Вверх

Е. А. Васильченко. Деятельность библиотек Мурома и Муромского района в годы Великой Отечественной войны (по материалам местной прессы)

Деятельность библиотек в городе Муроме и Муромском районе во время Великой Отечественной войны — одна из важных страниц в истории развития библиотечного дела нашего края. Ценным источником в раскрытии этой темы служит периодическая печать. Анализируя газетные пуб­ликации, можно проследить, как развивалась библиотечная работа в военные годы, как организовывался досуг жителей города и района.


Библиотеки всегда играли большую роль в формировании культурного пространства. Как отмечал «Муромский рабочий», «сеть хорошо устроенных, богато снабженных и уютно обставленных библиотек — одно из средств ускорить достижение высокой цели, поставленной товарищем Сталиным — сделать всех рабочих и колхозников культурными и образованными»1. А библиотекарь обязан не просто выдавать книги, но и «помогать в выборе, руководить чтением, быть советчиком и другом читателя»2.


Вся работа культпросветучреждений (в том числе и библиотек) в Муроме проводилась в соответствии с планом. Еще в 1931 году президиум горсовета постановил ввести в городе единый культплан, «чтобы изжить разнобой и самотек и придать культурной работе политический характер, подчинив ее общим хозяйственным и политическим задачам»3. На начало 1941 года в Муроме действовала 31 библиотека со 150-ю тысячами томов книг и журналов4.


На осенне-зимний период 1940−41 годов в плане культурных мероприятий по Муромскому району значилось «привести в порядок все бюджетные и колхозные библиотеки, оживить работу и увеличить книжный фонд, пропагандируя через читательские конференции, беседы, рекомендательные списки лучшие произведения художественной, антирелигиозной, сельскохозяйственной, оборонной и др. литературы. Увеличить количество передвижек по центральной библиотеке в колхозы до 50, установить твердый график их оборачиваемости. Проводить семинары с библиотечными работниками в целях повышения их квалификации»5.


Летом сельские библиотеки ориентировалась на выездную работу в полях, городские — старались обеспечить интересный досуг отпускникам. Для школьников готовились мероприятия с учетом каникулярного времени. Из газетных публикаций видно, что так было и летом 1941 года. Н. Чеканов в номере от 17 мая пишет, что «некоторые клубы и избы-читальни с начала весны перестроили свою работу, направив ее на участие в колхозном производстве»6. Вместе с тем имеется и ряд недочетов, их нужно устранить как можно быстрее. Несколько заметок посвящено хорошей работе библиотеки Дома партийного просвещения. «Большие и просторные, чистые и уютные читальный зал и зал выдачи литературы привлекают посетителей… Вновь оборудовано несколько витрин… В читальном зале оборудованы две фотовыставки… Увеличилось количество посетителей библиотеки. В мае в ней побывало 1178 человек, выдано социально-экономической, политической и художественной литературы свыше 1500 книг»7. В. Воробьев в своей статье «В каникулы» призывает учеников Поздняковской школы читать книги, ведь в их распоряжении богатая библиотека8.


С началом войны вся жизнь стала подчиняться интересам обороны страны. Не остались в стороне и библиотеки. Их работа была перестроена по приказам Наркомпроса РСФСР от 2 сентября 1941 года «О работе политико-просветительных учреждений в военное время» и от 27 октября 1941 года «О работе массовых библиотек в военное время». Согласно этим приказам, библиотеки становились центрами агитационно-массовой и культурно-просветительной работы и должны были пропагандировать военно-оборонные знания, популяризировать трудовой героизм, информировать читателей о ходе войны, разъяснять международное положение.


В годы войны «Муромский рабочий» выходил на двух полосах вместо четырех. Основное внимание уделялось сводкам с фронта, работе в тылу. Находилось место и для освещения деятельности культурно-просветительных организаций города и района.


В этот тяжелый период, когда «от каждого советского гражданина требуется организованность, дисциплина, напряжение всех сил»9, местная пресса подчеркивает, что «вся массово-политическая работа культурно-просветительных учреждений должна быть направлена на дело защиты отечества от коварного врага, на воспитание у трудящихся беспримерного трудового героизма, строжайшей военной дисциплины и организованности»10.


