Вверх

Б. Р. Колегов, И. Л. Жеребцов. Трансформация городской среды Усть-Сысольска — Сыктывкара в первые десятилетия советской власти (по материалам местных газет)

Социально-культурная среда формируется на основе двух элементов: природного компонента и городской среды обитания. Сочетание этих двух компонентов сформировало к началу ХХ века среду Усть-Сысольска (современный Сыктывкар) — обычного уездного города со слабо развитой экономической базой, достаточно консервативным и неспешным образом жизни. В 1918 г. Усть-Сысольск начал стремительно развиваться и за короткий период стал сначала региональным центром Коми автономной области (1921), а потом и Коми АССР (1936). К 1941 г. трансформация социально-культурной жизни в основном завершилась.


Доклад основан на материалах региональной периодической печати. Советская периодическая печать не только сохранила, но и расширила стиль и жанр дореволюционной журналистики, наполнила его новым содержанием. На страницах газет и журналов предстал новый герой: советский человек со своими бытовыми проблемами, со своими бытовыми радостями и огорчениями, со своим бытовым патриотизмом. Все это и создало особый исторический источник, который отличается периодичностью и единым подходом к опубликованным материалам; публикует свежую и конкретную информацию произошедших событий; затрагивает все аспекты повседневной жизни региона.


Процесс формирования советской периодической печати в Коми республике начался в июне 1918 г. С 1918 по октябрь 1929 гг. и с февраля 1931 г. газета издавалась на русском языке, в конце 1929 — начале 1931 гг. — на коми. Периодичность выпусков, объем газеты, ее тематическое содержание и тираж на протяжении первой половины ХХ в. изменялись. Первоначально газета выходила два-три раза в неделю, состояла из двух полос. Тираж газеты достигал 200−500 экземпляров. К 1941 г. объем газеты достиг четырех полос, газета выходила пять-шесть раз в неделю.


Каким же предстает Сыктывкар на страницах местных газет в 1920-е годы?


Внешний вид города. Как уже говорилось выше, Усть-Сысольск в начале ХХ века был обычным уездным городом. Одно-двухэтажные деревянные и каменные дома, соборы и церкви. Городская черта, в соответствии с правилами градостроительства, была разделена на улицы и площади, имеющие традиционные для российских городов названия.


В городе имелось три зеленые зоны: городской сад у Троицкого собора, больничный сад и сад около здания духовной семинарии. Улицы в городе были не замощены. Проезжая часть, покрытая выбоинами и ямами, осенью и весной превращалась в непроходимое болото. Вдоль городских зданий для пешеходов тянулись деревянные тротуары. Водой население снабжали р. Сысола и пять городских колодцев. Вопросы канализации решали выгребные и ретирадные ямы при присутственных местах и частных домах. Уличного освещения не было. По городу на выпасе бродили домашние животные (козы, лошади, овцы). В Усть-Сысольске не существовало адресной нумерации домов. Город был разбит на кварталы, которые делились внутри на земельные участки.


Каждый квартал и каждый земельный участок в квартале имели собственный общегородской номер. Поэтому к нумерации домов прибегали крайне редко. Имя владельца или наименование учреждения при определении их местоположения в городе было гораздо удобнее. В газетных объявлениях и статьях указывались или название учреждения («Пожарное депо»), или улица («на углу Набережной и Никольской»), или фамилия владельца дома («в доме Клыкова»). Если одинаковую фамилию имели несколько домовладельцев, то делалось уточнение, о каком именно доме идет речь («в доме Беляевой напротив Старой больницы»).


Начало формирования новой городской среды. События 1917−1920-х гг. в России и в Коми крае привели к появлению в Усть-Сысольске новых социальных групп: беженцы, дезертиры и демобилизованные с фронта солдаты. В совокупности с проживающими в городе курсантами учительской семинарии, служащими учреждений и учащимися городских школ, они и составили тот материал, который привел к серьезным изменениям городской среды. Во-первых, больше 90% мигрантов были коми-зыряне; во-вторых, большая часть из них, включая часть горожан, была переполнена революционными настроениями левого толка; в-третьих, в Усть-Сысольске и в уезде к тому времени оказалась сосредоточена большая часть «национальной интеллигенции», жаждавшей получить «свободу от самодержавия» и мечтающей претворить в жизнь права народов на самоопределение вплоть до отделения. Местный большевистский переворот, осуществленный в Усть-Сысольске летом 1918 г., стал началом ее изменения.


