Вверх

М. А. Барашев. Музейная архитектура Владимирской губернии начала ХХ века

Ил. 1. Усадьба «Снегирево» Салтыковых. Главный дом. 1804 г. Интерьер. Фото 1910 г.Ил. 2. Музей ВУАК. 1900-1906 гг. Архитектор П. Г. Беген. ПроектИл. 3. Музей ВУАК. 1900-1906 гг. Архитектор П. Г. Беген. Фото 1912 г.Ил. 4. Музей ВУАК. 1900-1906 гг. Архитектор П. Г. Беген. Интерьер. Фото 1910-е гг.Ил. 5. Музей промышленности и искусства Д. Г. Бурылина. 1912-1915 гг.  Архитектор П. А. Трубников. Закладка здания. Фото 1912 г.Ил. 6. Музей промышленности и искусства Д. Г. Бурылина. 1912-1915 гг.  Архитектор П. А. Трубников. Картинная галерея. Фото 1915 г.

Петровские преобразования заметно расширили границы отечественной культуры того времени и дали важнейший импульс для ее блистательного развития в XVIII-XIX веках. Она не только обратила свой взгляд на новые области художественной жизни людей, в том числе и сферу музейного дела, но и расширялась пространственно, включая в свой кругозор культурные традиции и новации различных стран и народов.

Своим интересом к музейной архитектуре Россия петровского времени во многом обязана Западу, где увлечение коллекционированием было модным явлением в аристократической и научной среде. Художественные галереи и естественнонаучные кабинеты, теоретические трактаты по организации музейного пространства и архитектурное проектирование — все это характерные приметы европейского отношения к музею как социокультурному явлению. Заграничные путешествия Петра Великого и его сподвижников в Европу открыли музей для отечественной культуры этого времени, о чем наглядно свидетельствуют памятники архитектуры и садово-паркового искусства петровского времени, т. е. Кунсткамера и Летний сад в Санкт-Петербурге, дворцовая картинная галерея Монплезира в Петергофе, аптекарские огороды Москвы и Санкт-Петербурга, петербургский домик Петра Великого с защитной галереей и т. д.

В XVIII столетии отечественная музейная архитектура была представлена, в основном, дворцовыми галереями и «картинными залами» дворянских усадеб с их анфиладной планировкой и, следовательно, протяженной структурой экспозиционного пространства, а также различными проектами «музеумов», воплощавших идею универсального знания и всеохватывающего интереса к культурному и природному наследию, например, известный проект французского архитектора Ш.-Л. Клериссо, адресованный императрице Екатерине Великой. В XIX веке идейно-художественная концепция музейной архитектуры изменилась под влиянием все более усложнявшейся дифференциации научного знания и неразрывно связанной с этим процессом необходимостью тематической организации экспозиционного пространства. Музей становится самостоятельным типом общественной архитектуры. Основополагающие принципы архитектурно-пространственного решения музейных экспозиций и проектирования структуры музея в целом были сформулированы в курсе лекций французского архитектора ­Ж.-Н.-Л. Дюрана, прочитанного в 1802—1805 годах в Политехнической школе, и восприняты отечественной архитектурой. Первым фактически самостоятельным музейным зданием в России стал Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге, возведенный в 1842—1851 годах по проекту немецкого архитектора Л. фон Кленце.

Важным этапом в развитии отечественной музейной архитектуры являлось строительство в Москве в 1874—1883 годах Исторического музея, идейно-художественную программу которого разработали историк И. Е. Забелин и археолог А. С. Уваров, а воплотил в архитектурных формах неорусского стиля эпохи эклектики архитектор В. О. Шервуд при участии архитектора А. П. Попова и инженера А. А. Семенова. По замыслу создателей Исторического музея, его архитектура, цитирующая формы московского зодчества XVI столетия, должна была не только отчетливо указывать на его главную функцию как места сохранения исторической памяти русского народа, но и органично дополнить сложившийся ансамбль Красной площади с собором Василия Блаженного и Кремлевской стеной с башнями. Принцип цитирования в музейной архитектуре России эпохи модерна нашел свое воплощение в идейно-художественной программе Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, выстроенном в 1898—1912 годах по проекту архитектора Р. И. Клейна при участии архитекторов В. Г. Бархина и А. Д. Чичагова, инженеров И. И. Рерберга и В. Г. Шухова. Неогреческие формы монументального здания с гладкими стенами, облицованными крупными мраморными плитами, и ордерным декором глубоких лоджий парадного фасада и портика ризалита, украшенного скульптурным фризом, напоминают об архитектуре афинского акрополя — изысканном ионическом ордере Эрехтейона, величественной дорике Пропилей и знаменитом зофорном фризе Парфенона. Его планировка, в целом, типична для музейной архитектуры XIX столетия, но она сочетается с эффектными решениями при оформлении интерьеров — парадной лестницы, «Белого зала», «Греческого дворика» и т. п.

