Вверх

А. С. Мохова. Изображение оружия на иконах «Великомученик Никита с житием» и «Св. благоверные князья Константин, Михаил и Федор Муромские с житием» из коллекции Муромского музея

Изображение на иконе всегда несло смысл в первую очередь духовный и религиозный, но иконы — это и отражение исторических событий, и стилистической эволюции во времени. Иконопись в Киевской Руси возникла под непосредственным влиянием христианства и византийского канона. В иконографии есть отдельные классификации: например, житийные иконы с сюжетами из жизни святых. Это некая историческая летопись в картинках, события которых были отражены в истории. Иконы изучаются именно по иконографическому сюжету, стилю или иконописной школе, иконописцу. Однако не менее интересно рассмотреть их и с точки зрения исторических событий, в данном случае — военных походов и вооружения.


Почитание святых воинов занимает значительное место в истории христианского искусства. Их изображения особым образом выделяли в храмовых росписях и иконописи, им молились как защитникам. Икона из коллекции муромского музея «Великомученик Никита с житием» происходит из Георгиевской церкви в Муроме (1669)1. Согласно апокрифу, великомученик Никита принадлежит к числу святых мучеников-воинов, широко почитавшихся в Византии и на Руси как помощник в борьбе с бесами и нередко изображается попирающим беса. Согласно житию, он происходил из готских племен, был сыном римского императора Максимилиана (240−310 г. н. э.), после чудесного явления ему Богоматери был обращен в христианство епископом Феофилом, отказался поклоняться языческим богам, был подвергнут многочисленным мучениям и принял смерть на костре в 372 году. Огонь не опалил тело святого, и оно было погребено в древнем городе Мопсуестия (город-крепость) его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь (нынешний Стамбул в Турции).


Какие доспехи и оружие в иконописном изображении воина Никиты могли быть в действительности на вооружении армии Византии, как в действительности выглядело полное обмундирование воинов Византии — так, как это представлено на современных «предположительных» реконструкциях или как оно изображено на фресках, иконах и барельефах — сказать точно никто не сможет. Дело в том, что в Византии существовала традиция придавать изображениям участников даже вполне современных авторам событий черты «античности», что выражается в подчас совершенно немыслимых комбинациях предметов снаряжения. Однако множество источников, даже расходящихся в деталях, в одном сходятся наверняка — каковым бы ни было снаряжение воинов, оно должно было быть высочайшего качества. В одном из Стратегиконов Маврикия2 есть мысль, подтверждающая это как нельзя лучше: «Прежде всего, ваши всадники должны иметь удобные седла, оружие хорошего качества, надежную и прочную сбрую, а также другое обмундирование. Когда всадник имеет хорошую лошадь, одет в надежный доспех и снабжен надлежащим оружием, если он храбр, — он будет храбр вдвойне, а если робок, — приобретет храбрость и внесет свою лепту в общее дело. Но если обмундирование неудобно, седло велико, лошадь хромает, а обувь жмет, — единственная вещь о которой он будет думать, это как спасти свою шкуру, обратившись в бегство при первой же возможности». В иконописи мученики и благоверные князья нередко изображаются в одеждах воинов, напоминают о том, что благодать защищает воинов Небесного Царя от невидимых врагов. На каноническую форму изображения часто накладывались подлинные изображение доспехов, вооружения и одежд, подобных тем, какие были в обиходе тех времен в Византии и Древней Руси.


