Вверх

Н. В. Сильвестрова. Коллекция музея купеческого быта: из истории некоторых экспонатов

Музей купеческого быта входит в состав Муниципального учреждения «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс». Располагается музей в старинном купеческом особняке с цокольным этажом, антресолями и мезонином. Особняк был построен в 1897 году, принадлежал купцу-лесопромышленнику Александру Ивановичу Шишокину.


Семья Шишокиных появилась в Козьмодемь­янске в начале 1860-х годов: крестьянин Иван Иванович Шишокин переехал в наш старинный город из села Верхнего Белоомута Рязанской губернии. Его сын Александр Шишокин служил приказчиком у П. Ф. Бычкова, городского головы, купца 2-й гильдии. Вскоре стал заниматься торговлей самостоятельно, в 1878 году открыл портерную лавку. Накопив капитал, А. И. Шишокин стал заниматься торговлей лесом, был купцом 2-й гильдии. В 1896 году ему принадлежали три завода: Лопатинский, Кушергский и Мариинский. В 1897 году в Козьмодемьянске на ул. Вознесенской для семьи Шишокиных был построен деревянный особняк, богато украшенный резьбой. Александру Ивановичу принадлежало пять домов в Козьмодемьянске, а его супруге Екатерине Ефимовне — три дома. В 1899 году А. И. Шишокин разорился, его заводы были заложены, а 9 января 1902 года состоялись первые торги1.


Таким образом, в начале XX века особняк на Вознесенской был продан «Торговому дому» купцов Губиных, здесь находились конторы. «Торговый дом» был основан купцами-лесопромышленниками Иваном, Василием и Александром Губиными. Родом они были из с. Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии, но считали себя астраханскими купцами, владели в Астрахани шестью домами. Купцам Губиным принадлежали лесопильные заводы около с. Коротни и в п. Лопатино (сейчас г. Волжск). Последним владельцем особняка был Александр Александрович Губин.


После 1917 года дом был национализирован: здесь находился уездный комитет РКП (б), до начала 1980-х годов комитет ВЛКСМ, редакция газеты «Ленинский путь». После переезда редакции в другое здание дом был передан под жилье. В 1995 году в старинном особняке открыли музей мебельного мастерства, а с 2001 года это музей купеческого быта.


Музей является хранителем исторической памяти о российском купечестве: интерьеры музея воссозданы из подлинных предметов быта того времени, что позволяет почувствовать прелесть и размеренность ушедшей эпохи.


Важным представляется то, что образ музея купеческого быта во многом является собирательным, но в этом особняке чувствуется атмосфера конца XIX — начала XX веков. Строгость, функциональность, художественный вкус служат основными характеристиками обстановки данного дома. В настоящее время в музее расположены восемь залов, рассказывающих об образе жизни и нравах этого сословия: гостиная, рабочий кабинет, столовая, спальни купца и купчихи, спальня дочери купца, комната модистки, мезонин. Со времени постройки дома сохранился паркетный пол — настоящий дубовый паркет. Паркетом были выложены все комнаты, причем рисунок нигде не повторялся, он был в каждой комнате свой, оригинальный. Сейчас паркет сохранился только в трех залах: гостиной, рабочем кабинете и в одной из спален. Сохранилась оригинальная лепнина на потолке конца XIX века, при ремонте дома она была покрыта белой краской, и печи-голландки со старинными изразцами, топившиеся из коридоров.


В данной статье речь пойдет об истории некоторых экспонатов из коллекции музея.


Коробка из-под торта «Наполеон»


Для экспозиции музея купеческого быта данный экспонат представляет исторический интерес. Кондитерская фабрика, на которой торт был изготовлен, принадлежала Кондратию Григорьевичу Пирогову. Пряничное заведение Пирогова находилось в Казани на Большой Проломной улице, сейчас это ул. Баумана2.


Имя К. Г. Пирогова упоминается в издании «Адрес-календарь Казанской губернии на 1915 год» в перечне крупнейших торгово-промышленных предприятий г. Казани: Пирогов Кондратий Григорьевич, хл.-бакал. и конд. — Вознесенская, свой дом3. На откидной крышке имеется копия портрета Наполеона работы французского живописца Поля Делароша. На боковых стенках изображены атака на Бородинском поле и отступление французов под названием «Последний барабанщик».


По одной из версий, торт впервые был приготовлен в 1912 году, когда Россия торжественно отмечала столетие со дня победы над французами. Во многих кондитерских появились коробки с портретами героев Отечественной войны: Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Давыдова и… Наполеона. Среди прочих был торт, который нарезали на треугольники — по форме шляпы знаменитого полководца. Согласно другой версии, слоеный торт с кремом не имеет отношения к Наполеону Бонапарту. Он был испечен в годы правления Наполеона III. Его пекут по сей день, но называют иначе — «Millefeuille», что означает «тысяча слоев».


