Вверх

Н. В. Молева. Дионис и его фиас в коллекции терракот из фондов Муромского историко-художественного музея

Таблица 1. Дионисийские терракоты из коллекции графов Уваровых. Муромский историко-художественных музейИл. 1. Маска Диониса из КитеяИл. 2. Маска Диониса из Эрмитажа

С 1919 года в фондах Муромского историко-художественного музея хранится коллекция античных терракот графов Уваровых. Она насчитывает 31 памятник. В актах поступления этой коллекции со слов графини П. С. Уваровой написано, что они найдены «при раскопках в Смирне» — известном эллинистическом центре Малой Азии1. Однако анализ этих терракот (цвет глины, ее консистенция, иконография образов) позволяют утверждать, что, кроме статуэток из Смирны, там есть и фигурки из других античных центров Малой Азии (Мирины, Милета), Афин и, может быть, Тарента.

Целью нашей работы является выделение из упомянутой коллекции терракот, связанных с почитанием Диониса, датировка и атрибутирование их. Всего в коллекции содержится 11 статуэток, всесторонне иллюстрирующих культ Диониса и его фиаса. Прослеживаются также изменения в иконографии этого бога, происходившие в течение почти 500 лет (с V в. до н. э. по I в. н. э.).

Дионис — один из самых популярных греческих богов, непременный участник Элевсинских мистерий, многофункционален. Это бог плодородия земли, садов и виноградников; вместе с тем он и его свита являются патронами виноделия. Все эти ипостаси олицетворяют производительные силы природы. Дионис и его спутники (Сатиры, Силены, Менады, Пан) были и родоначальниками античного театра. Трагедии и комедии появились из оргиастических дионисийских обрядов, в которых принимало участие все население города или сельского поселения. Один из участников дионисийского фиаса — Пан — покровительствовал пастухам. Кроме всего прочего, жизнь и путешествия Диониса по разным частям света привели в круг его символов пантеру, слона, быка, осла и козла. Самыми узнаваемыми эмблемами, олицетворявшими самого бога, были виноград, плющ, канфар, фаллос2. Имел Дионис и ярко выраженное хтоническое значение, выступая покровителем умерших в подземном мире и принося им хоть малую толику веселья через вино, возливаемое на могилах родственниками. Неудивительно, что целые статуэтки этого бога и его свиты находят именно в могилах. В таком качестве он имел прозвище Хтоний (подземный).

Происхождение этого культа весьма спорно. Считается, что он пришел в Грецию из Малой Азии (Фригии или Лидии). Некоторые исследователи выводят его из Фракии. Однако имя Диониса (Di-vo-nu-so) было прочитано на табличке из Пилоса конца II тысячелетия до н. э.3 Вероятно обе эти версии имеют право на существование, поскольку культы умирающего и воскресающего бога плодородия растительности имели место и в малоазийских центрах, и в городах крито-микенской культуры. В олимпийский Пантеон Дионис вошел, видимо, с гомеровского времени (IX-VIII вв. до н. э.), поскольку именно в «Илиаде» и «Одиссее» встречаются первые упоминания о нем как «несущем радость смертным» и его даре в виде амфоры с вином (Il., XIV, 325; Odys., XXIV, 74). Поэтические источники, начиная с Эврипида, описывают исступленные культовые церемонии в честь Диониса, сопровождавшиеся винопитием, криками, танцами и всеобщим экстазом (Эврипид. Вакханки. 690−710; 740−760). Именно эти особенности отправления культа Диониса обеспечили ему популярность и устойчивость в среде как городского, так и сельского населения на протяжении всего периода античности. Фиас этого бога — Сатиры, Силены, Пан и Менады — с древнейших времен являлись низшими божествами плодородия и почитались людьми едва ли не в большей степени, чем сам Дионис.

