Вверх

А. И. Кузьмина. Развитие гончарного ремесла в Арзамасском крае в конце XIX — начале XX вв. (на основе коллекции керамики Музейно-выставочного центра Арзамасского района)

Ил. 1. Керамика с раскопа г. Арзамас  ул. Свободы д. 12Ил. 2. Коллекция керамики МВЦИл. 3. П. И. Горшков на базаре. 1992 год

С XVII века Нижегородское Поволжье стало одним из центров гончарного производства. По всему региону была популярна глиняная посуда из Городца, Юрина, Василевой слободы. Обилие дарового сырья — хорошей глины, дешевого топ­лива, наличие удобного сбыта способствовали тому, что многие мужчины в свободное от земледельческого труда время изготавливали глиняную посуду1. Активное развитие гончарного ремесла также происходило и в Арзамасском крае.

В Арзамасском уезде изготовлением керамики занимались в селах Казаково и Забелино, а так же в деревне Бритове Костянковской волости2. Гончарство было развито и в селе Виняеве, которое на момент XIX века относилось к Стексовской волости Ардатовского уезда3. В советский период село стало относится к Арзамасскому району, потому керамика Виняева также может считаться местной.

Центры гончарного производства отличаются глинами, которые используются в работе. От качества глины зависит качество продукции, а, следовательно, и спрос на продукцию того или иного села.

Глина добывалась в особых ямах-копях — «глинницах». Брали ее за территорией села, заготавливали, в целях безопасности, зимой, так как глиняные ямы были глубокие и могли обрушиться на глинокопа. В труде фольклориста А. В. Карпова «Кустарные промыслы Арзамасского уезда» этот процесс описывается так: «Ямы роют сажени в 4, роют зимой, когда земля замерзнет, из опасения, чтобы земля, обваливаясь, не придавила роющих (что и бывает иногда). На дне глубоких ям выступает вода, которая мешает рыть. Глина привозится позднею осенью и складывается кучками под окнами»4. Музейно-выставочным центром (МВЦ) Арзамасского района была совершена экспедиция в село Виняево, где изучены глинницы; сейчас они выглядят как поросшие травой ямы.

В археологических раскопках по адресу г. Арзамас, ул. Свободы д. 12 обнаружены черепки разной степени фрагментарности. Они представлены в основном горшками, кувшинами, крынками, мисками (сковородами), крышками и рукомоями. В отдельных случаях встречаются фрагменты изразцов, светильников и кумганов5 (Ил. 1).

По этнографическим сведения, собранным за XIX в., в Арзамасском крае изготавливались жаровни, горшки, кувшины, тарелки, сковороды, блюда, кружки, чашки, масленки, опарницы, корчаги для масла и круп, а также «гончарки» — колена для дымовых труб6 7. Село Виняево специализировалось также на игрушках8. Это частично подтверждается коллекцией керамики МВЦ, в которой присутствуют миски, горшки разного объема, кувшины, крышки, виняевская свистулька, а так же кюхля. В конце XIX — начале XX века преобладающей была керамика двух типов: белоглиняная поливная и красноглиняная с красно-коричневой (прозрачной) поливой (Ил. 2).

В селе Казакове, где делали преимущественно синюю и белую горшечную посуду, делалась в небольшом количестве крашеная посуда, и называлась она там «муравленой». Красили суриком, обмазывая им, разведенным в воде, внутреннюю часть посуды; такая посуда получалась красно-коричневого цвета. Синий же окрас керамика приобретала, если ее на шесть часов засыпали навозом или землей. В селе Бритове треть посуды была муравленая или «обливная». В Забелино почти вся изготавливаемая посуда была муравленой9. В Виняеве красили суриком — для окраски внутренней части изделий в желтый цвет, медянкой — для окраски внешней части изделий в зеленый цвет10.

Виняево как один из центров гончарного ремесла впервые письменно упоминается в 1869 году, позднее это подтверждается источниками 1894 и 1925 годов, в них же отмечается активное развитие глиняного производства еще до отмены крепостного права в 1861 году11. Появление промысла было связано, прежде всего, с потребностью иметь дешевую домашнюю утварь12. Освобождение крестьян, совпавшее с запрещением свободного доступа в помещичьи леса, подняло цену дров, следовательно, уменьшило выгоду горшечной работы, при которой необходимы дрова. Промысел пошел несколько хуже прежнего из-за дороговизны дров, а также из-за конкуренции горшечников Арзамасского уезда и увеличившегося привоза хорошей горшечной посуды из с. Богородского (Горбатовского уезда, Нижегородской губернии).

Гончарное ремесло в первой половине XX века было уже не столь популярным, и им занималась всего пара семей. В военный период большинство мастеров ушло на фронт и не вернулось. Также стала распространяться дешевая фаб­ричная стеклянная посуда. После Отечественной войны в Казакове был открыт горшечный завод. Спрос на посуду был большой, и колхоз держал в Арзамасе свой посудный ларек, который продавал гончарные изделия в окрестных селениях и в Дивеевском районе. Предприятие прекратило свое существование в конце 40-х годов: очень подорожали привозные дрова. По словам жителя села Виняева А. С. Глухова, окончательно промысел был заброшен в 1965 году13.

Сбыт товара в каждом селе происходил по-разному, но можно выделить два варианта: продажа оптом скупщику или частная продажа в розницу. Большая часть казаковской горшечной посуды продавалась по окрестным селениям, далеким от базаров, в обмен на хлебные продукты. Горшки продавались также в Арзамасе самими мастерами рознично или оптом арзамасским торговцам горшечным товаром, которых в конце XIX — начале XX века было около десяти. Розничная продажа была выгоднее, но не всегда у мастера было время так сбывать горшки14.

