Вверх

М. К. Павлович. Синодальный ризничий архимандрит Савва — уроженец Владимирской губернии. Страницы биографии

Среди исследователей и историков Московского Кремля особая роль принадлежит синодальным ризничим и библиотекарям середины ХIХ — начала ХХ вв., отдавшим немало сил и знаний изучению и популяризации находящихся на их попечении древних сокровищ и рукописей. Первое место среди этих хранителей ценнейших реликвий и книжного собрания Русской православной церкви, без сомнения, занимает архимандрит Савва (Иван Михайлович Тихомиров), уроженец Владимирской губернии, молодые годы которого связаны с древним русским городом Муромом. Именно архимандриту Савве и посвящено наше небольшое исследование. О его судьбе можно узнать благодаря его автобиографическим запискам, изданным в 1898—1911 гг.1. Немалый интерес представляют и формулярные списки, входящие в состав фонда Московской духовной академии в Центральном историческом архиве Москвы, а также ряд других неопубликованных источников из архивов Москвы и Петербурга. Эти документы более подробно отражают отдельные факты его биографии, связанные со служением в должности синодального ризничего2.


Иван Тихомиров родился 15 марта 1819 года в селе Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец его, пономарь сельской церкви, умер за полтора месяца до рождения сына, а мать вернулась в свое родное село Горицы Шуйского уезда к брату. Там семья и проживала в крайней бедности. В 1827 г. Иван поступил в Шуйское духовное училище под фамилией своего двоюродного брата — Тихомиров. В одиннадцать лет он остался круглым сиротой, но училищное начальство назначило способному мальчику казенное содержание в размере 60 руб. в год. По окончании училища поступил во Владимирскую духовную семинарию, где учился с 1834 по 1840 г. и был причислен к первому разряду выпускников3.


Серьезная болезнь помешала юноше продолжить образование и поступить в духовную академию сразу же после окончания семинарии. Чтобы не умереть с голоду, он устроился работать смотрителем семинарской больницы, где трудился за 2 рубля серебром в месяц и имел казенные жилье и стол, подрабатывал, давая частные уроки4. Однако вскоре его жизнь круто изменилась. В середине октября 1841 г. в Муроме умер священник главного городского храма — собора Рождества Богородицы Василий Царевский, оставив жену и девятерых детей. Узнав, что во Владимире при больнице обретается холостой выпускник семинарии с хорошей репутацией, вдова Царевского приехала во Владимир, чтобы позвать его в Муром на священническую вакансию, освободившуюся после смерти ее супруга, а также и одновременно в мужья старшей дочери Александре5. Юноша был совершенно ошарашен и даже напуган этим предложением. Однако согласился поехать на смотрины невесты. Позволим себе привести небольшой отрывок из автобиографии Тихомирова об этом знакомстве: «По приезде… остановился в доме соборного священника Василия Харизоменова. Смотрю в окно и вижу собор старинной архитектуры ХVI столетия, стоит на высокой, крутой горе над рекою Окой. Слава Богу, первое впечатление очень доброе… Из другого окна вижу рядом дом моей невесты, новый, довольно красивый и просторный: и это произвело приятное на меня впечатление… Прошло два дня, и я, ознакомившись несколько с невестой и семейством, и предав себя и свою судьбу в волю Божию, решился сделать роковой шаг в жизни»6. 12 января следующего 1842 г. Иван Тихомиров вступил в законный брак с Александрой Царевской, 18 января был рукоположен в дьякона, а 25 января — в священника. Службу в соборе сочетал с преподаванием в местном духовном училище. В не раз упоминаемой нами автобиографии будущего архимандрита Саввы мы находим описание и самого города, и его монастырей, и, конечно же, не сохранившегося ныне Богородице-Рождественского собора, где протекала его служба. Оставил он нам и характеристики муромского духовенства — настоятеля собора протоиерея Михаила Троепольского, нескольких местных священников и преподавателей училища7. Жизнь в Муроме была спокойна и приятна, молодые жили душа в душу. 9 апреля 1843 г. бог даровал им сына, которого нарекли Михаилом в честь благоверного князя Михаила, муромского чудотворца. Однако семейное счастье было недолгим. В июле 1844 г. у Ивана Тихомирова умер сын8, а в апреле следующего года — жена. Как он писал позднее, «22 апреля Господь посетил меня тяжкою скорбию — я лишился своей супруги. После шестимесячной болезни, вследствие простуды, жена моя Анна Васильевна скончалась от чахотки, на 25-м году от рождения… Печальное событие это глубоко потрясло мое сердце и имело на мою дальнейшую жизнь чрезвычайно важное влияние»9.


