Вверх

Е. С. Халюкова. Комплектование художественного фонда в небольшом провинциальном городе: проблемы, решения, итоги

Ил. 1. В. П. Баранова. «Лоток с надписью „хлеб” с котом-продавцом». Обожженная глина, роспись гуашью. ДХМ. 1999Ил. 2. З. А. Корчагина «Петушок», ­керамика, молочение. ДХМ. 2012Ил. 3. С. Э. Шинкаренко. Сосуд «Дракон». Керамика, глазурь. ДХМИл. 4. Г. Д. Лейзаренко. Виктор, 2004 г., картон, масло, 73х71 см. ДХМ

Дивногорский художественный музей — небольшое учреждение, имеющее в штате четырнадцать человек и расположенное в муниципальном образовании город Дивногорск с численностью жителей 33 тысячи человек. На данный момент в городе расположено два музея: художественный и городской, имеющий широкое краеведческое направление комплектования фондов. Город Дивногорск — молодой, связанный с «Великой стройкой» Красноярской ГЭС. Как рабочий поселок строителей Дивногорск получил свое имя в 1957 году, статус города — в 1963 году1.

Создание музея, как и любого учреждения, требует не только энтузиазма, энергии, но и специальных знаний, опыта. Если с силами и желанием у родоначальников музея все было отлично, то недостаток профессиональных знаний в области фондовой работы спустя годы оказался заметен. Идеологами создания музея выступили начальник отдела культуры, молодежной политики и спорта г. Дивногорска Василий Михайлович Обыденко и художник, искусствовед Татьяна Александровна Рылова, занявшая должность директора нового музея. Найти профессионалов в штат было очень сложно, поэтому зачастую остальные должности на первых порах занимали люди, не обладающие нужными знаниями и навыками. Первые поступ­ления в фонды музея, самые важные и ценные, в настоящий момент не имеют ни одного документа, кроме того, что они вписаны в Книги поступлений.

Еще до официального открытия музея, в 1997 году, произошло первое пополнение коллекции из пары сотен предметов, поступивших из РОСИЗО. Это были произведения ряда российских художников второй половины XX века. Среди них работы преимущественно сибирских художников. При отборе работ учитывалась концептуальная направленность формирования фондов Дивногорского художественного музея — сохранение и популяризация творчества сибирских художников, тематическая и временная связь произведений с историей города и региона.

В том числе тогда поступили полотна Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова, Федора Васильевича Савостьянова, Александра Василь­евича Пантелеева, Юрия Александровича Межирова и др. Некоторые из них представители Ленинградской школы живописи, другие учились и жили на Урале, третьи — коренные сибиряки. Через фонды РОСИЗО в музейное собрание попали произведения Андрея Геннадьевича Поздеева, Юрия Дмитриевича Деева, Степана Егоровича Орлова, Бориса Яковлевича Ряузова и многих других красноярских авторов. Сначала их работы были отобраны с всероссийских выставок в фонды РОСИЗО, а уже оттуда вновь вернулись на родную землю в фонды Дивногорского музея. Вот такой сложный путь и большое путешествие по стране иногда приходится проделывать произведениям искусства, чтобы в итоге оказаться всего в сорока километрах от места создания.

Первые поступления из РОСИЗО помогли создать музей. Как всем нам известно, музей — это, прежде всего, фонды. Согласно БСЭ: «Музеи — научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные»2. Соответственно, если нечего хранить, то нечего изучать и популяризировать. Начало фондовой коллекции — ее фундамент, нам с ним очень повезло. Качественный состав первых поступлений очень высок и неоспорим. Сейчас эти произведения являются нашими лучшими предметами искусства.