Первые действия новой местной власти являлись калькой событий, происходящих в Петрограде и Москве. Были организованы ВЧК и Народная милиция и переименованы улицы и площади города. Кроме того, власти стали формировать отряды Красной армии из местных жителей на добро­вольной основе.


Горожане к нововведениям властей отнеслись пассивно. В самом городе наступили смутные времена. Стали процветать самогоноварение и пьянство. Пили все — от власть имущих до простых граждан. И делали это так активно, что последовал грозный приказ начальника гарнизона города Усть-Сысольска № 1 от 23 октября 1918 г., в котором всем ночным патрулям приказывалось «после 10 часов вечера по новому времени, при осмотре пропусков на право хождения в ночное время, справляться у проходивших граждан о цели их ходьбы, и если обнаружится, что гражданин, имеющий пропуск, злоупотребляет им, то сейчас же пропуск такового должен быть отобран»; всем союзам и обществам, которые устраивали публичные мероприятия, велено было «показывать в афишах или объявлениях время, до которого Начальником Гарнизона разрешено увеселение или собрание, на основании данных от меня письменных разрешений». В рядах Красной армии пьянство тоже процветало. Так, на «общем собрании красноармейцами было внесено постановление: нипод каким видом не употреблять спиртных напитков, виновные будут подвергаться товарищескому суду». Участились случаи воровства и порчи имущества («красноармейцы и учащиеся училищ неоднократно крадут лодки жителей города для переправы на пляж в Заречье и там бросают их; приводят в негодность дома, отведенные для их проживания»).


В беспорядок приходило городское хозяйство. Усть-Сысольск страдал от разрушающихся пешеходных тротуаров («движение по ним становится невозможным не только ночью, но и днем») и от отсутствия ассенизационных обозов. Переполненные помойные и выгребные ямы выливали нечистоты прямо на улицы. Стала ощущаться нехватка дров.


В дело наведения порядка в городском хозяйстве был вынужден включиться Усть-Сысольский уездный комитет РКП (б). 25 марта 1920 г. было проведено совместное с представителями советских организаций заседание, результатом которого стало принятое грозное постановление о проведении в городе Усть-Сысольске «Недели чистки». По нему «все граждане города в порядке натуральной трудовой и гужевой повинности без всякой оплаты с 1 по 7 апреля» должны были привести город в порядок.


Тяжелым испытанием для городского совета стал продовольственный кризис. Длительный период административных мер в снабжении населения продовольствием (запрет на въезд в «Устьсысольск и уезд лиц, ищущих работу и желающих поселиться в уезде и городе»; учет работников учреждений и горожан; введение продажи продуктов по карточкам; отказ обеспечивать пайками зажиточных и учащихся училищ; попытки установить твердые цены на продукты первой необходимости; авансовая предоплата; политика распределения полученных товаров и борьба со спекуляцией и т. д.) успехом не увенчался. Попытки приучить население к «добыче патоки и карамели из картофеля» и обеспечить беднейших служащих работой и продовольственными пайками (для чего надлежало «взять на учет всех служащих Советских учреждений, общественных и частных предприятий г. Устьсысольска, выявив их семейное и материальное положение, время поступления на службу, кем назначены и утверждены ли Исполкомом, и предоставить право Отделу [труда] заменить имущих служащих неимущими, а также [заменить тех] которые были взяты помимо Отдела и без утверждения Исполкома») также не решили проблемы.


Попытка партийных властей повлиять на сложившуюся ситуацию через городскую парторганизацию успехом не увенчались. Городские партийные собрания не набирали кворума из-за того, что многие коммунисты их не посещали. Появилось даже постановление уездного комитета РКП (б), гласившее, что «члены Р. К. П. не посетившие подряд два партийных собрания и не предоставившими уважительных на то причин, будут считаться выбывшими из партии и уже автоматически исключаются из списка Р. К. П.», а в газете стали публиковать списки исключенных из партии коммунистов с номерами их партийных билетов и с объяснением причин.


