Вверх

Е. В. Емелин. От купеческого особняка до музея сатиры и юмора. История и перспективы развития Козьмодемьянского музея О. Бендера

В городе Козьмодемьянске по адресу Советская 7, на площади Карла Маркса, называвшейся до 1918 г. центральной Базарной площадью, стоит двухэтажное каменное здание в стиле классицизма. Здесь находится единственный в России полноценный музей сатиры и юмора имени великого комбинатора Остапа Бендера.


Музей располагается в здании с богатой историей, уводящей исследователя в прошлое почти на два века назад. После пожара 26 мая 1833 года, когда из более чем 600 домов сгорело 418, город стал застраиваться по плану, высочайше утвержденному 1 марта 1835 года. Тогда же на Базарной площади был построен большой дом в три этажа; третий этаж был антресольным. Согласно топографическому плану Козьмодемь­янска ­1840-х годов, в этом здании находилась городская дума. В 50-х гг. здание было передано во владение сестрам мещанкам Арине Артемьевой-Баевой и Пелагее Артемьевой-Волковой1. В 1873 году, после очередного крупного пожара в Козьмодемьянске, пострадавший дом выкупил Павел Федорович Бычков, купец второй гильдии, известный в городе меценат и городской голова, а впоследствии — депутат IV Государственной думы. На деньги П. Ф. Бычкова здание было восстановлено и перестроено по вкусу нового владельца, превратившись в купеческий особняк. Появился красивый декоративный балкон, с которого открывался замечательный панорамный вид на Базарную площадь и Волгу.


В 1905 году часть здания была отдана под женскую прогимназию, которая просуществовала здесь вплоть до открытия в 1914 г. нового здания для женской гимназии. В 1918 г. казанский художник Павел Радимов привез в Козьмодемьянск Волжско-Камскую художественную выставку, расположившуюся в здании бывшей прогимназии. И, хотя по воспоминаниям Радимова выставка не вызвала в городе особого ажиотажа, а самому ему приходилось часами просиживать у окна в пустом выставочном зале в ожидании посетителей, она явилась прологом к созданию при поддержке художника Александра Владимировича Григорьева, нашего земляка, картинной галереи в созданном в 1919 г. музее.


В советское время в бывшем особняке купца Бычкова располагались самые различные государственные учреждения. В результате неоднократных ремонтных работ основательно изменилась внутренняя планировка здания, из-за чего часть окон была заложена кирпичом, снаружи стены побелили, вероятно, для того, чтобы здание не очень выделялось своим благородным бежевым цветом. В 1920—1950-е годы, во время различных демонстраций и социалистических праздников, балкон превращался в трибуну, с которой первые лица города произносили перед трудящимся народом торжественные речи.


Однако ремонт не был частым явлением, вследствие чего уже в 1960-е годы обвалился декоративный балкон, о существовании коего горожанам и гостям долгое время напоминали стальные штыри, на которых когда-то держалась конструкция.


В 1995 году здание, будучи памятником историко-архитектурного значения, было передано в ведение Козьмодемьянского историко-архитектурного музея-заповедника, где уже через год открылся новый, весьма оригинальный музей. Этому предшествовало еще одно немаловажное событие в культурной жизни города. 7 августа, при активном участии сотрудников музея-заповедника во главе с директором Арнольдом Валентиновичем Муравьевым, в городе прошел Первый Межрегиональный фестиваль сатиры и юмора «Бендериана». Ранее было выяснено, что образ города Васюки больше всего подходит для г. Козьмодемьянска, столицы шахматной мысли из знаменитого сатирического романа советских писателей И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Правда, стоит заметить, лавры Васюков не давали покоя и жителям Васильсурска, что выше по Волге, но они, увы, упустили пальму первенства2.


Само название «Васюки» вымышленное. Состоит оно, по всей вероятности, из наименований четырех населенных пунктов, стоящих на реке Волге, которые в свое время посетил Илья Ильф: Васильсурск, Юрино, Козьмодемьянск и Ильинка. Но только от Козьмодемьянска, еще до строительства Чебоксарской ГЭС, можно было за ночь добраться на лодке до Чебоксар. Это и удалось главным персонажам романа «Двенадцать стуль­ев». И только в Козьмодемьянске оказалась в те времена лестница из 400 ступеней.