В среднике иконы великомученик Никита изображен в полный рост, фронтально, на нем длинная туника с узкими длинными рукавами изум­рудно-зеленого цвета, украшенная каймой с вышивкой. Доспех состоит из разных элементов. Кольчуга из мелкой чешуи или, как ее называли, «лорикия»3; она могла быть разной длины, в ряде случаев бывала позолочена. Поверх нее надет доспех зерцало4. Зерцала не были самостоятельным доспехом, а служили лишь элементами усиления корпусной брони, которые надевали поверх кольчуги. Попали они на Русь, вероятнее всего, из Ирана и происходят от иранского доспеха, называемого «чахар-айина» (перс. «четыре глаза»), поскольку всегда состояли из четырех больших пластин: нагрудной, наспинной и двух боковых. Согласно Л. А. Боброву и Ю. С. Худякову, круглые зерцала, привязываемые ремнями поверх кольчуги, были наиболее широко распространены в XV-XVII веках и носились не только с кольчугой, но и с другими доспехами, включая ламелляры, куяки, и порой надевались даже поверх бехтереца5. В 40-е годы XVII века на основе увеличенных зерцал возник новый тип зерцального доспеха, изначально состоявший из четырех прямоугольных зерцал, расположенных вокруг тела, образуя подобие кирасы. Нижняя часть доспеха состоит из пластинчатой ламмелярной юбки6, сделанной из длинных и узких прямоугольных пластин, которые соединяли в ряды, продевая кожаные шнурки через пробитые в пластинах дырочки. Такие доспехи носили воины-катафракты7, являвшиеся основным видом византийской тяжелой кавалерии, цветом и главной силой войска. В таких элитных частях служили представители аристократических родов, так что их доспехи и одежда отличались большой роскошью8, а панцири обычно были позолочены. Предплечья прикрывались наручами9 (их называли «черопселла» и «маникелия»). Как правило, они были железными, но могли изготовляться из кожи, дерева, войлока. Византийские панцирные наплечники всегда имели форму, близкую к полусферической, и украшались кожаными фестонами10, идущими по нижнему краю. Шею защищал пластинчатый металлический горжет11 и плащ — он использовался в походе как униформа, но не применялся в бою. На иконе в руке великомученика Никиты длинный меч спата12 (2−3 в. н. э.). Носили их на поясном или наплечном ремне. Спата изначально использовалась в римской кавалерии, была рубящим мечом с закругленным или прямоугольным острием. У ранних спат длина клинка варьировалась в пределах 71−81 см в длину, а ширина от 4,5 до 6,0 см. Весили такие спаты соответственно от 1,7 до 2,4 кг. Длина острия одноручной спаты лежала в пределах 10−13 см. Однако клинки поздних спат от середины II века н. э. и до конца III века н. э. имели длину лезвия до 102 см при ширине в основании около 3,8 см и длине рукоятки с массивной по виду, но пустотелой, гардой около 19 см. Преимущество поздней спаты заключалось в том, что при значительно большей длине ее вес не превышал 1,6−2,5 кг. Из-за большой длины спату носили слева. Мечи подобного рода известны по раскопкам болот Нидама13 и Торсбергской топи14 в Дании и Германии. С лезвиями ложнодамасской техники они, как предполагают историки, являются вероятными предками рыцарских мечей Европы периода средневековья, не отличаясь от них очертаниями, сечением и длиной рукоятки. Обувью воинов были закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимися почти до колен, и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом ремешком (кампаги)15. Штаны были двух типов: короткие, до колен, и длинные. Обе половины штанов надевались как отдельные части: в виде чулок, прикрепляющихся завязками к поясу16. Таким образом, описание изображения доспехов, одежды и вооружения на иконе подтверждает документальные свидетельства достаточно детальной передачи иконописцем традиционных элементов вооружения и одежды византийской армии.


Монументальная икона Александра Казанцева «Святые князья Константин, Михаил и Федор Муромские с житием», написанная в 1714 году, — это грандиозная иллюстрированная «история о граде Муроме». Она состоит из 87-ти житийных клейм, где не пропущен ни один эпизод из жизни святых князей. Происходит икона из муромского Благовещенского монастыря. Литературным основанием для нее послужила «Повесть о водворении христианства в Муроме». В 1097 г. сын киевского князя Святослава князь Константин испросил благословения на просвещение муромских язычников и вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, супругой Ириной, епископом Василием, духовенством, воинами и слугами из Киева пришел к Мурому. Муромцы, обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде взял город без кровопролития17.


В 18-м клейме иконы представлена сцена подготовки муромцев к битве с Константином после убийства его сына Михаила. Композиция передает ощущение ужаса, напавшего на муромцев и побудившего их к стремительному бегству: слева показаны горожане, вбегающие в ворота, а справа, внутри кремля, — уже вооруженные люди, готовые к обороне. Одежда и вооружение муромцев изображены детально. В их руках — различное оружие, в том числе и огнестрельное, хотя в то время огнестрельного оружия еще не было. Защитники Муромского кремля изображены в характерных одеждах стрельцов ХVI-ХVII вв. Стрельцов во времена изображаемых событий тоже не могло быть: иконописец привносит реалии своего времени, что очень редко можно увидеть в иконографии.


Древнеславянское слово «стрелец» обозначало лучника, поэтому полки назывались стрелецкими, или говоря современным языком, стрелковыми полками. С 1550 г. Иваном IV Грозным начато формирование на контрактной основе первых регулярных войск на Руси. Стрельцов одевали в одинаковые по покрою и украшениям кафтаны, подпоясаные матерчатым кушаком; шапки — бархатные, с высоким колпаком и меховым околышем. У рядовых стрельцов мех овчиный, у офицеров (начальных людей) — соболиный18.