После потери близких молодой священник оставил службу в соборе, и в 1846 г., как сказано в документах, «по вдовству и собственному желанию»10 поступил в Московскую духовную академию. Недюжинные способности и тяга к знаниям способствовали его скорому причислению к десятке лучших учеников. 1 октября 1848 г. он был пострижен в монашество под именем Савва, а в 1850 г. окончил академический курс со сте­пенью магистра. Но незадолго до завершения учебы в его жизни благодаря счастливой случайности произошли серьезные перемены.


С 1838 по 1850 г. должность синодального ризничего занимал иеромонах Евстафий, человек замкнутый и необщительный, не слишком рачительно относившийся к своей должности и даже нарекший на себя замечания государя императора, обратившего внимание на пыль на полках в хранилище церковных ценностей. Владыка Филарет был серьезно озабочен подысканием нового исполнителя этой важной должности и обратился за помощью к ректору Московской духовной академии, указавшего ему на Савву (Тихомирова), которому оставалось совсем недолго до окончания учебного курса. «Смотрины» состоялись во время экзаменов. Удовлетворенный знаниями и поведением студента, владыка Филарет высказал свое одобрение, и, вместо предполагаемого назначения инспектором во Владимирскую духовную семинарию, выпускник Тихомиров был назначен синодальным ризничим. Однако, когда ректор сообщил ему о том, какая для него открывается новая должность в Москве, тот «начал решительно отказываться от нее». И лишь узнав, что его назначения желает сам митрополит Московский и Коломенский Филарет, решил «преклониться пред священною волею великого архипастыря»11.


Переехав в Москву, выпускник академии пересмотрел отношение к своему назначению. Так, он писал: «Мне предстоит должность Синодального ризничаго… эта должность не только не унизительна для окончившего лишь курс воспитанника академии, но еще слишком высока. Все, кои имеют о ней надлежащее знание, почитают меня большим счастливцем… Что же касается до ее значительности, то известно, что звание Синодального ризничего выше игуменов и обыкновенного протоиерейства«12.


Сразу после утверждения в должности о. Савва 1 сентября 1850 г. приступил к приему по описи и каталогу от прежнего ризничего, теперь уже архимандрита Серпуховского Высоцкого монастыря Евстафия, древних ризничных вещей, а также рукописей Синодальной библиотеки13. Лишь через два месяца, в начале ноября он вступил «во все права своего новаго звания», а именно: «Синодальный ризничий есть настоятель Синодальной 12-ти Апостолов церкви… Главная обязанность его состоит в хранении древних вещей ризницы и рукописей библиотеки, он должен приготовлять св. миро, хранить и раздавать оное в епархии…; 5) Совместно с протопресвитером Успенскаго собора заведовать и Синодальным певческим хором… В число обязанностей ризничего входило и допущение любопытствующих к обозрению древних церковных ценностей, а ученых — к изучению рукописей Синодальной библиотеки«14.