Еще с советских времен в Горномарийский краеведческий музей им. А. В. Григорьева приходили письма со всех уголков страны, в которых содержался один-единственный, но очень важный вопрос: «Козьмодемьянск — это Васюки?». Количество писем и телеграмм уменьшилось только с появлением в «Литературной газете» статьи писателя А. А. Шамаро «Приключения в Васюках», в которой он однозначно расставил точки над i3. Кстати, и письма, и статья хранятся в музейных архивах.


Праздник «Бендериана» получился масштабным. Тем более, что фестиваль удалось совместить с проходом Большого московского торгового каравана по Великому Российскому пути от Твери до Астрахани с остановкой в Васюках. Был открыт Первый международный форум делового и свободного авантюризма имени Остапа Бендера, торжественно открыт Всемирный центр междупланетной шахматной мысли — васюкинский «Шахматный клуб 4-х коней», произведена закладка будущего мемориала, посвященного героям романа «12 стульев», проведен шахматный турнир с участием московского гроссмейстера Е. Васюкова. И, конечно же, — аукцион «12 стульев». В качестве почетного гостя прибыл актер театра и кино Семен Фарада4. Впоследствии праздник стал ежегодным.


Первый сеанс одновременной игры в шахматы между гроссмейстером Евгением Васюковым и васюкинскими любителями прошел как раз в здании по адресу Советская 7.


1995 — первая половина 1996 гг. ознаменовались подготовкой к созданию нового музея. Стоит сказать, что в Козьмодемьянске к тому времени уже существовали два музея: Художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева и Этнографический музей под открытым небом. А в 1994 году появился градостроительный музей-заповедник, в обязанности которого входила охрана памятников истории и архитектуры города, нашедший поддержку своих начинаний в Художественно-историческом музее. В состав нового учреждения вошел и музей мебельного мастерства, заявивший о себе в день первой «Бендерианы» поначалу как выставочный зал, но официально открывшийся в день проведения второй «Бендерианы».


24 августа 1996 года состоялось торжественное открытие музея О. Бендера как раз в разгар Второго межрегионального фестиваля сатиры и юмора. Идея создания обоих музеев принадлежит краеведу Арнольду Валентиновичу Муравьеву, ставшему директором этого музея-заповедника.


Экспонаты пришлось собирать буквально по крупицам: что-то перекочевало из фондов Художественного музея, некоторые старые вещи советской эпохи были переданы наиболее ответственными жителями города, так что юный фестиваль сатиры и юмора явился хорошим источником пополнения музейных фондов. А 15 марта 1996 г. от знаменитого советского режиссера Михаила Швейцера были получены фотографии со съемок фильма «Золотой теленок» с подписями и автографами самого режиссера и его жены.


Под собственно музей был отдан второй этаж здания — четыре зала, на первом этаже располагались магазины. Тут же открылся пресс-центр «Бендерианы». По воспоминаниям очевидцев тех лет, посетители оставались довольны просмотром экспозиций: музей оказался вполне в духе великого комбинатора.


Следует заметить, что васюкинские идеи на­шли еще одно неожиданное воплощение. В конце 1990-х годов в Художественно-историческом музее начались удивительные нововведения. В 1998 г., в разгар туристического сезона, в связи с передачей Йошкар-Олинской епархии Смоленского собора, музей переехал в новое здание, бывший особняк купца Александра Михайловича Пономарева. Создавать экспозиции приходилось в ускоренном темпе. В 1999 году художественный салон, занимавший один из залов Художественно-исторического музея, закрылся, и на его месте с подачи директора музея Николая Вадимовича Просвирнина возникла целая мемориальная комната, посвященная пребыванию Остапа Бендера в Васюках. Над созданием экспозиций этой комнаты работал художник-оформитель из Йошкар-Олы Сергей Васильевич Прутов. Прутов очень любил Козьмодемьянск, с радостью бывал в нашем городе и за работу брался с большим энтузиазмом. Под его руководством, среди прочего, появилась замечательная трехмерная инсталляция «Васюки — пуп Земли». Тут, пожалуй, стоит пояснить, что музей-заповедник, в состав которого входил музей О. Бендера, в те времена работал совершенно самостоятельно от Художественно-исторического музея, и состав экспозиций между ними не согласовывался.