Стиральная машина


Стиральная машина представляет собой деревянную круглую «крышку» с колесом и лопастями. Такое приспособление для стирки белья ставили на бочку с водой, колесо вращали и таким образом стирали, «перелопачивали» мокрое белье. Стиральная машина из экспозиции Музея купеческого быта принадлежала семье городского головы П. Ф. Бычкова.


Отметим, что впервые «устройство для стирки белья» было официально зарегистрировано в 1856 году. Патент на изобретение получил американец Мур. Он предложил деревянный ящик на колесах, над которым двигалась деревянная рама сложной конструкции. В ящик складывали белье, до половины заполняли деревянными шариками и заливали моющим раствором. Приводимая рычагом рама двигалась вверх-вниз, шарики перекатывались по белью4. До конца XIX века машины для стирки в основном приводились в движение мускульной силой человека или животных5.


В 1900 году Карл Миле доработал конструкцию маслобойки (деревянной кадки с вращающимися от ручного привода лопастями) и приспособил ее для стирки белья. В том же году начался серийный выпуск таких деревянных стиральных машин. Кстати, не обошлось и без курьезов. Когда в начале ХХ века в Российскую империю завезли партию немецких стиральных машин, смекалистые русские быстро приспособили их под… маслобойки. Партия была моментально раскуплена, а белье продолжали стирать руками.


Мороженица


Необычный экспонат, представленный в музее купеческого быта, — это мороженица. Мороженица представляет собой металлическую капсулу с крышкой. Сосуд с приготовленной сладкой массой из сливок, сахара и яиц ставили в бочку со льдом, время от времени вращали, и получалось домашнее мороженое. Мороженое в России известно достаточно давно: еще в Киевской Руси было распространено замороженное наструганное молоко. Замороженные десерты стали приобретать популярность при Екатерине II. Так, в 1791 году в Москве вышла «Новейшая и полная поваренная книга», где были опубликованы рецепты приготовления мороженого из сливок, шоколада, лимонов, апельсинов, смородины, малины, вишни, клюквы и яичных белков6.


Как известно, для приготовления мороженого необходима постоянная низкая температура примерно минус 7° С. Такую температуру можно получить при использовании не чистого льда, а льдо-соляной смеси: одну часть соли перемешивают с тремя частями раздробленного на кусочки льда. Поэтому в лед добавляли соль.


Ковер «Сватовство царя Алексея Михайловича»


Сюжет ковра, возможно, связан с историей сватовства царя Алексея Михайловича. Девушка в голубом сарафане, изображенная на ковре, — Евфимия (Ефимия) Федоровна Всеволожская (1629 или 1630−1657) — царская невеста, дочь касимовского помещика. В 1647 году был устроен смотр невест для царя Алексея Михайловича, в котором участвовало двести девушек. Царской невестой была избрана Евфимия. По одной из версий, при одевании в первый раз в царскую одежду сенные девушки так затянули волосы на голове Всеволожской, что она упала в обморок при женихе. Решили, что девушка больна, страдает падучей болезнью (эпилепсией). Царскую невесту увезли из терема и отправили в монастырь с приказом постричь в монахини. Однако заточение в монастырь было вскоре заменено отправкой в Тюмень, куда отца девушки спешно назначили воеводой. В 1653 году судьба семьи Всеволожских была решена окончательно: «Рафову жену Всеволожскую и детей ее сына Андрея и дочь Евфимию с людьми отпустить с Тюмени в Касимов, и быти ей и с детьми, и с людьми в Касимовском уезде в дальней деревне, а из деревни их к Москве и никуда не отпущать без государева указа». (Глава семьи к тому времени умер)7.


Евфимия Всеволожская умерла в 1657 году, а Алексей Михайлович женился 16 января 1648 года на Марии Ильиничне Милославской.


Кресло «Дуга, топор и рукавицы»


В экспозиции музея купеческого быта представлено кресло «Дуга, топор и рукавицы». Возможно, автором нашего варианта этого кресла является мастер М. Красильников. Принадлежало кресло владельцу Козьмодемьянской типографии.


Отметим, что впервые кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы» изготовил Василий Пет­рович Шутов, петербургский мебельщик, мастер резьбы по дереву. Кресло может служить примером неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Идеи стиля зарождались в подмосковном Абрамцеве, Талашкине Смоленской губернии, Сергиевом Посаде — наиболее ярких мебельных центрах того времени.