В конце концов, власти пришли к выводу, что в первую очередь необходимо: во-первых, решить проблему снабжения населения продовольствием и, во-вторых, навести порядок в городе через систему новых общественных и культурно-просветительских институтов. В августе 1919 г. в городе и в уезде «разрешается свободная продажа по вольным ценам ненормированных продуктов как-то: яйца, масла, овощей… и чтобы доставляли таковые на рынок города. Исполком гарантирует, что означенные продукты на рынке реквизированы не будут». В 1920 г. исполком открыл столовую-чайную для рабочих и служащих, где их обслуживали по продуктовым карточкам, и стал выделять пустующие земельные участки учреждениям и организациям под «коллективные коммунальные огороды». Особого успеха это не принесло, но напряжение сняло.


Образование и культура. В рассматриваемый период произошли серьезные изменения в области образования и культуры. Образование стало полностью демократическим. Существующие в городе учебные заведения были переименованы в «советские школы». В школах отменили вступительные экзамены, ввели совместное обучение мальчиков и девочек, создали школьные ученические комитеты (с правом решающего голоса при педагогических советах в распределении продуктов и промтоваров) и установили выборность учителей.


В школах ввели преподавание на зырянском языке. В июле 1918 г. были проведены курсы преподавателей-зырян, заказан шрифт зырянской азбуки. 7 декабря 1918 г. отдел народного образования Усть-Сысольского уезда издал постановление «о допущении зырянского языка наряду с русским в делопроизводстве отдела и в официальных сношениях с учащими и учреждениями в пределах уезда». 9 декабря 1918 г. уездный исполком постановил: «1. Не допускать в первые два года обучения в 1-й ступени Советских школ употребления другого языка, кроме родного. 2. Применять в качестве средств обучения последние три года исключительно зырянский язык. 3. Начиная с третьего года обучения до конца учебного курса допустить преподавание русского языка как отдельного предмета, а не как средства обучения». В 1920 г. были изданы учебники на коми языке.


Количество школ в Усть-Сысольске увеличилось. В городе появилось первое государственное бесплатное дошкольное учреждение (детский сад). В него «принимаются дети от 5 до 9 лет. Занятия проводятся два раза в день по два часа — играми, гимнастикой, рисованием, лепкой, чтением сказок и прочим детским ручным трудом». На основе учительской семинарии в 1921 г. в Усть-Сысольске организован Коми институт народного образования (первое в Коми крае высшее учебное заведение).


Серьезные изменения произошли и в культурной жизни. В 1919—1921 гг. в городе стали формироваться общественные, культурные и спортивные организации (политклуб «Звезда», «Союз женщин», спортклуб «Заря»). «Союз женщин» возник после проведения 21 апреля 1919 г. «Дня Работницы». По словам организаторов, первой обязанностью союза «должно явиться стремление во что бы то ни стало вывести женщину-хозяйку из мрака духовного бессилия. Необходимо дать женщине образование. Второй задачей организации является учесть все наличные силы женщины и направить их на помощь рабочим в революционном строительстве. Женщина должна будет участвовать в общественной жизни тем самым быть ответственной за свои поступки. Необходимо использовать право женщин и проводить членов организации в Советы и Исполнительные комитеты на ответственные посты».


Культурно-просветительская жизнь в городе оживает. После долгого перерыва возобновила работу городская библиотека, появилась киноустановка (вскоре ставшая кинотеатром). Начинают проводиться спортивные соревнования. В городе появились хор, неаполитанский и духовой оркестры, детская музыкальная школа, театральная труппа, ставившая спектакли на коми языке. Однако горожане посещали их с неохотой, поэтому для привлечения зрителей после спектаклей всегда устраивались танцы «до утра».


Каждый год 7 октября, 23 февраля и 1 мая в городе проводились манифестации и парады. Манифестации начинались на Народной площади; затем горожане шествовали по центральным улицам города с регулярными остановками и произнесением речей (тезисы выступлений публиковались заранее в газете). Парады проводились более организованно. На Красную площадь с разных концов города сходились колонны представителей организаций и отдельных частей города. Мимо них под звуки духового оркестра проходила сводная колонна конвойной роты НКВД, ВЧК и милиции. Затем следовали выступления официальных лиц города. Проводились и общероссийские мероприятия («Неделя народного просвещения», «Неделя помощи красноармейцам», «Дни Советской пропаганды» и т. д.). Еще одной особенностью общественной жизни в исследуемый период стали торжественные похороны красных героев революционных событий и гражданской войны.