Изображения Диониса известны в искусстве древней Греции с VI в. до н. э. В росписи на чернофигурных и ранних краснофигурных вазах конца VI в. до н. э. он предстает в виде зрелого мужчины с длинной заостренной бородой и венке из листьев винограда или плюща. Одет он в длинный хитон, иногда с богатым восточным орнаментом4. С V в. до н. э. образ Диониса появляется в коропластике и оказывает влияние на все его последующие изображения. Это благообразный зрелый мужчина с волнистыми волосами, разделенными прямым пробором и зачесанными назад, с кудрявой окладистой бородой, прикрывающей шею, подковообразными усами и правильными чертами лица. На голове его диадема с покрывалом, спускающимся на плечи5. При всей схожести этого образа в разных частях Греции в V-IVвв. до н. э. он имеет существенные локальные различия, сказавшиеся, прежде всего, в характере головного убора. В Элладе (материковая Греция) это венок, тения (лента) или скромная диадема в виде обруча; в Восточной Греции (малоазийское побережье) — это пышные диадемы, украшенные розетками и пальметтами в сочетании с венками и тениями — все, что присуще восточной роскоши. Именно такие воплощения Диониса имеются в коллекции из Муромского музея. Таких изображений шесть. Все они представляют собой головы, фрагменты объемных статуэток или терракотовые маски-протомы.

Одна из них, вероятно, самая ранняя (Табл. 1, 1), представляет собой голову Диониса с прической из волнистых волос, зачесанных назад, с бородой, довольно длинной и заостренной книзу, спускающейся спиралевидными локонами на шею, и подковообразными усами. Черты лица классически правильны, выражение меланхолично. Внешние углы глаз опущены к вискам. Головной убор состоит из венка и диадемы с высоким выступом верхней части (частично отбит). Сзади — покрывало. Судя по аналогичным изображениям, на центральном выступе размещалась пальметта или розетка. Терракота отличается высокохудожественным исполнением: после оттиска в форме она тщательно доработана стекой. Подобные изображения Диониса известны в Таренте6. Иконография Диониса свидетельствует о разных традициях изображения (форма бороды, усов, покрывало на головном уборе). Датировать эту терракоту можно концом V — началом IV в. до н. э. Похожая иконография Диониса имеется и на его терракотовой маске из Китея, выполненной из импортной глины7. Судя по плотной оранжевой глине и особенностям головного убора, терракота выполнена в одном из греческих центров Малой Азии (Ил. 1).

Следующая терракота представляет собой вотивную маску Диониса (Табл. 1, 2), высотой около 10 см, с прической из волнистых волос, разделенных прямым пробором и забранных назад. Борода из вертикальных прядей имеет округлую форму; усы — подковообразные. Черты строгого лица классически правильные. На голове бога высокая диадема с тремя пышными большими завихряющимися розетками (центральная отбита). Сзади диадема прикрыта покрывалом, спускающимся до шеи. Лицо ото лба до губ покрыто красной краской. На поверхности — отчетливые следы белой грунтовки. Работа коропласта тщательная, с применением стеки. Розетки (Ил. 1) вылеплены отдельно. Иконография и фасон бороды из Китея, указывают на IV в. до н. э. Однако в этом образе сохраняются еще архаические черты, присущие изображениям Диониса: форма усов, покрывало, красная краска на лице. Обычай обмазывать лицо Диониса красной краской прослеживается в коропластике с VI в. до н. э. Хорошо известна маска этого бога из Эрмитажа, происходящая из Беотии и относящаяся к VI-V вв. до н. э., с подковообразными усами и лицом, покрытым темно-красной краской8 (Ил. 2). Происхождение такого обычая весьма древнее. Плутарх, описывая сельский праздник в честь Диониса, (а именно в сельской местности сохранялись самые древние черты этого культа), упоминает, что участники церемоний мазали лицо винной гущей (Плутарх. Застольные беседы. V). Поскольку Дионис воплощал в себе черты умирающего и воскресающего бога крито-микенского мира, красная крас­ка на его лице могла символизировать кровь как символ очищения. По-особому выглядит и глина этой терракоты: она коричнево-красная, плотная, с мелкими белыми частицами (один из островов Эгеиды). Образ Диониса имеет сходство с преды­дущим, но относится к более позднему времени — сер. IV в. до н. э.

