Вверх

Н. В. Полонникова. Выставка от идеи до воплощения: на примере выставочного проекта МГОМЗ «Валенки. От царских дворцов до модных подиумов»

Ил. 1. Эрзац-валенки. 1941. Войлок, дерево, кожа, металл. Немецкое производствоИл. 2. Галерея «Арт-Тумар». По мотивам Анри Матисса. Г. Бишкек, Кыргызстан. 2012. Шерсть, аксессуары, валяниеИл. 3. Валенки «Хозяйка Медной горы». Мария Салазар. Г. Кито, Эквадор. Шерсть, шелк, вискоза, камни, древесная кора

Все возвратится, все имеет ценность,


И мы гордимся, что родны по духу.


Что чудо валенок и современность


Опять понятны и близки друг другу.


А. Перекрестова. Поэма о валенке.


Ежегодно музей-заповедник «Коломенское — Измайлово — Люблино» проводит выставки, посвященные зимним праздникам. Больше всего в данном цикле проектов, посвященных традициям празднования Рождества и Нового года. Но есть и другие, как например, проект «Валенки. От царских дворцов до модных подиумов», который проходил на территории «Коломенское» с 15.11.2018 по 20.01.2019. Проект можно отнести к разряду крупных: в выставке участвовало 25 организаций1. Среди них государственные и частные музеи, галереи, а также действующие предприятия и отдельные художники. Всего было представлено 456 предметов, из них 340 государственного музейного фонда. Выставка была развернута в Малом зале дворца царя Алексея Михайловича на площади 112 м2. Проект осуществлен силами Департамента культуры города Москвы и МГОМЗ в сотрудничестве с давними партнерами музея: московским музеем «Русские валенки», монтажной группой «Империал», творческой студией «Арт-дизайн»2.

История простых вещей, их бытование представляет сегодня для массового зрителя особый интерес. Валенки в данном случае не исключение. Сохраняя свою значимость в быту на протяжении нескольких столетий, они смогли не только сохранить свою форму, функциональность, аутентичность, но и совершить чудесное превращение в модную востребованную обувь, шедевры от кутюр и арт-объекты.

Наш проект — это история сложных взаимоотношений валенок и времени.

Первоначально выставка имела два основных раздела: исторический и современный. Каждый из них включал в себя экспозиционные комплексы. В процессе работы мы выделили еще несколько разделов, которые ранее проходили в виде отдельных блоков. Таким образом, структура выставки в конечном итоге значительно изменилась.

Сегодня валенками называют практически все виды обуви из войлока. Для того, чтобы у посетителей сформировалось четкое представление о том, что в действительности является валенком, в первом зале были выставлены предметы, являющиеся производными — бурки и фетровые боты, которые можно было посмотреть в развитии, так как временная граница экспонатов варьировалась от середины XIX в. до современности. Также для наглядного сравнения были представлены войлочные изделия и валяная обувь народов Кавказа и Алтая. Уникальные экспедиционные эскизы Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) 1950−60-х годов3 наглядно демонстрировали пимы, чуни, бакари и прочую обувь северных народов и народов Сибири, которую из-за внешнего сходства с исконно-русской обувью часто называют валенками.

Согласно словарю В. И. Даля валенки (валенухи, валенцы) — обувь в форме сапога, выбитого и спрессованного на специальной колодке. Это чисто русское название, и впервые именно в этом толковании слово появляется в XVIII веке. В некоторых районах России значение прессовать шерсть соответствовало слову «катать»: отсюда и производная вместо валенок — катанки4.

Валяльно-войлочное производство в России появилось давно, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Самые ранние экспонаты, представленные на выставке, относились к XII-XIV столетиям. Это войлочные стельки на правую и левую ногу, полсти, седла, шапки, галоши, валенки и мяч5. К XIV-XV векам технологически шерстобитный (катальный) промысел сложился практически в том виде, в котором мы знаем его и сейчас, но большее распространение тогда получило валяние шляп. Головных уборов в музеях сохранилось немного — самая большая коллекция разных видов валяных шапок и шляп хранится в Российском этнографическом музее — так же, как и других уникальных предметов катального промысла — костюм ямщика, охотничий лузан, относящиеся к первой половине XIX века, и валенок разных губерний середины — конца XIX столетия. Цельные валенки в виде сапога появились впервые в самом начале XIX века в деревнях Нижегородской губернии, к 1830−40-м годам валенки уже заняли свое место на городских прилавках Российской империи.