В. П. Шутов (1827−1887) происходил из богатой семьи, но его отец разорился, поэтому мальчика отдали в ученики в петербургскую столярную мастерскую, где обнаружились его художественные способности. Восемь лет будущий мастер посещал биржевую школу рисования. В 27 лет Шутов стал владельцем собственной столярной мастерской8.


В 1870 году его художественные столярные изделия были представлены на Всероссийской выставке в Петербурге и получили бронзовую медаль. Самым оригинальным из представленных работ мастера стало кресло с атрибутами крестьянского быта: спинка его решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красуется надпись — любимая шутка — прибаутка всех ямщиков и ездоков: «Тише едешь — дальше будешь», подлокотники — в форме топоров; сиденье «покрывает» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то резные рукавицы.


Популярность кресла была столь велика, что его аналоги можно было встретить и в квартирах демократической интеллигенции, и в особняках аристократии, и в кабинете императора Александра III. Кресло имело большой успех, и автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление этих предметов мебели у В. П. Шутова имелась привилегия от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять лет. По истечении срока привилегии появляются копии и варианты кресла, выполненные другими мастерами. Варианты получали новые детали: кнут, уздечку, лапти, балалайку, менялась форма сиденья, появлялись другие пословицы на дуге: «Поспешишь — людей насмешишь», «Написано пером — не вырубишь топором». Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель вырезал на дуге вместо пословицы свою фамилию9.


После успеха на выставке 1870 года В. П. Шутов, преподаватель школы Общества поощрения художников и владелец столярно-резной мастерской в Петербурге, получает такие ответственные заказы, как резной иконостас для Новодевичьего монастыря, распятие для храма Воскресения Христова («Спаса-на-крови»), рамы для императорских портретов, а также носовые фигуры для серии броненосцев российского флота, изготовленные по моделям скульптора М. О. Микешина. В 1876 году Шутова приглашают преподавать в организуемое на средства барона A. Л. Штиглица Центральное училище технического рисования в Петербурге, ставившее своей задачей подготовку мастеров для художественной промышленности.


Авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами встречаются во многих музейных собраниях, есть они и в частных коллекциях.


Настенные часы Торгового дома «М. П. Калашниковъ и сынъ»


В музее купеческого быта представлены настенные часы, изготовленные Торговым домом «М. П. Калашниковъ» в Москве. Михаил Пет­рович Калашников родился 20 октября 1809 г., происходил из старинного купеческого рода, был купцом 1-й гильдии. Торговал часами в Москве на улице Ильинке, в доме Купеческого общества, в Большом овощном ряду под № 20−26.


Торговый дом «М. П. Калашниковъ» существовал с 1832 года, с 1 января 1882 года был переименован в Торговый дом «М. П. Калашниковъ и сынъ». Владельцами Торгового дома были Михаил Петрович Калашников и его сын Петр Михайлович. Фирма торговала часами швейцарских марок, а также выпускала настенные часы под своей маркой, оснащая их либо русскими, либо швейцарскими механизмами. Торговый дом просуществовал до 1917 года10.


Отметим, что старинные часы сегодня интересны многим людям, есть в них какая-то притягательная сила, которая заставляет по-другому взглянуть на течение времени.


Дамские платья из коллекции музея купеческого быта


В дореволюционной России гардероб женщины четко делился по назначению того или иного платья. Была одежда домашняя, для балов, для визитов, летняя, дорожная, свадебный костюм и т. д.


В экспозиции находятся два женских костюма начала ХХ века: визитный костюм и подвенечное платье. Эти дамские костюмы принадлежали Вере Ивановне Ремезовой (урожденной Шихиной), супруге приказчика Федора Ремезова, служившего у лесопромышленника В. И. Шуртыгина. Передала в музей платья ее дочь Елизавета Федоровна Семенишина11.


Подвенечное платье 1912 года сшито из китайского шелка и отделано брюссельским кружевом. Брюссельское кружево — богатая ткань с узорами из цветов, лепестков и листьев. Вообще, любовь к декору — это черта русского стиля, платья отделывали вышивкой, лентами и кружевом12.


В начале ХХ века происходит постепенное избавление от корсетов и платье приобретает более мягкие очертания. С 1910-х годов силуэт становится почти прямым, но стройность остается в моде. Стоит отметить, что свадебные платья конца XIX — начала XX вв. не отличались чрезмерной вычурностью и помпезностью. По сравнению с бальными нарядами они выглядели весьма скромно: их отличает однотонность решения и отсутствие контрастных деталей. Вместе с тем девушка сохраняла таинственность, это были именно платья для венчания в церкви.