Такая двойственность просуществовала несколько лет.


В сентябре 2001 года по представлению городской администрации все музеи города были объединены в единое муниципальное учреждение «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс», директором которого была назначена Анна Ананьевна Красавина. Тогда же музей мебельного мастерства стали именовать музеем купеческого быта, а музей О. Бендера получил новое звучное название: музей сатиры и юмора им. О. Бендера.


В начале 2000-х годов в бывшем доме купца Бычкова прошли ремонтные работы. Прежде всего, была отремонтирована крыша здания. Внутренние помещения находились в плачевном состоянии. Пришлось много белить, красить, убирать многочисленные перегородки, доставшиеся в наследство от «Дома медиков», кое-где менять доски пола. Под руководством Сергея Васильевича Прутова экспозиции подготовили в кратчайшие сроки: всего за три месяца. В обновленный музей сатиры и юмора перекочевали экспонаты и экспозиции из бывшей «мемориальной комнаты» О. Бендера в Художественно-историческом музее.


Для гостей города, приезжавших в Козьмодемьянск большими группами, музейными сотрудниками долгое время проводилась т. н. «Мини-Бендериада», включающая в себя самодеятельные театрализованные представления с участием персонажей романов Ильфа и Петрова, «Тара­каньи бега», сеанс игры в шахматы и, конечно же, аукцион «12 стульев», на котором можно было выиграть забавные призы.


Музейные фонды регулярно пополняются, в том числе эксклюзивными экспонатами. Так, в марте 2004 г. Александра Ильф подарила музею галстук своего отца, Ильи Арнольдовича Ильфа, купленный им во время поездки в Америку в 30-е гг. прошлого века. В настоящее время действуют все четыре музейных зала: два экспозиционных и два выставочных. Регулярно проводятся выставки как местных художников и скульпторов, так и художников всероссийского масштаба. К настоящему времени в музее действуют семь постоянных тематических экспозиций, последняя из которых была оформлена в 2012 году художницей Елизаветой Крыловой. Ею же в начале лета 2015 года создано эффектное граффити у входа в музей, где посетители и прохожие теперь очень любят фотографироваться.


О некоторых экспонатах и экспозициях музея, отсылающих посетителей в далекие времена нэпа, стоит рассказать подробнее. Тут и провинциальная цирюльня «Стригу и брею козлов», и дань советскому нарпиту с двойными расценками, и скромному буфету, в котором, тем не менее, пиво отпускалось только членам профсоюза. Здесь можно полюбоваться на идеологически правильную картину «Письмо Чемберлену», основанную на знаменитой картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а также посмотреть на эволюцию образа Остапа Бендера в произведениях народных умельцев.


Идее и воплощению могучей шахматной мысли посвящена самая большая экспозиция в музее под названием «Васюки — пуп Земли»; автор — художник-оформитель Сергей Васильевич Прутов. Экспозиция состоит из двух частей. У двери посетителя ждет Киса Воробьянинов, выглядывающий из-за круглой тумбы с объявлениями, который приглашает, заплатив небольшую сумму, посетить сеанс одновременной игры в шахматы со знаменитым гроссмейстером О. Бендером. Дальше посетителя ждет сам сеанс игры, вернее, его окончание, — когда комбинатор национализировал у одноглазого васюкинского любителя ладью и держит ее в правой руке. Одноглазый подозрительно смотрит на гроссмейстера, как бы восклицая: «Здесь только что стояла моя ладья!»