Библиотекам пришлось пересмотреть свои довоенные планы и скорректировать их, учитывая сложившуюся обстановку. Уже третьего июля в библиотеке Дома партийного просвещения оборудовали новую витрину книг, посвященную войне, где расположились свыше 30-ти томов, рассказывающих о подвигах русского народа в сражениях от Ледового побоища до боев на Карельском перешейке с белофиннами11. Вскоре при Доме партийного просвещения был образован агитпункт со множеством наглядных пособий «по истории гражданской войны и созданию непобедимой Красной Армии»12. Все посетители агитпункта могли получить «консультации и необходимую литературу на разные политические темы», ознакомиться с книжными выставками, посвященными героическим битвам русских войск. Кроме того, была «оборудована специальная комната для занятий агитаторов и других работников по подготовке к лекциям, докладам, читкам и беседам»13.


В районной библиотеке пользовалась популярностью размещенная на стене большая политическая карта мира. С ее помощью читатели ориентировались в происходящих событиях. Привлекали внимание выставки: «Из истории нашей родины»; «Великая Отечественная война советского народа против фашистских разбойников»; «Фашизм — лютый враг человечества»; «Будь готов к ПВХО»14.


Не остался в стороне и музей. Его директор И. П. Богатов в номере от 24 августа 1941 года пишет, что «на многочисленных полках библиотеки Муромского музея» хранятся комплекты журнала «Сын Отечества» за 1813−1815 гг. и газеты «Северная почта» за 1812 год». В них много внимания уделялось войне России с Наполеоном. «Какой убедительный урок для ошалевшего Гитлера, так же в июне и так же воровски и вероломно напавшего на нашу Родину!.. Но Наполеон… был уничтожен русским народом… так будет уничтожен и Гитлер с его кровожадными бандами»15.


В годы войны изменился состав читателей: многие ушли на фронт, приехали эвакуированные из других городов. Например, Монаковские сельскую и школьную библиотеки «в основном посещали учащиеся, особенно младшего и среднего возраста, а также эвакуированные из Москвы и Ленинграда»16. Эвакуированные учителя преподавали в школе и читали лекции в библиотеке. При Муромской районной библиотеке было организовано восемь передвижек, обслуживающих госпитали17. Заведующая библиотекой Милица Степановна Маланова пишет, что многие читатели, «сдавая книги, говорят с улыбкой: «До свидания, уезжаю на фронт, как приеду, — опять приду в биб­лиотеку»»18. Маланова также обращает внимание на заметно изменившийся репертуар востребованной литературы. «Десятки читателей ежедневно спрашивают книги по ПВХО, о военной подготовке, как владеть оружием, о тактике авиации, о героическом прошлом русского народа, о походах Суворова, о героях гражданской вой­ны… Военно-оборонной литературы выдается в среднем 50−60 книг в день… Учителя… изучают газетные материалы по ПВХО в читальном зале библиотеки. За газетами люди просиживают по нескольку часов, читают их с начала до конца. Журналы «Огонек», «Крокодил», альбомы «Боевые эпизоды», «За Родину, за Сталина» просматриваются читателями с большим интересом»19. Библиотека при городском агитпункте за второе полугодие 1941 года произвела 12 398 книговыдач оборонной и военной литературы20. В Поздняковской библиотеке «повысился спрос на литературу об историческом прошлом великого русского народа»21.


Остается высокой посещаемость. Только в районной библиотеке ежедневно бывают 230−250 человек на абонементе и 80−100 человек — в читальном зале22. В библиотеке Дома партийного просвещения в августе 1941-го года побывало 989 человек, а в феврале 1942 — 86823. После рабочего дня жители села Лопатино приходят в избу-читальню. С 8 вечера и до 12 ночи здесь всегда многолюдно: «Колхозники читают газеты, слушают беседы, просматривают новые кинофильмы»24.


