Вверх

Т. С. Дарьина. Письма детей Уваровых из собрания Государственного архива Владимирской области

Род Уваровых (графский титул с 1846 года), получив наследство Шереметьевых и Разумовских, был одним из богатейших дворянских родов Российской империи в XVIII — начале XX вв. Представители рода имели обширные земельные владения в Московской, Саратовской, Самарской, Пензенской и Владимирской губерниях1. Одними из наиболее известных имений Уваровых в XIX в. были Карачарово в Муромском уезде Владимирской губернии и Поречье в Можайском уезде Московской. Эти усадебные комплексы и сохранившиеся коллекции позволяют исследователям российского дворянства XIX в. восстановить их жизнь вплоть до мельчайших бытовых подробностей2.

Не менее богатый материал о жизни дворян хранят личные архивные фонды, многие из которых до сих пор слабо изучены. Одним из таких фондов, имеющих определенный исследовательский потенциал, является личный фонд Уваровых, отложившийся в Государственном архиве Владимирской области3.

Семейный фонд Уваровых по содержащимся в нем документам датируется периодом с 1769 по 1916 гг. Правда, первая дата относится только к единственному делу (Указы Владимирской провинциальной канцелярии, справки, промемории, квитанции и другие бумаги XVIII в. из канцелярии А. С. Уварова)4. Остальные дела относятся к XIX — началу ХХ вв. Фонд содержит 1462 дела и считается самым большим личным фондом, хранящимся в ГАВО5.

Судя по исторической справке, он попал в архив в 20-е гг. ХХ в., а в 50-е гг. дополнительно к нему поступили дела из Муромского музея6. Впервые документы обработали и преобразовали в дела в 1966 г. Все документы формировались из россыпи. В итоге было сформировано 1462 дела. В макулатуру было отправлено 300 дел (к сожалению, уже нет возможности установить, что это были за документы). В таком виде в составе единого фонда документы и дошли до наших дней.

Дела фонда никогда не публиковались, и к ним не было повышенного интереса исследователей. Тем не менее, в фонде содержатся уникальные источники, освещающие различные стороны жизни российского общества XIX — начала XX вв. К таковым можно отнести письма детей Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых — известных представителей российской науки и общественной жизни XIX в.

В данном исследовании мы предпримем попытку восстановить внутрисемейные отношения дворянского сословия XIX в. на основе информации, содержащейся в письмах детей Уваровых.

Тема внутрисемейных отношений в дворянском сословии XIX в. долгое время не затрагивалась в отечественной исторической науке. Начиная с 90-х гг. ХХ в. появляются многочисленные исследования, в которых данная тема рассматривается с той или иной точки зрения: с позиции истории культуры7, истории педагогики8, гендерной истории9. По данной теме отдельные исследователи успешно защищают диссертации10. Рассматриваемый нами вопрос является, по сути, дополнением к масштабной теме детско-родительских отношений в дворянском сословии.

У Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых было шесть детей: Алексей (1859−1913), Прасковья (1860−1934), Сергей (1862−1888), Екатерина (1864−1953), Федор (1866−1954) и Игорь (1869−1934). В фонде Уваровых сохранились письма от каждого из них. Дети отправляли письма родителям из-за частого отсутствия последних по причине хозяйственных дел или научных занятий.

Во всех письмах дети обращаются к родителям не иначе, как «Милые Папа и Мама» или просто «Мама и Папа». В одном из писем 1876 г. Сергей, будучи уже четырнадцатилетним подростком, волнуясь за мать, писал ей следующее: «Дорогая Мама. Только что вернувшись из Гимназии, я получил Твое, Дорогая Мама, письмо. Из него я увидел, что очень хорошо, когда Папа находится с тобою, милая Мама, и что без него Мама делает неосторожности. Не понимаю, как Параша (Прасковья — старшая дочь Уваровых. — Т. С.) отпустила тебя, дорогая Мама, в Можайск, я бы наверно не пустил бы в 38 градусов холода»11. Данные факты отражают норму в отношениях между родителями и детьми дворянской семьи XIX века, когда дети обращались к родителям в уважительной форме12. Возраст ребенка в данном случае не имел значения.