Первоначально валка была исключительно семейным делом: валяли для себя. Потом для некоторых мастеров это стало источником заработка — валенки делались на заказ и продавались. Со временем промысел превратился в отхожий. Когда потребность в валяной обуви возросла, стали появляться кустарные сезонные фабрики, постепенно превращавшиеся в фабрики непрерывного цикла. Основные крупные фабричные центры изготовления валенок — Нижегородская, Костромская, Ярославская и Казанская губернии. Лучше всего в музеях сохранились кукморские валенки (валенки с мушками) рубежа XIX-XX столетия. Кроме хорошего качества, они отличались красивой вышивкой. Для вышивки чаще использовались красные, реже синие или зеленые нитки. Особенно интересен экземпляр, хранящийся в музее «Русские валенки» в Москве и на фаб­рике в городе Кукмор (Татарстан). Это валенки, на которых зелеными шерстяными нитками вышита пара белых медведей на льдине6. Учитывая, что вышивка производилась по основе валенка, который далее проходил мокрую стрику или валку, после чего изделие давало усадку в несколько раз, поражаешься мастерству местных вышивальщиц. Кукморский валяльно-войлочный комбинат — предприятие на базе фабрики Комарова (год основания -1865) ни разу за это время не прекращало свою работу. Так же, как и представленная на выставке Ярославская фабрика валяной обуви (1903) и «Ивановопромшерсть» (1931).

Производство валенок всегда относилось к разряду вредных. Сначала шерсть овцы разбивали, отделяли войлок, очищая его от грязи. Затем настилали на холст, смачивали водой и катали скалкой, как тесто. Так получалась заготовка в виде огромного сапога. В стирне огромные полувалки замачивались на несколько часов в слабом растворе серной кислоты, а затем «варились» в котле, терлись на ребристой доске, отбивались палкой — все это приводило к уплотнению войлока и к уменьшению размера будущего валенка. Стираный сапог надевали на колодку и сушили в печи. Затем сапоги из серой шерсти подкрашивали сандалом, светлые — отбеливали на солнце. Чтобы валенок получился гладким — натирали пемзой, мохнатым — начесывали специальной дощечкой с зубьями (драчкой). Технологическому процессу на выставке посвящался целый зал, где можно было увидеть инструменты шерстобита: лучок и решетку, чесальную машину, а также инструментарий катальщика: валяльный стол, вытяжной крюк, окатыши, бойки, катринки, колодки всех видов и размеров, квасцы и прочее. Зал дополнялся интерактивной зоной. В ней можно было увидеть и потрогать руками шерсть на всех стадиях обработки: мытую и немытую, чесаную и нечесаную и т. п. Подержать в руках и сравнить заготовку и готовое изделие, а также ознакомиться со всеми видами войлока: толстым — хозяйственным, юртовым, седельным; тонким — музыкальным, протезным, используемым в радиоэлектронике и на космических кораблях. Кроме народного хозяйства, натуральная овечья шерсть используется в лечебных и профилактических целях. Изделия из шерсти всегда теплые, потому что волокна задерживают воздух. Внешняя поверхность шерстяных волокон устойчива к проникновению воды, а внутренняя обладает абсорбирующими свойствами. Шерсть — уникальный материал, который не только согревает в холодное время года, но и дарит благотворную прохладу в жару.

С русским валенком связано много различных историй: литературных, театральных и даже военных. Интересный факт: несмотря на неоспоримые преимущества, валенки официально были приняты в качестве зимнего обмундирования в армию только после советско-финской войны в 1939 году. Валенки на фронте даже для генералитета были особо ценным предметом7. Немецкое командование по достоинству оценило русские валенки, и уже зимой 1941 года немцы пытались наладить свое производство усовершенствованных валенок8.

