Вверх

Г. В. Филимонова. Архивные фотографии Чудских храмов

Ил. 1. Церковь в селе Чудь. Фото Г. Филимоновой. 2014 г. НРОФДК  «Дать Понять»Ил. 2. Село Чудь. Внешний вид церкви (недействующей). Фото Е. Сидорова. 1979 г. ГКУ ГАрхАДНОИл. 3. Успенская церковь в селе Чудь. Фото. Начало XX века. Музей архитектуры  им. А. В. ЩусеваИл. 4. Деревянная Успенская церковь в селе Чудь и новая каменная колокольня. Фото. Начало XX века. Музей архитектуры им. А. В. ЩусеваИл. 5. Деревянная Успенская церковь в селе Чудь и новая каменная колокольня. Фото. Начало XX века. Музей архитектуры  им. А. В. ЩусеваИл. 6. Деревянная Успенская церковь в селе Чудь и новая каменная колокольня. Фото. Начало XX века. Музей архитектуры им. А. В. Щусева

В фокусе внимания Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять», формирующего интерактивную карту «мест памяти» Нижегородской области1, оказался выявленный в 2000 году2 объект культурного наследия регионального значения — храм в селе Чудь (в настоящее время это село входит в состав Навашинского городского округа Нижегородской области, ранее числилось в Муромском уезде Владимирской губернии). «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области»3, причисляющие чудскую церковь к памятникам градостроительства и архитектуры, не атрибутируют ее ни по названию, ни по дате постройки. Они лишь датируют этот культовый объект XIX веком.

Экспедиции в село Чудь, осуществленные фондом «Дать Понять», показали, что расположенная на сельском кладбище кирпичная церковь в наши дни нуждается в реставрации: купол обрушился, штукатурка отвалилась, а внутри храма растут деревья (Ил. 1). Представление о том, как выглядел этот культовый объект в советское время, можно составить благодаря фотографии, хранящейся в государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области (Ил. 2).

Местные жители называют храм Успенским и вспоминают, что у села было два названия: Чудь и Успенское. Сведения о том, что в Чуди была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы содержатся и в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии»4. Ссылаясь на Окладные книги 1676 года, этот источник отмечает, что в селе значится церковь Успения Пресвятой Богородицы, при церкви двор попа Карпа и двор дьячков; в приходе 5 дворов помещиковых, 4 двора задворных слуг, 16 дворов крестьянских и 1 бобыльский. В 1750 году помещик Роман Стефанович Каменский («дворцовой канцелярии комиссар») строит в селе новую деревянную церковь. В 1886 году эта церковь была обшита тесом, а внутри оштукатурена. Престол в храме был один, во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1870—1890 годах приход по бедности был приписан к церкви в селе Монакове. В конце XIX века приход включал только село Чудь (98 дворов, в которых проживало 370 мужчин и 411 женщин)5. До наших дней деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы не дошла.

В фондах музея архитектуры им. А. В. Щусева (Москва) сохранилась фотография деревянной Успенской церкви в селе Чудь, стилизованной «под кирпич» (Ил. 3). Сделана она Московским археологическим обществом по изучению древностей России, к которым относился чудской храм XVIII века6. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», изданном в конце XIX века, в главе про село Чудь речь идет только об этой деревянной церкви и ничего не говорится о существовании в селе каменного храма, из чего следует, что в конце XIX века его еще не было, а был он построен в начале ХХ века.

Материалы комиссии по сохранению древних памятников Императорского московского археологического общества, изданные под редакцией ее секретаря И. П. Машкова в 1908 году, приводят протокол заседания комиссии от 15 июня 1906 года под № 15, позволяющий сделать более точную датировку каменного чудского храма. На этом заседании под председательством К. М. Быков­ского присутствующим (З. И. Иванову, Н. С. Курдюкову и секретарю комиссии И. П. Машкову) было «доложено отношение Владимирской Духовной Консистории от 9 июня за № 7986 о том, что в селе Чуди Муромского уезда существует деревянный храм с колокольней, построенный в 1750 году. По свидетельству архитектора строительного отделения Владимирской губернии Правления П. Шитова, осматривающего храм 15 июня 1905 года, у колокольни нижние венцы сгнили, имеют наклон в северную сторону и как представляющие опасность, подлежат, по мнению Шитова, сломке. На основании сего причт, староста и прихожане церкви села Чудь ходатайствуют о сломке означенной колокольни. При этом консистория извещает, что, согласно данному разрешению, «вблизи деревянного храма построена новая каменная колокольня, с тем соображением, чтобы в будущем к ней пристроить и каменный храм»7 (Ил. 4).

Комиссия постановила «уведомить Консисторию, что в виду интереса представленного храма и колокольни, общество не находит возможным разрешить сломку древней деревянной колокольни. При этом обратить внимание Консистории на то, что опасность, на которую указывается в акте архитектора Шитова, легко может быть устранена подводкою сгнивших нижних венцов»8.