Несмотря на все значение музейной архитектуры в истории художественной культуры России, она пока еще изучена недостаточно, особенно в региональном аспекте. Данная работа посвящена музейной архитектуре Владимирской губернии начала ХХ столетия.

«Владимирская губерния в области музейного строительства занимает одно из видных мест в ряду других губерний нашего Союза ССР. Богатство культурно-исторических памятников, находящихся на территории края, прочные традиции глубокого научного интереса к местной старине и природе, созданные трудами прежних научных организаций (Владимирской Ученой Архивной Комиссии и Общества Любителей Естествознания), и наличие нескольких квалифицированных и самоотверженных музейных работников — все это в совокупности значительно содействовало успеху развития музейного дела», — отмечал директор Владимирского государственного областного музея А. И. Иванов в 1926 году1. До начала ХХ века во Владимирской губернии музейная архитектура не получила своего развития. Частные коллекции и собрания находились в дворянских усадьбах и купеческих особняках, например в усадьбе «Андреевское» Воронцовых или особняке С. И. Сенькова в Вязниках. Известно, что издатель и этнограф И. А. Голышев выставлял собранную им коллекцию памятников искусства и старины, которая включала в себя домовую резьбу и керамику, предметы народного быта, церковной утвари и т. п., в парадной гостиной своего дома в усадьбе «Голышевка». Не имел специального здания для своей экспозиционной деятельности и хранения фондов музей естественных и промышленных произведений, учрежденный в 1854 году по инициативе Владимирского губернского статистического комитета. Для экспонирования и хранения музейных коллекций ему в разные годы отводились помещения в мужской гимназии, дворянском собрании, губернском правлении и т. п.2 Специального здания также не было и у естественно-исторического музея, организованного по инициативе Владимирского общества любителей естествознания. Вопрос о его создании во Владимире обсуждался уже на первых заседаниях общества в 1903 году, когда было предложено в «виду необходимости собрать по возможности скорее коллекции для устройства естественно-исторического музея… обратиться ко всем сочувствующим целям общества с просьбой заняться текущим летом собиранием нужного для этого материала»3, причем совету общества было поручено «составить краткие для этого программы»4. По предложению председателя Владимирского общества любителей естествознания и управляющего государственными имуществами Владимирской и Рязанской губерний А. В. Селиванова для «будущих собраний общества, как равно и для хранения библиотеки» было выделено помещение, занимаемое управлением государственных имуществ во Владимире5. В 1912 году совет общества, принимая «во внимание, что изучение природных условий губернии может идти правильно только при наличии естественно-исторического музея» направил «особое представление» в губернскую земскую управу, где просил «обратить внимание губернского земского собрания на необходимость постройки в гор. Владимире такого музея»6. Заслушав на своем заседании это представление, губернское земское собрание «признало однако невозможным войти в рассмотрение этого вопроса за неимением плана и подробной сметы музея»7. В этом же году Владимирское общество любителей естествознания образовало комиссию по изучению Владимирской губернии в естественно-историческом отношении и поручило ей «собрать все необходимые сведения для составления проекта и сметы желательного музея, а также выяснить взгляд других ученых и просветительских обществ Владимирской губернии на вопрос о необходимости устройства такого музея»8. Однако, несмотря на проделанную обществом большую работу по созданию естественно-исторического музея, специальное здание для него так и не было построено в силу причин финансового и организационного характера.