Высокий уровень ответственности детей перед родителями и доверия к ним подтверждается тем, что дети, прежде, чем что-то получить (вещи или деньги на карманные расходы), просили разрешения у родителей: «Позволь мне взять у Ивана Ивановича13 пять рублей за Генварь, они мне будут нужны для Рождества»14.

В письмах детей Уваровых сохранилась информация о том, как дворяне получали начальное образование. Сыновья Уваровых учились в начальном училище, а дочери — по системе домашнего образования.

Все необходимые учебники родители сами привозили детям или же их доставляли с почтой. Например, в одном из писем Прасковья просит привезти ей учебник: «Милая Мама, привези, пожалуйста, Грамматику французского Larousseс с упражнениями. Mademoiselle Osterrig15 мне сказала написать об этом»16. Алексей же просит «переплетенные книги для Истории Музыки» 17.

В письмах дети Уваровых часто упоминали о своих успехах в каких-либо предметах. Алексей более подробно, чем остальные дети, описывал свои успехи в учебе. В 1867 г. он отмечал, что в классе «кончил описание жизни Персидского поэта ­13-го века Саади и отрывки из его «Гюлистана» или «Розового сада», и читаю Данте Алигьери и буду читать Леонардо Да Винчи. Мне понравились они все, а всех более отрывки из «Гюлистана»»18. В письме, датированном 1870 г., Алексей пишет, что «мы начали читать Илиаду»19. А в письме 1871 г. он сообщает родителям о сочинении, которое написал успешно по древнеримской литературе: «Новое сочинение на завтра задано следующее: описание битвы Горация и Куриациев, и встреча Горация со своей сестрой»20. Отмечал и успехи в рисовании, перечисляя в письме от 1872 г. оценки по данному предмету21.

Что касается изучения иностранных языков старшим сыном Уваровых, то Алексей в письме 1872 г. достаточно подробно описывает их: «Папа, я в Греческом теперь пишу «Pronominademonstratina»22. В Латинском я начал переводить маленькие рассказы. На завтрашний класс французского я написал сочинение «Noel 1871»23 и учил отрывки из поэмы «Сid» Корнелия24. В немецком языке мы пишем маленькие рассказы»25. Несмотря на то, что по программе Алексей читал достаточно серь­езную литературу, письма родителям он писал иногда с ошибками.

Естественно-научные предметы сыновья Уваровых изучали также в рамках программы училища. Так, в письме от 1872 г. Алексей сообщал, что «одну карту нарисовал и другую уже начал»26. В другом письме, датированном 23 января 1872 г., отмечает: «В Естественной истории теперь мы учим классу, где находится верблюд»27.

В своих письмах родителям сыновья предоставляли отметки по изучаемым предметам (как правило, за месяц). Причем, плохих отметок дети не скрывали. Так, например, Алексей в письме за 1872 г. переписывает свои оценки по предметам, изученным за сентябрь: «Лат: не хорошо. Ариф: не хорошо. Лат: порядочно. Русс: порядочно»28. Сергей и Игорь присылали свои оценки иногда в виде таблиц 29.

Стоит отметить, что старшие дети в доме Уваровых помогали младшим в обучении: «У него (у Игоря. — Т. Д.) аккуратно три урока в неделю, я его заставляю больше читать, потому что Игорь очень дурно читает»30.

Уваровы поощряли в детях любовь к литературе, в том числе исторической. Старшие дети — Алексей и Прасковья — читали биографии знаменитых людей31. Дочери Прасковья и Екатерина в письмах благодарили родителей за присланные им для чтения книги Карамзина и Костомарова32. Читали девочки и классические произведения русской литературы: «Детство», «Отрочество», «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова33.

Таким образом, образование в начальном училище давало знание иностранных языков (как мертвых, так и живых), а также хороший багаж знаний по мировой литературе, искусству и музыке. Домашнее образование дочерей Уваровых также подразумевало изучение иностранных языков (в частности, французского) и литературы. Судя по письмам, домашнее образование дочерей Уваровых было менее разносторонним, чем у сыновей в училище, где детям преподавали и гуманитарные предметы, и естествознание.

