Вверх

А. С. Андронов. Музейная педагогика. Опыт музея Русского Патриаршества

Музей Русского Патриаршества — уникальный совместный проект Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородской епархии. Первый подобный музейный проект нашей страны. Экспозиция музея посвящена жизни и деятельности Пат­риархов Московских и Всея Руси Никона и Сергия, уроженцев Нижегородской земли, а также Патриархов Русской Православной Церкви XX — начала XXI вв. Алексия I, Пимена, Алексия II и Кирилла.

На первом этаже музея представлена портретная галерея всех предстоятелей русской православной церкви. Патриаршество в России было учреждено при царе Феодоре Ивановиче 23 января 1589 года. Тогда при участии Патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественная патриаршая интронизация. Изображение первого Патриарха Иова на сводах первого зала Музея Русского Патриаршества открывает сонм предстоятелей Русской Православной Церкви. Первые Патриархи Иов и Гермоген явились духовной опорой государству в эпоху смутного времени и были причислены к лику святых. Шестой по счету пат­риарх стал знаменательной личностью в русской истории — это уроженец Нижегородской земли, святейший Патриарх Никон. В годы его служения происходят значительные изменения в церкви. Ему в Музее Русского Патриаршества посвящен отдельный зал.

Под портретами патриархов указаны годы их служения. Петр I упраздняет патриаршество, заменяя его Духовной Коллегией, которая потом преобразовалась в Священный Синод. В 1917 году русская православная церковь вновь избирает предстоятеля. Время Патриарха Тихона пришлось на переломную эпоху в истории страны. Святейшему Патриарху Сергию (уроженцу города Арзамаса) в музее посвящены два зала. Патриархам Алексию I, Пимену, Алексию II и Кириллу посвящен заключительный зал, где представлены их личные вещи и богослужебные облачения.

Музей Русского Патриаршества привлекает не только уникальными экспонатами, которые собирались по всей России, но и особым духом церковной истории. Обзорная экскурсия по музею дает возможность проследить историю русского патриаршества от своего возникновения до сегодняшнего дня, а также открывает каждому посетителю удивительные факты жизненного пути и духовного становления русских патриархов.

Зал, посвященный Патриарху Никону, открывает экспозиционное пространство второго этажа музея. Каждый посетитель, попадая в зал святейшего Патриарха Никона, имеет возможность прикоснуться к церковной истории, узнать о судьбе этого человека и его месте в истории России. Представленные экспонаты являются первоисточником в получении исторической информации, а также создают особое эмоциональное восприятие сложных исторических событий и фактов XVII столетия.

Центральный зал второго этажа посвящен Арзамасскому городовому магистрату, в историческом здании которого сейчас располагается музей. В общественной жизни Арзамаса XVIII-XIX вв. магистрат играл важную роль, поэтому располагался на главной городской площади. Здание, построенное во второй половине XVIII в. специально для магистрата, сегодня является уникальным памятником архитектуры этой эпохи, а также является единственным неперестроенным образцом гражданского барокко второй половины XVIII в. в нашей стране.

Оно представляет собой двухэтажный в плане (17×19 м) объем, завершенный высокой четырехскатной крышей с характерным для барочной архитектуры переломом. Скаты верхней части крыши — прямоугольные, нижней — с вогнутой поверхностью. Средняя часть южного фасада основного объема выделена квадратным в плане крытым на три ската ризалитом с главным входом. Здание кирпичное, отштукатуренное. Стены расчленены лопатками, по горизонтали обведены раскрепованными узкими межэтажными и широкими многорядными венчающими карнизами. Окна с лучковыми перемычками украшены наличниками с замковыми камнями, «ушами», прямоугольными навершениями, дополненными в более высоких проемах второго этажа треугольными фронтонами и криволинейными фартуками. Ризалит имеет более развитый межэтажный пояс, его скругленные углы акцентированы радиусными колонками. Дверной и оконные проемы с полуциркульными перемычками украшены аналогично окнам нижнего яруса основного объема. Вход дополнительно отмечен треугольным фронтоном1.

