Вверх

Е. Н. Плахова. Новый Царьград: к истории вопроса местожительства города Энгельса

В Энгельсском краеведческом музее хранятся документы Саратовского государственного научно-исследовательского института градостроительства «Крайгипрогор» — генерального проекта нового города Энгельса, — официальная документальная статистика, вызывающая интерес крупномасштабными проектами, грандиозными задачами.


Справка: город основан в 1747 году как перевалочный пункт перевозки соли с озера Эльтон, первоначальное название Покровская слобода, с 1914 г. — город Покровск, с 1922 — столица Автономной области, с 1924 г. — Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья (АССР НП), в 1931 г. переименован в город Энгельс. С 1941 г. районный город Саратовской области.


Строительство нового города Энгельса в 1930-е годы сравнимо с планами переноса сибирских и уральских рек, освоением Аляски, великими географическими открытиями. Человек почувствовал себя гигантом, способным спорить со временем и Богом: за 7−10 лет он рассчитывал сделать то, что создавалось столетиями — построить новый город как символ его могущества и превосходства над миром, самим собой, Вечностью…


Судьба нашего города могла измениться в любую секунду тогда, 80 лет назад… Сейчас, спустя почти столетие, видно, как на пожелтевших страницах среди сухих фраз и бесчисленных протокольных стенограмм рождалось и с каждой новой главой росло его величество Тщеславие. Поставив людей на сомнительный пьедестал истории, оно обрисовало призрачные границы их мечты, вот только аплодисментов они так и не дождались…


А начиналось все просто и буднично.


Мысли о новой планировке существующего города Энгельса, тогда еще Покровска, появились у городского руководства в 1929 году после выхода в свет декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 4.Х. 1926 г. «Об обязанности для городских поселений и поселков иметь планы и проекты планировки». На тот момент генерального плана застройки города не было, хотя Покровск (Энгельс) являлся столицей республики немцев Поволжья, призванный своим статусом быть наглядной агитацией и пропагандой счастливого и процветающего края — края, получившего всего 10 лет назад национальную самостоятельность, к которой так долго шел немецкий народ.


Столичный статус обязывал городские и рес­публиканские власти обратить пристальное внимание на решение растущей проблемы благоустройства города, и на осуществлении этого были брошены все силы.


Справедливости ради надо сказать, что за время столичности в городе были построены сохранившиеся до наших дней здания образовательных учреждений, кинотеатра, дворца пионеров, гостиницы, жилые дома и многое другое.


Но планировалось гораздо больше: так, в газете «Трудовая правда» за 1930 год мы читаем: «Совнарком немецкой республики обратился в Центральный Коммунистический Банк с просьбой отпустить долгосрочный кредит на постройку Дворца Труда. Было переведено 150 тыс. рублей. Но стоял вопрос — что строить: Дворец Труда, где будут размещены лишь профсоюзные организации, или Дома Культуры, где будут сконцентрированы одни лишь культурно-просветительские учреждения. Хочется, чтобы во Дворце Труда были сконцентрированы как профсоюзные организации, так и все культурно-просветительские учреждения.


Он должен иметь зрительный зал, библиотеку, парткабинет, помещение для пионерской работы, шахматно-шашечную комнату, радио-комнату, кабинет для мастеров, техников, инженеров и агрономов»1.


Но все эти попытки были лишь предвестниками грандиозного плана строительства новой столицы — города Энгельса, который, как птица феникс, должен был возродиться на руинах старого города, взяв в светлое будущее только имя.


И проводником такой идеи на самом начальном ее этапе был Генрих Михайлович Фукс, председатель ЦИК и Совнаркома АССР немцев Поволжья.


Выходец из семьи поволжского немца, из с. Поповкино (Иост) Зельманского (Ровенского) уезда, учащийся Варшавского политехникума, участник Первой мировой войны, дослужившийся до чина поручика и командира роты в царской армии, командира батальона и помощника командира полка в период Временного правительства, командир 1-го Екатериненштадтского коммунистического немецкого полка, человек, переживший австрийский плен, он привык ставить глобальные задачи и решать их.


Коллеги вспоминали о нем как о необычном человеке с благородным характером, который был суров и по-юношески весел, беспощаден и великодушен, человек, способный двадцатилетним командовать полком и дивизией и двадцати двух лет управлять губернией2.


Со страниц «Трудовой правды» Г. М. Фукс высказывал следующие соображения по облику города: «Покровск, преобразованный в город из слободы, сохранил все следы сельского поселения: узкие, кривые улицы, неправильную и смешанную застройку, отсутствие зеленых массивов. Всякое новое строительство продолжалось бессистемно, не планово, в результате такого строительства мы имеем совершенно неуместное и недопустимое с санитарно-гигиенической точки зрения расположение промышленных предприятий»3.