В коллекции Уваровых есть еще одна вотивная маска Диониса, очень похожая на предыдущую, но имеющая и некоторые отличия (Табл. 1, 3). Это тот же образ и та же иконография (лицо, прическа, борода). Очень похожа и диадема с тремя розетками (правая отбита), но розетки, вылепленные отдельно из шести лепестков, проще по своему устройству и имеют выпуклую середину. Форма для оттиска несколько сработана, а доработка стекой — суммарна, без тщательности. В этой терракоте также сохраняются (Ил. 2) некоторые архаические черты, присущие Дионису из Эрмитажа классического времени: покрывало на диадеме, форма усов. Глина — желто-оранжевая, малоазийская. По всем вышеперечисленным признакам и по аналогии с предыдущим изображением, эту вотивную маску можно датировать IV в. до н. э.

Следующие три изображения Диониса (Табл. 1, 4−6) представляют собой фрагменты (голова и шея) объемных терракотовых статуэток, воплощающих образ юного бога, весьма популярный в эллинистическое время (III-I вв. до н. э.) и вытеснивший из коропластики «зрелого мужа» с окладистой бородой и усами. Заметим, что такой важный признак, как прическа, заставляет отнести эти изображения к позднеэллинистическому времени (II-I вв. до н. э.). Связать эти изображения с дионисисйским кругом и самим Дионисом позволяют ряд признаков. Прежде всего — головной убор, включающий тении, венки и диадемы с выступающей вверх центральной частью, как на предшествующих терракотах.

Так, в изображении № 4 представлен юный Дионис в ленте (тении), закрывающей половину лба, и диадеме в виде венка с выступающей центральной частью (верх отбит). Лицо юноши с правильными чертами, бритым подбородком и короткой прической с зачесанными вперед прядями, доработанными стекой. Шея длинная. На нее спускаются концы тении. Самым важным датирующим признаком в данном случае служит прическа, характерная для молодых мужчин Римской империи после Ю. Цезаря, т. е. времени Октавиана Августа — Тиберия — Калигулы. Такие волосы нашли отображение в римском скульптурном портрете второй половины I в. до н. э. — первой половины I в. н. э.9 К этому же времени, вероятно, принадлежит и рассматриваемая терракота.

В художественном выражении наиболее выразителен фрагмент № 5. По своему облику эта голова юного Диониса аналогична предыдущей. Отличие ее лишь в более мягкой моделировке лица и кудрявых волос, разделенных прямым пробором. Тения повязана высоко надо лбом; концы ее спускаются вдоль шеи. Диадема такого же типа, что и в № 4. Обращает на себя внимание и ярко-красная плотная глина, похожая на хиосскую. Вполне возможно, что этот образ Диониса, не копирующий прически римских императоров и более соответствующий божественному облику Диониса, мог быть создан во II в. до н. э.

Очень интересна голова юного Диониса № 6. Его строгое безбородое лицо отличается «сгорбленным» сирийским носом, широкая тения закрывает половину лба. Над ней — массивная диадема или калаф; форму восстановить трудно из-за многочисленных сколов. Волосы, закрывающие уши, трактованы в виде виноградных ягод. Подобная передача волос (а иногда и бороды) появляется в античной коропластике с III в. до н. э. и является отличительным признаком Диониса-Винограда10. Во II в. до н. э. появляются изображения юного Диониса с короткими волосами в виде виноградных ягод и в пышной диадеме11. Вполне допустимо, что к этому же времени или чуть позже относится и рассматриваемая терракота.