С ноября новый ризничий поселился в здании Патриаршего дворца, предварительно приведя в порядок квартиру, доставшуюся ему от предшественника в довольно запущенном виде. Об условиях проживания о. Саввы мы узнаем из его письма к родственникам: «Теперешнее мое положение пока так хорошо, что кажется и желать лучшего… нельзя… Материальные средства для приличного содержания себя на настоящем посте очень достаточны… Помещение имею очень достаточное для одинокого человека, кроме отдельной кухни у меня пять комнат. Слава Богу, есть где принять и поместить добрых родных и знакомых… Должность моя тем особенно примечательна, что открывает мне случаи входить в сношения с лицами всех возможных сословий… Прекрасный случай изучать человечество во всех его постепенностях»15. Стоит добавить, что получив для проживания порядка трех тысяч рублей в год ассигнациями и хоромы в верхнем этаже Патриаршего дворца, влачивший нищенское существование в юные годы, он с радостью приглашал знакомых и родных к себе в гости.


Должность свою иеромонах Савва нередко в письмах называл хлопотливой. С просьбой показать Патриаршую ризницу к нему нередко обращались и покровители различных училищ, и знакомые — историки И. М. Снегирев, К. И. Новоструев, коллекционер Погодин и многие другие16. Иногда эти обращения были столь часты, что ризничий невольно вздыхал о том, что он не принадлежит сам себе и не имеет отпуска, т. к. не знает, кто и когда удостоит находящиеся на его хранении ризницу и библиотеку своим визитом. Многие посещения ризничий отмечал в своем дневнике. Так, с октября 1856 г. «приступил к занятиям в Синодальной библиотеке знаменитый наш историк Сергей Мих. Соловьев, каждый почти день, по нескольку часов он занимался чтением рукописей и выпискою из них в бывшей моленной келье святейшего патриарха Никона». С этого периода в синодальную библиотеку стали поступать его «книжки по истории России»17.


Неизгладимое впечатление на о. Савву произвело посещение церковного хранилища ценностей августейшими особами в сентябре 1855 г.: «Они осмотрели церковь 12 Апостолов, открытую после ремонта, Мироварную палату и собственно сокровищницу»18.


Одной из функций ризничих в ХIХ в. являлась организация мироварения. Как позднее вспоминал о. Савва, в 1851—1859 гг. ему «суждено было четыре раза приготовлять святое миро»19.


Почти сразу после вступления в должность недавний выпускник духовной академии получил особое поручение от митрополита Филарета, как нельзя более отвечавшее его тяге к научной деятельности — заняться описанием наиболее ценных и интересных предметов Синодальной ризницы и библиотеки. Результатом его сложной и усердной работы стал «Указатель для обозрения Московской Синодальной (патриаршей) ризницы», прошедший все инстанции и одобренный Московским комитетом духовной цензуры, опубликованный в 1855 г. Помимо описаний собрания ценностей, книга содержала словарь вышедших из употребления терминов. Помогал ему в работе Алексей Егорович Викторов, заведовавший архивом Оружейной палаты. За свой труд о. Савва получил немало благодарственных и восторженных слов от читателей, в числе коих были именитые царедворцы, государственные деятели, министры, известные ученые и деятели церкви. Приведем отрывок из отзыва историка Москвы И. Е. Забелина: «Указатель о. Саввы вполне и превосходно удовлетворяет всем требованиям ученаго сочинения и издания… По всей справедливости он должен быть взят за образец в составлении подобных указателей, в которых так нуждаются наши хранилища древностей и достопамятностей»20. А вот какое письмо прислал ризничему профессор К. И. Новоструев: «Всепокорнейшее благодарю за присланный дар вашего произведения, который всякий должен жаловать, как хлеб насущный»21.


Только за первые два месяца о. Савва в качестве подарка разослал более трехсот экземпляров указателя, в том числе и членам императорской семьи, удостоивших его за это «высочайшей благодарности». Более трехсот его книг было продано. Цена одного экземпляра составляла 1 руб. 50 коп.22. Однако автор не удовлетворился кратким указателем патриаршей ризницы, он хотел составить ее полное историко-археологическое описание. Его труд выдержал несколько переизданий, к нему были добавлены иллюстрации — пятнадцать таблиц с 95-ю фотоснимками памятников, а также перечень великих русских князей. Указатель пользовался огромной популярностью у его современников, не утратил он своего значения и в наши дни.


