувствуя приближение смерти, он передал знамя рядовому Чуйке с приказом возвратить знамя в полк. Примерно тогда же возведен дом напротив церкви Покрова на рву, тоже двухэтажный; пластическое убранство его фасадов ограничено карнизами и рельефными геральдическими мотивами (Ил. 20). В настоящее время обозрение фасада затруднено каменной оградой.
В процессе изучения жилого каменного строительства в Калуге конца ХVIII в. выявлено три основных варианта обработки фасадов с их разновидностями, что свидетельствует о варьировании «образцовых» проектов10. Это объясняет причины в целом типологического единства сооружений, принадлежавших жителям среднего достатка, составлявших значительную часть населения губернского города.
Говоря о развитии градостроительных принципов в осуществлении реконструкций Калуги ­1780-х гг., разработанной И. Д. Ясныгиным, надо особо отметить продуманный градостроительный подход при возведении дома на Воскресенской улице явно по индивидуальному проекту. Он отличается трехчастной композицией от жилых домов, построенных до появления «образцовых» проектов фасадов 1809 г.11 Благодаря этому, дом одновременно оформляет две улицы и хорошо воспринимается с третьей, ведущей с площади (Ил. 21). К сожалению, недавно проведенная реставрация, выведшая сооружение из аварийного состояния, заметно видоизменила фасад, придав ему черты «антикварности».
Архитектурное «обличье» старой Калуги немыслимо без хорошо известных в литературе деревянных домов в стиле классицизма, временами относимых к «калужскому купеческому ампиру». Из уцелевших сооружений, появившихся в начале ХIХ в., надо отметить дом Польмана с трехчастным членением главного фасада со скромным четырехколонным портиком в центре, в композиции капителей колонн которого ионические волюты с акантовыми листьями (Ил. 22). От всей застройки усадьбы сохранился лишь дом, воспринимаемый скорее как музейный экспонат. То же можно сказать и о находящемся на противоположной стороне улицы доме Толстых, относимом к 1830-м гг., и о доме Толмачевых, датируемом 1814 г., в котором центральная часть первого этажа и мезонин объединены сильно выступающим портиком. Исключительный интерес представляет комплекс деревянных хозяйственных строений начала ХIХ в. во дворе каменного дома конца ХVIII в.: конюшни, каретный сарай, амбары, дровяник, кладовые (Ил. 23). Это лишь часть расположенного «покоем» строения, включавшего также ворота12. Показательно, что при строительстве использованы каменные архитектурные прототипы. Можно не сомневаться в том, что частично уцелевший ансамбль в Калуге не был уникальным, как и затейливо выполненные ворота теперь уже утраченных дворов городских усадеб (Ил. 24). Все это и составляло общий архитектурный фасад старой Калуги.
Первые исследователи калужского зодчества без тени сомнения считали такие сооружения ампирными. Лаконичность стиля и порой его фольклорное истолкование возможно давали для этого повод. Вместе с тем, все это мало соответствует тем эталонам, которые стремились представить13. Поэтому вряд ли стоит перечисленные калужские постройки включать непременно в отмеченную категорию.


1 Лукомский Г. Несколько памятников архитектуры в Калуге // Старые годы. — 1909. Ноябрь. — С. 612−619; он же. Памятники старинной архитектуры в России // Наша провинция. — Пг., 1915. — Ч. 1; Шамурины Ю. и 3. Калуга, Тверь, Тула, Торжок. — М., 1914; Бессонов С. В. Калужский деревянный ампир. — Калуга, 1928; он же. Дом Исторического музея, бывший Кологривовой, в Калуге. — Калуга, 1929; он же. Калужский Гостиный двор. — Калуга, 1929; он же. Калужский купеческий ампир. — Калуга, 1930; Фехнер М. В. Калуга. — M., 1961; она же. Калуга. — М., 1971; она же. Калуга. Боровск. -М., 1972; Морозова Г. М. Калуга. Прогулки по старой Калуге. — Калуга, 1993.
2 Сытина Т. М. Работа архитектора Петра Никитина в Калуге // Ежегодник Института истории искусств за 1960 год. — М., 1961. — С. 17−44.
3 Лукьянов Н. А. Кречетниковская Калуга. Город эпохи Просвещения // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. — Калуга, 2002. — Вып. 3. — С. 207−231.
4 Подробнее см.: там же. — С. 213−219.
5 Там же. — С. 219−224.
6 Фехнер М. В. Калуга. — М., 1971. — С. 80−82.
7 Там же. — С. 83−88.
8 Там же. — С. 119−136.
9 Там же. — С. 136−141; Пионтковская Ю. Е. Билибины. История рода, воспоминания, письма, стихи. — Калуга, 2008. — С. 191−211.
10 Фехнер М. В. Калуга. — М., 1971. — С. 102−106.
11 Там же. — С. 107−108.
12 Там же. — С. 150−157.
13 См.: Некрасов А. И. Русский ампир. — М., 1935.