Много интересных валяных исторических реликвий находится в музеях нашей страны: альпинистские валенки9, эрзац-валенки, «прощайки» советские и дореволюционные. К сожалению, ни в одном государственном музее России нет стационарной экспозиции, рассказывающей об истории уникальной русской обуви. Эту нишу закрывают частные музеи, цели которых — воссоздать историческую значимость валяного промысла для России; прославить людей тяжелой, важной и уникальной профессии — валяльщика; вернуть престиж валенка в современном обществе. В настоящее время таких музеев шесть10. Музей «Русские валенки» из г. Кинешмы был представлен на выставке самым большим и самыми маленькими валенками, которые зафиксированы в книге рекордов России11. Валенки А. Пилина из Ижевска запомнились посетителям по увлекательным рассказам и сказкам, которые он придумывает для каждой созданной им пары. Мышкинский музей — оригинальными композициями из валенок. На выставке были представлены валенки-диско, валенки со шпорами для рыцарей, валенок «мышь на самолете»: и мышь, и самолет сделаны на основе обычного русского валенка. Детская тема была поддержана валенками разного времени: разно­цветными — начала ХХ столетия, школьными — середины ХХ века, а также современной детской валяной обувью.

Выставка на небольшом пространстве продемонстрировала и страницы истории, и окунула своих гостей в новинки валяной моды.

Современные дизайнеры продолжают использовать в своих коллекциях исконно русскую обувь. На выставке представлены экспонаты из коллекции В. М. Зайцева12, который первым обратил внимание на валенки и начал их украшать еще в далеком 1969 году. Последние тенденции моды на войлочную обувь привели к тому, что на старейших российских фабриках валяной обуви тоже экспериментируют с дизайном, в результате чего появляются валенки с многоцветной вышивкой, лентами, национальными орнаментами, росписью в стиле батик и прочие.

В продолжение темы «Валенки и мода» в рамках выставки был проведен конкурс на дизайнерские валенки под названием «Русское чудо». Писаные валенки, валенки с вышитыми голенищами, меланжевая валяная обувь, валяный гламур — с кружевами, пайетками, стразами; валенки со шнурками и кожаной отделкой, валенки на платформе. Границ в украшении не было, главное, чтобы это не было чем-то неприличным и отталкивающим. Дизайнерам необходимо было представить какую-то идею. Это могли быть валенки как воспоминание о России или ассоциации с ней, авторское видение валенок художником. Жюри конкурса составили знаменитый российский кутюрье Вячеслав Зайцев; ведущая, продюсер, дизайнер Мария Шахова; Марина Коростелева, кавалер национального ордена Франции «За заслуги»; генеральный директор Ассоциации российских дипломатов, член международной ассоциации войлока Александр Пилин; историк моды Наталья Козлова. Среди участников Япония, Эквадор, Украина, Франция, Германия, Россия (Екатеринбург, СПб, Москва, Нижний Новгород и другие). Участникам предлагалось бесплатно получить пару валенок от Кукморского валяльно-войлочного комбината для выполнения дизайнерской работы. Лучшие работы дизайнеров также были представлены на нашей выставке.

Кроме валенок, на выставке было представлено большое количество исторических фотографий, графических и живописных работ, лейтмотивом в которых в той или иной мере были валенки или арт-объекты из них13. Один из блоков выставки поражал участников больше всех. Этот раздел мы условно называли «валенки и музыка» — практически у каждого из нас валенки ассоциируются с песней «Валенки» и Л. Руслановой. Набор предметов в витрине первоначально посетителю казался странным, но затем неизменно вызывал восторг14.

Кроме того, выставочный проект был дополнен мультимедийным контентом трех видов:

— историческим — в виде ленты времени, на которой располагались основные даты и интересные факты по данной теме;

— дизайнерским — на котором можно было полностью посмотреть процесс дизайнерского конкурса;

— игровым — забавами и развлечениями для детей.

Также посетители могли увидеть небольшой по хронометражу документальный фильм о работе Неклюдовской фабрики Нижегородской губернии в начале 1920-х годов.

Выставочные проекты сегодня, с одной стороны, имеют массу преимуществ по сравнению с выставками тридцати-, двадцати- и даже десятилетней давности, но с другой и огромное количество слабых мест. Зачастую музеям сложно конкурировать с яркими витринами современных магазинов, сложно адаптировать экспозицию одновременно для разных поколений посетителей, сложно установить правильные пропорции между мультимедийным контентом и печатными носителями. Существуют материальные ограничения, ограничения по политическим мотивам, пространственные, временные, технические и прочие проблемы, с которыми сталкиваются кураторы выставочных проектов. Поэтому всегда есть вероятность, что концепция, даже самая идеальная, не воплощается в жизнь или далека от первоначального замысла.

