Вверх

А. В. Солодовникова. Музей города, объединившего две культуры: итоги ста лет

Касимов — один из самых интересных и необычных малых городов России. Небольшой и провинциальный, этот город лишь на первый взгляд — среднестатистический представитель средней полосы. Касимов никогда не был посредственностью — слишком странные преобразования он переживал в разные периоды своей более чем восьмивековой жизни. Пограничная крепость, основанная Юрием Долгоруким, в середине XV столетия превратилась в столицу маленького государства в государстве — удельного Касимовского татарского ханства, а в позапрошлом веке развилась в крупный купеческий центр и стала колыбелью Окского пароходства. Касимов старался жить насыщенной жизнью, как будто нарочно коллекционируя и проживая все новые и новые необычные и любопытные эпизоды, вдохновляя талантливых и интересных людей.
Как и многие музеи страны, главный музей Касимова появился в первые послереволюционные годы — в области музейного строительства и охраны памятников в этот период был проведен ряд преобразований. Еще в октябре 1918 года был подписан «Декрет о регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», а уже в феврале 1919 года в Петрограде прошла Первая Всероссийская музейная конференция. Вопрос о создании музея в Касимове был поднят одним из самых активно действующих учреждений города — Уездным отделом народного образования (УОНО), соответствующий подотдел которого притупил к созданию в городе музея краеведческого типа. В нем, по замыслу создателей, должны быть представлены экспонаты, всесторонне отражающие все стороны жизни края. И такие экспонаты нашлись уже на этапе зарождения музея: процесс национализации в 1919 году коснулся и усадеб Касимовского края — например, князей Голицыных в Дубровке: предметы быта и семейные реликвии в одночасье приобрели статус всеобщих культурных ценностей и были перевезены в Касимов; также в центр уезда были доставлены иконы и богослужебные книги из ликвидированного старообрядческого скита, находившегося в имении касимовского лесопромышленника Лаптева близ села Увяз.
Первым местом прописки музея (а переезжать впоследствии он будет неоднократно) можно считать небольшой особняк купчихи Азовцевой на площади Соборной в центре города — именно туда в 1919 году были привезены мебель, живопись, предметы интерьера — то, что со временем стало первыми экспонатами. До музея в привычном понимании тогда было еще далеко, да и достойные условия содержания этим многочисленным и разнородным предметам создать было сложно — необходим был человек, который бы постоянно следил за их сохранностью. Было очевидно, что музей следует открывать как можно скорее, однако все упиралось в одну проблему — отсутствие подходящего для музея помещения.
Ситуация изменилась к 1921 году: на одной из центральных улиц города выделили здание — бывший купеческий дом В. Я. Клёнова. 22 сентября там состоялось официальное открытие Касимовского краевого уездного музея.
Для обозрения в двух комнатах и вестибюле было выставлено лишь около ста экспонатов: живопись, рисунки, гравюры, скульптура. Музейных сотрудников тогда было всего трое, на помощь им пришли внештатные сотрудники и помощники — группа знатоков и любителей родного края, увле­ченных и энергичных людей, многие из которых входили в местное отделение Общества любителей Рязанского края, в том числе председатель Общества С. Д. Яхонтов и секретарь А. А. Мансуров.
Музейщикам и краеведам совместными усилиями удалось развернуть активную и профессиональную работу по изучению истории, этнографии и археологии Касимовского края, а также по сбору экспонатов. Огромная заслуга в этом принадлежит первому директору Касимовского краеведческого музея Ивану Александровичу Китайцеву. К этому времени музей располагал тремя большими отделами, подразделявшимися на отделения: историко-культурное, естественно-историческое, экономическое.
Краеведческая работа, проводимая в Касимовском уезде в 1920-е годы, была высоко оценена Московским отделением Центрального бюро краеведения при Российской академии наук. Перенимать опыт краевого музея в Касимов приезжали заведующие уездными музеями Рязанской губернии.
1930-е годы стали для музея непростым периодом: недостаток финансирования, сокращения штатов и смены руководства сопровождались переменой мест. Музей постоянно переезжал и успел «пожить» в стенах купеческих особняков, православных и мусульманских храмов. В эти годы музей жил на несколько зданий: филиалы находились довольно далеко друг от друга. Наконец, в 1939 году у Касимовского музея появилось здание, которое, как выяснилось со временем, будет играть особую роль на протяжении долгих десятилетий — здание Ханской мечети. А уже 2 августа 1940 года музей возглавил увлеченный и энергичный человек, с именем которого в жизни Касимовского краеведческого музея будет связано немало важных преобразований: это Леонтий Алексеевич Клёнов. Новому директору предстояло решить много задач по ремонту, обустройству здания, приобретению оборудования и строительству экспозиций.
