Вверх

В. Л. Гуренко. Образ музея в мировоззрении посетителей

Музей — это система, которая пытается от­образить в себе две фундаментальные философские категории: пространство и время. Так как эти категории, вопреки нюьтоновской концепции, являются человеческими умозрительными конструкциями и сосуществуют только вместе с культурой, культура использует символический образный ряд для осуществления этой идеи — проекция времени и пространства. В культуре знаковое общественное время, в котором тесно сплетены образы, ценности и индивидуальная и надындивидуальная память, концептуализируются в то, что принято называть историей. Музей как продукт эпохи Нового времени вынужден находиться в линейном или прогрессивном времени. В этом понимании историческое время — это самостоятельный объективный процесс, который выражается в модернисткой номенклатуре как хронология. Подобная смена существует в области искусства. На протяжении всей истории искусства эстетические представления, вкусы и техники менялись, руководствуясь этим zeitgeist. Подобная историческая скоротечность может создать ряд проблем для очевидца, а именно проблему «исторического забвения» и понимания культурного настоящего. Для решения этих проблем и появляется музей, который призван «схватить» значимый для истории или искусства материальный объект и сосредоточить его в себе, чтобы в дальнейшем с помощью музейных предметов проиллюстрировать модель исторической эпохи, социального института, жанра живописи и т. д.

Однако, несмотря на то, что музей хранит, комплектует, исследует и выставляет музейные предметы, не существует норматива рационального понимания и чувственного восприятия музейной экспозиции и музея в целом1. Таким образом, ставится вопрос: «Как интерпретировать музей?». В этом плане, Музей — это Дом, выступающий как модель Острова и Океана бытия2. В этом плане остров или королевство в свернутом виде существует как дом. Музей же является результатом этого свертывания. Посетитель же представляется как странник. Этот странник пытается понять, где он находится. Он исследует эту область, обнаруживает, что существует таинственное послание, сформулированное в виде материального алгоритма, который выражен в музейной экспозиции. Но как правильно считать музей и возможно ли правильно его считывать?

Отвечая на эти вопросы на помощь исследователю приходит искусство интерпретации — герменевтика. Использование геременевтического метода в музейном пространстве предполагает, что исследователь воспримет музей или музейную экспозицию как текст. В этом тексте выявляется музейная «логика повествования», обнаруживаются кульминационные моменты, а также смысловые лакуны — странные места, которые не позволяют понять «музейный текст» в целом. Идея «герменевтического круга» в музее позволяет осознать диалектическое понимание того, что, как целую историческую эпоху нельзя понять, не поняв ее часть, которая выражается в музейном предмете, так и музейный предмет невозможно понять, не имея общих представлений об эпохе в целом. Аналогично эта идея работает и в музеях изобразительных искусств.

Философский интерес представляют не только идеи о музее, о произведении искусства или артефакте древности, которые были интеллектуально сгенерированы при исследовании, но и сами мировоззренческие идейные основания исследователя. Зачастую только интеллектуалы способны мыслить о своем мышлении. Обыденному сознанию трудно отрефлексировать свои мысли или чувства. Например, субъект может выдвинуть тезис о том, что картина ему нравится, но объяснить, почему — не может, или же этот субъект утверждает, что в картине есть глубокий смысл, но объяснить какой — не в состоянии. Обыденное сознание, таким образом, обуславливается интуицией, повседневным опытом и шаблонными социальными стереотипами. Однако это не означает, что мировоззренческие установки у обыденного сознания отсутствуют.

Почему актуально исследовать идейные установки посетителей в музее? Во-первых, это исследование предостерегает от того, что музей как социальный институт культурно изолируется, т. е. станет элитарной закрытой системой. Таким образом, исследование мировоззренческих установок посетителей позволяет музею координировать свои функции, сбалансированно осуществлять просветительскую и массовую деятельность.

Эти мировоззренческие установки операционально можно назвать пресуппозициями. Термин пресуппозиция имеет отношение не столько к философии, сколько к лингвистике и НЛП (нейролингвистическое программирование). В данном контексте пресуппозиция — это мировоззренческая предпосылка, установка индивида или группы, способная на подсознательном уровне описывать бытие и человека. В тексте и в речи эти установки даны косвенно. Исследователи выделяют аналитические (логические) установки и синтетические. В качестве примера можно предложить вопрос «Почему мне дали одно яблоко, а ему целых три»? Аналитическая пресуппозиция будет сводиться к логичному очевидному выводу — вопрошающий обделен. Несмотря на свою банальность, этот вывод помогает выстроить базовую схему отношений (А<В). Синтетическая пресуппозиция, исходя из более вероятного положения дел, соединяет идею обделенности с более глубинными смыслами. Это становится заметно, если проанализировать функцию слова «целых» в изначальном вопросе. Какова функция этого слова? Можно заключить, что слово «целых» имеет под собой риторически ценностно окрашенную функцию. Следовательно, три яблока для субъекта ценнее, чем одно. В этом плане уже А→В. Отсюда можно вывести: 1) идею жадности вопрошающего; 2) идею, что максимальное количество более ценно, чем минимальное; 3) и, наконец, идею равенства (справедливости).