Городовые магистраты занимались ведением гражданских и уголовных дел, а также выполняли административные функции: рекрутский набор, взимание податей, запись в купечество и мещанство, выдача купцам свидетельств на вступление в подряды, выдача паспортов, оформление договоров о найме. Кроме того, осуществлял надзор за иногородними торговцами и промышленниками, вел книги городских земель и строений для выдачи справок об их покупке, ведал выдачей мер и весов, контролем качества товаров, установлением купчих на недвижимость.

При магистрате состояли городской сиротский суд и торговый словесный суд. Сиротский суд осуществлял попечение о малолетних сиротах и вдовах купцов, разночинцев, мещан и дворян, документально оформлял сведения об изменениях в их делах. Место председателя в сиротском суде занимал городской голова, с ним заседали два члена городового магистрата и городовой староста.

Словесный суд состоял из двух словесных судей, которых избирали ежегодно городским обществом. Суд разбирал иски купцов, связанные с покупкой товаров, денежными займами, устраивал слушания по спорам между купцами и наемными работниками.

Часть экспозиции, посвященная деятельности городового магистрата, хранит фотокопии уникальных рукописных документов, принадлежавших магистрату, старинные монеты, чеканенные при императрице Екатерине II. В каждом документе скрываются удивительные линии жизни городских купцов и чиновников, простых жителей и служителей церкви.

Следует сказать, что само возникновение Музея Русского Патриаршества в городе Арзамасе символично. Арзамас — родина святейшего Пат­риарха Московского и Всея Руси Сергия (Страгородского). Формирование музейной экспозиции начиналось с подбора и оформления залов, посвященных Патриарху Сергию. Часть экспозиции отражает важнейшие этапы его жизни и служения церкви. Каждый этап открывается фотодокументальной композицией. Первый план посвящен родному городу Сергия — Арзамасу. Здесь в семье дьякона, а затем священника Алексеевского монастыря Николая, родился сын, которого назвали в честь деда, протоиерея Воскресенского собора и благочинного города Арзамаса Иоанна Страгородского. Тетушкой маленького Ивана была игуменья Алексеевской женской обители Евгения. В стенах этого монастыря и прошло детство будущего патриарха. Затем была не менее строгая «ученическая» обстановка юношества. Это годы учебы в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской семинарии. Его способность к изучению языков, хорошие познания в библейской истории и истории церкви позволили ему выдержать сложнейший экзамен в Петербургскую духовную академию и получить право обучения на казенный счет. Престиж Петербургской духовной академии был велик, преподавательский ее состав представлен лучшими историками и богословами своего времени.

Сокурсники отмечали спокойный и мягкий нрав своего товарища, а также его музыкальные способности. В музее представлена фисгармония времен Страгородских. Иван очень любил этот инструмент и хорошо играл на нем церковную музыку, обладал красивым и густым басом. Учась на старших курсах, он со своим другом посещал Валаамский монастырь. Лучший студент духовной академии, общительный и открытый для всех, Иван решил принять монашеский постриг. Друзья и некоторые преподаватели были против такого решения. Они втайне от Ивана отправили телеграмму в Арзамас его отцу, чтобы тот приехал и отговорил сына принимать монашество. Отец приехал в Санкт-Петербург, провел с сыном несколько серьезных бесед, после которых сам присутствовал на пострижении сына в монахи с именем Сергий в честь одного из Валаамских чудотворцев.

По окончании духовной академии началась миссионерская деятельность Сергия Страгородского в Японии. Способность к изучению языков позволила молодому иеромонаху уже через два месяца вести службу и читать лекции на японском языке. Этот период его жизни отражен в фотодокументальных материалах экспозиции. Отдельное место занимает модель крейсера «Память Азова», на котором иеромонах Сергий проходил службу судовым священником. После окончания второй японской миссии архимандрит Сергий Страгородский возвратился на родину, где почти сразу был назначен ректором Петербургской духовной академии. За годы его ректорского служения 400 выпускников защитили богословские диссертации. Но в 1917 г. в один момент в стенах духовной академии перестали звучать лекции. Началась новая страница светской и церковной истории.