Надо заметить, что во время войны роль деревенских клубов, библиотек, изб-читален как центров массового политпросвещения населения многократно возросла. Об этом говорят даже заголовки газетных заметок: «Клубную работу — на помощь фронту»; «Каждая изба-читальня — боевой агитпункт»; «Чаадаевский клуб — центр культурно-политической работы» и т. п.25


В сельских культурно-просветительных учреждениях создавались военно-оборонные, физкультурные и агро-зоокружки, организовывались кружки по изучению книги И. В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и «Краткого курса истории ВКП (б)», проводились беседы и концерты художественной самодеятельности, читались лекции и доклады, выпускались боевые листки и стенгазеты, оформлялись выставки книг и газетных вырезок, демонстрировались кинофильмы, прослушивались радиопередачи. Целью всей этой работы была мобилизация жителей на ударный труд в тылу, укрепление их веры в победу над фашизмом, поднятие боевого духа. Культработники в весенне-летний период выезжали в поля, где информировали население о ходе военных действий, о международном положении; устраивали громкие читки газетных статей или книг патриотического содержания. Подобные методы работы были очень эффективны. Вот что пишут по этому поводу колхозницы Степаньковской артели: «Культурник С. В. Коренев, а мы его просто зовем Сережа, всегда в поле. Он ежедневно читает колхозникам газеты, рассказывает о положении на фронтах, о боевых делах колхозников нашего района и всей нашей страны. Бывает — устанешь и ослабишь темпы работы, а придет Сережа почитает, расскажет, с какими трудностями справляются бойцы Красной Армии, как восстанавливают разрушенное фашистскими варварами хозяйство колхозники освобожденных районов, и сразу мысль — «да разве у нас это — трудности», и начинаешь работать лучше и напряженнее»26. А заведующая Чаадаевским клубом С. Шпаковская, говоря о том, что «культурно-политические мероприятия мобилизовали людей на усиление помощи фронту», приводит следующие примеры: «На эскадрилью боевых самолетов чаадаевские колхозники внесли 425 тысяч рублей. На Второй Военный Заем подписались на 833 тысячи рублей. Обучаясь в оборонном кружке, 45 девушек получили значки Ворошиловский стрелок»27. На фоне такого общего подъема бездействие некоторых клубов, библиотек и изб-читален вызывало резкую критику на страницах «Муромского рабочего». Так, заведующий отделом пропаганды и агитации РК ВКП (б) А. Трушин в номере от 27 февраля 1942 года пишет, что «из 32 бюджетных клубов и изб-читален 9 бездействуют, не работают некоторые клубы и избы-читальни, состоящие на колхозном бюджете»28. Далее он призывает все парторганизации и сельсоветы района проанализировать работу этих учреждений и перестроить ее в соответствии с требованиями войны.


В это трудное время не забывают о культурном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. К услугам ребят школьные и сельские библиотеки, детская городская читальня. Особенно интенсивно велась работа в дни каникул. Для малышей устраивались громкие читки и вечера сказок, для ребят постарше — лекции, беседы, конференции по прочитанным книгам. Кроме того, организовывались встречи с участниками Великой Отечественной войны и стахановцами предприятий города и района. Дети наравне со взрослыми стойко переносили тяготы военного времени. Римма Алексеевна Трошина в сентябре 1941 года пошла в первый класс Дмитриевскослободской школы. Писали ученики на старых газетах, т. к. не хватало тетрадей. Зимой дети помогали женщинам в сборе дров, весной выкапывали в поле мерзлую картошку, летом работали в колхозе «Путь к коммунизму». Под руководством пионервожатой школьники готовили концерты художественной самодеятельности и выступали в клубах перед солдатами. По воспоминаниям Риммы Алексеевны, когда выпадали свободные минуты, она очень любила «слушать все по радио и читать книги»29.


Одной из самых используемых форм библио­течной работы являлись громкие читки. Особенно популярны они были в сельской местности. Например, заведующая Битюковской избой-читальней Кузнецова за июнь 1942 года провела 82 читки, которыми обслужено 3000 человек30. Читали газеты, журналы, книги. К выбору книг для громких читок подходили ответственно, чтобы прочитанный материал надолго оставался в памяти жителей и находил горячий отклик в их сердцах. Так, после чтения рассказа «Родная кровь», многие девушки из Чаадаевского колхоза решили стать донорами31. На территориях, оккупированных врагом, книжный фонд библиотек нес огромные потери. Для восстановления разрушенной библиотечной сети в феврале 1943 года ЦК ВКП (б) принял постановление о создании Государственного фонда литературы при Наркомпросе РСФСР32. В сборах книг для освобожденных от фашистов земель активное участие приняли практически все библиотеки города и района, школы, заводы и другие учреждения. Работники госторговли отдали целиком свою профсоюзную библиотеку, в которой были произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина33. Некоторые жители передавали свои личные собрания. Военком Вдовин сдал домашнюю библиотеку, включающую издания «Шекспира, Шиллера, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Горького, полное собрание сочинений Ленина и много произведений советских писателей»34 в количестве 600 экземпляров. Сотрудники горкома ВКП (б) сдали 126 книг, среди которых оказались тома «В. Гроссмана «Степан Кольчугин», Чапыгина «Гулящие люди», В. Василевской «Земля в ярме», сочинения Пушкина и др.»35. Иногда горожане специально для этой цели покупали книги в магазине КОГИЗа. Всего в Госфонд поступило: 1320 книг общественно-политической литературы, 290 — сельскохозяйственной, 1120 — художественной литературы и 395 учебников36.


