Вверх

В. Л. Шерстнев. Сохранение культурного наследия в г. Козьмодемьянске

Козьмодемьянск — самый древний город рес­публики Марий Эл, основан в 1583 году, располагается на правом берегу р. Волги.


Выгодное географическое расположение г. Козьмодемьянска, его хорошие природные условия для жизнедеятельности и проживания человека способствовали тому, что Козьмодемьянск стал городом, имеющим богатое историко-культурное наследие, привлекательное для изучения и знакомства с ним. Однако это накладывает определенную ответственность на современников.


Культурное наследие г. Козьмодемьянска


Козьмодемьянск имеет относительно хорошо сохранившуюся историческую часть, которая сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ вв. Данная территория города является примером градостроительства второй половины ХIХ в., что позволяет сегодня возвести ее в ранг памятника градостроительства ХIХ-ХХ вв. Город имеет планировочную структуру, которая характеризуется расположением домов и улиц исторической части на террасах, склонах и верхнем плато берега р. Волги, есть также отдельные улицы, которые располагаются в городских оврагах: Больничная и Кирпичнозаводская.


На территории г. Козьмодемьянска находится более ста памятников истории и архитектуры, статус их определен реестром памятников Респуб­лики Марий Эл. Из этого числа можно выделить памятники церковной архитектуры; здания, построенные для образовательных учреждений, и здания, построенные под жилье с помещениями для торговли и хозяйственных нужд. Из числа зданий, построенных под жилье, выделяются купеческие усадьбы городского типа и крестьянские усадьбы, которые находятся в основном на Юркино — так условно местные жители называют бывшую ямскую слободу, которая сегодня представляет собой пример городской и сельской застройки конца ХIХ — начала ХХ вв.


Важное культурное наследие сосредоточено в музеях. Козьмодемьянская картинная галерея, расположенная в Художественно-историческом музее им. А. В. Григорьева, является венцом культурного наследия города. Коллекции изоб­разительного искусства русских, зарубежных и местных художников, собранные основоположником художественной галереи горномарийским художником Александром Владимировичем Григорьевым, представляют огромное значение в культурной среде народов России, Марий Эл.


Музей этнографии им. В. И. Романова, основанный в 1983 г., является кладезем культурного наследия марийского народа. Разнообразная научно-исследовательская, фондовая работа сотрудников этнографического музея способствует планомерной популяризации идентичности марийского народа в большой семье народов России и народов мира. Музей способствует развитию этнотуризма в г. Козьмодемьянске.


Музей купеческого быта, основанный в 1995 г., является своеобразным памятником козьмодемьянскому купечеству, сыгравшему в свое время важную роль в развитии культуры в городе. Этот музей также отображает культуру русского населения г. Козьмодемьянска ХIХ-ХХ вв.


Музей сатиры и юмора в своей работе представляет юмор и сатиру населения страны, респуб­лики и народов других стран, популяризует роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Сотрудники музея активно участвуют в региональном фестивале сатиры и юмора «Бендериада».


Сотрудники МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс» в настоящее время работают над созданием «Козьмодемьянского музея архео­логии», а также готовы принять участие в разработках других музеев в рамках музеефикации исторической части г. Козьмодемьянска.


Вопросы сохранения культурного наследия г. Козьмодемьянска


В основном данную задачу решают сотрудники МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музей», который объединяет вышеперечисленные музеи города. Министерство культуры, печати и по делам национальностей, Управление по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Республики Марий Эл, администрация г. Козьмодемьянска в рамках Конституции Республики Марий Эл регламентируют деятельность музея в данном направлении. Для решения поставленных задач в области сохранения культурного достояния музей использует свои собственные интеллектуальные и материальные ресурсы, обращается за помощью к представителям научного сообщества Республики Марий Эл и соседних регионов. В частности, музейные конференции служат делу сохранения и популяризации культурного достояния города, являются показателем его культурной жизни. Для усиления работы по сохранению историко-архитектурных памятников, улучшению эстетического состояния экскурсионных маршрутов в исторической части города по инициативе директора музея Лидии Александровны Батюковой была создана группа из сотрудников музея и общественности с условным названием «Воеводская дружина», которая своей работой внесла определенный вклад в сохранение культурного наследия города.