В 1931 году обозначились реальные перспективы городской перестройки: в связи с началом строительства мясокомбината в районе станции Анисовка Рязано-Уральской железной дороги, было решено приступить к составлению проекта планировки «Большого Энгельса».


Что такое «Большой Энгельс»? Это новый город, символизирующий торжество и победу идеалов новой власти, власти людей, способных изменить мир. Город с именем Фридриха Энгельса должен был, по мнению его руководителей, поражать и восхищать своими объемами, массами и площадями.


Планы планами, но тут вышло постановление СНК РСФСР и ЦК ВКП (б) от 22 мая 1932 г. о широком орошении Заволжья и строительстве Камышинской плотины4.


Планировалось сооружение гидроэлектростанции в районе Камышина с отметками верхнего барьера 24−25 метров и сроком окончания — 1937 год.


Поначалу дело продвигалось ударными темпами…


2 марта 1932 года состоялся пленум горсовета на тему: «О возможности строительства у г. Камышина величайшей в мире плотины».


Держа руку на пульсе и учитывая, что при строительстве Камышинской плотины город должен будет уйти под воду, Совнарком и горсовет после долгих раздумий и различных вариантов разработали две программы развития города: программу-минимум и программу-максимум.


Программа-минимум предусматривала перенос столицы АССР НП на площадку промрайона у станции Анисовка. В этом случае расходы на старый город становились минимальными с учетом постепенного отмирания старого города и переноса крупных промышленных объектов в новый район. В случае отказа от постройки Камышинской плотины город через 10−15 лет превратится в небольшой сателлит нового Энгельса, не имеющий промышленного значения и представляющий собой лишь некоторый резервный жилфонд нового города. Если же плотина будет сооружена, то город через 15−20 лет целиком окажется под водой, что и подтвердит решение властей о максимальной экономии средств на развитие старого города.


При программе-максимум за старым городом сохраняется его существование при любых решениях проблемы Большой Волги. Промышленного строительства на площадке старого города не будет проводиться, и некоторые его промышленные объекты окажутся в новом промрайоне5.


Получается, что улучшение старого города предполагалось растянуть на долгие годы, а строительство целого города должно было занять быстрыми ударными темпами всего лишь какие-то 10−15 лет.


Для принятия окончательного решения были приглашены специалисты Саратовской областной проектной конторы (Сароблпроект).


Представленное ими заключение полностью совпало с взглядами республиканской и городской власти, желающей сделать что-то грандиозное и великое, заметное там, в Москве.


Специалисты сделали следующее заключение по старому городу Энгельсу:


— отсутствие перспектив промышленного и хозяйственного развития старого города;


— неблагоприятные транспортные условия: железнодорожный тупик и обмеление водоподхода6;


— неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия местности;


— низкий уровень коммунального хозяйства: в городе нет канализации, мостовые замощены только на 5%;


— жилой фонд малоценен и изношен: деревянные дома — 83%, двухэтажные дома — 2,1%;


- постройка железнодорожного моста в 1935 году через Волгу у станции Увек поставила существующий город Энгельс в положение относительной транспортной изоляции.


Получается, что нашему городу дали отставку, поставив диагноз: болен, причем неизлечимо.


«Город Энгельс не может быть в его современном состоянии признан соответствующим тем высоким требованиям, которые мы привыкли предъявлять к индустриальным пунктам и тем более к социалистическим городам»7.


Проект указывал, что новый город «должен быть перенесен из случайного места, где он начал развиваться, на новое место, где он мог бы быть отстроен не по типу Покровской слободы, а как новый социалистический город»8.


3 августа 1933 г. Совнарком АССР НП вынес решение о строительстве нового города в районе станции Анисовка — с. Квасниковка на левом берегу Волги9.


Строительство нового города планировалось осуществить к четвертой или пятой пятилетке, т. е. к 1947 году.


План строительства нового города Энгельса разрабатывал архитектор М. В. Крестин, который был уже известен в г. Саратове.


На протяжении 1935 и 1936 гг. было проведено множество заседаний СНК АССР НП, Президиума Энгельсского горсовета, совещаний при архитектурно-планировочном управлении НККХ РСФСР. И, наконец, 28 апреля 1938 г. вышло постановление № 20 Главного Архитектурно-планировочного Управления НККХ РСФСР о признании генерального плана нового города Энгельса. Оставалось дело за малым: получить финансирование на начальный период строительства.


В пояснительной записке к генеральному проекту нового города Энгельса регламентировалась буквально все: от подземных коммуникаций до масштабных архитектурных проектов.