На вооружении стрелецкого войска были пищали, бердыши19, рогатины20 и совни21; из клинкового оружия — сабли и шпаги, которые носили на поясной портупее. На Руси первые образцы ручного огнестрельного оружия, появившиеся в конце XIV века, получили название пищаль (от польского pistula — «трубка», «дудка») и от русского слова «пищать»; в XIV-XVII веках это общерусское название ранних образцов средне- и длинноствольного огнестрельного оружия любого калибра, включая и осадные пушки22. Разделение пищалей произошло в конце XV века, когда был изобретен фитильный замок и появились переносные — ручные пищали. В XVI веке калибр ручных пищалей в среднем колебался от 11 до 22 мм при длине до 120 см и весе до 10 кг. Ручные пищали известны под названиями ручница, самопал, недомерок. Солдат, вооруженных ручными пищалями, называли пищальниками. Ручной пищали, по причине ее большого веса, обязательно полагалась подпорка в виде бердыша. Одни пищали отличались высоким качеством (нарочитые), другие — нет (худые). Переносились солдатом за плечом на ремне или перевозились в обозной повозке. Русская пищаль могла вести действенный огонь на расстоянии до 150−200 метров. Однако отсутствие прицельных приспособлений делало точность ведения огня посредственной. Невелика была и скорость стрельбы, поскольку перезарядка занимала длительное время, т. к. была трудоемким процессом. Чтобы подготовить пищаль к стрельбе, требовались соответствующие навыки, поэтому в этом отношении была большая разница между новичками и опытными стрелками. При стрельбе рассеивание на предельной дальности было около 3−4 метров, т. е. имело смысл стрелять только залпами всем полком или сотней, по меньшей мере, только так это было эффективно. Словом пищаль также именовали пушки. Орудия разделялись на крепостные, осадные, полковые и полевые. Полевые пищали-орудия перевозились на колесных лафетах. Крепостные устанавливались на стенах, крепились на треногах, лафетах или прямо на самом укреплении. Заряжались такие пищали руб­леным металлом, каменной картечью, ядрами (каменными и чугунными). Калибр орудий был очень разнообразен и не подвергался никакой систематизации. Насчитывалось около 60-ти калибров — от 30 до 250 мм. Но в XVI веке производство подверглось рационализации, и калибр уже не превышал четырнадцатого. В XVII века были предприняты попытки классифицировать артиллерийские орудия, учитывая их вес и вес применяемого ядра-снаряда. Залповый огонь мог вестись на расстоянии до 200 метров, однако русские уставы предусматривали дальность выстрела не более 50 сажен, потому что из шестифунтовой пушки на дистанции 150−250 сажен отклонение половины ядер от цели составляло 5−7 футов (1,5−2 метра), остальных — до 3 метров. На большем расстоянии (до 500 сажен) отклонение резко возрастало, и одна половина ядер уходила от цели на 5−6 сажен (почти 7 метров), а другая — до 20 сажен23. Так что стрелять на дальние дистанции было совершенно бессмысленно, и преимущество русских пушек в дальнобойности практической пользы не имело. Для того времени, судя по изобразительным источникам, гарнизон муромского кремля был хорошо оснащен, но, несмотря на такое серьезное вооружение, по исторической летописи муромцы все равно сдались войску князя Константина, не решившись в ступить в бой с его внушительным войском.


Таким образом, рассмотренные иконы из коллекции Муромского музея позволяют лучше представить картину развития вооружения и костюма Византии и Древней Руси, эволюцию военных традиций в иконографических изобразительных источниках и трансформации их русскими иконописцами с дополнениями реалий своего времени.




1 Сиротинская А. А. Великомученик Никита, с житием // Cyхова О. А. и др. Иконы Мурома. — М., 2004. —  С. 235−236.


2 «Стратегикон Маврикия» — выдающийся памятник византийской военной литературы, рубежа VI и VII столетий, определил основополагающие принципы военной организации империи. См.: Стратегион Маврикия. — СПб., 2004.


3 Лорикия (лат. панцырь).


4 Зерцальный доспех — общее название русских и восточных доспехов. Фактически под термином «зерцала» имелись в виду два различных типа доспехов — полный зерцальный доспех и «зерцала личные», усилитель доспеха, надевавшийся поверх кольчатого доспеха. Также существовало две техники соединения пластин у зерцал — на кольцах, и в таком случае эти зерцала были кольчато-пластинчатые, и на ремешках, т. е. пластинчатые. Общее подражание Востоку в русской доспешной традиции позволяет попытаться локализовать регионы заимствования зерцальных доспехов. Так, полные зерцальные доспехи имеют османское происхождение, тогда как зерцала личные пришли из Средней Азии и Ирана. В русских документах термин зерцала впервые появляется в 1490 году в переписке между Иваном III и королем Польши Казимиром IV. См.: Шиндлер О. В. Классификация русских корпусных доспехов XVI века // История военного дела: исследования и источники. — 2014. — № 5. — С. 455.