Визитное платье сшито из тонкого атласа малинового цвета. В 1890—1914 гг. визитные платья носили только для выездов с целью визита, а также для прогулок. Визитов было достаточно много, ездили друг к другу в гости и по делам. Визитные платья отличает изысканность и строгая роскошь, к ним полагались шляпа и перчатки. Предпочтительными цветами были светло-серый, бежевый, гранатовый, вишневый, синий. Платья для юных незамужних девушек шились из светлых недорогих материалов, чтобы подчеркнуть скромность и юность визитерши13.


Дамские платья из экспозиции отличает изысканность и изящная скромность, они — отражение моды того времени.


Женские лайковые перчатки


Женские длинные перчатки можно отнести к концу XIX — началу XX вв. Изготовлены они из лайки — сорта кожи, который имел способность растягиваться, поэтому перчатки идеально облегали руку.


Перчатки застегивались на три пуговицы. Старинные перчатки красавицы той эпохи натягивали при помощи специальных деревянных ножниц, которые назывались распяла, и застегивали специальным крючком на пуговицы14.


Сначала распялой расправляли изнутри пальцы перчаток и только потом надевали перчатки на руку. Интересным представляется то, что перчатки до ХХ века было принято надевать не так, как это делаем мы: сначала короткая перчатка надевалась на четыре пальца, начиная с мизинца, а большой палец — в последнюю очередь.


Для ношения перчаток существовали правила этикета: при открытых платьях носили длинные перчатки выше локтя, а при закрытых — маленькие. В торжественных случаях всегда надевали белые перчатки, в других случаях — в тон платья. Верхом неприличия считалось надевать перчатки на улице. Снимали их только для игры на музыкальном инструменте, для еды и в церкви15.


Ломберный стол


В гостиной старинного купеческого особняка находится ломберный стол. Своему названию стол обязан старинной карточной игре для трех игроков. Игра ломбер (франц. l›hombre, от исп. hombre человек) появилась в Испании в XVI веке и считалась неазартной игрой. В России ломбер был популярен при Екатерине II.


Классический ломберный стол — складной стол для игры в карты, обтянутый зеленым сукном. На столешнице писали ставки мелом, потом их стирали специальными щеточками. Для обивки стола могли использовать лен, драп или бархат16.


Часто ломберный стол держали в сложенном виде в гостиной у стен, под подоконниками, раскладывали стол при гостях. Обычно такие столы были квадратными, хотя можно встретить круглые, овальные и прямоугольные.


Карточные игры того времени делились на азартные, коммерческие и домашние. Азартные игры преследовались законом, поэтому играть «по-крупному» мужчины уходили в кабинет хозяина, куда дамы не приглашались. Карточные долги в XIX веке считались «долгом чести», отдавать их приличия требовали в первую очередь17.


Коллекция музея купеческого быта передает дух того времени, житейский уклад провинциальной России конца XIX — начала XX веков, раскрывает интересную и малоизвестную страницу купеческой культуры.




1 Муравьев А. В. Крах купца Шишокина // Ведомости Козьмы и Дамиана. —  2009. — 24 дек. — С. 10.


2 История Казани в документах и материалах XIX века. — Казань, 2005.


3 Адрес-календарь Казанской губернии на 1915 год. — Казань, 1914. — С. 686.


4 История создания стиральных машин // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: himchist.spb.ru/folder1/pressa9/pr92/.


5 Коляда В. Все о стиральных машинах // Наука и жизнь. — 2005. — № 9. — С. 12.


6 Богданов И. Лекарство от скуки, или Краткая история мороженого // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.landsmanhn.no/paper.php?lang=nor&np=322.


7 Васильева Л. Н. Жены русской короны. — М., 1999. —  С. 388.


8 Шутов Василий Петрович. — Большая биографическая энциклопедия // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/121 126/Шутов.


9 Арсеньева З. Дуга, топор и рукавицы // Вечерний Петербург. — 2011. — 1 дек. (№ 218). — С. 2.


10 М. П. КАЛАШНИКОВЪ и СЫНЪ / M.P. Kalaschnikoff & Fils (российская часовая марка, история) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: german242.com/wiki/index.php/КАЛАШНИКОВЪ.


11 Муравьев А. В. Подвенечное платье 1912 вернулось в Козьмодемьянск // Марийская правда. — 2005. — 19 авг. — С. 14.


12 Русская женская мода начала 20 века // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post53595712/.


13 Дамская мода серебряного века // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.liveinternet.ru/users/­4 405 823 /post262070195/.


14 Веер и перчатки // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: elsa555.livejournal.com/67 479.html.


15 Короткова М. В. Традиции русского быта. — М., 2008. — С. 195.


16 История создания ломберного стола // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/289.htm.


17 Ломберный стол // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: nason.ru/lombernyjstol/.