Новый город Энгельс рассматривался как крупный промышленный, культурно-просветительный и национально-столичный центр АССР немцев Поволжья. Учитывая проблемы старого города, новый город был призван олицетворять иной подход в строительстве и созидании крупного населенного объекта, своим видом и архитектурой символизирующим новую жизнь. Широкие проспекты и площади, прямоугольные кварталы, высокие здания, строгие линии, четкие границы, ровные края, бетонные стены: все конкретно, фундаментально и прочно, как прочен советский строй.


В процессе знакомства с проектом становится ясно, что авторами была проведена серьезная аналитическая работа, к созданию проекта были привлечены представители различных профессий: экономисты, архитекторы, инженеры, техники, было заслушано множество докладов по всем аспектам строительства нового города, взвешены все «за» и «против».


Но хотелось бы обратить внимание на другое: этот проект подкупает не только своей грандиозностью планов и масштабами работы, ведь в те 1930-е годы люди жили и работали на пределе своих сил и возможностей, а чаще всего и за пределами своих возможностей.


Проект показывает реальную заботу о нуждах конкретного человека, простого советского человека, которому жить и работать в новом городе, в нем продуманы все мелочи социальной сферы, необходимые для нормальной работы, учебы, лечения, отдыха. Человек здесь ставится во главу угла. Лозунг «Все во имя человека, все для блага человека» был принят авторами проекта за основной. С другой стороны, заложенные на бумаге даже самые прекрасные и благородные идеи превращаются в прах, если будущего воплощения их не происходит и причины здесь уже не важны.


Процесс строительства нового города был долгосрочен, ведь сооружение ирригационной системы в Заволжье, которая предполагала строительство плотины и гидростанции в Камышине — процесс не одного года, к тому же первоначальный срок — 1937 год — был передвинут на 10 лет, и поэтому проектными документами предусматривалось сосуществование старого и нового города Энгельса до 1947 года включительно.


В этот период старому городу отводилась роль медленного умирающего населенного пункта: до 1942 г. планировалось выделение средств лишь на капитальный ремонт предприятий старого города, после 1942 г. любые вложения в промышленность прекращались10.


При полном отказе от промышленного и иного строительства на старой площадке минимальные мероприятия по благоустройству старого Энгельса не отменялись, как и временное деревянное строительство, для облегчения острого жилищного вопроса старой столицы АССР НП11.


В то же время в новом городе планировалось постепенным строительством жилья обеспечить население Энгельса нормами, казавшимися запредельными в то время любому советскому человеку: с 6 кв. м на одного человека до 9 кв. м. Кстати, в 1937 г. размер жилплощади на жителя Энгельса составлял всего лишь 2,75 кв. м.


Каким же образом планировалось так серьезно увеличить жилфонд? Элементарным способом, каким создавались все гигантские стройки Советского Союза — т. н. «черпанием» строительной рабочей силы из местного городского населения (6 тыс. человек), и разбором 30% жилого фонда старого города для применения материала на строительстве нового города.


По плану до 1942 г. население старого города должно было оставаться неизменным — в пределах цифр 1937 года: от 50 тыс. до 52,5 тыс. человек, с 1942 г. кривая численности населения резко падала вниз — до 25 тысяч человек, т. е. население сокращалось вдвое. И к 1947 г. планировалось, что в двух городах будет проживать 170 тысяч человек12, а, точнее, уже практически в одном новом городе.


О масштабности и размахе проекта градостроительства говорит заложенный под него финансовый фонд. По цифрам капиталовложения в новый город в 4,5 раза должны были превысить оценочную стоимость всех предприятий и жилфонда старого города Энгельса.


Так, с 1937 г. капиталовложения в новый город до 1942 г. должны были составить 242,6 млн руб., а затем до 1947 г. сумма вырастала в 5 раз и составляла 1167,8 млн руб. Причем затраты государства на одного жителя нового города Энгельса возрастали с 4 тыс. руб. в 1942 г. до 7 тыс. руб. в 1947 г.13


Давайте попробуем представить этот город, так и оставшийся в мечтах его создателей.


Новый город делился на четыре территории:


— транспортная и промышленная зоны;


— защитная зона;


— жилая зона;


— зеленая зона.


Основной промышленный район был запроектирован к югу от железной дороги, в районе мясокомбината.


В промышленной зоне планировалось разместить предприятия металлообрабатывающей, деревообрабатывающей, пищевой и текстильной промышленности.


Причем размахи были воистину грандиозные. Ранее в старом городе собственной ТЭЦ не было, поэтому в новом городе она должна была быть построена за 2 года мощностью до 24 тыс. квт, и количество занятых на ней людей должно было составить 360 человек14.


А самое главное, проект предусматривал трудоустроить на промышленных предприятиях 24 тыс. человек к 1947 г.15 Это половина населения тогдашнего города Энгельса.


