Вверх

М. А. Виноградов. Графский род Уваровых в контексте выставок центральных музеев Москвы

Интерес к жизни и деятельности представителей знаменитого графского рода Уваровых необычайно высок. За последние двадцать лет вышел ряд книг и статей, освещающих их значительный вклад в культурную жизнь Российской империи. В последние годы материалы Уваровых активно включаются в экспозиции выставок, организуемых центральными музеями Москвы.


На монографической выставке Ф. С. Рокотова (1735/1736−1808), проходившей в 2016 году в Третьяковской галерее, целый раздел был посвящен творчеству великого русского художника, работы которого находились в крупнейших усадебных комплексах России, увековечивая образы их владельцев. Авторы выставки, желая подчеркнуть идею единства усадеб и портретов их хозяев, в непосредственной близости от живописных работ размещали материалы о соответствующих им «дворянских гнездах». Так, в рамках оригинальной экспозиции можно было видеть портрет Дарьи Ивановны Уваровой (урожденной Головиной), супруги флигель-адъютанта императрицы Екатерины Великой Семена Федоровича и матери Сергея и Федора Уваровых1. Представленный портрет поступил в Третьяковскую галерею в 1923 г. из Государственного исторического музея. В 2011 году при анализе фактуры портрета и рентгенографическом исследовании были выявлены авторские правки: первоначально плечи модели и декольте были прикрыты легкой косынкой. Эта деталь получила распространение в женской моде во Франции в 1770-х годах, т. е. во время создания портрета. В России массовое использование указанного атрибута приходится на начало 1790-х гг. Рядом с портретом Дарьи Уваровой находился общий вид усадьбы в селе Поречье Можайского уезда Московской губернии, выполненный неизвестным художником первой четверти XIX века и хранящийся в ГНИМА2. Усадебный комплекс, расположенный на берегу реки Иночи, создавался графом Львом Кирилловичем Разумовским (1757−1818), а затем совершенствовался при Уваровых, его наследниках. В левой части композиции доминирует графский дворец, перестраиваемый при Сергее Семеновиче (1786−1855) и Алексее Сергеевиче (1824−1884). Фамильные портреты Разумовских и Уваровых, согласно путеводителю 1853 года, украшали оба этажа главного усадебного дома. В правой части изображения возвышается церковь Рождества Богородицы, воздвигнутая в 1804 году.


В 2016 году в Государственном историческом музее на выставке «Глазами памяти. Образы русской усадьбы в фотографии. 1860−1920-е» удалось воссоздать облик «дворянского гнезда» Уваровых во всем его многообразии. На фотографиях конца 1870-х годов был запечатлен усадебный дом в Поречье после реконструкции, проведенной на рубеже 1860−1870-х гг. М. Н. Чичаговым и А. П. Поповым. На одной из них перед дворцом копия фонтана «Тритон» Дж. Л. Бернини (Рим), заказанная графом Уваровым в Берлине3. На другом снимке отчетливо виден фасад дворца, украшенный великолепными кариатидами из желтой обожженой глины (привезены из Берлина), а также мраморными кентаврами с амурами, сохранившимися со времен Льва Разумовского4. Здесь же видна и вся большая терраса перед дворцом, оформленная чугунной решеткой и мраморными вазами на столбах. На другой фотографии запечатлен интерь­ер центрального зала Порецкого музеума, в центре которого знаменитая Альтемпская урна — римский саркофаг III в., украшающий ныне четвертый зал ГМИИ им. А. С. Пушкина (в музее с 1925 года)5. Богатейшая порецкая оранжерея представлена на снимке конца ­1870-х годов6. На фотографиях, относящихся к 1868−1914 гг., можно увидеть четыре поколения знаменитой семьи [от матери Прасковьи Сергеевны (1840−1924) П. Б. Щербатовой (1818−1899) до дочерей Ф. А. Уварова (1866−1954) Варвары (1892−1966) и Екатерины (1893−1975)], а также гостей усадьбы, среди которых был великий князь Константин Константинович (1858−1915), посетивший Поречье 19 августа 1912 года7. На выставке были представлены и три фотографии, выполненные в 1899 году в Карачарове Муромского уезда Владимирской губернии (имение с 1891 года находилось во владении П. С. Уваровой и ее дочерей). На них изображены П. С. Уварова с собакой на поводке, Е. А. Уварова на скотном дворе и четыре собаки на фоне флигеля8.