Однако протокол последующего в 1912 году заседания под № 756 от 22 мая 1912 года дает понять, что опасность исчезновения древнего памятника в Чуди решили не устранять. Присутствовавшим Ф. Ф. Горностаеву, И. В. Рыльскому, В. В. Шейману и секретарю комиссии И. П. Машкову было «доложено отношение Владимирский Духовной Консистории от 12 мая за № 9024 о том, что причт, церковный староста и прихожане села Чуди Муромского уезда просят Епархиальное начальство упразднить деревянный храм в их селе за постройкой нового каменного храма и на месте его построить часовню. Причины, заставляющие их просить об этом следующие: 1) храм пришел в совершенную ветхость, в зимнее время, несмотря на должную топку печей, служить затруднительно, в виду сильного холода, т. к. стены промерзали, некоторые углы сгнили и повалились, верх храма несколько накренился на бок, вообще состояние храма по устойчивости ненадежно, что удостоверяется актом архитектора Шитова; 2) деревянный храм стоит на расстоянии одного аршина от алтарной стены вновь выстроенного и освященного храма и совершенно загораживает единственное окно главного алтаря и 3) вновь выстроенный храм, в котором теперь совершается богослужение, требует значительных расходов на свое содержание, так что на поддержку ветхого храма средств не имеется. Сообщая о вышеизложенном, духовная консистория с препровождением двух фотографических снимков с древнего деревянного храма в селе Чуди (Ил. 5) и копии акта архитектора Шитова честь имеет просить Императорское Археологическое общество уведомить Консисторию, не имеется каких-либо препятствий со стороны Общества к упразднению названного храма»9 (Ил. 6).

Постановление комиссии было следующим: «Уведомить, что сломка храма разрешена быть не может, так как храм этот представляет большой художественный интерес, что же касается до того, что древний храм затемнил новый, то следует обратить внимание на то, что новый храм нельзя было строить так неудачно и на таком близком расстоянии от древнего храма»10.

Опираясь на приведенный выше протокол, можно утверждать, что к 1912 году постройка новой каменной церкви в Чуди была завершена. Судя по «Описи движимых имуществ церквей Муромского и Юрьевского уездов», составленной в 1915 году при ее страховании, освящена она была «во имя св. Троицы» и «крыта железом»11. «Древняя деревянная во имя Успения Б. Матери с таковым же приделом во имя св. и чудотворца Николая»12, оставшаяся без колокольни, также была «крыта железом» и застрахована.

1 мая 1924 года деревянная церковь была «снесена»13 бурей. 3 июня археологом Селезневым, художником Куликовым и председателем сельсовета Долговым был составлен акт осмотра церкви, который гласил: «Древностей не оказалось, кроме 2 железных крестов (наглавных), икон 18 века и плащаницы»14 (все было передано церковному совету). Музей направил запрос о дальнейшей судьбе храма в Главнауку, но ответа не получил. 24 августа на общем собрании жителей села было решено разобрать церковь на дрова для местной школы. В тот же день Чудский сельсовет выслал протокол общего собрания в Монаковский вол­исполком, а волисполком на следующий день утвердил данное решение и выслал его в Муромский уездный исполком. Муромский УИК постановил: «Принимая во внимание, что церковь при с. Чуди развалилась и растаскивается, и основываясь на постановлении общества и заключении Завмузея — постановить возбудить ходатайство перед Президиумом Губисполкома о разрешении произвести сломку означенной церкви, для употреб­ления таковой на отопление школы села Чуди»15. 20 сентября 1924 года Владимирский губисполком, заслушав постановление Муромского УИКа и заключение Губкомиссии по реализации госфондов, утвердил ходатайство Муромского УИКа. Так в селе осталась только каменная Троицкая церковь, а представлявшая большой художественный интерес деревянная Успенская запечатлена лишь на архивных фотографиях, иллюстрирующих настоящую публикацию.




1 Филимонова Г. В. Карта «мест памяти» Нижегородской области // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gttp.ru/map_NN/map_2009.htm.

2 Приказ департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД.

3 Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области. Сост.: Ометова Г. Н. — Нижний Новгород, 2000.

4 Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. — Владимир, 1897. — Вып. 4. — С. 273.

5 Там же. — С. 274.

6 Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского московского археологического общества. — М., — 1908. — Т. II. — С. 393.

7 Там же. — С. 57.

8 Там же.

9 Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников, состоящей при Императорском московском археологическом обществе. — М., 1915. — Т. IV. — С. 47.

10 Там же.

11 ГАВО. — Ф. 556. — Оп. 1. — Д. 4963. — Л. 54об.

12 Там же.

13 ГАВО. — Ф. Р-31. — Оп. 2. — Д. 31. — Л. 208.

14 Там же.

15 Там же. — Л. 204.