Возникновение самостоятельной музейной архитектуры во Владимирской губернии неразрывно связано с деятельностью Владимирской ученой архивной комиссии, которая ставила своей задачей «собирание и всестороннее изучение памятников истории и культуры славного своим прошлым Владимиро-Суздальского края» и стремилась «сплотить в тесный круг местные интеллигентные силы, направляя их на бескорыстные и благородные труды по собиранию и описанию памятников древности письменных и вещественных, уясняющих историческое прошлое родной губернии»9. Комиссия была образована 26 ноября 1898 года. Председателем ВУАК, в соответствии с положением «Об учреждении ученых архивных комиссии и исторических архивов» от 13 апреля 1884 года, стал владимирский вице-губернатор, камергер двора е. и. в. князь Н. П. Урусов. В своем «Отчете о деятельности Владимирской Ученой Архивной Комиссии за второй год ее существования» правитель дел ВУАК В. Т. Георгиевский отмечал, что «при самом учреждении Архивной комиссии в числе задач ее деятельности было, между прочим устройство Исторического музея и Исторического Архива, куда бы могли быть собираемы и где могли бы сохранятся памятники древности Владимирской губернии, как вещественные, так и письменные. Комиссия сознавала всю трудность этого начинания без денежных средств, без удобного помещения, но необходимость и высокая полезность этого учреждения побудили приложить все старания на изыскание средств для осуществления этого предприятия»10. Вопрос об устройстве в губернском городе Владимире музея по представлению князя Н. П. Урусова был рассмотрен на заседании ВУАК 26 (13) июня 1899 года. Решение о начале сбора средств для строительства здания музея довели до сведения всех общественных учреждений Владимирской губернии и из «последних первою откликнулась Иваново-Вознесенская Городская Дума, ассигновавшая единовременно 1000 рублей на постройку Музея и 100 руб. ежегодно на содержание его»11. 18 (5) марта 1900 года на заседании ВУАК был определен участок городской земли под строительство здания музея вблизи церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая. Городская дума выделила «безвозмездно» в собственность комиссии этот земельный участок «всего 240 кв. саженей»12. Владимирская ученая архивная комиссия объявила конкурс на проект здания музея, архива и биб­лиотеки, причем, несмотря на то, что «конкурс был бесплатный, местные техники и архитекторы почти все единодушно отозвались на призыв Комиссии и представили несколько проектов здания, более или менее удачных и талантливых»13. Жюри остановило свой выбор на проекте губернского архитектора П. Г. Бегена, который не только отвечал эстетическим требованиям заказчика, но и в духе идей Ж.-Н.-Л. Дюрана экономично сочетал в одном здании три учреждения, имеющие близкие, и, тем не менее, разные функции — музей, архив и библиотеку. В мае 1900 года была избрана Строительная комиссия, в которую вошли И. Н. Могучих, А. А. Шилов, В. А. Иванов, П. Г. Беген и А. В. Смирнов. 11 июня (29 мая) состоялась торжественная закладка здания музея ВУАК, при которой правитель дел комиссии В. Т. Георгиевский прочитал акт об этом событии и по прочтении «уложен в стеклянный цилиндр, который был герметически закупорен и помещен в нарочно для того приготовленный каменный ящик с высеченной на нем надписью о закладке Музея. Этот ящик замурован в средине основания восточной стены начатого здания Музея»14. К ноябрю 1901 года здание «было устроено — можно сказать — вчерне. 1902-й год ушел на отделку, главным образом нижнего этажа, куда в декабре того же года и летом 1903 г. было перенесено все имущество Архивной комиссии. Летом 1903 г. на средства М. Н. Софонова и его же рабочими была произведена стенная роспись верхнего этажа»15. К 1906 году было пожертвовано «на всю постройку и на содержание Музея 20 217 р. 86 к. деньгами, кирпич для постройки уступлен по цене заводчику (уступка на 232 тысячах), пожертвовано кирпича 85 тысяч, цемента 10 бочек, 15 куб. бутового камня, 19 аршин цоколя, белый камень на лестницу во второй этаж, на пол в первом этаже и на колонны крыльца, чугунная колонна в высоту нижнего этажа и др. более мелкие материалы. Израсходовано денег до сего времени на постройку здания (кроме обмеблировки) и на отопление и застрахование его 21 811 р. 51 к. и остается неуплаченных за работу и материалы около 1700 рублей»16. В музее в 1902 году установили памятную доску, на которую занесли «имена всех жертвователей» на постройку здания, кто внес сумму не менее 500 рублей17.