Экспозиция «Антилопа Гну» (персонаж романа «Золотой теленок») создана художницей Елизаветой Крыловой. Экспозиция не простая — можно посидеть в машине на месте водителя, покрутить руль и сделать фото на память на фоне старинных улочек патриархальных Васюков, где деревянные домики, украшенные красивой резьбой, и каменные здания девятнадцатого века убегают куда-то вдаль, вверх по крутому берегу Волги, к рассветным краскам пробуждающегося нового дня. В высоту небес, где гордо парят аэропланы, тянутся многочисленные лестницы — символ осуществившихся заветных мечтаний.


С самого своего основания Козьмодемьянский музейный комплекс принимает активное участие в проведении фестиваля «Бендериада». С 2009 по 2014 гг. по инициативе директора музейного комплекса Лидии Александровны Батюковой колонна музейных сотрудников участвовала в карнавальном шествии.


В 2014—2015 годах, в рамках реализации проекта «Купеческая слобода», в котором Козьмодемьянский музейный комплекс принимал активное участие, по решению Правительства Р. Ф., на деньги федерального бюджета была проведена реставрация фасада здания — историко-архитектурного памятника «дом купца П. Ф. Бычкова». Здание снова засияло яркими красками. В доме было заново проведено отопление, а в ближайшие годы планируется масштабный внутренний ремонт помещений.


На первом этаже предполагается оформление конференц-зала для проведения массовых мероприятий, мастерской и отдельного зала для мастер-классов по лепке из глины для детей, которые уже много лет подряд проводит известный скульп­тор Николай Борисович Леденейкин. Возможно открытие закусочной вроде советского «нарпита» для большего погружения посетителей в эпоху великого комбинатора.


В заключение хочется выразить благодарность сотрудникам Козьмодемьянского музейного комплекса Николаю Борисовичу Леденейкину, Фелонии Николаевне Шестаковой и научному консультанту Владимиру Леонидовичу Шерстневу за их воспоминания о создании и развитии музея О. Бендера, оказавшиеся очень полезными при написании данной статьи.


Сейчас музей активно развивается как в экспозиционно-выставочном, так и в туристическом плане и шагает в ногу со временем, к светлому будущему, когда, по словам О. Бендера, васюкинцы денег платить не будут, они будут их получать.




1 Шилова Е., Чернова О. Малый город с великолепной архитектурой // Отчина. —  2016. — № 14. — С. 65−68.


2 А. Согомонов рассматривает эту ситуацию как пример весьма успешного, хотя, может, и не совсем правомочного брендирования: «Поволжский город Козьмодемьянск Республики Марий Эл базирует свою имиджевую стратегию на том, что именно он якобы стал прототипом легендарных Васюков. Весь городской ландшафт выстраивается в соответствии с этой креативной идеей. На пристани вас встречает многообещающая надпись «Киса и Ося здесь были»; вы на каждом шагу сталкиваетесь с шахматной символикой, а фасады домов, зачастую даже без должного ремонта, оформляются в виде шахматных досок. Дополняя музейную составляющую, в общую линию вписываются и обычные магазины: вы совершаете шоппинг в торговом пассаже, украшенном вывесками «Отец Федор» и «Мадам Грицацуева», а продукты питания приобретаете в магазине «Пиво продается только членам профсоюза». И то обстоятельство, что приватизация «Васюков» произведена без всякого права — авторы знаменитого романа упоминают Козьмодемьянск наряду с Васюками, — абсолютно не смущает ни жителей, ни городские власти. Главное, они оказались первыми, а их брендинговая идея оригинальна, что незамедлительно обернулось ростом доходов, притоком туристов, информационной привлекательностью. Не менее важно и то, что творческая находка способствует большей устойчивости городского сообщества: борьба за горожанина в данном случае не менее значимая цель брендинга города, чем привлечение массового посетителя». См.: Согомонов А. Современный город: стратегия идентичности // [Электронный ресурс]. — http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/so21.html. (Прим. ред.).


3 Яшина Е. По следам Остапа // Козьмодемьянский музейный вестник. — 1995. — 17 окт. — С. 4.


4 Документальный фонд Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса.