Вверх

Н. Ю. Лебедева. Трансформация музейной экспозиции — средство эффективности музейно-педагогической деятельности на базе музея воинской славы структурного подразделения «Алые паруса» МУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Вологды

Ил. 1. Предметы основной выставки «Они защищали Родину»Ил. 2. Выставка «Письма с фронта»Ил. 3. Выставка «Блокадный наш передний край»

Музей воинской славы структурного подразделения Дворца творчества детей и молодежи «Алые паруса» был открыт в 1985 году; первой его экспозицией стали стенды с фотографиями вологжан — участников Великой Отечественной вой­ны и краткими аннотациями к ним. В 2004 году музей был паспортизирован и вошел в аннотированный каталог школьных музеев Вологодской области. На протяжении 34 лет фонд музея пополнялся предметами периода 1941−1945 гг., послевоенного времени, в экспозицию стали входить муляжи снарядов, миниатюрные макеты орудий и другие предметы. Так возникли основные тематические выставки «Они защищали Родину», «Подвиги отцов — в наследство сыновьям», «Письма с фронта».

С 2000 года на базе музея воинской славы реализуются общеразвивающая образовательная программа «Музейное дело» и досуговая программа «Подвиг. Время. Дети». Главными составляющими этих программ являются исследовательская деятельность обучающихся, поиск новой информации о вологжанах — участниках войны, поиск новых экспонатов. Итог своей деятельности обучающиеся обобщают, создают реферат или доклад, выступают с презентацией собранного материала. Сделать представление новой выставки более эффективным помогает использование музейных предметов, уже являющихся составной частью основных тематических выставок, имеющихся в музее. При этом возможна трансформация данного экспозиционного материала. Среди многочисленных научных классификаций в области музееведения, отражающих способы экспонирования, его подготовки, включающей разработку целостной концепции музея и выбор дизайнерского проекта, понятие тематической экспозиции занимает особое место. Как известно, экспозиция формируется из музейных предметов, они — «безусловно, главное, что составляет язык музея. В самом широком смысле это знаки, с помощью которых создается основа любого экспозиционного «высказывания». Музейный предмет принято рассматривать в качестве «содержательного элемента экспозиции». Стоит задуматься: выступает ли экспонат как относительно самостоятельная единица показа или же представляет собой «органическую часть единого целого»1. В условиях экспозиционного пространства, которым является музей воинской славы структурного подразделения «Алые паруса» Дворца творчества детей и молодежи города Вологды, реализуется попытка рассматривать музейный предмет и как составляющую целостной экспозиции, и как относительно самостоятельную единицу.

Трансформируя главные тематические экспозиции музея в новые (временные) выставки, необходимо осознавать, что школьная музейная экспозиция, отражающая военную историю нашей страны, должна сохранять свое незыблемое качество — достоверность, а также отражать внут­реннее единство нескольких различных предметных сфер обучения и воспитания в последовательном сочетании со сферой эмоциональной. Здесь стоит пояснить, что, когда формировался фонд музея, его основную выставку составили предметы, принадлежавшие разным людям из разных мест сражений, разных периодов войны. Формируя временную выставку с новым тематическим наполнением, мы, прежде всего, делаем акцент на подлинных предметах, рукописных источниках, фотографиях, неоспоримо указывающих на принадлежность тому или иному лицу (персоналии). В процессе презентации необходимо пояснить посетителям роль предметов, выступающих в качестве «дополнения», «фона», «иллюстративной поддержки», что героев наших исследований в тех или иных военно-полевых и жизненных ситуациях могли бы окружать предметы (к примеру, — образцы военного снаряжения, фронтового быта, обуви, обмундирования), идентичные представляемым. Дополняющие предметы формируют композиционный образ, необходимый для создания ощущения у юных посетителей музея атмосферы, присущей соответственному историческому периоду Великой Отечественной войны, ее конкретному эпизоду, сражению. Музейные предметы при создании экспозиции «потенциально содержат многообразие значений»2, которое мы и пытаемся использовать в реализации своего опыта.

Попробуем представить данный процесс.

В музее существует основная выставка «Они защищали Родину». Ее составляют (выборочно): стенды с фотографиями и краткой информацией об участниках Великой Отечественной войны; подсумок для винтовочных обойм; лопата бойца РККА; фонарик; стальной шлем бойца РККА; ложка бойца РККА С. С. Громова; фляга; котелок и другие предметы. Используя имеющийся экспозиционный материал, мы проводим многие тематические мероприятия, лекции, экскурсии на тему Великой Отечественной войны.

С 2008 года музей работает с рукописными источниками — письмами с фронта бойца РККА Григория Прохоровича Синяка — жене Алевтине в Кирилловский р-н Вологодской области. В ходе поисково-исследовательской деятельности обучающиеся сформировали большой блок информации об авторе писем, его боевом пути — на Карельском фронте с 29.06.1941 г. по 29.06.1944 г. в звании младшего лейтенанта; его родственниках, им упоминаемых, в том числе сыновьях «Вовике и Шурике»; воссоздали картину гибели Григория Прохоровича и определили место его захоронения и перезахоронения в городе Петрозаводске и т. д.

С помощью трансформации основной экспозиции создаем новую тематическую выставку «Письма с фронта Григория Синяка». В нее входят: подлинные письма (1−2); сканированные копии писем (3); можно добавить планшет младшего комсостава (основная экспозиция); кружка эмалированная (поднятая во время экспедиции в урочище Вороново в Ленинградской области и подаренная музею Вологодским поисковым отрядом в 2010 году); очки периода 1941−1945 гг.

Для формирования образа «получавшей письма» жены автора писем Алевтины можем дополнить экспозицию имеющимися в музее женскими туфлями военного периода, куделью и веретеном, относящимися к послевоенному времени. Также для формирования данной выставки можно использовать карты (планы) военных действий РККА на Карельском фронте в соответствующий период. Экспонаты основной выставки в данном случае используются для воссоздания более целостного представления об авторе писем, обстановки на фронте, окружавшей бойца.

Ежегодно с 1999 года в музее проходит городской краеведческий слет «Блокадный наш передний край», в рамках которого проводится дистанционная конференция школьников. Стало возможным объединить обобщенный тематический материал в новую тематическую экспозицию.

Сюда вошли следующие экспонаты: хлеб, выпеченный по идентичному блокадному рецепту, подаренный музеем «Дорога жизни» поселка Осиновец (ныне — п. Ладожское Озеро) Ленинградской области; сканированные копии хлебных карточек блокадного Ленинграда; фотографии блокадного Ленинграда (Интернет-ресурс). Также используются экспонаты основной выставки.

Таким образом, рассмотрена возможность применения трансформации экспозиционных средств, позволяющей развивать тематическое многообразие временных выставок, способствующей организации выездных тематических лекториев. Внесение новых экспозиционных компонентов создает специфическое пространство, атмосферу, более целостно влияющую на посетителя, помогающую пережить уникальные эмоции. Данный опыт подчеркивает многозначность музейных предметов, позволяет сделать экспозиционное содержание музея более глубоким и насыщенным.

Развитие музейной деятельности способствует эффективному обучению и воспитанию детей и подростков, занимающихся в структурном подразделении «Алые паруса» ДТДиМ. Об этом говорят их высокие результаты в конкурсах исследовательских работ областного, всероссийского и международного уровней.


1 Никишин Н. А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века). — М., 1997. — С. 26.

2 Чеснокова М. Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы. Автореферат // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cheloveknauka.com/evolyutsiya-
muzeynoy-ekspozitsii-kak-znakovoy-sistemy.