Двухэтажное здание музея ВУАК было выстроено из красного кирпича в лицевой кладке. Композиционно постройка объединяет в себе три разновеликих объема: центральный объем, прямоугольный в плане, вытянутый вдоль Большой Московской улицы, и фланкирующие его поперечные объемы, также прямоугольные в плане. На северном парадном фасаде здания поперечные объемы выступают в виде ризалитов, а на южном фасаде роль ризалита играет лишь западный поперечный объем. Все объемы завершены высокой кровлей-епанчой с металлическим покрытием шашечной разгранки и ажурным металлическим гребнем в коньке. Главный вход в здание, расположенный на западном торцевом фасаде, акцентирован монументальным крыльцом с крестовым сводом и украшенным массивными фигурными столбами и широкой двойной аркой с висящей гирькой. Над крыльцом устроен балкон с входным проемом, эффектно оформленным наборными стойками и нарядным кокошником18. Завершает центральную ось западного фасада трехлопастной фронтон, где в тимпане выполнена надпись: «1900 В. А. К.», а ниже, на карнизе — «Музей». Декоративное убранство здания, включающее хорошо известные зодчеству XVIII столетия формы и элементы, характеризуется разнообразием и виртуозностью исполнения — фигурные наличники оконных проемов лучковой и арочной форм, широкие карнизы, лопатки с ширинками или врезанными в ребро колонками и т. п. Вместе с тем, для украшения фасадов были использованы «подлинные изразцы XVII-XVIII веков из старинных домов города Гороховца»19, что обеспечивало сочетание принципа архитектурного цитирования с археологическим подходом к сохранению исторической памяти русского народа. Планировка здания носила анфиладный характер, причем «нижний этаж разделялся на три помещения, а верхний — на два. В нижнем вестибюль (7Х11 арш. размером), большая зала (19Х11 аршин) для библиотеки и меньшая комната (7Х11 арш.) для Исторического Архива; из вестибюля нижнего этажа ведет каменная лестница (30 ступеней) в два марша в верхний этаж; там первое помещение соответствует вестибюлю нижнего этажа, а второе, разделенное двумя порталами над стеною между библиотекой и архивом — этим двум последним. Во втором этаже и помещается Музей, в котором поставлены 25 витрин со стеклом, пожертвованным почетным членом Комиссии Ю. С. Нечаевым-Мальцовым»20. К 1917 году музей ВУАК уже насчитывал примерно 5200 предметов искусства и старины и разделялся на четыре отдела: археологический, бытовой, церковный и художественный; библиотека включала в себя около 15 000 томов21.