В 1901 году в Нижегородской губернии горшечным промыслом занималось 1145 человек. В 1915 году в Арзамасском уезде работало 45 гончарных заведений. Всего промыслом в крае в конце XIX — начале XX в. занималось до 150 человек15. Гончарные изделия (кувшины, молочницы, песочницы, горшки для каши, цветочницы, аптекарские емкости) выставлялись на Всероссийской промышленной выставке в 1896 г. Так, на выставке 1896 года село Забелино представлял Петр Андреевич Горшков, который представил глиняные аптекарские банки, которые вмещали до 20-ти фунтов. Его дело продолжил эго потомок — Павел Иванович Горшков (1908 года рождения, фронтовик) со своим учеником Валерием Анатольевичем Муравиным из Булдакова. Мастерство передавалось от поколения к поколению и дошло до начала XXI века.

Новым источником информации, рассказывающим о развитии гончарства, являются материалы работы Комплексного отряда по изучению гончарства (КОИГ), который был создан А. А. Бобринским в Институте археологии АН СССР (Москва) в 1968 году. Отряд действовал до 1982 года, проводил анкетирование населения, в результате чего было собрано свыше 3000 писем как от представителей местных властей и учителей, так и от самих гончаров и членов их семей16. Непосредственный сбор анкетного материала был начал А. А. Бобринским в 1959 году, письма арзамасских гончаров, отправленные исследователю, датируются 1961 годом.

В этих письмах даны ответы на самые важные вопросы по изучению гончарного ремесла: кто занимается ремеслом, где добывают глину, как выглядит горн, как делают посуду, на каких кругах, как заготавливают глину и т. д.17 Называются имена и адреса мастеров гончарного дела. Жители Арзамасского района направили шесть писем с подробным описанием гончарного ремесла в крае, а также рисунками горна и разных кругов.

В одном из писем дается развернутый ответ на все вопросы АОН и предоставляются новые, ранее неизвестные, факты. Так, например, гончар из села Забелина П. А. Аляпин (1907 г. р.), рассказывает, как проверялось, пригодна глина к обработке или нет: «Возьмешь кусочек глины и раскусываешь ее зубами, если же на зубах будет много песку, то она плохая, а если его нет или есть в малом количестве, то она хорошая». Проверку глины описывает и корреспондент из села Виняево: «Как говорят старые гончары, на проверку глины приезжала комиссия еще с бывшей Горьковской губернии и ими было выяснено, что эта глина идет на добычу фарфора».

Предоставленные письма представляют большой интерес в изучении гончарного ремесла периода конца XIX середины XX вв. и требуют дальнейшего подробного изучения.

В Музейно-выставочном центре имеется фотография, на которой изображен Павел Иванович Горшков в 1992 году на Арзамасском рынке во время продажи своих изделий. Эта фотография является последней фотофиксацией династии гончаров Арзамасского района (Ил. 3). Последнее же упоминание о гончарстве как о промысле и о Павле Ивановиче сдержится в газете «Арзамасская правда» от 22 декабря 1993 года18. После его смерти существование гончарного промысла в Арзамасском крае прекратилось. Соответственно, этнографических данных, описывающих особенности местного производства, практически не осталось.

Династии гончаров Арзамасского края прекратили свое существование в конце XX века, вместе с ними пропали и их гончарные традиции. Теперь изучить особенности местного гончарства можно только путем этнографических или археологических изысканий.

Статистический анализ керамического материала, полученного в результате археологических раскопок по адресу: ул. Свободы д. 12 подтверждает этнографические данные, сохранившиеся до нас. Однако некоторые факты, описанные А. В. Карповым, (синяя керамика), еще требуют подтверждения. Следовательно, вопрос соотношения этнографических и археологических данных требует дальнейшего изучения.


1 Варенцова Л. Ю. Ремесла и промыслы Нижегородского Поволжья в XVI-XIX веках. — Н. Новгород, 2003. — 
С. 10−11.

2 Еремеев П. В. Арзамасские мастера. — Н. Новгород, 1992. — С. 2.

3 Там же. — С. 74.

4 Карпов А. В. Кустарные промыслы Арзамасского уезда. — Арзамас, 2010. — С. 283.

5 Кузьмина А. И. Характеристика керамического материала культурного слоя г. Арзамаса в XVIII-XIX вв. // [Элект­ронный ресурс]. — Режим доступа: cdot-nntu.ru/basebook/sbornik_nauka_molodyh/nauka_molodyh/assets/basic-html/page1002.html.

6 Еремеев П. В. Указ. соч. — С. 74.

7 Карпов А. В. Указ. — С. 284.

8 Маслова Е. И. Забытый промысел: изготовление глиняной посуды и свистулек в селе Виняево Арзамасского района // Карповские чтения. — Арзамас, 2017. — Вып. 7. — С. 70.

9 Карпов А. В. Указ. соч. — С. 284−286.

10 Плотников М. А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. — Н. Новгород, 1894. — С. 198.

11 Пестов М. П. Описание Ардатовского уезда Нижегородской губернии. — Н. Новгород, 1869.

12 Плотников М. А. Указ. соч. — С. 204−206.

13 Маслова Е. И. Указ. соч. — С. 74.

14 Карпов А. В. Указ. соч. — С. 284−285.

15 Еремеев П. В. Указ. соч. — С. 75.

16 Цетлин Ю. Б. Керамика. Понятия и термины историко-культурного подхода. — М., 2017. — С. 101.

17 Там же. — С.19.

18 Не боги горшки обжигают // Арзамасская правда. — 1993. — № 203.