Размещение промышленных предприятий было запроектировано таким образом, что наиболее удаленными от жилой зоны оказывались предприятия, имеющие наибольшую вредность в санитарно-гигиеническом отношении, менее вредные предприятия были запроектированы между ними и жилым районом.


Подъездные пути к промышленности рассчитывались с таким расчетом, чтобы избежать пересечения железнодорожных веток с городскими магистралями, которые вызывали бы лишь ненужную суету.


Планы построить новый город индустриальным могли оказаться реальными, т. к. у г. Энгельса в будущем создавалось выгодное транспортно-географическое положение в связи с развитием железнодорожного узла, в результате Энгельс был бы связан с Донбассом (Саратов-Миллеровская магистраль), Средней Азией (Александров Гай-Чарджуй) и Сибирью (Пугачев-Чапаевск).


В новом городе планировалось строительство пассажирской гавани и промышленного порта. Основной вид жилой застройки города — строительство каменных четырех-пятиэтажных зданий, которых в старом городе было незначительное количество. А точнее, только три трехэтажных дома располагались на центральных улицах города в середине 1930-х гг.


В городе была запроектирована система культурно-бытовых учреждений: строительство рес­публиканского и городского административных центров, театров — оперы и балета и драматического, а также музея, библиотеки, дома Красной Армии, цирка, Центрального кино, Центрального Дома Культуры, концертного зала на 400 человек, универмагов и районных парков.


В городе планировалось размещение сельскохозяйственного института, высшей коммунистической с/х школы им. Сталина, пединститута, медицинского института и ряда техникумов.


Планировалось создание в новом городе научно-исследовательских институтов: мелиорации, Мичуринского института. Последний был просто необходим, т. к. город планировалось озеленять не только саженцами древесных и кустарниковых пород, но и плодовыми: яблонями, грушами, вишней, абрикосами. Настоящий город-сад!


В городе должно было быть автобусное и трамвайное сообщение, мостовые переходы и даже гражданский аэропорт.


По принципам архитектурной организации основной композиционной осью города являлась эспланада, связывающая республиканский и городской центр с площадью, запроектированной в центре набережной.


Эспланада, площади и набережная с памятником Фридриху Энгельсу в центре представляли собой наиболее парадную часть города.


Самый главный принцип: архитектура зданий должна учесть национальные особенности — черепичные кровли, клинкерные покрытия, рисунчатые покрытия улиц и площадей будут отвечать элементам национальной архитектуры, т. к. население нового города в национальном составе из 12% в 1926 г. немецкого населения города должно было увеличиться до 40%.


Кроме того, здания должны строиться из местных стройматериалов, в частности, наличие высокосортных глин, являющихся базой кирпичной, черепичной и керамической промышленности позволит широко применять «кирпичную архитектуру».


Таким образом, строительство нового города Энгельса должно было явиться местом расцвета новой архитектуры национальной по форме и социалистической по содержанию.


Грандиозный проект так и остался на бумаге, и, изучая его, удивляешься смелости и размаху людей того времени, не побоявшихся громко заявить о своих возможностях. А возможности оказались гораздо скромнее: отсутствие финансовых средств, человеческих ресурсов, специалистов и короткие сроки, а самое главное, начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война свели практически к нулю красивую мечту о новом «Царьграде».


Почему «практически»? Потому что мечты не умирают, они обязательно воплотятся, но уже другими людьми.




1 Что строить: Дворец Труда или… // Трудовая правда. — 1930. — № 122. — С. 5.


2 Письмо В. Г. Фукс с воспоминаниями о Г. М. Фуксе. 1950-е гг. Документальный фонд ЭКМ.


3 Фукс Г. Где строить гор. Покровск // Трудовая правда. — 1930. — № 115. — С. 5.


4 О борьбе с засухой и орошение Заволжья // Трудовая правда. — 1932. — № 117. — С. 1.


5 Материалы технико-экономических исследований. — Саратов, 1935. — Т. 2. — С. 47.


6 Приложение к генеральному проекту нового города Энгельса. Сосуществование старого и нового города Энгельса. — Саратов, 1938. — С. 1.


7 Экономическое обоснование к схеме нового города Энгельса. — Саратов, 1935. — Т. 1. — С. 13.


8 Материалы технико-экономических исследований. — Т. 2. — С. 102.


9 Пояснительная записка «Обоснование строительства нового города Энгельса». — Саратов, 1935. — С. 7.


10 Приложение к генеральному проекту нового города Энгельса. — С. 23.


11 Там же. — С. 24.


12 Там же. — С. 73.


13 Там же. — Схема № 2.


14 Консультационные материалы генерального проекта нового города Энгельса. — Саратов, 1938. — Т. 4. — С. 5.


15 Там же. — С. 83.