Только с помощью таких выставок можно узнать много нового о столь обыденном предмете как, например, валенки, и осознать его значимость. Ведь обычные предметы тоже являются частью общенационального культурного наследия.




1 Московский государственный объединенный музей-заповедник, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Национальный музей Республики Татарстан, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Российский этнографический музей, Российский национальный музей музыки, Музей-заповедник «Александровская слобода», Кукморский краеведческий музей, Музей русского лубка и наивного искусства, Государственный музей спорта, Московский областной музей народных художественных промыслов, Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», Мышкинский центр туризма, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Художественно-педагогический музей игрушки имени Н. Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Высшая школа народных искусств (академия)», музей «Русские валенки», г. Москва, музей «Русские валенки», г. Кинешма, музей-галерея войлока и текстиля Александра Пилина, галерея «Тумар Арт Групп» г. Бишкек, Московский дом моды Вячеслава Зайцева, мастерская Черниковых, г. Москва, Кукморский валяльно-войлочный комбинат, фабрика валяной обуви «Ивановопромшерть», Ярославская фабрика валяной обуви.

2 Творческая студия «Арт-дизайн» основана в 1985 году как самостоятельное творческое объединение по разработке и реализации архитектурно-средовых и концептуально-художественных проектов, в том числе экспозиционных комплексов музеев и выставок. Руководитель студии доцент МГХПА им. С. Г. Строганова А. В. Вильчес-Ногерол.

3 Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

4 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1863. — Ч. 1. — С. 142.

5 Из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

6 Сюжеты с медведем на льдине были очень популярны в России в 1910 годы в связи с продвижением исследователей-путешественников к Северному Полюсу и огромному общественному вниманию к данному событию.

7 На выставке представлены валенки Г. К. Жукова из московского музея «Русские валенки», куда они были переданы в начале 2000-х годов из Центрального музея Великой Отечественной войны.

8 Холодной зимой 1941 года немцами на оккупированных территориях были организованы производства эрзац-валенок. Эрзац — в переводе с немецкого — заменитель чего-либо.

9 Альпинистские валенки на специальной подошве с металлическими шипами предоставлены Государственным музеем спорта. Последний раз в них поднимались на пик В. И. Ленина в 1959 году.

10 Музеи с одноименными названиями «Русские валенки» имеются в городах Вышний Волочек, Кинешма, Москва, Мышкин, селе Урусово Ардатовского района в Мордовии. Музей войлока и текстиля А. Пилина — в Ижевске.

11 Самый большой валенок и самые маленькие валеночки, занесены в Книгу рекордов России в 2007 году. В настоящее время Кинешма осталась рекордсменом только в разряде «самые маленькие валенки». Самый большой валенок сделан петербургской художницей В. Лошак, рекорд занесен в книгу рекордов Гиннеса в январе 2018 года.

12 Предметы валяной одежды и обуви В. М. Зайцева из коллекции «Истоки» 2008 года.

13 Арт-объекты по произведениям великих художников были созданы дизайнерами галереи «Тумар Арт Групп» (г. Бишкек) в 2012 году и представлены на выставке в Новосибирске. Арт-объекты на тему А. Родченко, С. Дали, К. Малевича, К. Петрова-Водкина, А. Матисса, П. Пикассо и Э. Дега.

14 Знаменитая и популярная песня «Валенки» — старинная цыганская плясовая таборная песня. Ее популярность в начале XX века была поистине огромна. Первая граммофонная запись была сделана в 1913 году звукозаписывающей фирмой «Граммофон» цыганской певицей Настей Поляковой и переписывалась в ее же исполнении еще несколько раз. В начале 1930-х годов песню «Валенки» пели в сопровождении гитар солистка Государственного академического Большого театра В. В. Макарова-Шевченко и исполнительница народных песен Нина Дулькевич. Лидия Русланова записала «Валенки» на грампластинку только во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Благодаря яркому и самобытному таланту Лидии Андреевны песня стала практически народной. На выставке были представлены предметы, принадлежащие Н. Поляковой, Л. Руслановой и Ф. Шаляпину из Национального музея музыки.