Занимался ризничий и получением новых печатных изданий — из Археографической комиссии, Синодальной типографии, Московской духовной академии, Московского Румянцевского музея, других учреждений и от отдельных авторов. В 1850-х гг. на его долю выпало и наблюдение за работами по ремонту и перестройке церкви Двенадцати Апостолов, и помещений Синодального дома. Торжественное освещение храма после окончания внутренней отделки состоялось 5 февраля 1855 г. А вскоре, 15 мая, иеромонах Савва, первым из синодальных ризничих был удостоен «возведения в новый, высший сан — сан архимандрита». Основанием для этого по рассуждению Московской синодальной конторы явились следующие его заслуги: «1) по перенесении из прежнего помещения Синодальной библиотеки в новое, привел в совершенный порядок… рукописи сей библиотеки; 2) отчетливо заведовал… денежным сбором с жильцов Синодальных певческих домов…; 3) при возобновлении Синодальной 12 Апостолов церкви трудился над составлением проектов для написания икон и стенной живописи и за правильным исполнением сего и до ныне неутомимо надзирает; 4) составил… описание до 200 греческих рукописей и историческо-археологическое описание замечательнейших предметов, хранящихся в Патриаршей ризнице»23.


Должность синодального ризничего всегда требовала много энергии и знаний. Но особенно хлопотным был для архимандрита Саввы ­1856-й год, год коронации императора Александра II, когда в Москве наблюдалось «многолюдное стечение… высоких особ и знаменитых представителей разных наций»24. После коронации в январе 1857 г. на хранение в ризницу поступило полное облачение митрополита Филарета, употреблявшееся им на прошедшей церемонии миропомазания российского самодержца25.


В обязанности ризничего входила и организация ремонта ценных предметов. Сохранился реестр ветхих вещей, исправленных по указу Московской синодальной конторы от 13 ноября 1857 г., куда входят и панагии, и митры с клобуками, омофоры, епитрахили, палицы, поручи, посохи, саккосы и проч., и проч. Стоимость произведенных работ по ремонту девяноста предметов составила 1275 руб. 50 коп.26.


Занимался архимандрит Савва разбором и описанием рукописей Синодальной библиотеки, работал в московских архивах, уточняя сведения о предметах ризницы для полного издания своего указателя, посещал он и архив Московской Оружейной палаты27.


В 1859 г. архимандрит Савва был назначен ректором Московской духовной семинарии, а в январе 1861 г. — ректором Московской духовной академии. Продолжал он свое служение в качестве епископа Можайского, второго викария Московской епархии, позднее — епископа Полоцкого и Витебского, затем — Харьковского, а с 23 апреля 1879 г. — епископа Тверского и Кашинского. 20 апреля 1880 г. был возведен в сан архиепископа. Проявляя максимум стараний и способностей на этих ответственных должностях, он не оставлял научные занятия. В 1860 г. Императорское русское археологическое общество избрало архимандрита Савву в число своих членов-корреспондентов. В 1883 г. Ученым советом Московской духовной академии он был избран ее почетным членом, 20 июня 1894 г. — удостоен ученой степени доктора церковной истории28.


В мае 1896 г. за более чем полувековое «святительское служение» выдающийся церковный деятель и исследователь русской старины архиепископ Савва был удостоен монаршей милости — бриллиантового креста для ношения на клобуке29. А 13 октября того же года он скончался в возрасте семидесяти семи лет. Это печальное событие нашло отражение на страницах «Церковных ведомостей» в виде некролога и опубликованных текстов речей, сказанных представителями духовенства при его погребении. Приведем отрывок из речи архиепископа Рижского и Митавского Арсения, обращенной к усопшему: «Те паствы, среди которых ты служил… с усердием и любовью… будут вспоминать тебя с благодарным чувством и молиться о спасении твоем… вся правящая русская Церковь и ученое и учебное наше сословие будут вспоминать тебя, почивший Архипастырь, с благодарным сердцем за твои ученые труды, которые ты оставил нам в руководство и назидание»30.