Разнообразная музейная работа отражается на музейном сайте. Сайт имеет виртуальный тур и канал «онлайн», трансляции музейных мероприятий на нем ведутся в реальном времени и затем фиксируются в архиве сайта.


Важную роль в популяризации культурного наследия на сайте музея играет литературно-исторический квест. Квест показывает, что прошлое города не хранится в архивах, музейных фондах и в сундуках старожилов, оно живет, витает в воздухе и прогуливается по улицам.


Большая работа проводится представителями православной культуры: восстанавливаются церкви и часовни, растет культура населения церковных приходов. Показателем роста православной культуры г. Козьмодемьянска являются работы общественности по восстановлению Тихвинской церкви и его прихода.


Представители частного сектора г. Козьмодемьянска, имеющие в своем пользовании памятники архитектуры или живущие в исторической среде города, в силу своих возможностей тоже вносят определенный вклад в сохранение культурного наследия. Представители музея проводят подворовые обходы с целью разъяснения жителям их задач по сохранению культурного наследия города. Результатом явилось открытие в архитектурных памятниках г. Козьмодемьянска частной картинной галереи, частного музея мореного дуба, магазинов. Сегодня подобное государственно-частное партнерство может служить наглядным примером в решении сохранения культурного наследия разных регионов страны.


Таким образом, механизм, сложившийся в области сохранения культурного наследия в г. Козьмодемьянске, можно охарактеризовать как механизм государственно-партнерских отношений с церковью, частным сектором и общественными организациями, в том числе и ВООПИиК. Остается, как мы думаем, этот механизм поддерживать и совершенствовать дальше.


Однако сегодня в работе по сохранению культурного наследия города имеются определенные проблемы. Они касаются, в первую очередь, сохранения памятников деревянного зодчества в исторической части г. Козьмодемьянска.


Эту проблему в 2016 году затронул государственный и общественный деятель респуб­лики, заслуженный работник культуры Марий Эл А. В. Муравьев в своем письме в адрес МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс». Он изложил свою концепцию по сохранению деревянного зодчества в г. Козьмодемьянске. В частности, он пишет: «Кризисное состояние культуры России, недостаточность финансирования тяжело отразилась на положении малых исторических городов, к которым относится и Козьмодемьянск Республики Марий Эл. Между тем эти города еще продолжают хранить хрупкие национальные традиции в своем архитектурно-художественном облике. Сохранить и возродить то, что еще не потеряно окончательно, передать материализованную память прошлого нашим потомкам — задача поистине многонационального масштаба. Город Козьмодемьянск богат старинными деревянными домами, изукрашенными великолепной резьбой.


Козьмодемьянская домовая резьба конца ХIХ и начала ХХ вв. вобрала в себя различные элементы ее, появившиеся в различных местах страны. Здесь и виноградные лозы, пришедшие с Украины, и древние солярные знаки в виде лучистых кругов как символ солнца, здесь и сандрики над окнами, появившиеся во времена нарышкинского барокко в каменном зодчестве, и марийские обереги. Число элементов не так уж велико. Но композиционные варианты бесчисленны. Типичный козьмодемьянский доходный дом — это двухэтажное строение, иногда с цокольным каменным этажом. При каждом доме находились надворные постройки: сарай-каретник, одноэтажный или двухэтажный флигель. Ввиду плотности застройки городской территории дома отделялись брандмауэрами.


Широкому строительству деревянных домов с резьбой в г. Козьмодемьянске способствовало наличие на левом берегу Волги крупных лесных массивов и искусных плотников. До 1917 года у берегов Козьмодемьянска находилась лесная ярмарка. Древесина транспортировалась по Волге в виде плотов и белян. Объем оборотов ярмарки считался вторым в Европейской части России после Архангельской. Однако неумолимое время и нерадивые хозяева привели к исчезновению отдельных домов. Поэтому возникла необходимость в срочности изучения мастерства плотников и резчиков… Нужно выяснить корни этого явления в Республике Марий Эл. Какие технологии, материалы и инструменты использовались мастерами. Необходимо зафиксировать все элементы резьбы.


