Вверх

А. А. Кащеев. К истории библиографического описания архимандритом Леонидом (Кавелиным) рукописей из собрания графа Уварова

Вторая половина XIX в. характеризуется повышенным интересом к изучению различных древностей, в числе которых и рукописное наследие. Появляются описи частных собраний, древлехранилищ, церковных ризниц, которые открыли доступ к ним исследователям. Среди них — опись собрания рукописей графа А. С. Уварова, составленная архимандритом Леонидом (Кавелиным).


Архимандрит Леонид оставил после себя большое эпистолярное наследие, которое является одним из документальных источников XIX в. Часть его писем хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Среди них — переписка с семьей графа А. С. Уварова. Содержание писем свидетельствует о дружеских уважительных отношениях между Уваровыми и отцом Леонидом1. В письмах затрагиваются вопросы не только личных, но и деловых отношений


Теплые дружеские связи между архимандритом Леонидом (Кавелиным) и графом А. С. Уваровым установились на почве научных исследований древностей, страсть к которым была у обоих. Об А. С. Уварове архимандрит писал: «Просвещенный знаток, ревностный почитатель, трудолюбивый собиратель и радушный хранитель русских древностей вообще и памятников древней русской письменности в частности»2. Алексей Сергеевич унаследовал огромное состояние своего отца в 1855 г. В фамильном имении Поречье Московской губернии Сергей Сергеевич основал в 1830-е гг. «Порецкий музеум». В этом музее были собраны многочисленные произведения западноевропейской живописи и скульптуры, книги, рукописи3. После смерти отца Алексей Сергеевич, перебравшись из Карачарова в Поречье, обустроил дом, музей и библиотеку. В 1859 г. Уваров женился на княжне Прасковье Сергеевне Щербатовой (1840−1924)4. Вместе они занимались пополнением, изучением и систематизацией собрания ценностей, начатого отцом. После смерти мужа в 1884 г. Прасковья Сергеевна продолжила его дело. Она была избрана председателем Мос­ковского археологического общества.


Как основатель Московского археологического общества граф А. С. Уваров поставил следующую задачу: «Исследование как археологии вообще, так преимущественно русской, и распространение в России археологических знаний». Основной деятельностью общества было производство раскопок и их исследование, охрана памятников, издание трудов, организация архео­логических съездов5. Уваров предложил обратиться к епархиальному начальству с просьбой, чтобы настоятели монастырей и приходских церквей подали сведения обо всех имеющихся у них древностях. На тот момент архимандрит Леонид был наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а с 1877 г. — настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.


Действительным членом Московского архео­логического общества архимандрит был избран в 1875 г., о чем сообщено в письме от 27 декабря: «Ваше Высокопреподобие, Московское Археологическое общество в надежде, что Вы не откажетесь содействовать ему вашими учеными трудами по отечественной археологии, в своем заседании 23 декабря избрало вас в Действительные члены Общества. При сем имею честь приложить Устав Московского археологического общества.


Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.


Граф Уваров» 6.


Отец Леонид был одним из активных членов Общества в деле поиска и изучения отечественных древностей и пользовался ученым авторитетом.


Порецкое собрание рукописей началось с приобретения собрания 760 единиц рукописей И. Н. Царского у его наследников. Собрание удво­илось к 1884 г. и составляло уже 1700 единиц. К концу 1885 г. собрание состояло из 2250 единиц. А. С. Уваров завещал своей супруге сделать новое описание своего любимого собрания. После кончины графа А. С. Уварова архимандрит Леонид «по любви к русской письменности и по глубокому уважению к памяти достойного собирателя» предложил Прасковье Сергеевне свою помощь с описанием рукописного собрания пореченской библиотеки. Неизвестные ранее отдельные моменты истории работы архимандрита с коллекцией рукописей Уварова открылись при изучении писем из его архива7.


Описание собрания отец Леонид начал в 1885 г. До него отдельные части собрания были описаны другими известными исследователями. Одним из них был П. М. Строев, который описал 750 рукописей из собрания Царского. Над описью уваровского собрания работал профессор М. И. Сухомлинов. Описанная им часть собрания издана под названием «Памятники словесности». Архимандрит Леонид не мог уделить много времени описанию рукописей уваровской библиотеки из-за служебной занятости по делам Троице-Сергиевой Лавры, где он был в это время настоятелем.


Помощниками Прасковье Сергеевне и Лео­ниду были дети Уваровых: Федор Алексеевич и Екатерина Алексеевна.


Федор Алексеевич в 1885 г. писал: «Ваше Высокопреосвященство.