В 1898—1911 гг. была опубликована автобиография архимандрита Савы. Эта книга, написанная легким и интересным языком, рассказывает обо всех испытаниях и доблестных трудах во время его непростого и длинного жизненного пути, встречах с известными людьми — выдающимися церковными деятелями, учеными, представителями власти, являя собой уникальный источник информации о реалиях жизни духовенства и ученого сообщества России второй половины ХIХ столетия.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПА САВВЫ (ТИХОМИРОВА)


15 марта 1819 г. — родился в с. Палехе Владимирской губернии.


1827 г. — поступил в Шуйское духовное училище.


14 марта 1830 г. осиротел.


Перешел на учебу во Владимирскую духовную семинарию.


1841 г. — определен учителем в Муромское духовное училище.


18 января 1842 г. рукоположен в дьякона, 25 января — рукоположен в священника при соборе Рождества Богородицы в г. Муроме.


Овдовев в 1845 г., в августе 1846 г. поступил в Московскую духовную академию.


1 октября 1848 г. ректором Академии Алексием (Ржаницыным) пострижен в монашество с именем Савва.


1850 г. — по окончании курса академии был назначен синодальным ризничим.


15 мая 1855 г. возведен в сан архимандрита.


18 мая 1859 г. назначен ректором Московской духовной семинарии.


21 января 1861 г. назначен ректором Московской духовной академии.


4 ноября 1862 г. в Большом Успенском соборе хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии.


С 16 июня 1866 г. — епископ Полоцкий и Витебский.


С 7 декабря 1874 г. — епископ Харьковский и Ахтырский.


С 23 апреля 1879 г. — епископ Тверской и Кашинский.


20 апреля 1880 г. возведен в сан архиепископа.


1894 г. — удостоен ученой степени доктора церковной истории.


Скончался 13 октября 1896 г. в Твери.




1 См.: Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни, автобиографические записки. — Сергиев Посад, 1898−1911.


2 См., например: ЦИАМ. — Ф. 229. — Оп. 4. — Д. 5183, 5665.


3 Там же. — Д. 5183. — Л. 2.


4 Савва (Тихомиров). Указ. соч. — Т. 1. — С. 167.


5 Там же. — С. 173.


6 Там же. — С. 175.


7 См.: Там же. — С. 181−183, 185.


8 Там же. — С. 225.


9 Там же. — С. 265.


10 См.: ЦИАМ. — Ф. 229. — Оп. 4. — Д. 5183.


11 Савва (Тихомиров). Указ. соч. — Т. 1. — С. 452.


12 Там же. — Т. 1. — С. 453−464.


13 Там же. — С. 467.


14 Там же. — С. 480−481.


15 Там же. — С. 482.


16 Там же. — Т. 2. — С. 167, 169.


17 Там же. — С. 301.


18 Там же. — С. 175−176.


19 Там же. — Т. 1. — С. 495.


20 Там же. — Т. 2. — С. 225.


21 Там же. — С. 186.


22 Там же. — С. 208.


23 Там же. — С. 136.


24 Там же. — С. 232.


25 Там же. — С. 306.


26См.: РГАДА. — Ф. 1183. — Оп. 7. — Д. 302.


27 Савва (Тихомиров). Указ. соч. — Т. 2. — С. 306; ОРПГФ Музеев Московского Кремля. — Ф. 20. —  Оп. д/р. — Д. 64. — Л. 2.


28 См.: ЦИАМ. — Ф. 229. — Оп. 4. — Д. 565. — Л. 1.


29 См.: Церковные ведомости. — 1896. — № 19−20. —  С. 159.


30 Прибавления к Церковным ведомостям за 1896 г. — 1896. — № 45. — С. 1649−1650.