Годы жестоких гонений и революции нашли свое отражение в следующем экспозиционном комплексе. Символическим центром этой композиции является красное знамя — начало излома истории и массовых репрессий. На фоне знамени представлено разрушение храмов, суд над священнослужителями. Основной предметный план комплекса занимает фрагмент разрушенного купола церкви, искореженная церковная ограда. В оконном проеме — увеличенная фотография «Суд над Арзамасским епископом Домитианом». Все, происходившее в стране, ярко отражает советский лозунг — «За новый быт!» В это время уже митрополиту Сергию приходилось принимать трудные решения, идти на компромисс. После смерти Патриарха Тихона в 1925 г. митрополит Сергий стал местоблюстителем патриаршего престола. Это назначение было тяжелым испытанием для будущего Патриарха. Каждый закрытый храм, разворованный монастырь или сосланного в лагерь священника он воспринимал как личную трагедию.

Политическая агрессия и безрассудство сменились агрессией военной. Великой Отечественной войне посвящена следующая часть экспозиции. Здесь представлен собирательный образ городской квартиры. Затемненные, крест-накрест заклеенные окна, разломанная мебель и печка-буржуйка — все это символы разрушенной мирной и спокойной жизни. Об ушедшем тепле домашнего очага напоминают сохранившиеся обои, образ Богородицы, книги. Громкоговоритель на стене связывает жизнь тыловых городов с передовой. Возможно, именно из такого громкоговорителя митрополит Сергий узнал о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. В первый день войны Сергий пишет духовное воззвание «Послание к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Всех верующих нашей страны он призывал немедленно встать на защиту Родины. Послание было разослано по всем церквям и епархиям. Фотографии и документы, представленные на стенде, отражают деятельность Русской Православной Церкви в годы войны. Кроме проповеди и духовной поддержки на линии фронта, в тылу церковью осуществлялся сбор денежных средств для постройки танковой колонны «Дмитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский».

Одним из важнейших и интереснейших моментов биографии Патриарха Сергия является историческая по своему значению его встреча с И. В. Сталиным. Исход этой встречи был решающим для дальнейшего положения Церкви и Патриаршества, которое вновь было восстановлено. Открывались храмы, постепенно восстанавливались богослужения. Документ, свидетельствующий об этой встрече, представлен среди фотографий интронизации патриарха Сергия и реконструкции его последнего рабочего кабинета. Пишущая машинка «Ундервуд», настольная лампа, телефонный аппарат, часы, письменные принадлежности относятся к 1920−1940 гг.

Завершают эту часть экспозиции фотографии, посвященные кончине святейшего Патриарха. Множество людей пришло проститься с главой Русской Православной Церкви, с удивительным богословом, талантливым дипломатом и просто добрым и открытым человеком, отдавшим все свои силы на сохранение церковного и народного единства в тяжелое и страшное время нашей великой истории, человеком, которого уже при жизни называли «Ангелом-Хранителем» Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и Всея Руси Сергий Страгородский явился знаковой фигурой XX века, и Музей Русского Патриаршества бережно хранит память о нем.

Первый этаж музея хранит личные вещи Пат­риархов: Алексия I, Пимена, Алексия II, Кирилла.

Двадцать пять лет, дольше всех других, Пат­риарху Алексию I было суждено управлять Русской Православной Церковью.

Патриарх Алексий I, в миру Сергей Симанский, родился при царе Александре II. Его детство прошло при Александре III. Будущий предстоятель помнил Николая II, падение монархии, революцию, Первую мировую войну. Великую Отечественную войну митрополит Алексий проведет в блокадном Ленинграде. В 1945 году будет встречать Победу, в 1961 лично беседовать с Юрием Алексеевичем Гагариным. Патриарх помнил, как Никита Сергеевич Хрущев грозился показать по телевизору «последнего советского попа». Он прожил 93 года. Экспозиция отражает основные этапы духовного роста иерарха — от маленького мальчика, паломника Валаамской обители, затем прилежного студента Ленинградской духовной академии, священника, получающего первый опыт служения, до архипастыря и первостоятеля Русской Православной Церкви. При нем церковь обретает мощи выдающихся святых — Серафима Саровского, Александра Свирского, Максима Грека и Филарета, святителя московского.