Благодаря качественному и разностороннему отбору предметов еще с первых поступлений сформировалось четыре коллекции: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. С началом компьютеризации в 2004—2005 годах создано официальное коллекционное деление, заведены инвентарные книги. Продолжилось пополнение фондового собрания. Если проанализировать скопленные за 20 лет работы музея 4843 предмета, то можно понять, что работа по отбору произведений не до конца систематизирована и часто вызывает вопросы, вынуждает идти на компромиссы. Могу предположить, что с некоторыми из данных проблем сталкиваются не только в художественных, но и в музеях других типов.

Невозможность отказать автору по морально-этическим и психологическим причинам. Данная проблема комплектования фондов явно характерна для небольших музеев, где собственник или автор лично включены в культурную среду города и конкретного учреждения. При наличии личных взаимосвязей и зависимости в будущих делах, отказать в принятии в фонды предметов в корректной форме становится очень сложно.

Необходимость пополнения фондов, увеличение числа предметов, то есть погоня за «показателями». К сожалению, подобная проблема характерна не только для фондов. Сейчас от музеев требуют все больше увеличивать число посетителей, число мероприятий и количество музейных предметов. Каждый год фонды должны пополняться. Как это сделать без финансирования? Приходится во многих ситуациях снижать планку.

Из первых двух проблем вытекает третья: необходимость постоянного баланса между увеличением фондов, невозможностью отказать автору и низкими художественными качествами работы, которые не имеют музейного значения.

Отсутствуют четкие, выверенные критерии. Теоретически кажется возможным вывести не только концепцию комплектования фондового собрания, но и перечислить четкие критерии, которым должны соответствовать произведения изобразительного искусства. Однако на практике оказывается, что фондово-закупочная комиссия в каждом отдельном случае руководствуется самыми разными критериями. Невозможно заключить произведение искусства в четкие рамки. Можно определить лишь некоторые пункты: наличие профессионального образования у художника, участие автора в выставках, наличие званий, представленность творчества автора в других музейных собраниях. Впрочем, и здесь возникает много спорных вопросов, таких, как обязательность образования или выставок.

Таким образом, члены фондово-закупочной комиссии при обсуждении руководствуются примерными критериями, зависимы от личности автора и обстоятельств дарения. В каждом отдельном случае члены ФЗК опираются на собственные морально-этические нормы, профессиональные знания и навыки. Эксперты оценивают произведения по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов.

Возвращаясь к конкретным фондам Дивногорского художественного музея, приходится признать, что далеко не все произведения выполнены на одном высоком профессиональном уровне. Часть работ, составляющих фонд, стоит ближе к народному, нежели профессиональному творчеству. Например, работы Валентины Петровны Барановой, самобытного мастера-прикладника из г. Зеленогорска. Один из ее циклов глиняных игрушек «Ярмарка» в количестве 239 предметов был куплен у автора музеем в 2004 году. Предметы куп­лены по 100 рублей за штуку. Творчество Валентины Барановой не профессионально, вызывают большие сомнения его художественные качества и возможности обеспечения сохранности. С другой стороны, практика показала, что данные небольшие предметы очень хорошо дополняют выставки художников-любителей, используются в экспозициях. Работы В. П. Барановой нельзя сопоставить с профессиональными работами, стилизованными предметами русской утвари Зинаиды Алексеевны Когчагиной, выполненными в технике молочного обжига. Однако и тот, и другой предметы ценны, определены профессионалами как важные для фондового собрания, включены в основной фонд и на данный момент имеют одинаковое значение с юридической точки зрения.

Основное фондовое собрание Дивногорского художественного музея насчитывает 3772 предмета. С момента открытия музея прошел 21 год, нехитрые математические подсчеты дают результат — поступления в фонд составляют почти 180 предметов в год. Почти все из них — это дарения. Произведения, приобретенные в музей благодаря покупке, составляют не более 15% общего числа музейных предметов. Для муниципального художественного музея 180 единиц хранения в год — это очень большая цифра. Каковы же пути и способы столь крупных пополнений?

Самые объемные дарения сформировали три авторских коллекции: Е. Шепелевича, Г. Мусина и Е. Белоусова.