Кроме обучения, дети очень много пишут о своем досуге — играх и других занятиях, не связанных с учебой. И девочки, и мальчики получали трудовое воспитание: изготовление различного рода поделок, работа в саду, оранжерее, разбор коллекций (археологических, ботанических и др.) Алексей, Сергей и Федор занимались коллекционированием.

Что касается игр, то наиболее популярным был крокет. Прасковья в письме, датированном 1871 г., пишет, что «тетя Анна, дядя Боря и дядя Володя были тут34, и мы ездили на посадки и к оленям, и играли в крокет»35. Ранее, в письме от 1870 г., Алексей также описывал игру в крокет36, — он более всех интересовался им и часто просил родителей привезти ему для игры шаров разных цветов.

Кроме крокета, дети играли и в другие подвижные игры. Так, например, Прасковья в письме от 1870 г. сообщала родителям, что они «вчера играли в жмурки и в кошки-мышки»37. Алексей и Прасковья писали также, что часто катаются на коньках38. А Федор в письме от 8 октября 1879 г. отмечал, что «6-го числа за ночь у нас выпал снег, так что после чая мы поехали в санях по парку и скатывались на салазках с горы»39.

Дочери Уваровых с удовольствием играли в куклы. В одном из писем Сергей просил родителей привезти Екатерине куклу, которую можно купать40. В 1867 г. Алексей сообщал родителям, что «бабушка прислала Папаше письмо и куклу, 3 платья для куклы, разные печенья и конфеты»41.

Мальчики же любили играть «в солдат»: «По своему обычаю Федя и Игорь маршируют у себя в комнате; первый — генерал в полном блес­ке своего вооружения, второй — солдат, имея как вооружение, одно знамя, которым служит»42.

В досуг детей, если они были в Москве, входили посещения театра: «Мы вчера по Вашему позволению были в театре, где давали «Сам у себя под стражей»»43, — и цирка, о чем подробно пишет Екатерина44.

Много времени дети проводили в оранжерее имения Поречье. Дети наблюдали за цветами и ухаживали за ними45. Информация в детских письмах позволяет исследователям восстановить облик оранжереи: «Есть более ста тюльпанчиков: красных, желтых, белых и пестрых, и есть также еще более 5 хороших гиацинтов. На камелиях есть много больших бутонов, на рододендронах и азалиях есть также бутоны»46.

Работали дети в саду и огороде. В письме от 5 сентября 1872 г. Алексей пишет, что «весь день работали в саду, выкапывали картофель, собирали тыквы, срезывали кукурузу»47. Екатерина 20 мая 1978 г. писала: «Мы работаем в саду и почти все посеяли» 48.

Что касается рукоделия, то им занимались активно не только девочки, но и мальчики в младшем возрасте. В частности, из письма Сергея 1872 г. можно узнать, что именно делали: «Я бабушке подарил выпиленный ящик моей работы. Федя сделал вещь под лампу, а Игорь выкрасил картинку»49.

Занимались дети и коллекционированием. Алексей, судя по одному из писем к отцу, коллекционировал почтовые марки: «Благодарю тебя за марки, которые ты для меня достал. У меня их не было, за исключением одной розовой греческой»50.

Дети Уваровых, в частности, Алексей и Прасковья, собирали гербарии51. У Алексея была также коллекция бабочек52. Игорь в письме от 9 октября 1880 г. информировал родителей о том, что «вчера в 12 часов утра приехал Аля (Алексей) и привез Феде много раковин и какую-то руду»53. Это сообщение можно считать свидетельством составления им коллекции раковин и минералов.

Стоит отметить, что дети Уваровых помогали последним в их научной деятельности. Так, в одном из писем 1878 г. Алексей сообщает о работе над выставкой: «Мы описываем теперь выставку, и я уже описал следующие отделы: Ботаники, Геолого-Минералогии, Охоты, Промысловых Животных, и педагогический с ветеринарным отделами. Теперь я пишу отдел технический и кавказский»54. Неизвестно, для чего точно делал он выставку, но известно, что в XIX в. усадьба Уваровых в Поречье стала, своего рода, частным музеем — «Порецким музеумом»55. Возможно, именно про выставки музея Алексей и сообщал в письме. О возможных коллекциях музея в Поречье писали также Сергей и Игорь56.