Благодаря Патриарху Алексию I в России вновь зазвучит колокольный звон, церковь всячески будет способствовать духовному возрастанию и укреплению международных отношений с соседними государствами. Божественное служение Алексия I было непреодолимым велением сердца, которое он не в силах был остановить и которое испытал до конца. Последнего посетителя Пат­риарх Алексий принял за девятнадцать минут до свой смерти. О своем служении патриарх однажды скажет: «Мое церковное служение началось с шестилетнего возраста. Я прошел все ступени церковного служения — и кадило подавал, и псаломщиком был, и иподиаконом, и твердо знал, что стану священником и никем иным. Разумеется, к такому выбору подвели меня мои бесценные родители. Они научили меня любить православное богослужение, научили посещать святыни. У меня никогда не было сомнения, по какому жизненному пути я пойду». Этот трудный путь служения Богу и Церкви навсегда останется на страницах нашей истории.

Экспозиционные площади музея, фотодокументальный и предметный его планы дали импульс к созданию всевозможных интерактивных программ, экскурсий для юных посетителей. Направление «музейная педагогика» стало одним из приоритетных и актуальных. Создание детских экскурсионных программ, мастер-классов, тематических лекций, игр-квестов требовало относительно нового и креативного взгляда на подачу сложного исторического материала. Тема истории русского патриаршества должна была стать интересной и доступной для школьной ауди­тории. Была создана специализированная детская экскурсия «В гостях у Патриарха». В основу экскурсии положена игровая образовательная деятельность. Создание детской экскурсии, посвященной истории русского патриаршества, осложнялось отсутствием популярного в современной музейной практике тактильно-познавательного контакта с репликой или копией оригинального экспоната. Многие музеи этнографической или естественно-научной направленности уже довольно продолжительное время используют подобные педагогические практики. Неподдельное эмоциональное впечатление у юных посетителей вызывает, например, демонстрация научного эксперимента, или личное участие в нем (в рамках музейной экскурсии), или элементарная возможность взять в руки копию любого бытового предмета средних веков или древнего мира. Все эти «интересные» моменты экскурсии сближают юных посетителей с музейным пространством и определенной исторической эпохой, что, конечно же, само по себе уже большое музейно-педагогическое приобретение. При разработке детской экскурсии по Музею Русского Патриаршества изначально фактически отсутствовала возможность «раздать» детям копии экспонатов и личных вещей Патриархов. Педагогической и духовной ценности этот момент экскурсии не имел бы. «Примерить» эпоху на себя, надев реконструкцию кольчуги воина времен Куликовской битвы и подержать в руках «пат­риарший посох» или надеть мантию предстоятеля Церкви — абсолютно разные моменты. Выходом из ситуации являлась игровая основа экскурсии, актуализирующая уже имеющиеся знания детей о конкретной исторической эпохе. Отдаленность и «неприступность» экспоната, например, богослужебного облачения епископа Русской Православной Церкви, компенсировалась подробных рассказом о его символике и ассоциативных связей со светскими костюмами и предметами.

Музей Русского Патриаршества начал выстраивать работу со среднми образовательными, специализированными и высшими учебными заведениями сразу по нескольким образовательным направлениям.

Первым разделом являлось и является краеведение. Тематическая составляющая этого направления посвящена объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) города Арзамаса. Сотрудники музея знакомят юных посетителей с храмами города Арзамаса. Отдельное внимание уделяется Воскресенскому собору. Через интер­активную составляющую программу музей предлагает юным посетителям знакомство с уникальными фресками собора, которые были выполнены учениками Арзамасской художественной школы академика А. В. Ступина. Познакомиться с фресками можно и в зимне-весенний период, когда Воскресенский собор не функционирует. Особенностью этого образовательного направления является возможность иначе взглянуть на церковные комплексы Арзамаса, знакомые каждому местному жителю, узнать их историю, архитектурные традиции и уникальность их исполнения. Главные церковные комплексы находятся в непосредственной близости от Музея Русского Патриаршества и вместе с ним представляют исторический облик города.