В настоящее время в городе Козьмодемьянске насчитывается 158 памятников истории и архитектуры, из них 59 деревянного зодчества с общей площадью декоративной резьбы примерно 2020 кв. м.


Нужно срочно провести детальную инвентаризацию всех памятников деревянного зодчества и фиксацию всего уникального в его интерьере: фронтонов, причелин, карнизов, фризовых досок, очелья наличников, подоконных досок, пилястр и т. д.


Данная работа подразумевает следующие этапы:

1. Изучение архивных и других материалов по исследуемому вопросу;

2. Фиксация декоративной резьбы и ее элементов (фотографирование, зарисовки, видеофрагменты);

3. Анализ полученных материалов и составление отчета.


Программа работ:

1. Изучение архивных и других источников о мастерах, работавших в г. Козьмодемьянске в ХVIII-ХХ веках;

2. Особенности технологии изготовления резьбы козьмодемьянскими мастерами;

3. Инструменты и материалы, применяемые при изготовлении резьбы;

4. Элементы резьбы;

5. Марийские мотивы в резьбе;

6. Виды резьбы (скульптурная, моделированная накладная и пропильная);

7. Фиксация декоративной резьбы и ее элементов на домах (чертежи, шаблоны, фотографии, зарисовки, видеофрагменты);


8.  Анализ полученных материалов. Написание отчета.


Значимость проекта состоит в его научной и практической ценности. Будут получены результаты, дающие возможность оценить особенности козьмодемьянской резьбы, использование в ее архитектонике марийских мотивов и сохранение ее в виде чертежей, шаблонов и т. д.


Практическое значение данного проекта имеет для малого исторического города, каким является Козьмодемьянск, социальную направленность. Последующая реставрация деревянного декора позволит обеспечить работой такие прослойки рабочей интеллигенции, как художники, резчики резьбы, плотники и столяры.


Методы исследований: натурные обмеры и фотофиксация с последующим использованием сравнительных методов и анализом.


В результате будет получен необходимый материал для дальнейшего восстановления резьбы на старинных домах и использование на домах вновь строящихся»1.


Внимание А. В. Муравьева к необходимости сохранения и реставрации деревянного зодчества весьма актуально. Сегодня благодаря резьбе г. Козьмодемьянск выгодно отличается от других низовых городов на волжском туристическом маршруте. Но, однозначно, город может сохранить свою привлекательность для туристов на долгие годы при условии гармоничного сочетания развития музейного дела с работой по сохранению историко-архитектурного наследия в плане каменного и деревянного зодчества.


Результаты и перспективы в сохранении памятников истории и культуры в г. Козьмодемьянске


На протяжении многих десятилетий в г. Козьмодемьянске велась планомерная работа по реставрации памятников истории и культуры.


Активизировалась она в 2014 году в рамках подпрограмм «Туризм», «Наследие» и «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013−2020 годы». Республике Марий Эл была предоставлена государственная поддержка. Согласно решениям правительства Республики Марий Эл часть средств была направлена на реставрацию памятников г. Козьмодемьянска.


В сжатые сроки министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, администрация г. Козьмодемьянска и руководство МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» подготовили необходимую проектно-сметную документацию. К 1 июня 2015 года работы по реставрации четырех памятников и реконструкции парка в г. Козьмодемьянске в основном были завершены. Работа по сохранению культурного наследия позволила улучшить состояние и привлекательность экскурсионных туристических маршрутов по исторической части города, создала условия для перспективного развития Козьмодемьянского музея сатиры и юмора и проведения республиканского юмористического фестиваля «Бендериада», способствовала созданию Козьмодемьянского археологического музея, внесла вклад в развитие детской художественной школы и школы-интерната для одаренных детей. Тем самым можно констатировать, что работа по сохранению культурного наследия в г. Козьмодемь­янске ведется.


Думаем, что новым всплеском в сохранении и популяризации культурного наследия, не только в г. Козьмодемьянске, может стать государственная программа Правительства Р. Ф. по развитию Волго-Окского туристического маршрута, создание которой нужно продвигать общими усилиями участников государственно-частного партнерства в области культурного наследия.




1 Шерстнев В. Л. Концепция А. В. Муравьева // Ведомости Космы и Дамиана. — 2017. — 19 янв.