В 1930 г. Усть-Сысольск был официально переименован в Сыктывкар. После принятия Конституции 1936 г. он, как и ряд других провинциальных городов, стал столицей автономной республики. Что же изменилось в жизни города в 1930-е гг.


Внешний вид города. К 1931 г. в Сыктывкаре проживало около 26 тыс. чел., в 1939 г. — 35 тыс. Коми составляли около 75% жиелей. Город был небольшой — пятнадцать улиц и две площади, деревянные дома в один-два этажа. Проезжая часть улиц и пешеходные тротуары были разбиты, зелени — мало. Попытки горсовета навести порядок в озеленении и в дорожном строительстве успехом не увенчались. В 1930-е гг. в Сыктывкаре появились новые проблемы. Первая — питьевая вода. На весь город было всего пять колодцев, а вода из реки была низкого качества (в месте забора купались, стирали и полоскали белье, на пароходах во время стоянки туалеты не закрывались, а пристань стояла по течению выше). Заложенные в 1935 г. две скважины со своей задачей не справлялись. Другая проблема — вывоз бытовых отходов. Очистка выгребных и помойных ям в городе проводилась днем «в негерметичную тару» и «просто вываливалось за пределы города». Проблемой была и помывка горожан. В 1933 г. построенная баня-прачечная не могла обеспечить желающих вымыться горячей и холодной воды. Еще одна проблема — электроэнергия. Существовавшая электростанция не справлялась с возросшими потребностями города. Из-за перегрузок перебои с электричеством стали такими частыми, что население предпочитало освещать свои дома и комнаты керосиновыми лампами. Следующая проблема — пьянство и хулиганство. Пили в столовых, на улицах, во дворах. На улицах испражнялись, приставали к прохожим, пели песни «циничного содержания», устраивали драки.


Жилищный кризис. В среднем на каждого приезжего в Сыктывкаре в 1936 г. приходилось два квадратных метра жилой площади. Селились приехавшие в ведомственных домах и в общежитиях. Состояние в последних было ужасным. «Грязь, холод, дым от железной печки, табачный дым, люди спят на одной койке по два, по три человека… на всю комнату в 12 коек один стол и одна скамейка». Стены в них были сделаны из досок, проложенных опилками, полы и потолки не сколочены. Электричества не было, водопровод отсутствовал, туалет стоял во дворе, а выгребные ямы не очищались. В ведомственных домах выделяли отдельные комнаты, но они распределялись горсоветом и отдавались нужным для города специалистам. Для решения жилищной проблемы использовались помещения школ и частных домовладельцев.


Перебои с продуктами. Купить «хлебобулочные изделия, крупу и овощи» в Сыктывкаре было затруднительно, особенно после окончания рабочего дня. Закрепление малообеспеченных граждан за определенными магазинами и авансовая торговля ситуации не улучшили. Спасал городской рынок. Он пользовался большой популярностью. Для привлечения продавцов увеличили вес бесплатного багажа и снизили тарифы на пассажирские билеты и багаж. Весной и осенью на нем проводили областную ярмарку. К ней в Сыктывкар завозились фрукты, ткани, одежда, обувь. Рабочее время в дни работы ярмарки сокращалось, а рабочим и служащим выдавались авансы и зарплаты.


Общественное питание. В Сыктывкаре в начале 1930-х гг. существовало две категории столовых: рабочие и общепитовские. Ни те, ни другие не отличались чистотой. «Миллионы мух и тараканов, продукты хранятся прямо в заготовительной комнате в грязи, пища приготавливается низкого качества из бракованных продуктов». В столовых процветало воровство и обвес. Механизм получения блюд был сложным, что вело к длинным очередям. Все попытки установить контроль над процессом приготовления пищи и ее раздачи успехом не увенчались. В 1936 г. в Сыктывкаре появились два ресторана. Но большая часть посетителей приходила сюда не обедать или ужинать, а выпить. Нередко случались драки и поножовщина.