Юным посетителям предоставляются увле­кательные задания — самостоятельно читать деловую документацию XIX века, найти отличия от современного облика Соборной площади по фотографии известного нижегородского фотографа М. П. Дмитриева. К началу учебного года музей традиционно проводит мероприятие «Что написано пером». Каждый посетитель имеет возможность самостоятельно попробовать писать гусиным пером на манер представленных исторических документов. Краеведческая направленность музейной педагогики находит точки соприкосновения со спецкурсом «Арзамасоведение» в Аразамасском филиале ННГУ.

Духовно-просветительская деятельность музея организуется и исполняется в рамках ориентирования на предметы школьного курса: «Основы религии и светской этики», «Основы религии России», «История России». Экскурсия «В гостях у Патриарха» открывает основные вехи русской церковной истории через личности Патриархов Иова, Гермогена, Филарета, Никона, Сергия и четырех последних иерархов русской церкви. Уроки-экскурсии посвящены Патриархам Смутного времени (Иову, Гермогену), истории церковного раскола XVII в. и отдельно личности Патриарха Никона, уроженца Нижегородской земли.

Юным посетителям открыты некоторые аспекты взаимоотношений церкви и государства в XX веке, отдельно обозначена роль русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, предоставляется возможность прочитать воззвание митрополита Сергия Страгородского, обращенное к русскому народу в первый день войны, что дополняет эмоционально-ценностную составляющую музейной программы. Школьники открывают для себя удивительный мир истории и лучшие примеры служения отечеству и церкви.

Следующим направлением музейной педагогики является раскрытие и объяснение символики богослужебных облачений, составляющих весомую часть музейного собрания. Темы, посвященные символике богослужебных одежд, входят в календарно-тематическое планирование по школьным предметам «Основы религии и светской этики» и «Основы религии России».

Кроме обзорных экскурсий, музей предлагает интерактивное мероприятие «Самое красивое таинство церкви. Венчание». Юные посетители узнают историю формирования таинства венчания, особенности обряда в разные исторические эпохи — от ветхозаветных до современных. Тема «Таинства русской православной церкви» входит в курс предмета «Основы религии России». Интерактивная составляющая мероприятия, музейное пространство и оригинальный подход к подаче материала создают знаково-символическую насыщенность музейной педагогической деятельности.

Удивительная акустика музейных залов дала возможность творческой самореализации вокальным и музыкальным коллективам города Арзамаса, что является отдельным пунктом музейной педагогики. Музыкальные мероприятия носят просветительскую и образовательную направленность и уже являются своеобразной визитной карточкой музея, который бережно сохраняет историю и шагает в ногу со временем. Примером организации концерта церковной музыки является музейный проект «Песнопения Божественной Литургии». Юные посетители узнают ее духовный смысл и особенности, перевод основных песнопений на современный русский язык, а также особенности вокальной составляющей русского церковного пения. Живое исполнение подкрепляется интерактивной «шпаргалкой» — дублированным переводом текстов с церковнославянского на ­русский. Музей предлагает оригинальную форму проведения занятий по предметам школьного курса «Музыка» и «Мировая художественная культура».

Кроме интерактивных программ в здании магистрата, музей организовывает «План выходного дня». Такая форма деятельности подразумевает не только осмотр музейной экспозиции, но и посещение конной базы «Казачий хутор», где для гостей устраивается экскурсия, катание на лошадях и рассказ о главных особенностях русского сельского быта.

Музей проводит мастер-классы по скрапбукингу, рисованию по бересте, изготовлению елочных игрушек и рождественских открыток.