Отдельно хочется сказать о работниках культ­просветучреждений. В годы войны они трудились с полной самоотдачей, оперативно откликаясь на изменившиеся обстоятельства. Например, в районной библиотеке сотрудники начали заниматься изучением ПВХО, тщательно изучать отдел военно-оборонной и исторической литературы с тем, чтобы лучше рекомендовать книги читателям37. Заведующая Чаадаевским клубом С. Шпаковская организовала выставку из музея на темы: «Великая Отечественная война», «Муромцы на защите родины». Для читок использовала не только газеты, но и материалы музея. В беседах с колхозниками освещала и разъясняла сложные вопросы политического характера и международных отношений38. В 1944 году правление Мордвиновского колхоза поставило Ф. И. Кузнецову заведовать клубом, и культмассовая работа в деревне закипела. Клуб был приведен в порядок, украшен лозунгами и плакатами. Стали регулярно выпускаться стенгазеты и демонстрироваться фильмы. Но Ф. И. Кузнецова не ограничивалась работой в стенах клуба. «Ее можно видеть в поле, в звеньях с газетой, журналом, с книгой. Она рассказывает колхозникам о положении на фронтах, читает газеты, журналы»39. Анна Николаевна Романова, трудившаяся в Монаковской библиотеке с 1943 года, выходила на сенокос и, помимо чтения газет, старалась организовать небольшие концерты с исполнением частушек на злобу дня, постановкой спектаклей, чтением стихов40. Даже в военные годы в райисполкоме г. Мурома проходили совещания библиотекарей, на которые сельским библиотечным работникам зачастую приходилось добираться пешком несколько километров. Культработники в деревнях были на виду. Если они плохо исполняли свои обязанности, то подвергались резкой критики, в том числе и на страницах газет.


Наш город в годы Великой Отечественной войны не был оккупирован фашистами и не подвергался бомбежкам. Но трудности военного лихолетья не обошли Муром стороной. В этот тяжелый период библиотеки города и района продолжали работать. Изменился контингент читателей, но посещаемость продолжала оставаться высокой. Смещение акцента в спрашиваемой литературе повлекло изменение в комплектовании — больше внимания стало уделяться книгам о героическом военном прошлом нашего народа, изданиям и наглядным пособиям по обороне. Библиотечные фонды продолжали пополняться новой литературой. Муромской районной библиотекой на комплектование в 1942 году было истрачено 6800 рублей, в 1943 году — 700041. Библиотеки использовали традиционные формы своей деятельности: книжные выставки, громкие чтения, индивидуальные консультации читателей, лекции и беседы на актуальные темы. Упор в библиотечной работе делался на патриотическое воспитание, укрепление веры населения в победу над врагом. Применялись и новые методы: организация при библиотеках военно-оборонных кружков; размещение в читальнях больших политических карт, на которых отмечался ход боевых действий; обслуживание раненых бойцов по госпиталям; сбор литературы для освобожденных от врага районов. Библиотекари разделили все трудности этой поры со своими земляками: получали скудные продовольственные пайки для служащих, дежурили в системе ПВО, принимали участие в сборе средств на военные нужды, сами заготавливали дрова для библиотеки42. Вместе с тем продолжали честно трудиться на рабочих местах, внося свой вклад в общее дело победы над врагом.




1 Лекутов В. Библиотека — очаг культуры // Муромский рабочий. — 1941. — № 294. — С. 3.


2 Там же.


3 С 1931 г. вводится единый культплан // Муромский рабочий. — 1930. — № 89. — С. 4.


4 Рудаков В. Наш город в 1940 году // Муромский рабочий. — 1941. — № 305. — 1 января. — С. 2.