Возвращаясь к музею: отношение посетителя к музею обычно фиксируется на сайте или в книге отзывов. Сам факт, что в музее есть книга отзывов, говорит о том, что музей это не закрытая система. С одной стороны, музейным работникам интересно, что о музее думает посетитель, с другой — книга отзывов имеет символическую коммуникативную функцию. Так, музей в виде книги отзывов аккумулирует в себе разнообразный объем отзывов для того, чтобы продемонстрировать сферу своего влияния. Чем шире эта сфера, тем лучше. Поэтому музейные работники, как правило, просят иностранцев или известных личностей оставить свое послание или отзыв музею. Исследуя книгу отзывов в целях выявления пресуппозиций посетителей зачастую можно наталкиваться на хвалебные или юмористические отзывы.

В качестве объекта исследования для выявления пресуппозиций можно привести следующий отзыв, который был оставлен в книге отзывов музея: «Очень скучный музей. Зал природы ни о чем! Пустота!». Первое, что стоит отметить, это радикальность суждения. Что значит «пустота» и «ни о чем» при условии, что, скорее всего, в экспозиционном зале есть как минимум музейные экспонаты? Исходя из этой предпосылки, можно выстроить две гипотезы, которые исходят из количественных и качественных установок. Количественная установка исходит из идеи «жадности», где под «пусто» подразумевается «недостаточно» (мало). Вторая установка имеет отношение не к количественному аспекту, а к качественному. Таким образом, в рамках этой гипотезы «пусто» значит, что ни экспонаты, ни экспозиция в целом не произвели на посетителя эстетического или эмоционального эффекта. Необходимо иметь в виду, что в этом варианте с одной стороны может быть, что действительно экспозиционный ряд музея выстроен методически некорректно и, тем самым, не смог затронуть ценностные эстетические установки посетителя, с другой стороны, неочевидно, что эти эстетические установки у посетителя присутствовали раннее. Важно отметить, что эстетическое чувство возникает только при сопряжении ценностной установки субъекта с предметом прошлого или с произведением искусства. Если ценностные установки посетителя не рефлексируются, или же они не коррелируют с художественно-экспозиционным решением музейной экспозиции, то эстетические чувства не смогут быть актуализированы в музейном пространстве. Таким образом, причина отсутствия чувственного и эмоционального эффекта не в музее, а в посетителе.

Можно привести другой отзыв, который поднимает глубокий философский вопрос об онтологизирующей функции музея, в которой подразумевается соотношение исторического процесса и музейного пространства. «Ничего не сказано о почетных гражданах нашего города, как будто их и не существовало». Какие мировоззренческие установки можно выявить в этом отзыве на музейную экспозицию? Во-первых, это установка, что музей — это то пространство, которое обуславливает существование различных исторических феноменов (в данном случае, известных личностей города). Можно сделать вывод, что существование персоналий или знаковых событий в историческом времени зависит от пространства музея. В мировоззрении посетителя музей легитимирует историческое прошлое, делая его тем самым очевидным (наблюдаемым) для зрителя. Это не случайно т. к. в ранней греческой философской традиции истинным являлось то, что можно наблюдать или осязать. Это ярко демонстрируется в древнегреческих натурфилософских исканиях архэ как первоосновы всего сущего (воды, огня или воздуха). В этом заключается особенность и музейной визуальной демонстрации. Эта демонстрация не только актуализирует историческое прошлое, но и придает ему статус существования. «Музей выступает таким Стеллажом, с помощью которого сам по себе артефакт в музее раскрывается в философском плане прежде всего тем, что он являет собой инобытие, включенное в иную трансцендентную систему, выраженную в некоем Трансцендентном, искусственно созданной музеем системе координат»3.

Во-вторых, в этом отзыве можно выявить идею исторической полноты. В этом понимании краеведческий музей обязан максимально полно соотноситься с историческими особенностями страны или города. Метафорически музей в этом аспекте можно представить как зеркало, которое, несмотря на незначительные искажения, должно максимально точно отображать историческую реальность. Не вызывает сомнений, что краеведческий музей должен максимально отразить историю своего города, но всегда будут исторические аспекты, которые выпадают или идейно подразумеваются музеем.

Подводя предварительные итоги, можно отметить, что музей, несмотря на свою камерность и мистичность, не является герметичной закрытой системой. Порой впечатление посетителя задает тон и традиции восприятия музейной деятельности. Это, в свою очередь, побуждает музей сделать выбор традиции дальнейшего функционирования — от классической до постмодернистской. Выбор традиции обусловит образ музея в мировоззрении посетителей, без которых музей как культурный институт существовать не может.




1 Бонами З. А. Как читать и понимать музей. Философия музея. — М., 2018. — С. 5.

2 Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. — М., 2008. — С. 78.

3 Философия музея. — М., 2013. — С. 18.