Инновационным мероприятием для арзамасской музейной среды является музыкально-образовательный концерт — совместный проект Музея Русского Патриаршества и студентов Арзамасского музыкального колледжа, ориентированный на младшее и среднее школьное звено. Юные посетители имеют возможность послушать классическую музыку, узнать устройство музыкальных инструментов, а также ненадолго стать непосредственными участниками музыкального номера.

С 2016 года музей начал проводить интерактивные мероприятия «Уютный дом» и «Семейные ценности», руководствуясь методическим материалом авторского комплекса настольных игр «Наследие». (Авторы: ассистент кафедры эстетического воспитания ИПиПД УрГПУ Елена Николаевна Бородина, студент-бакалавр Ксения Дмитриевна Гусева). Процесс духовного, нравственно-патриотического воспитания старшего дошкольника и младшего школьника осуществляется через приобщение к произведениям русского изобразительного искусства. Ведущей формой познавательной деятельности становится детская игра совместно со взрослым (педагогом, родителем, иным субъектом педагогического процесса), со сверстниками или более старшими детьми.

Организуя образовательную базу для совместной деятельности с общеобразовательными учреждениями, музей ставит задачи, актуальные для обучения и воспитания подрастающего поколения, и отвечающие постулатам музейной педагогики:

1. Приобщение к музею и музейной культуре с раннего возраста. Формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему.

2. Развитие способности у юных посетителей извлекать информацию из первоисточника — экспонатов Музея Русского Патриаршества и церковно-архитектурных комплексов города Арзамаса.

3. Активизация творческих способностей личности и творческой деятельности в музее. Поиск новых форм общения с культурным наследием.

4. Духовно-нравственное воспитание молодежи на примере служения церкви и отечеству предстоятелей русской православной церкви.

5. Воспитание патриотизма, активной и твердой жизненной позиции и любви к Родине и родной истории.

6. Развитие кругозора у юных посетителей, формирование терминологической базы. Музей дает подробное объяснение памятных дат, праздников, их духовно-нравственной составляющей.

7. Создание многоступенчатой системы музейного образования (школа — музей — учреждения дополнительного образования — вуз).

8. Мотивация процесса обучения, создание «опыта радости». Экскурсия также преду­сматривает развивающую игру «вопрос-ответ», «определение самого внимательного посетителя музея» и т. д.

Отдельное место в образовательной деятельности занимает проект «От музейного порога по церковной лестнице». Он дает возможность познакомиться с жизнью патриархов и опытом их духовного становления. Прикасаясь к живым страницам своей истории, подростки и студенты видят подлинный и неподкупный пример служения отечеству и Русской Православной Церкви в лице ее духовных предстоятелей. Проект в ­ком-то будит интерес к истории родной страны, воодушевляет к исследованию собственной родословной, кому-то дает возможность сделать свой первый шаг к храму. В настоящее время музей организовывает дискуссионный клуб, посвященный вопросам истории церкви и современным нравственным и духовным проблемам.

Проводятся совместные мероприятия с активами школ и вузов, посвященные памятным датам истории церкви. Организуются совместные паломнические поездки по родовым и памятным местам русских патриархов, составляются маршрутные карты и путеводители по памятным местам служения патриархов, ведется сбор исторических данных. Музей активно проводит открытые лекции и конференции, посвященные вопросам истории государства и церкви с участием школ и вузов города Арзамаса.

Совместно с учебными заведениями города, общественными организациями и Арзамасским благочинием ежегодно проводится тематические викторины по истории России, основам православной культуры, творческие конкурсы среди школьников и студентов.

Нахождение в музее, пропитанном духом церковной истории, должно быть интересным и приятным, а духовные ценности понятными и ненавязчивыми. Музей Русского Патриаршества не ставит себе задачу воцерковить каждого юного посетителя. Воцерковление — это процесс, затрагивающий душевное и даже психофизическое состояние человека. Музей не нарушает это личное пространство, он дает знание о религии, о народных традициях, морально-этических нормах, открывает посетителям лучшие примеры служителей отечеству и церкви.




1 Арзамас. Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры. — Н. Новгород, 2013. — С. 365.