5 План культурных мероприятий по Муромскому району на осенне-зимний период 1940−41 г. // Муромский рабочий. — 1940. — № 240. — С. 4.


6 Чеканов В. Задачи клубов и изб-читален // Муромский рабочий. — 1941. — № 114. — С. 2.


7 Мошкова Н. В. библиотеке Дома партийного просвещения // Муромский рабочий. — 1941. — № 139. — С. 2.


8 Воробьев В. В. каникулы // Муромский рабочий. — 1941. — № 148. — С. 4.


9 Трушин А. Превратить клубы и избы-читальни в боевые агитпункты // Муромский рабочий. — 1942. — № 24. —  С. 2.


10 Чулошникова З. Каждая изба-читальня — боевой агитпункт // Муромский рабочий. — 1942. — № 124. — С. 2.


11 Н. М. Книжная витрина «Великая Отечественная война» // Муромский рабочий. — 1941. — № 155. — С. 4.


12 Лекутов В. Агитпункт при Доме партийного просвещения // Муромский рабочий. — 1941. — № 188. — С. 3.


13 Там же.


14 Маланова М. В. районной библиотеке // Муромский рабочий. — 1941. — № 184. — С. 3.


15 Богатов И. Отечественная война 1812 года в освещении газет и журналов той эпохи // Муромский рабочий. — 1941. — № 200. — С. 4.


16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.libnav.ru/index.php/o-biblioteke/biblioteki-tsbs/monakovskaya-selskaya-biblioteka/istoriya-monakovskoj-biblioteki.


17 Муромская библиотека в годы войны // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.calameo.com/read/18 869 9823d0ad99f2ce.


18 Маланова М. Указ. соч.


19 Там же.


20 Лекутов В. Городской агитпункт в дни войны // Муромский рабочий. — 1942. — № 5. — С. 2.


21 Воробьев В. В. Поздняковском клубе // Муромский рабочий. — 1941. — № 250. — С. 2.


22 Маланова М. Указ. соч.


23 Лекутов В. В. городском агитпункте // Муромский рабочий. — 1941. — № 208. — С. 2; он же. В городском агитпункте // Муромский рабочий. — 1942. — № 33. — С. 1.


24 Антонова. Изба-читальня — центр массово-политической работы // Муромский рабочий. — 1945. — № 2. — С. 2.


25 См.: Муромский рабочий. — 1941. — № 190. — С. 3; 1942. — № 124. — С. 2; 1943. — № 70. — С. 2.


26 Решетова А. П., Артемьева А. К., Григорьева Е. П. и др. Наш культурник // Муромский рабочий. — 1944. — № 100. — С. 2.


27 Шпаковская С. Чаадаевский клуб — центр культурно-политической работы // Муромский рабочий. — 1943. — № 70. — С. 2.


28 Трушин А. Указ. соч.


29 Война глазами читателей. — Муром, 2005. — С. 28.


30 Чулошникова З. Каждая изба-читальня — боевой агитпункт // Муромский рабочий. — 1942. — № 124. — С. 2.


31 Шпаковская С. Указ. соч.


32 Голубева Н. Д. Деятельность филиала Госфонда литературы Горьковской областной библиотеки в годы Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nounb.sci-nnov.ru/library/rus/panorama­/­20102/panorama2_106.php.


33 Лекутов В. Книжные фонды для районов, освобожденных от немецких оккупантов // Муромский рабочий. — 1942. — № 14. — С. 2.


34 Вдовин. Передаю личную библиотеку для освобожденных районов // Муромский рабочий. — 1943. — № 20. — С. 2.


35 Маланова М. В. Государственный библиотечный фонд // Муромский рабочий. — 1943. — № 33. — С.1.


36 В Государственный библиотечный фонд // Муромский рабочий. — 1943. — № 44. — С. 2


37 Маланова М. В районной библиотеке. — С. 3.


38 Чулошникова З. Указ. соч.


39 Алексеев А. Работу клуба — на высшую ступень // Муромский рабочий. — 1944. — № 74. — С. 2.


40 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.libnav.ru/index.php/o-biblioteke/biblioteki-tsbs/monakovskaya-selskaya-biblioteka/istoriya-monakovskoj-biblioteki.


41 Муромская библиотека в годы войны // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.calameo.com/read/18 869 9823d0ad99f2ce.


42 Там же.