Гордость музея — коллекция произведений Евгения Александровича Шепелевича (1927−1993). Его называют «летописцем» строительства КГЭС и города Дивногорска3. В произведениях художника отражены этапы строительства гид­роэлектростанции — от сброса первого камня в Енисей, строительства котлована до выстраивания опор линии электропередачи; совсем юный Дивногорск, простые рабочие-строители, которые своим трудом возвели главное достояние нашего города. В целом коллекция работ Евгения Александровича в наших фондах — кладезь художественно осмысленных исторических сюжетов. Практически для каждого этапа строительства ГЭС можно найти графический лист, в той или иной форме рассказывающий зрителю о сложных перипетиях «великой стройки».

Евгений Александрович скончался в 1993 году, оставив огромное творческое наследие. Его дочери Татьяна и Наталья стали хранительницами наследства. Особенно стоит отметить огромную работу по сохранению памяти об отце, проделанную Наталь­ей Евгеньевной Лариной. Она очень бережно относится к творчеству отца и не продает его работы в частные руки, постепенно передавая эти последние осколки прошлого в музеи. Так, крупные поступления в коллекцию произошли в 1998, 2002, 2007 и 2012 годах. Общее количество работ Е. А. Шепелевича в фондах музея на сегодняшний день составляет более 1500 предметов. В честь двадцатилетия музея в 2018 году Наталья Евгеньевна подарила коллекцию из 174 портретов. Портреты выполнены графитным карандашом, углем, тушью, фломастерами и ручкой. В них отражены образы самых разных людей, встреченных художником в начале творческого пути: воспитанники детского дома, работники колхозов, строители КГЭС. Человеческие лица в портретах очень живые, в них чувствуются не только внешние черты, но и эмоции, индивидуальность характера.

Значительно меньше работ в основной фондовой коллекции принадлежит авторству Гумара Гайсановича Мусина (1943−2014)4 — 130 единиц. Автор сам производил дарение работ в первое десятилетие существования музея. Крупные поступления его работ произошли в последние годы, когда художник по состоянию здоровья уже отошел от творчества. Мастерскую ему пришлось освободить, работы были перевезены домой и в музей. В одном из кабинетов музея, в мастерской художника-экспозиционера, для Гумара Гайсановича оборудовали рабочее место, чтобы сгладить тяжелое время болезни. Писал в то время художник уже мало, почти все имеющиеся произведения передал в фондовое собрание. Среди работ Гумара Гайсановича живописные и графические пейзажи, жанровые картины, в том числе на тему быта народов Севера, а также наброски, портреты художников, друзей и родных.

С 2006 по 2009 годы и в 2011 году художественному музею дарил свои произведения дивногорский дизайнер, декоратор Евгений Георгиевич Белоусов (1946). В музейных фондах он представлен в качестве живописца и графика. Художник-экспериментатор с ярко выраженной творческой индивидуальностью, контрастно отличающийся от других. Он интересен для изучения как в области техник и приемов, так и с точки зрения тематики и философии работ. Музей хранит более 600 его работ, не считая предметов, принятых в научно-вспомогательный фонд. В 2018 году Евгений Георгиевич отказался от мастерской, оставшиеся в собственности работы (25 предметов) передал в музейное собрание.

Крупные дарения от художников или наследников за 21 год существования музея составили большую часть его фондов. Другой же путь формирования коллекции — дарение предметов искусства авторами после персональных или сборных выставок. В этом случае самый удачный для нас опыт — юбилейный 2018 год и юбилейная ­20-я «Дивногорская палитра», уникальная по составу. После выставки авторы и собственники поздравили учреждение подарками — картинами, скульптурами, предметами декоративно-прикладного искусства и графическими листами. Собственно, дарение хотя бы одной работы было одним из условий участия в выставочном проекте.