На тот момент в музее работали директор, научный сотрудник, научно-технический сотрудник, уборщица и сторож. С началом войны изменилось многое: штат сократился на три единицы, теперь музей состоял из директора и уборщицы — два сотрудника на два больших здания.
В 1941 году стоял вопрос о возможной эвакуации музея. К этому готовились: многие экспонаты были упакованы и подготовлены к транспортировке (после войны, уже в 1950-е годы на протяжении нескольких лет в зимнее время сотрудники музея разбирали и систематизировали архивные документы — всего более 150 килограммов). В то же время в очередной раз музей попытались выселить из занимаемого здания на Советской площади, но воеводский дом удалось отстоять.
Леонтий Клёнов в это время выполнял работу директора, экскурсовода, кассира, смотрителя и завхоза. Активно развиваться в таких условиях музей не мог, однако продолжал исправно работать и принимать посетителей. Вскоре на плечи директора легла и еще одна обязанность: он был назначен председателем колхоза имени Буденного Первинского сельсовета. Несмотря на чрезвычайную загруженность Л. А. Клёнова, совмещающего несколько должностей, отсутствие парового отопления и электрического освещения, музей работал всю войну и гостей в нем было немало. Книга отзывов говорит о том, что в 1941−42 годах среди посетителей музея были эвакуированные из Москвы, Подмосковья, Смоленщины, военные, курсанты, медсестры госпиталей, военврачи.
Страна восстанавливалась после войны; музей тылового Касимова, несмотря на множество трудностей, старался вести активный образ жизни, продолжал пополнять свои фонды и дополнять хранящиеся собрания. К началу 1950-х музей накопил уже более 8000 экспонатов, сформировал множество коллекций, которые требовали детального изучения. Были необходимы консультации специалистов разных направлений, систематизация получаемой и уже имеющейся информации, а вся работа по восполнению «белых пятен» в отношении ценностей из музейных фондов велась фактически единственным квалифицированным сотрудником музея — директором. К 1953 году музей сотрудничал с научно-исследовательским институтом краеведческой работы, Государственной исторической библиотекой, Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Ленинградским военно-морским музеем, Институтом истории материальной культуры, Рязанским областным краеведческим музеем, Владимирским краеведческим музеем и другими научными учреждениями Советского Союза. Клёнов обращался за помощью к коллегам из других городов, исследуя живопись, скульптуру, народные промыслы и костюм, дополняя данные об истории края, возникновении и становлении города.
Пятидесятые годы стали временем плодотворной и энергичной работы. Первый директор музея Касимова Иван Китайцев не прерывал отношений с музеем, приносил экспонаты, к нему часто обращались за консультациями. Выйдя на заслуженный отдых, Иван Александрович всецело посвятил себя археологии — бывшие сотрудники музея вспоминали, как вместе с Китайцевым ходили и ездили на Старый Посад, в села Самылово, Балушево-Починки, и, конечно, на Земляной Струг.
Земляной Струг — городище раннего железного века (V-VII вв.), XI-XIII века — славянское. Расположено в 2,5 км к северо-востоку от Касимова на правом берегу р. Бабенки. Считают, что нижние наслоения образованы пребыванием здесь племен городецкой культуры, являющихся предками чудских (финских) племен мордвы, черемисов (марийцев). Верхние слои культурного слоя образованы пребыванием колонизировавших наш край славян-кривичей, вытеснивших с городища аборигенов.
И. А. Китайцев в 1959 году открыл Ибердусское погребение — одно из самых любопытнейших захоронений неолитического периода (4−3 тыс. до н. э.), где он обнаружил костяк первобытного охотника, череп которого был окружен оже­рельем из крупных кабаньих клыков. Затем на место стоянки была предпринята экспедиция Государственного исторического музея.
Именно на 50−60-е годы приходится период работы в музее удивительной женщины, имя которой ныне известно, наверное, каждому жителю Касимова — Галины Ивановны Садко. Жительница Касимова, родившаяся в 1908 году, Галина Ивановна преподавала в начальной школе, в годы Великой Отечественной войны руководила школой ПВХО, работала страховым инспектором. В 1950-е годы интерес к краеведению привел ее в Касимовский краеведческий музей, куда она была принята на должность научного сотрудника. Работу в музее она вспоминает как свои лучшие годы. Приоритетным направлением научной работы Галины Садко стало изучение дворянского рода Олениных, связанного с Касимовским уездом. Помимо исследования истории рода и творческого наследия его представителей, этот период был ознаменован изучением творчества художника Дмитрия Васильевича Дьяконова-Мичанского, наследием краеведа и библиографа Алексея Алексеевича Мансурова, продукции баташевских чугунолитейных заводов Приокского бассейна, наследия архитектора Ивана Сергеевича Гагина, кустарных и промышленных производств уезда. Касимовский краеведческий музей сотрудничал с Государственным Эрмитажем, Третьяковской галереей, НИИ Академии художеств СССР, Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем им. В. И. Мухиной, Центральным государственным историческим архивом СССР, музеем К. Э. Циолковского, Рязанским педагогическим институтом. В начале 1970-х годов музей возглавил Юрий Иванович Предеин — человек, которого знали многие горожане, руководитель, который, без преувеличения, вдохнул в музей новую жизнь. Не имеющий специального гуманитарного образования, Предеин был человеком выдающейся эрудиции, глубоко знающим и понимающим историю, искусство, литературу; увлекался археологией — этой страстью Юрия Ивановича в свое время заразил его легендарный предшественник Леонтий Клёнов, который некогда возглавлял кружок юных археологов.