Очень извиняюсь пред вами в том, что по случаю экзаменов, не ответил Вам на ваше письмо. Спешу от лица Графини и от себя выразить Вам нашу благодарность за высказанное вами соболезнование по случаю кончины князя Щербатова.


Вместе с тем графиня просит меня передать Вам, что сестра моя отправляется в Поречье, чтобы поспешить с укладкой следующего транспорта рукописей. Задержка же вышла также по нездоровью моей матери, которая теперь, Слава Богу, совершенно поправилась.


Графиня просит также передать Вам, что если Вам угодно, то Вам тотчас высланы будут все первые тома трудов Археологического общества (включая также и только что вышедший запоздалый V-й том), так как на получение их, Вы как член Московского Археологического Общества, имеете полное право.


Поручая себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, прошу вас принять уверение в глубоком моем к Вам уважении.


Гр. Уваров»8.


Книги партиями привозили архимандриту в Троице-Сергиеву Лавру, а после описания он возвращал их Уваровым. Для уточнения вопросов по описанию рукописей велась переписка.


«Честь имею возвратить Вам из 137 находящихся у меня рукописей 133. Четыре Псалтыри пока у меня», — писал архимандрит в конце января 1888 г.9


Каждая партия книг сопровождалась описью, и на месте о. Леонид сам проверял их наличие по списку. Например, архимандрит писал, что разобрал и лично пересчитал и описал 244 рукописи, а не 245, как значилось в списках. В предыдущей посылке значилось 98 номеров, а после внимательного просмотра посылки архимандритом оказалось 9910.


К концу января 1888 г. работа над описанием рукописей «остановилась за неописанием небольшого числа рукописей. Всего 29 номеров (списочек прилагаю). Если они существуют, их надо описать. Если нет, на их места надобно назначить (дав их номера) из двойных или прибавленных»11.


Осенью 1888 г. началось печатание каталога, о чем написала Екатерина Алексеевна: «Сегодня первая часть каталога сдана в типографию. На днях г. Корсунский получил первую корректуру. Высылаем»12. Редактор в текст рукописи архимандрита Леонида внес незначительные изменения только в предисловии, касающиеся количества греческих и арабских рукописей, к которым добавлено по одному экземпляру13.


Данный библиографический труд отца Леонида был издан после его смерти. Первая критическая статья на него, написанная М. Н. Сперанским, вышла в свет в 1893 г. В этой рецензии Михаил Нестерович дал высокую оценку труду и личности архимандрита Леонида как «крупной ученой силы» с мнением которого должны считаться14.


Вклад архимандрита Леонида (Кавелина) в изучение рукописного наследия и в отечественную археографию неоспорим. Труды его не потеряли научное значение, в частности, библиографическое описание рукописного собрания графа А. С. Уварова «составляет, действительно, весьма важное приобретение для ученых, за которое они обязаны ему всегдашней благодарностью»15.




1 Архимандрит Леонид (Кавелин) // ОР РГБ. — Ф. 148. — Картон 10. — Ед. хр. 10, 11, 12, 13, 14.


2 Архимандрит Леонид (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей графа А. С. Уварова. — М., 1893. — С. III.


3 Фролов А. И. Частный музей графов Уваровых в имении Поречье Московской губернии // Уваровские чтения — II. — М, 1994. — С. 45.


4 Формозов А. А. А. С. Уваров и его место в истории русской археологии // Уваровские чтения — II. — М., 1994. — С.14.


5 Амальрик А. С., Монгайт А. С. В поисках исчезнувших цивилизаций. — М., 1959. — С. 320.


6 Архимандрит Леонид (Кавелин) // ОР РГБ. — Ф. 148. — Картон 10. — Ед. хр. 10. — Л. 1.


7 Леонид (Кавелин), архимандрит. Письма к графине Уваровой Прасковии Сергеевне. 1886, 1888. 3 л.; Уварова Прасковья Сергеевна, графиня. Письма к архимандриту Леониду (Кавелину). 1885−1886. 34 л. // ОР РГБ. — Ф. 148. — Картон 5; Картон 10.


8 Там же. — Ед. хр. 11.


9 Там же. — Картон 5. — Ед. хр. 12.


10 Там же.


11 Там же. — Л. 1.


12 Там же. — Картон 10. — Ед. хр. 11. — Л. 3.


13 Там же. — Л. 4.


14 Сперанский М. Н. Собрание рукописей графа А. С. Уварова. — М., 1895. — С. 4.


15 Субботин Н. И. Памяти о. Леонида. — М., 1893. —  С. 312. Н. И. Субботин (13 ноября 1827 — 30 мая 1905) — профессор Московской духовной академии, писатель, пуб­лицист, тайный советник.