Кафедра художественной керамики Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского приняла участие в выставке почти полным педагогическим составом. После выставки в музее оставили свои произведения члены Союза художников России, профессора Елена Анатольевна Краснова, Иван Николаевич Кротов, Ирина Геннадьевна Окрух, Александр Яковлевич Мигас, доцент кафедры Вероника Валерьевна Резинкина. К ним присоединились профессора, педагоги кафедр живописи, графики, скульптуры и народной художественной культуры: Сергей Петрович Горбатко, Светлана Михайловна Гинтер, Виталий Николаевич Гудвилл, Владимир Иванович Переятенец, Надежда Алексеевна Стрижнева, Максим Николаевич Руднев, Евгения Николаевна Дружинина.

В целом педагоги Института искусств принимали самое активное участие в пополнении фондов Дивногорского художественного музея в 2018 году. Их вклад особенно ценен для коллекции декоративно-прикладного искусства, которая не пополнялась новыми предметами с 2015 года.

Внесли свою лепту и свободные художники Красноярска, Дивногорска, Абакана и Улан-Удэ. Светлана Эдуардовна Шинкаренко оставила в музейных фондах керамический сосуд «Дракон», напоминающий кухлю, но с тремя тонкими высокими горлами, имитирующими трехглавого дракона. Выразительности предмету придает болотно-зеленая глазурь и крупный размер, удачное сочетание классической техники и переосмысленной формы традиционного русского сосуда. Василий Яковлевич Сивцев щедро предложил в музейную коллекцию трогательную небольшую круглую скульптуру «Аня», отлитую из бронзы. В ней автор воплотил идеализированный образ маленькой девочки в платье с широкой юбкой и двумя пышными хвостами.

Красноярский график Иван Николаевич Шаповаленко поздравил музей с юбилеем работой «Шестикрылый Серафим» на христианскую тему с соблюдением иконографического образа. Четкие плавные линии, крупные понятные формы, пульсация белого на черном используются в графических работах из серии «Гэсэр» художника из Улан-Удэ, члена правления Бурятского регионального отделения Союза художников России Евгением Анатольевичем Болсобоевым. Он и абаканская художница Надежда Яковлевна Кобыльцова оказались на дивногорской земле благодаря посредничеству «Арт-галереи Романовых». Приобретение трех работ Е. Болсобоева в наши фонды расширяет территориальный охват представленных художников. Евгений Анатольевич много работал как скульптор, в последние годы занялся графикой и в основном обратил все свои силы к переосмыслению бурятского традиционного искусства и национального эпоса с центральным героем Гэсэр5. Его образы базируются на коренных основах бурятской культуры, накопленном опыте поколений.

После «Дивногорской палитры» 2018 года основной музейный фонд пополнился на 46 предметов. Состоявшиеся профессиональные художники, имеющие вес в культуре Дивногорска и Красноярска, далеко не всегда идут навстречу музею, не хотят дарить свои работы, что совершенно объяснимо. Для любого художника его работа — это доход, он этим живет не только в переносном, но и самом прямом смысле. Молодые художники, еще не сделавшие себе имя, легче расстаются с работами. Например, молодой Красноярский автор Антон Анатольевич Тхоренко после проведения персональной выставки передал на постоянное хранение в музей 11 предметов, из них пять приняты в основной фонд.

Весной 2019 года фонды Дивногорского художественного музея вновь пополнились благодаря наследникам. В январе ушел из жизни Гертруд Давыдович Лейзаренко (1934−2019) — красноярский художник и педагог. Дочь художника, Лариса Гертрудовна, оставила для семейной коллекции только несколько работ из наследия отца, все остальные живописные произведения предпочла передать в музейные собрания г. Красноярска, а также в дивногорский музей. В итоге в фонды были приняты 20 предметов.