Следующий фрагмент (Табл. 1, 7) также представляет юного безбородого Диониса с волнистыми волосами, спускающими вдоль классически правильного лица и сложном головном уборе, состоящем из двух венков, одетых один на другой и тении с двумя коримбами. Это сооружение обрамляет голову и шею Диониса. Верхний плотный валикоообразный венок, такой же, как в изображениях № 1, 3, 4, характерен для Диониса и входит в структуру его диадем. Под этим венком лента с двумя коримбами — символами плодородия и эмблемой Диониса. Такие изображения изредка можно увидеть на головном уборе Деметры12, но, в основном, это атрибут Диониса. Реже его спутников — Сатиров и Силенов. Чаще всего коримбы на голове юного Диониса фигурируют в эллинистическое время13. Обращает на себя внимание и пышный венок из больших листьев плюща, расположенных по бокам от лица. Такие венки вошли в моду для дионисийских терракот со II в. до н. э. Часто в них изображаются Менады14. Вероятно, и представленная протома Диониса также относится к этому времени. По своему облику она похожа на терракоты Смирны или Мирины.

Заканчивая обзор терракот, изображающих юного Диониса, отметим, что этот образ был особенно популярен в эллинистический период. Его изображения в пышных венках с коримбами и сложных, высоких диадемах — характерных для античных малоазийских центров, прежде всего, Смирны и Мирины15.

Оставшиеся четыре терракоты являют нам образы всех спутников Диониса: Менад, Сатира, Силена и Пана. Особым изяществом и мастерством исполнения отличается объемная головка Менады в плющевом венке, что связывает эту девушку с культом Диониса (Табл. 1, 8). У нее удли­ненное лицо с правильными чертами, маленький, чуть тронутый улыбкой рот, длинная, тонкая шея. Прическа традиционная: разделенные прямым пробором волосы забраны на затылке в круглый узел. Листья плюща на венке выполнены отдельно. Мода на такие венки распространилась из Афин со второй половины IV в. до н. э.16 Головка Менады выполнена в хорошей форме, черты лица и венок доработаны стекой. На поверхности сохранились следы белой грунтовки, красной и розовой красок на лице и венке. Вполне возможно, что это часть танагрской статуэтки или очень хорошее подражание ей. Глина красная, плотная, похожа на аттическую17.

Подобные фигурки девушек были найдены при раскопках Ольвии18 и Херсонеса19. По своей иконографии и приведенным аналогиям рассматриваемая головка Менады может быть датирована IV — началом III в. до н.э.

Следующая терракота представляет собой одностороннее изображение лежащего пьяного Силена в венке в виде объемного двойного валика (Табл. 1, 9). Фигура божества тучная и оплывшая, с большим животом. Силен обнажен; правой рукой он прижимает к себе мех с вином, в левой — кубок. Голова его лысая, борода вьющаяся, длинная; усы подковообразные. На поверхности сохранились следы белой грунтовки. Терракота оттиснута в слегка сработанной форме. Глина плотная, красно-оранжевая. Нижняя часть статуэтки отбита. По иконографии и аналогиям эту терракоту можно датировать IV в. до н. э.20

Замечу, что Силен (его называют «Papposilen») — неизменный спутник Диониса, всегда пьяный и расслабленный. Его гротескные изображения вызывали улыбку и смех. Греки верили в магическую силу смеха, который способен нейтрализовать зло21.

Еще один спутник Диониса — Сатир представлен в виде формы-матрицы для оттиска терракот (Ил. 1, 10). В отличие от пожилого, лысого, оплывшего Силена Сатир — мужчина в расцвете сил и возможностей. Часто этот грубый персонаж являлся героем древнегреческих комедий. На рассматриваемой форме представлен актер древней или средней комедии, изображающий Сатира, спутника Диониса. Он стоит во фронтальной позе с опущенными руками; его хитон поднят до талии, обнажая бутафорские гениталии. Замечу, кстати, что фаллос в древнегреческой культовой практике являлся символом оплодотворения и плодородия22, и это нашло свое отражение в памятниках изобразительного искусства. На лице актера — театральная маска Сатира с густыми, зачесанными назад волосами, морщинистым любом, круто изогнутыми бровями, вытаращенными глазами, курносым носом и окладистой округлой бородой. В персонажах комедии и актеры, и коропласты старались подчеркнуть гротескные черты: карикатурные маски и костюмы были призваны вызвать смех у зрителя23. Оттисков с подобных форм, различающихся положением рук и атрибутами, в античном мире известно очень много. Они пользовались популярностью начиная с IV в. до н. э. и воплощали персонажей древней, средней, а в эллинистическое время — новой комедии24.