Научная и общественная деятельность Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых нашли отражение в нескольких выставочных проектах. В 2014—2015 годах в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина впервые показали коллекцию древностей Кипра (более 350-ти памятников)9. Всего в музее хранятся около 900 предметов с легендарного древнегреческого острова. Возраст некоторых из них достигает 4500 лет. Крупнейшее в России собрание кипрского искусства было сформировано из трех частных коллекций (археолога А. С. Уварова, востоковеда В. С. Голенищева, посла П. К. Ермошина), а также из памятников, поступивших в 1945 г. из Фонда перемещенных ценностей. К сожалению, коллекция кипрских древностей графа Уварова не является единым комплексом: вторая половина собрания хранится ныне в Государственном историческом музее. Выставка «Искусство Кип­ра» вызвала большой интерес, экспозиционное пространство по форме напоминало очертания легендарного острова. К сожалению, в концепцию выставки не были вписаны имена собирателей представленных шедевров.


На рубеже 2015−2016 гг. в Государственном историческом музее состоялась выставка «Москва — Святая Земля великого князя Сергея Александровича (1857−1905) и великой княгини Елизаветы Федоровны (1864−1918)», раскрывающая на основе четырехсот экспонатов жизнь и благотворительную деятельность знаменитой супружеской пары10. Несколько документов (переписка и дипломы) относились к Уваровым: Алексей Сергеевич состоял товарищем Председателя Исторического музея, т. е. осуществлял руководство учреждением при августейшем покровительстве великого князя Сергея Александровича, брата Александра III и дяди Николая II. Один из экспонатов — письмо великого князя, адресованное графу А. С. Уварову, о желании императора Александра III посетить Исторический музей до его открытия (весна 1883 года). После смерти мужа Прасковья Сергеевна участвовала в судьбе музея, передав в дар богатую коллекцию древностей из Поречья.


Крупным событием в культурной жизни России стала выставка, посвященная 200-летию со дня рождения легендарного художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817−1900), организованная Государственной Третьяковской галереей в 2016 году. В биографическом отделе выставки было представлено письмо графини П. С. Уваровой, написанное в 1887 году. К сожалению, этот материал не был включен в каталог выставки11.


Выставки в центральных музеях Москвы (Историческом музее, Третьяковской галерее, Пушкинском музее) позволяют рассмотреть жизнь и деятельность представителей знаменитого рода Уваровых во всем многообразии: научная и общественная работа, коллекционирование, хозяйственные заботы, круг общения. Значительный корпус источников (живописные работы, фотографии, археологические находки, письменные материалы) способствуют комплексному освещению этих вопросов.




1 Федор Рокотов 1735/1736−1808. — М., 2016. — С. 120−121. В каталоге выставки Д. И. Уварова названа графиней, хотя графский титул Уваровым был дарован значительно позже написания портрета (1846).


2 Там же. — С. 118−119.


3 «Глазами памяти». Образы русской усадьбы в фотографии. 1860−1920-е. — М., 2016. — С. 51.


4 Там же. — С. 52.


5 Там же. — С. 54.


6 Там же. — С. 53.


7 Там же. — С. 50, 55−57, 143−147.


8 Там же. — С. 140−141.


9Смоленкова В. В., Самар О. Ю. Античный Кипр. Между Востоком и Западом. — М., 2014.


10 Москва — Святая Земля великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны. 2 ноября 2015—22 февраля 2016. — М., 2015.


11 Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения. — М., 2016.