Опыт работы с фондами в небольшом муниципальном художественном музее показывает, что даже при отсутствии финансирования и возможности закупать музейные предметы, можно работать с теми, кто готов расставаться с предметами искусства безвозмездно. Следует чаще обращать внимания на наследников недавно ушедших художников, им хочется распорядиться творческим наследием достойно, сохранить память. Также легче работать с начинающими художниками, оказывая им помощь и поддержку в экспонировании произведений с условием передачи одной-двух работ в фонды. Состоявшиеся мастера предпочитают участвовать в крупных выставочных проектах, одним из условий участия в которых может являться, в том числе, передача произведений в фонды музея.

После решения проблемы с пополнением фондового собрания возникает следующий вопрос: с научной инвентаризацией и атрибуцией поступивших предметов.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей предписывает нам систематизировать предметы в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания6. Предметы систематизируются по типам источников, коллекциям, видам материала, видам искусства, технике, назначению. Такое разделение облегчает их изучение и регистрацию в инвентарных книгах, создание надлежащих условий хранения. Именно разница в условиях хранения обуславливает, например, отнесение акварельных рисунков или картин, выполненных гуашью, темперой, акрилом на бумаге к графике вне зависимости от их живописных качеств. С другой стороны, предметы, выполненные в одной технике, могут быть отнесены к разным коллекциям в зависимости от характеристик. Керамика, например, может быть отнесена как к декоративно-прикладному искусству, так и к скульптуре.

Очень часто много вопросов вызывает атрибуция предметов, особенно из ранних поступлений. Нашему музейному собранию только 21 год, но первые поступления далеко не все имеют полноценную атрибуцию. Музейные предметы не датированы, не имеют размеров, иногда не известны имена авторов или изготовителей, неверно записаны названия. Часть вопросов можно легко снять при очередной сверке наличия музейных предметов, другие требуют изучения и сопоставления фактов, документов.

Дивногорский художественный музей в 2019 году, вероятно, завершит свою деятельность как отдельное юридическое лицо и объединится с городским музеем. Существование муниципального музея с узконаправленным комплектованием фондов оказалось непростой задачей. Возможности ее осуществления обусловлены историческими и территориальными фактами. В Дивногорск приезжали художники на «великую стройку» — это первое поколение мастеров. В здании Старого Скита в советское время располагались мастерские Художественного фонда, потом их оставили на муниципальном обеспечении, сейчас там работают и молодые художники. Близость к краевому центру позволяет много работать с красноярскими свободными художниками, педагогами Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского и Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова. Только эти факторы позволяют пополнять фондовое собрание и успешно организовывать выставки. Становится очевидным, что художественный музей как отдельная структура в маленьком городе все же слишком не рентабельна и не выдерживает испытаний временем. Вероятно, слияние его с городским музеем имеет под собой основания.

Проблемы комплектования фондов в небольшом музее связаны в основном с полным отсутствием финансирования на покупку произведений искусства. Бюджетные средства выделяются исключительно на содержание здания и выплату заработной платы сотрудникам, обеспечение же комплектования ложится на плечи работников музея, в нашем случае на главного хранителя и заведующей экспозиционно-выставочным отделом. Решение проблемы комплектования — постоянная личная связь с художниками и их возможными наследниками, организация персональных выставок и коллективных выставочных проектов с обязательным условием передачи в дар произведений. Возможно, подобные методы могут показаться слишком грубыми, меркантильными, но необходимо помнить, что пополнение фондов — это, прежде всего, сохранение нашего культурного наследия.




1 Созидатели: Участники строительства Красноярской ГЭС и города Дивногорска 1955−1972 гг. — Красноярск, 2011.

2Большая советская энциклопедия. — М., 1953. — Т. 28. — С. 493.

3 Родной край: История и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). — Набережные Челны, 2018.

4 Художники земли Красноярской: каталог. — Красноярск, 2007. — С. 157, 315.

5 Сайт художника Евгения Болсобоева // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: bolsoboev.ru/.

6 Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 // КонсультантПлюс // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/.