Часто статуэтки комических актеров в масках Сатиров находят в погребениях. Именно там они сохранились целиком, что символизирует неразрывную связь Диониса-Хтония и его спутников не только с театром, но и с подземным миром. Там эти персонажи являлись защитниками усопших. А возлияния вином на могилах в поминальные дни приносило последним радость. Маленькие статуэтки, получаемые из форм, подобных рассматриваемой, мог купить любой человек и принести в качестве вотивного дара божеству и верхнего, и нижнего миров25.

Последнее керамическое изделие из дионисийского круга, входящее в коллекцию графов Уваровых в Муромском музее, представляет собой маленькую вотивную, круглодонную, двуручную флягу (Ил. 1, 11) из ярко-красной глины. На обеих сторонах ее представлен в рельефе еще один спутник Диониса — Пан. Это козлоногое существо являлось покровителем пастухов и стад. Кроме того, ему приписывалось изобретение свирели и сиринги (многотрубчатой флейты). На одной из сторон Пан в диадеме в виде двойного валика с вытаращенными глазами и короткой бородой представлен в поколенном изображении, прижимающим сирингу к груди. На другой стороне он изображен в сидящей или коленопреклоненной позе, также с сирингой. Художественный прием коропласта в передаче фигуры Пана отличается схематизмом и некоторой жесткостью, что позволяет предположительно датировать этот сосуд позднеантичным временем (после II в. н. э.). Сама же фляга — это сосуд, предназначенный для вина, что мог подвешиваться к поясу. Чаще всего фляга использовалась именно пастухами или путешественниками как дорожный сосуд, в котором предусматривалась пробка. Ее круглодонная и плоская форма не была предназначена для домашних застолий. Что касается рассматриваемой фляги, то ее малые формы (высота ок. 10 см) свидетельствуют о вотивном предназначении этого сосуда. Подносимый божеству дар должен быть полон вина. Маленькая фляга была для этой цели очень удобна. Греки всячески старались экономить на жертвоприношениях, и миниатюрные сосуды самого разного назначения часто встречаются в святилищах.

Таким образом, проанализировав сравнительно небольшую коллекцию терракот с персонажами, связанными с дионисийским культом, отмечу, что она, составляя более 1/3 части всех статуэток, производит впечатление специально и целенаправленно приобретаемой. Покупалось все, что связано с культом Диониса. Самым интересным в этом собрании является то, что в нем представлены практически все персонажи дионисийского круга. При этом разброс дат этих терракот достаточно велик: от конца V в. до н. э. до II-III вв. н. э., что свидетельствует о неизменной популярности культа Диониса на протяжении всей античности. Кроме того, на небольшом примере изображений самого Диониса (7 терракот) можно проследить все изменения в его иконографии, происходящие в течение V-I вв. до н. э.




1 Тюрина Е. Антики из собрания графов Уваровых в МИХМ // Антиквариат. — 2014. — № 3. — С. 114.

2 Молева Н. В. Культ Диониса в боспорском городе Китее // Артефакты и сакральное в истории Боспора. — Н. Новгород, 2017. — С. 25.

3 Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. — СПб., 2004. — С. 189.

4 Горбунова К. С. Чернофигурные вазы в Эрмитаже. — Л., 1983. — № 6087; Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. — М., 1970. — С. 154−155; Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. — М., 1970. — С. 90.