Что касается самого музея, то в письмах детей отразилась информация и об этом, точнее, об одной из его посетительниц: «Графиня Гудовская осталась в восхищении от Поречья, она была в музее, гуляла в парке, оранжереях»57. Стоит отметить, что музей Уваровых в Поречье был свободен для посещений любителями искусства и для работы с музейными коллекциями российских ученых58.

Помогали дети и в археологических раскопках отца — Алексея Сергеевича Уварова. Об этом писала, в частности, Прасковья: «Вчера Папа, Кети и я ходили рыть гору у Кирпичного завода, надеясь найти каменные орудия, но после трехчасового копания, отрыв две дыры, мы ничего не нашли, даже что-нибудь подходящего. Так что, не знаю — будем ли мы продолжать эти интересные раскопки»59.

Дети помогали родителям и по хозяйству Порецкого имения. Прасковья фактически с 16 лет занималась хозяйственными делами в отсутствие матери, изредка прося у нее совета по поводу какого-либо происшествия60.

Определенным образом помогал матери и Сергей. В письме 1879 г. он сообщал матери информацию по интересующей ее картине Генриха Ипполитовича Семирадского «Факелы Нерона», которую Прасковья Сергеевна Уварова хотела приобрести в одну из построенных ей школ61. В этом же письме писал, что отчеты по урожаю в Карачарове у него, и что позже, когда родители будут уже в Тифлисе, он перешлет их62.

Определенный интерес для исследователей традиций российского дворянства представляет сообщение Сергея в письме, написанное в Рождество в 1872 г.: «У нас был Св. Николай, и мы клали (оставляли) сапоги, и получили много конфет. Кетя (Екатерина) и Федя получили тетрадь с цветными карандашами»63. Западноевропейская традиция оставлять в рождественскую ночь носки или сапоги, чтобы утром обнаружить в них подарки от Санта-Клауса (Св. Николая) попала в православную среду дворянства. Возможно, данную традицию привнесла учительница Прас­ковьи мадмуазель Остерриг.

В данном исследовании мы на основе писем детей Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых смогли восстановить систему воспитания и начального образования в дворянских семьях второй половины XIX в., а, конкретнее, показать, как воспитывались дворянские дети: как проходило их обучение, какой был у них досуг и обязанности. Мы выяснили, что сыновья Уваровых получали образование в начальном училище, а дочери воспитывались по системе домашнего образования. Посредством труда по хозяйству в имении Поречье Уваровы воспитывали детей как социально-активных личностей с высокой ответственностью перед родителями и обществом.

Исходя из анализа писем детей Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых, можно сказать, что данный комплекс источников достаточно информативен и представляет ценность для исследований по теме внутрисемейных отношений дворянского сословия XIX в.


1 Киприянова Н. В., Ясшанова Н. А. Род графов Уваровых в истории России (по материалам Государственного архива Владимирской области) // Манускрипт. — 2018. — № 6 (92). — С. 30.

2Дробнич О. А. Поречье Уваровых — памятник культуры XIX века // Уваровские чтения — II. — М., 1994. — С. 41−45; Фролов А. И. Частный музей Уваровых в имении Поречье Московской губернии // Там же. — С. 45−46.

3 ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1.

4 Уваровы — графы, владельцы Карачаровского имения Муромского уезда Владимирской губернии // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 20.

5 Киприянова Н. В., Ясашнова Н. А. Указ. соч. — С. 30.

6 Историческая справка // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — 
С. 4.

7 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПБ., 1994.

8 Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина: опыт знаменитых семей России — современным родителям. — М., — 2014.

9 Пушкарева H. Л. Частная жизнь русской женщины XVIII века. — М., 2012; Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины. Семья, профессия, домашний уклад. XVIII — начало ХХ века. — М., 2016.

10 Мартианова И. Ю. Повседневная жизнь детей российских дворян по мемуарам современников XVIII — начала XX вв. Рукопись диссертации на соиск. уч. степ. к. и. н.: 07.00.02: — Краснодар, 2010.

11 Письма Сергея к П. С. Уваровой // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 199. — Л. 7.

12 Муравьева О. С. Указ. соч. — С. 237.