Общественно-политическая жизнь. Официальными праздниками были: Новый год (с 1 января 1936 г.), День смерти В. И. Ленина и начала Первой русской революции (22 января), День РККА (23 февраля), Международный день работницы (8 марта), День международной солидарности трудящихся (1 мая), Всесоюзный день физкультурника (с 18 июля 1939 г.), День Военно-морского флота (с 24 июля 1939 г.), День Авиации (18 августа), МЮД (начало сентября), День Сталинской конституции (с 5 декабря 1936).


22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября были нерабочими днями. С 1934 г. с введением семи­дневной прерывной рабочей недели были установлены дополнительные дни отдыха: 23 февраля, 6 августа (День индустриализации), 5 сентября и 14 октября (День урожая). К началу 30-х гг. ХХ века празднование проходило по стандартной схеме: 1. Инструктаж по темам докладов и бесед в трудовых коллективах; 2. Оформление города лозунгами, плакатами, портретами и диаграммами; 3. Выставки в красных уголках, библиотеке, музее; 4. Партийные, комсомольские и профсоюзные собрания на предприятиях и в учреждениях с докладом по текущему моменту; 5. Выпуск стенгазет, посвященных празднику, с отражением выполнения принятых коллективом социалистических обязательств; 6. Общегородское собрание с «ударническими обязательствами по стопроцентному выполнению стройфинпланов года пятилетки досрочно»; 7. Радиопередачи, посвященные празднику; 8. Торжественное общегородское заседание с ударниками производства и представителями партийно-комсомольско-профсоюзной общественности, концертом и спектаклем; 9. Митинг с выступлением представителей партийно-государственных и общественных организаций, представителями от рабочих, колхозников, молодежи и интеллигенции; 10. Демонстрация; 11. Народное гуляние.


Каждый праздник имел свою особенность. Новый год — детские елки на предприятиях и в школах; День смерти В. И. Ленина — беседы о жизни и деятельности Ленина и траурные заседания с докладом и вечером самодеятельности; День РККА — массовая сдача норм БГТО и «Ворошиловский стрелок»; Международный день работницы — женские собрания; 1 мая и 7 ноября — общегородские демонстрации; День авиации — воздушный парад, выступления парашютистов и катание на самолетах; День ВМФ — выступления водолазов и спасателей, соревнование по гребле, гонки на моторных и парусных яхтах; День физкультурника — спортивный парад, День МЮД — вечерний митинг, карнавал и фейерверк.


1 мая и 7 ноября город украшали арки с наглядной агитацией, здания иллюминировались, на улицах устанавливались репродукторы, магазины заполнялись дефицитными товарами, развертывалась разъездная торговля с лотков и автолавок. Демонстрация начиналась с формирования колонн у пунктов сбора. С места сбора колонны шли по указанным маршрутам к центральной площади. Митинг на ней открывал первый секретарь обкома ВКП (б), затем по иерархии выступали руководители облисполкома, горкома ВКП (б), горисполкома, обкома и горкома ВЛКСМ, обкома профсоюза. После митинга начиналась демонстрация. Колонны проходили мимо трибуны, с которой произносились здравницы. Вечером в Доме культуры проходил большой концерт.


Юбилейные мероприятия (10-летие Коми пионерской организации, 15-летие Коми комсомола, 15-летие Коми области, 100 лет со дня смерти А. С. Пушкина, 20-летие ВЛКСМ, 110 лет со дня рождения официально признанного основоположником коми литературы И. А. Куратова) проходили проще: прием делегаций, получение поздравительных телеграмм, торжественное заседание с выбором почетного президиума (Сталин, Молотов и т. д.), докладом и приветственной телеграммой т. Сталину. Митинги и собрания на предприятиях оканчивались принятиями резолюций «досрочно выполнить план», «повысить революционную бдительность», «отдать свои голоса за кандидатов сталинского блока коммунистов», подписываться на заем «в размере 2−3 недельного заработка» и «выполнять дневное задание в среднем на 170%».