5 Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Опыт изучения защиты вооружения русских воинов ХVI-ХVII вв. в Сибири // Культура русских в археологических исследованиях. — Омск, 2005. — С. 256−275.


6 Ламеллярный доспех (от лат. Lamella — пластинка, чешуйка) — общее название доспеха из сплетенных между собой шнуром пластин. Ламелляр обычно существовал либо в виде корсета-кирасы, часто с длинным подолом, играющим роль набедренников, либо в форме ламеллярного халата длиной до колен с разрезами спереди и сзади; в обоих случаях он, как правило, дополнялся оплечьями в виде листов ламеллярного полотна, иногда — защитой шеи и паха. Размер пластин ламелляра мог быть самым различным, от очень мелких, полотно из которых по подвижности приближалось к кольчатому, и до крупных, длиной почти с ладонь взрослого человека, которые составляли сравнительно малоподвижный, но крепкий доспех. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.readtiger.com.


7 Катафракты — византийские тяжеловооруженные конные воины, которые появились под воздействием восточной, больше всего парфянской, тяжелой конницы и вели свое происхождение от позднеримских клибанариев (тяжелобронированная кавалерия в Древнем Риме).


8 Банников А. В., Морозов М. А. Византийская армия (IV-XII вв.). — СПб., 2013.


9 Наручи — часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dic.academic.ru.


10 Фестон (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. См. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.academic.ru.


11 Горжет — первоначально стальной воротник для защиты шеи и горла. Горжет был частью старинных доспехов и предназначался для защиты от мечей и других видов холодного оружия. Эти пластины поддерживали вес носимой на них брони и зачастую были оборудованы ремнями для крепления других частей доспехов. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.weaponhistory.com.


12 Спата — название происходит от древнегреческого spathe, что означает «любой широкий клинок, деревянный, металлический или просто меч». Обоюдоострый меч, изобретен кельтами, использовался преимущественно как оружие пешего бойца, но, т. к. они к тому времени уже овладели верховой ездой, спата стала применяться и конницей галлов. А позже — и римской конницей, что особенно понятно, если учесть, что с I века до н. э. именно из галлов она и состояла. От римлян спата попала на вооружение в армию Византии. Была популярна у германцев в V веке. Старые римские военные мастерские на Рейне массово выпускали спаты. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ru.warriors.wikia.com.


13 Нидамкая топь представляет собой около двенадцати гектаров болотистой местности вблизи города Зондербург в герцогстве Шлезвиг (Южная Ютландия). Нидам, который во времена поздней Римской империи использовался для жертвоприношений большого количества оружия, кораб­лей и лодок, является одним из богатейших археологических памятников. Жертвуемые предметы являются в основном военными трофеями 240−450 гг. н. э. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.swordmaster.org.


14 Торсбергская топь — болото к северу от города Зюдербраруп на полуострове Ангельн в земле Шлезвиг-Гольштейн (Германия). Ничем не примечательное внешне заболоченное озеро является ценным археологическим объектом периода поздней Римской империи. В период с I по начало V века н. э. это озеро было местом жертвоприношений местных западногерманских племен. Жертвы состояли из оружия, щитов, лошадиной упряжи, одежды, деревянных предметов, рабочих инструментов и украшений. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.swordmaster.org.


15 Кампаги — обувь византийских воинов, напоминающая сапоги. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.academic.ru.


16 Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага, 1987 — С. 608.


17 Сухова О. А. Житийная икона святых благоверных князей Константина, Михаила и Федора Муромских. Александр Казанцев. 1714 год. — М., 2006.


18 Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению. — СПб., 1899. — Ч. 1; Военно-исторический сборник. Труды ГИМ. — М., 1948. —  Вып. XX.


19 Бердыш (польск. berdysz) — холодное оружие в виде топора (секиры) с искривленным, наподобие полумесяца, лезвием, насаженным на длинное древко — ратовище. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.spiculo.ru.


20 Рогатина (рогатыня) — славянское тяжелое копье для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя. Отличается большим широким обоюдоострым наконечником. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.holodnoe-oruzhie.ru.


21 Совня, совна, совь — древковое оружие с изогнутым однолезвийным наконечником, насаженным на длинное деревянное древко. Подобное оружие использовалось многими народами и могло дополняться крюками или шипами. Совня, ввиду формы наконечника, обладала не только колющими, но рубящими и режущими свойствами. См.: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.weaponhistory.com.


22 Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв. — М., 1976. — С. 84.


23 Чернов А. В. Вооруженные силы Русского Государства в ХVI-ХVII вв. — М., 1954.