Когда-то частью будней сотрудников музея были так называемые «подворные обходы». Как много интересного еще таили городские чердаки, подвалы, кладовки, сколько семей за ненадобностью выдворило туда ставшие неактуальными интересные, редкие, недооцененные и забытые вещи. В таких вылазках вместе с «научниками» принимал участие и директор — сотрудники музея обходили старые дома, разговаривали с местными жителями, и часто горожане делились те или иными вещами: зимой вновь обретенные экспонаты возили на салазках.
Музей продолжал работать в довольно стесненных условиях. Поскольку площади были очень небольшими, под каждый выставочный проект место освобождалось путем частичного разбора основной экспозиции с последующим ее воссозданием в прежнем виде — то есть процесс был вдвойне трудоемким. Требовалось расширение музейных площадей. Спустя некоторое время появилась надежда на решение этой острой проблемы. Мало кто знает, что дом Алянчикова — особняк, который музей занимает уже почти двадцать лет, мог бы стать музейным домом на несколько десятилетий раньше: вопрос о его передаче поднимался еще в 1974 году. К сожалению, тогда эта надежда не оправдалась, и свой «квартирный вопрос» музей решит только в конце ХХ века.
Вторая половина 80-х была ознаменована всплеском музейной активности — последним значительным в «советской» истории музея: к столь же высоким показателям посещаемости, как в 1989—1991 годах, Касимовский краеведческий вернулся, только выбравшись из кризисной «ямы» девяностых. А в конце 80-х в музее стабильно бывало почти 30 000 гостей ежегодно.
Начались девяностые. К этому периоду у жителей нашей страны отношение противоречивое. Для кого-то они стали временем тяжелых потрясений, кто-то именно тогда нашел применение своей предприимчивости и едва ли не с благодарностью вспоминает финальное десятилетие прошлого века. Одного у девяностых не отнять — переменам в жизни им обязаны все без исключения.
В начале 90-х музей задался целью разыскать и собрать потомков местных купеческих и дворянских фамилий. Истории родов активно изучались — были составлены родословные Баранаевых, Вереиных, Гильдебрантов, Качковых, Краснощековых, Мансуровых, Наставиных, Резвяковых, Салазкиных, Серебренниковых, Шемякиных; составлена картотека семейств с указанием места их родового дома.
В середине десятилетия музейщики жили предчувствием глобальных перемен — поставленный еще в 1974 году вопрос о передаче музею дома Алянчикова обещал наконец разрешиться — учреждение принимало активное участие в организации работ по реставрации старинного особняка.
Этот дом никогда не пустовал. Как и абсолютное большинство архитектурных памятников города, после революции он зажил новой жизнью, и там последовательно находились библиотека, Дом пионеров; в 50-е годы тут появились первые жильцы, а к интересующему нас периоду — второй половине девяностых — в купеческих апартаментах вполне в духе времени работал ресторан, в полуподвальном помещении — бар, на первом этаже — магазины; также планировалось открытие отделения банка. Передача здания музею практически совпала с его очередным юбилеем. Состоялось это в 1998 году. Мечта — без преувеличения — поколений музейщиков о расширении площади наконец-то сбылась. В распоряжении Касимовского краеведческого музея отныне были просторные помещения на трех этажах.
Приятные перемены ставили перед сотрудниками непростые задачи. Предстояло много работы над благоустройством, куча хозяйственных хлопот и, главное, построение принципиально новой экспозиции, которая бы стала лицом современного музея, стремящегося в XXI век.
Концепция нынешней экспозиции была разработана главным хранителем фондов Т. А. Прониной в рамках подготовки дипломной работы. Экспертизу проекта провел Рязанский кремль, он же выступил рецензентом. В начале лета 2001 года в доме Алянчикова началось строительство экспозиции «История Касимовского края с древнейших времен», открытие которой состоялась в сентябре 2002 года.