В «День леса» и «День птиц» город оживал. В «День птиц» устанавливали скворечники и проводили уборку городских улиц, в «День леса» — чистили берега от молевой древесины и сводили плоты, соревнуясь «за переходящее знамя ударников», и проводили общегородские субботники. Заработанные трудодни сначала передавались на городские и на общегосударственные нужды. Проводились конференции с писателями и актерами, «конкурс на лучшее воспитание детей» и партийно-комсомольско-профсоюзно-общественная учеба. На конференциях требовали «поднять идейно-художественный уровень… произведений, показывать героев нашей страны». На конкурсе обязывали (семьи, домкомы, клубы, магазины, медучреждения, школы, пионерские отряды) брать на себя функции досуга и воспитания, а на учебе обсуждали «итоги выполнения квартального промфинплана, вопросы внутренней и внешней политики, изучались партийные документы и «История ВКП (б)». Заседали по три-четыре часа, и график учебы был жестким: «Советский день проводится — 2 числа месяца, партийный — 3, комсомольский — 16, профсоюзный — 28, собрания добровольных обществ — 21, партийно-комсомольская учеба — 1, 7, 13, 19, 25, семинары пропагандистов — 27, 28, 29, техническая учеба — 5, 9, 14, 22, 29».


Образование. Городская система образования испытывала серьезные трудности. Во-первых, с финансированием — из городского бюджета она получала минимум. Больше приходилось надеяться на помощь со стороны родителей. В яслях, детских садах и школах родители ежемесячно отчисляли 1% от зарплаты и оказывали помощь по благоустройству, ремонту и пилке дров. Состояние городских школ было ужасающим. Они не были обеспечены наглядными пособиями, учебниками, мебелью и были переполнены. Во многих школах отсутствовало освещение и горячие завтраки. За столами сидели по четыре человека. Тетради выдавались учащимся на год из расчета 24 тетради на ученика. Не хватало квалифицированных учителей. В 1934 г. в педагогическом институте работали «2 профессора, 9 доцентов, 12 ассистентов и 3 лаборанта». В 1938 г. из 127 учителей 28% имели высшее образование, 10% - незаконченное высшее, 49% - среднее, 8% - общее среднее, 5% - незаконченное среднее. Сложности добавляло параллельное образование. В школах в параллели существовали коми и русские классы. Кроме обязательных предметов, преподаваемых в коми классе по учебникам на коми языке, углубленно изучали русский язык и советскую литературу, а в русских классах — коми язык и коми литературу. В конце года на проверочных испытаниях сдавались экзамены по коми языку (письменно в русских классах) и по русскому языку (устно в коми классах).


Прием в средние и высшие учебные заведения осуществлялся по социально-классовому принципу. К заявлению необходимо было приложить «документ, удостоверяющий социальное положение поступающего и его родителей, справку о том, что поступающий и его родители не лишены избирательного права». С учетом всего этого он осуществлялся за счет «откомандированных в Ленинградский и Вологодский Пединституты, рабфака и разверстки». Разверстка составляла: для членов ВКП (б) — 70 человек, для профсоюзов — 60 человек, для членов ВЛКСМ — 50 человек. Предполагалось, что первый контингент студентов пединститута составит около 120 человек. Желающих поступить оказалось 22 человека. Из них после собеседования допущено к приемным летним экзаменам было 13 человек. Постоянно объявлялись дополнительные наборы. Был сильный отсев (от 18 до 26%). Процветало второгодничество. Не хватало помещений для учебы и общежития. В 1935 г. город должен был принять 880 учеников. В школах места нашлись только для 600. Лесотехникум (230 учащихся) и Лесрабфак (225 учащихся) занимались ­в ­14-ти классных комнатах, в остальных помещениях проживали жильцы, были склады и картофелехранилища. Отметим, что в городе было много детских кружков: в Доме пионеров — драматический, кукольный, рукодельный, хоровой, стрелковый, санитарный, в детской художественной студии — драматический, струнных и духовых инструментов, живописи, рисунка, лепки, хореографии, хорового пения, на детской технической станции — радио, фото, авиамоделирования. На станции юннатов выращивали новые сорта овощей.