5 Бритова Н. Е. Греческая терракота. — М., 1969. — С. 52. Фото 50.

6 Higgins R. A. Greek terracottas. — London, 1967. — V. 1. — Pl. 1309, 1317, 54; Winter Fr. Die typen der figurlichen Terrakotten. — Berlin und Stuttgart, 1903. — V. III. — P. 20−202/ № 2−5; Античная коропластика. — 1976. — № 277.

7 Молева Н. В. Культ Диониса и театр на Боспоре // Античность и драматургия. — Керчь, 2003. — С. 36; Молев Е. А., Молева Н. В. Боспорский город Китей. — Симферополь-Керчь, 2016. — Т. II. — С. 183. № 40; Молева Н. В. Культ Диониса в боспорском городе Китее. — С. 30. Рис. 1.

8 Ходза Е. Н. Античные терракоты из собрания П. А. Сабурова. — СПб., 2018. — С. 84−85. № 6.

9 Римский портрет в Эрмитаже. — 1974. — № VII, XIV, XXIV.

10 Денисова В. И. Коропластика Боспора. — Л., 1981. — Табл. XXI. М-171−172 (Боспор: Мирмекий); Молева Н. В. Культ Диониса в боспорском городе Китее. — С. 30. Рис. 2 (Китей, III в. до н. э.).

11 Силантьева П. Ф. Терракоты Пантикапея // САИ. — М., 1974. — Вып. Г1-И. — С. 33. Табл. 40, 1 (Пантикапей). Л. Ф. Силантьева трактует этот образ как Ариадну. Однако последняя никогда не изображалась с волосами в виде виноградных ягод, да и подбородок у этой терракоты типично мужской.

12 Русяева А. С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья (VI — I вв. до н. э.). — Киев, 1982. — С. 60. Рис. 24.

13 Молева Н. В. Культ Диониса и театр на Боспоре. — С. 75; она же. Культ Диониса в боспорском городе Китее. — С. 30. Рис. 3.

14 Бритова Н. Е. Указ. соч. — С. 117. № 125; Ходза Е. Н. Терракоты // Музы и маски. — СПб., 2005. — № 116.

15 Ходза Е. Н. Античные терракоты из собрания П. А. Сабурова. — С. 237.

16 Там же. — С. 125.

17 Белов Г. Д. Терракоты Танагры. — Л., 1968. — № 30, 39−40; Ходза Е. Н. Античные терракоты из собрания П. А. Сабурова. — С. 122. № 39.

18 Терракоты Северного Причерноморья // САИ. — М., 1970. — Вып. Г1−11. — Табл. 14. Рис. 3.

19 Шевченко А. В. Терракоты античного Херсонеса и его ближайшей округи. — Симферополь, 2016. — № 607.

20 Winter Fr. Указ. соч. — V. II. — P. 308, 5; 309, 2 (Греция); Молев Е. А., Молева Н. В. Указ. соч. — С. 178. № 2 (Боспор, Китей — головка Силена в таком же головном уборе).

21 Ходза Е. Н. Терракоты // Музы и маски. — СПб., 2005. — С. 108.

22 Журавлев Д. В. Дионис и его свита // Любовь и Эрос в античной культуре. — М., 2006. — С. 63−64.

23 Горская О. В. «Проходят маски чередою…» Театр в Древней Греции и Риме // Музы и маски. — СПб., 2005. — С. 16.

24 Ходза Е. Н. Античные терракоты из собрания П. А. Сабурова. — № 92; Шевченко А. В. Указ. соч. — № 804; Музы и маски. — № 72; САИ Г1−11. — 1970. — 38,4 (Ольвия); САИ Г1−11. — 1974. — Табл. 10, 3 (Пантикапей); Молева Н. В. Культ Диониса в боспорском городе Китее. — С. 31. Табл. 2, 5 (Китей).

25 Ходза Е. Н. Терракоты. — С. 101.