Сегодня главный музей Касимова, самобытного и необычного города, неизменно привлекает туристов богатством коллекции, ее многообразием и разноплановостью. Экспозиция расположилась в одиннадцати залах, каждый из которых максимально информативно повествует о жизни города и горожан на каждом историческом этапе, с древнейших времен до современности. Все экспонаты подлинные. Особое место в выставочном пространстве отведено взаимному влиянию и содружеству двух довольно непохожих культур — русской и татарской. Самым ярким воплощением такого причудливого симбиоза является «Голгофа» — скульптурная композиция, неизменно удивляющая посетителей своим необычным внешним видом. Уникальный образец деревянной поли­хромной скульптуры XVII века являет собой образы главных библейских персонажей, которых отличает, однако, одна яркая особенность — черты их лиц далеки от каноничных евангельских, скорее, они более монголоидные, то есть копируют облик местных татар. Помимо прочего, в экспозиции представлены местные народные промыслы — вырковская глиняная игрушка, образцы касимовской набойки, гармонь-касимовка.
Кстати, в отношении промыслов — того, что во много определяет индивидуальность каждого места — музей выступает не только как хранитель артефактов. Многие традиционные промыслы, которые уже давно не развиваются в «естественной среде», «живут» в музее благодаря мастерам «Школы ремесел». Тут можно научиться мастерить глиняную игрушку, овладеть тонкостями касимовской набойки и касимовской росписи — она появилась уже в ХХ столетии, однако до сих пор является известной приметой городского быта. Помимо прочего, в музее проводятся мастер-классы по изготовлению обрядовых кукол-оберегов, лыковой игрушки; также тут можно приобщиться к ткачеству как на настоящем этнографическом станке, так и на специальном приспособлении — бердо.
Еще один важный проект музея — «Университет третьего возраста». Это своеобразное сообщество пожилых людей, комфортное пространство для их общения и интересного досуга. Для слушателей университета организуются экскурсии по актуальным выставочным проектам, мастер-классы, лекции, поездки — все это помогает пожилым людям чувствовать себя вовлеченными в культурную среду города и жить более насыщенной жизнью.
Впрочем, на этом работа музея с особыми категориями гостей не ограничивается — более года реализуется программа для людей с ограниченными возможностями «Музей — территория равных». Музейные мероприятия с удовольствием посещают и взрослые, и дети. Важным шагом на пути к повышению доступности музейного пространства для инвалидов стало начертание шрифтом Брайля основной информации об экспозии и общих сведений о музее. В Касимовском историко-культурном музее-заповеднике регулярно гостят выставки из музеев России и частных коллекций. Также музей активно демонстрирует богатство собственных фондов. «Хроника столетия» — так называется цикл выставок, который длится уже не первый год, каждая выставка — одна из страниц в истории города и страны, повествование о том, что привнес тот или иной год в жизнь Касимова и касимовцев.
В 2015 году Касимов стал первым и единственным городом Рязанской области, получившим статус исторического поселения федерального значения. Изменение статуса Касимова привело к изменениям в структуре главного музея города — главного хранителя его культуры. 19 ноября 2015 года Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Касимовский краеведческий музей» было официально переименовано в «Касимовский историко-культурный музей заповедник». Музей вышел на новый уровень своего развития в качестве исторического, культурного, туристического центра региона.
Касимов — город в своем роде уникальный: здесь значимые культурные объекты, наиболее интересные для туристов, находятся под открытым небом, архитектурный облик города отличает целостность и первозданная сохранность. Так, на начальном этапе в состав музея-заповедника были включены архитектурные памятники ансамб­ля Соборной площади: собственно дом Алянчиковых — место, где располагается стационарная экспозиция, и три корпуса Торговых рядов.
Очевидно, что музеи ХХ и XXI века — это принципиально разные музеи. Культурная и информационная среда развиваются так, что музей в классическом понимании — и огромный в мегаполисе, и краеведческий в небольшом городе — становится не актуальным, а в условиях провинции — и вовсе нежизнеспособным. Оставаясь местами аккумуляции краеведческого и исторического знания, местом притяжения краеведов, историков и исследователей, музеи стремятся стать ближе к людям, стать местом отдыха и досуга, источником развлечения, и даже ищут возможность решить важные социальные проблемы.
Что ждет музей впереди? Вообще у музейщиков к прогнозам на будущее свой профессиональный подход, они смотрят на происходящее под особым углом: вне зависимости от эпохи их дело — сохранить ее образ и передать тем, кто придет после них. А если не заглядывать слишком далеко — музей будет работать, музей будет расти, развиваться и по-прежнему станет неотъемлемой частью портрета уникального в своем роде старинного города.