Культура. Летом 1934 г. в городе был организован Коми драматический театр и объявлен «дополнительный набор на постоянную работу и учебу, включая работников из школ». Был проведен отбор на учебу в Ленинградский театральный техникум и организован театральный оркестр. В кинотеатре перед показом кинофильмов играл местный домробалалаечный оркестр, созданное концертно-эстрадное бюро «давало концерты в двух отделениях с участием… джаз-оркестра». 1930-е гг. для Коми краеведческого музея стали годами расцвета. Он получил стационарное здание с земельным участком. В здании были размещены постоянные экспозиции, а на «опытно-акклиматизационном участке с солнечными часами и фонтаном» выращивалось около 300 видов растений южных регионов. Музей проводил экскурсии, оказывал «справочно-краеведческую помощь», устраивал персональные выставки художников Коми республики. В 1930-е гг. большую роль в жизни горожан играли кино и радио. В кино ходили семьями. Сеансы были вечерние (для взрослых с 18 ч.) и дневные (детские с 14 ч.). В выходные дни сеансы начинались с 12 и 14 часов. Цены на билеты зависели от мест (первые, вторые и третьи) и колебались от 1 до 3 рублей. Билеты на детские сеансы — 50 копеек. Радиопередачи начинались в 8 часов утра и заканчивались в 20 часов вечера. С утра передавали статьи из газет, днем — концерты, литературные монтажи и отрывки художественных произведений, передачи для детей, вечером — лекции, беседы и последние известия на двух языках.


Спорт и отдых. Спорт в середине ­1930-х гг. в Сыктывкаре развивался. Появились летно-планерная школа, авиаотряд Осоавиахима и Спортивный городок. В авиаотряде готовили мотористов и летчиков, в летно-планерной школе — инструкторов и пилотов планеристов. Сюда брали только комсомольцев с обучением без отрыва от производства. В городке построили футбольное поле, легкоатлетическую дорожку, стрелковый тир и парашютную вышку. Появились военно-спортивные виды спорта: массовые походы в противогазах; городские военизированные эстафеты (велосипедист, конник, «пешеходы», бег в противогазах, переноска «раненого», бег с барьерами); ночные военные занятия. Стали проводиться зимние и летние спортивные походы: зимнее троеборье (бег, прыжки с трамплина и слалом), лыжная эстафета имени Сталинской Конституции, саночный поход Сыктывкар-Архангельск, велопробег Сыктывкар-Летка-Сыктывкар «среди детей», автопробег Сыктывкар-Троицко-Печорск, кроссы имени Шверника и Ворошилова, шлюпочный поход Сыктывкар-Усть-Уса-Сыктывкар. В 1934 г. в Сыктывкаре появился «Институт выходного дня». В эти дни зимой проводили «катанье на коньках, с горок, сдачу норм ГТО, игру в хоккей», а летом устраивались массовые выезды в Белый Бор «со сдачей норм на Ворошиловский стрелок», а также метанием гранат и копий.


Такие изменения, происходившие в повседневной жизни Усть-Сысольска — Сыктывкара, зафиксировали материалы, опубликованные в местных газетах в 1920—1930-х гг.




1. Жеребцов И. Л. Погост на Усть-Сысоле реке // Сыктывкар и сыктывкарцы. — Сыктывкар, 2004. — С. 6−43.


2. Жеребцов И. Л., Таскаев М. В., Рогачев М. Б., Колегов Б. Р. Историческая хроника. Республика Коми с древнейших времен. — Сыктывкар, 2002.


3. Жеребцов И. Л., Таскаев М. В. Коми край в годы гражданской войны: хроника событий (август 1918 — осень 1921 гг.) // Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. — Сыктывкар-Вологда, 2012. — Вып. 11. — С. 140−187.


4. Жеребцов И. Л., Таскаев М. В., Колегов Б. Р. Комирет­ро: 95 лет истории Коми, от официальной до курьезной. — Сыктывкар, 2016.


5. История Коми с древнейших времен до конца ХХ века. — Сыктывкар, 2004. — Т. 2.


6. История Коми с древнейших времен до современности. — Сыктывкар, 2011. — Т. 2.


7. История Сыктывкара. — Сыктывкар, 1980.


8. Колегов Б. Р. Из жизни устьсысольцев в 1919 году (по страницам газеты «Зырянская жизнь» / «В зырянском краю») // Повседневная жизнь Коми края. — Сыктывкар, 2010. — Вып. 2. — С. 17−29.


9. Колегов Б. Р. Странная страна. — Сыктывкар, 2015.


10. Колегов Б. Р. Странная страна-2. — Сыктывкар, 2017.


11. Колегов Б. Р., Жеребцов И. Л. Из жизни усть-сысольцев в 1921 году (по материалам газет «Удж», «Югыд туй») // Повседневная жизнь российской провинции. — Сыктывкар, 2013. — Вып. 5. — С. 107−111.