13 Иван Иванович Сабелкин — управляющий имением Уваровых в селе Поречье Можайского уезда Московской губернии.

14 Письма Сергея к П. С. Уваровой. — Л. 5.

15 Мадмуазель Остерриг — гувернантка старшей дочери Уваровых Прасковьи.

16 Письма Прасковьи к матери П. С. Уваровой // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 198. — Л. 18.

17 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 85.- Л. 3.

18 Письма сына Алексея к А. С. Уварову // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 84. — Л. 1.

19 Там же. — Л. 5.

20 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — 
Л. 14.

21 Там же. — Л. 8.

22 Pronomen demonstrativum (лат.) — указательные местоимения.

23 Noel 1871 (фр.) — Рождество 1871 года.

24 «Сид» (фр. «Le Cid») — театральная пьеса (трагикомедия) в стихах французского драматурга XVII века Пьера Корнеля.

25 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 20.

26 Там же. — Л. 13.

27 Там же. — Л. 19.

28 Там же. — Л. 22.

29 Письма Игоря к матери П. С. Уваровой // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 196. — Л. 118об.; Письма Сергея к П. С. Уваровой // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 199. — Л. 5об.

30 Письма Прасковьи к матери П. С. Уваровой // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 198. — Л. 16.

31 Письма Сергея к П. С. Уваровой // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 199. — Л. 3; Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 1−3; Письма к А. С. и П. С. Уваровым от дочери Прасковьи // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. -Д. 87. — Л. 5−6.

32 Письма дочери Екатерины к матери П. С. Уваровой // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 194. — Л. 3; Письма Прасковьи к матери П. С. Уваровой. — Л. 31.

33 Там же. — Л. 7об., Л. 31об.

34 Братья Прасковьи Сергеевны Уваровой — Владимир Сергеевич Щербатов (1848−1877), Борис Сергеевич Щербатов (1839−1921) и его жена Анна Николаевна Щербатова (в девичестве — Бутурлина) (1846−1906).

35 Письма к А. С. и П. С. Уваровым от дочери Прасковьи. — Л. 14.

36 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 7−8.

37 Письма к А. С. и П. С. Уваровым от дочери Прасковьи. — Л. 10.

38 Там же. — Л. 17; Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 10−10об.

39 Письма к П. С. Уваровой от сына Федора // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 200. — Л. 3.

40 Письма к А. С. и П. С. Уваровым от сына Сергея // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 88. — Л. 3−3об.

41 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 1.

42 Письма Прасковьи к матери П. С. Уваровой. — Л. 2об.

43 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 34.

44 Письма дочери Екатерины к матери П. С. Уваровой. — Л. 8.

45 Письма к А. С. и П. С. Уваровым от сына Сергея. — Л. 7; Письма к А. С. и П. С. Уваровым от дочери Прасковьи. — Л. 5.

46 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 45.

47 Там же. — Л. 25.

48 Письма дочери Екатерины к матери П. С. Уваровой. — Л. 1.

49 Письма к А. С. и П. С. Уваровым от сына Сергея. — Л. 13.

50 Письма сына Алексея к А. С. Уварову. — Л. 6.

51 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 11об.; Письма к А. С. и П. С. Уваровым от дочери Прасковьи. — Л. 16.

52 Письма сына Алексея к А. С. Уварову. — Л. 8.

53 Письма Игоря к матери П. С. Уваровой. — Л. 118.

54 Письма А. А. Уварова к А. С. и П. С. Уваровым. — Л. 24об.

55 Фролов А. И. Указ. соч. — С. 45−46.

56 Письма Игоря к матери П. С. Уваровой. — Л. 118об; Письма Сергея к П. С. Уваровой. — Л. 3.

57 Письма к П. С. Уваровой от сына Федора. — Л. 5об.

58 Фролов А. И. Указ. соч. — С. 46.

59 Письма Прасковьи к матери П. С. Уваровой. — Л. 18об.

60 Там же. — Л. 17, 18, 31а.

61 Письма Сергея к П. С. Уваровой. — Л. 19.

62 Там же. — Л. 22.

63 Письма к А. С. и П. С. Уваровым от сына Сергея. — Л. 8.