Более масштабный характер музейная архитектура начала ХХ столетия получила в Иваново-Вознесенске, где на средства известного фабриканта и мецената Д. Г. Бурылина было выстроено здание Музея промышленности и искусства. 25 августа 1912 года состоялась торжественная закладка здания, проект которого на конкурсной основе выполнил архитектор П. А. Трубников. В вестибюле музея установлена закладная памятная доска, где сказано, что «Музей промышленности и искусства, собрание древностей и редкостей построен Дмитрием Григорьевичем Бурылиным для общего пользования в память его дедушки Диодора Андреевича Бурылина, основателя ситценабивочной фабрики в 1812 году, строителя Единоверческой Благовещенской церкви в 1839 году и основателя сего, вознесенского посада в 1842 г. Начат постройкой по проекту художника-архитектора П. А. Трубникова 25 августа 1912 г., окончен в 1915 г.». Музей промышленности и искусства изначально проектировался как своеобразный музейно-научный и художественный центр, где наряду с музейными экспозициями располагались обсерватория и биологическая станция, концертный зал и синематограф, лекторий и филиал Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, а также публичная библиотека22. В ходе строительства здания использовались новые материалы и технические средства, т. е. железобетонные конструкции, лифт и т. п. Монументальное здание в стиле неоклассицизма представляет собой прямоугольную в плане постройку, включающую два основных, цокольный и антресольный этажи, с небольшим ризалитом восточного объема на дворовом фасаде. На северном парадном фасаде фланкирующие ризалиты с изящными пилястровыми портиками, обрамляющими трехчастные оконные проемы верхнего и антресольного этажей, и массивными балконами с бетонной балюстрадой акцентируют центральную часть здания, где в завершении устроен аттик с овальной нишей часов. В интерколумниях парных колонн ионического портика большого ордера, объединяющего верхний и антресольный этажи, с двух сторон от центрального оконного проема с надписью над ним «Музей Д. Г. Бурылина», расположены мифологические скульптурные изображения Афины и Гермеса. На уровне нижнего этажа, оформленного крупным рустом, по сторонам от парадного входного проема, размещены арочные ниши с вазонами на постаментах. Неоклассицистический фасадный декор здания дополняют крупные мас­кароны и гирлянды. Ведущую роль в планировочной структуре музея играет вестибюль, украшенный кессонированным плафоном с лепными розетками, мозаичным полом и мраморной балюстрадой парадной лестницы, а также огромные экспозиционные залы, расположенные в торцевых частях постройки. Перед парадной лестницей пространство вестибюля пересекает коридор, делящий здание на две половины — большую по площади парадную части и меньшую по площади дворовую часть. В декоре интерьеров использовались мрамор, бронза, редкие породы дерева и литое стекло. Подземный ход, служивший дополнительным экспозиционным помещением, связывал музей с расположенным на противоположной стороне улицы особняком Бурылиных. К 1917 году Музей промышленности и искусства Д. Г. Бурылина насчитывал около 175 тысяч экспонатов, составляющих древнеегипетскую и античную, масонскую, нумизматическую и живописную коллекции, собрания тканей, изразцов и изделий кустарной промышленности. Здесь же хранилось и более 5 тысяч различных рукописных и старопечатных книг и документальных материалов23.

Музейная архитектура Владимирской губернии начала ХХ века сумела обогатить отечественную художественную культуру, а также внесла свой вклад в формирование и развитие музейного дела в России.


1 Иванов А. И. Музейное дело во Владимирской губернии за время революции // Труды Владимирского государственного областного музея. — Владимир, 1926. — Вып. 2. — 
С. 67.

2 Барченкова О. Б. Деятельность губернского статистического комитета по созданию музея во Владимире // Материалы исследований. — Владимир, 2005. — Сб. № 11. — С. 3−8; Попова М. П. И поиск длится целый век… — Владимир, 2002. — С. 109−112.

3 Труды Владимирского общества любителей естествознания. — Владимир, 1903. — Т. 1. — Вып. 1. — С. 4.

4 Там же.

5 Труды Владимирского общества любителей естествознания. — Владимир, 1904. — Т. 1. — Вып. 3. — С. 33.

6 Труды Владимирского общества любителей естествознания. — Владимир, 1914. — Т. 4. — Вып. 1. — С. 71.

7 Там же.

8 Труды Владимирского общества любителей естествознания. — Владимир, 1913. — Т. 3. — Вып. 3. — С. 61.

9 Георгиевский В. Т. Отчет о деятельности Владимирской Ученой Архивной Комиссии за второй год ее существования (1900 г.) // Труды ВУАК. — Владимир, 1901. — Кн. 3. — С. 14.

10 Там же. — С. 15.

11 Смирнов А. В., Трегубов М. И. Отчет о деятельности Владимирской Ученой Архивной Комиссии за восьмой год ее существования (1906 г.) // Труды ВУАК. — Владимир, 1907. — Кн. 9. — С. 9.

12 Попова М. П. Указ. соч. — С. 113.

13 Георгиевский В. Т. Указ. соч. — С. 16.

14 Там же. — С. 18.

15 Смирнов А. В., Трегубов М. И. Указ. соч. — С. 9−10.

16 Там же. — С. 10.

17 Попова М. П. Указ. соч. — С. 114.

18 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Владимирская область. — М., 2004. — Ч. 1. — С. 338−339.

19 Дудорова Л. В. Старый Владимир. — Владимир, 2013. — С. 180.

20 Смирнов А. В., Трегубов М. И. Указ. соч. — С. 10.

21 Иванов А. И. Указ. соч. — С. 78−79.

22 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. — М., 2004. — Ч. 1. — 
С. 329.

23 Там же. — С. 329−331.