Вверх

С. В. Красулина. Исследования и реставрация картин И. С. Куликова из собрания Муромского историко-художественного музея

Ил. 1. Фонарики. Лицевая сторона с характерными крупными мазкамиИл. 2. Оборотная сторона картины «Фонарики», где виден надставленный холстИл. 3. Базар в Муроме. 1907Ил. 4. Базар у карусели. 1908Ил. 5. Ярмарка в Муроме. 1910-12

Иван Семенович Куликов (1875−1945) — уроженец города Мурома, выпускник Академии художеств, ученик И. Е. Репина, академик живописи. Большую часть жизни прожил в родном городе, где оставил большое художественное наследие. Иван Семенович сыграл большую роль в образовании музеев и подготовки кадров для преподавания рисования и черчения в школах города и района. В январе 1919 года в особняке, принадлежавшем купцу первой гильдии К. А. Зворыкину, был открыт музей, в экспозицию которого Куликов передал несколько своих самых знаменитых произведений и наиболее ценные экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства. Во время работы в Павлове на Оке Куликов пришел к выводу о необходимости создания музея для изучения истории возникновения кустарной промышленности в центральной части России. И в 1936 году в Павлове был открыт Промышленный музей, первая экспозиция которого создана при активном участии Куликова. В музей художником было передано более 100 произведений.

Во Владимир картины Ивана Семеновича Куликова поступали на реставрацию с 2011 года, сначала в мастерские «Владспецреставрации», а затем в мастерские «Владимирреставрации». За эти годы было полностью отреставрировано 11 произведений. Нашими художниками-реставраторами были возвращены в экспозиционный вид картины: «Автопортрет» (1939), «Ярмарка» (1910), «У околицы» (1913), «Торговые ряды в Муроме» (1924), «Весна», «Автопортрет» (1928), «Крестьянская пирушка», «Рождественская площадь в Муроме» (1927), «Черемуха» (1912), «Фонарики» (1906), «Базар у карусели» (1908), на ­17-ти проведены консервационно-реставрационные мероприятия к проведению выставки в палатах Владимиро-Суздальского музеязаповедника.

В процессе исследований произведений, поступивших на реставрацию, под микроскопом, с помощью УФЛ излучения, мы получили возможность детально изучить технику, технологию и особенности структуры поступивших работ, сделать их сравнительный анализ, проследить, как шло развитие творческой манеры художника, его подход к живописи. Жизнерадостное, утверждающее начало в творчестве художника наполнило его импрессионистическую живопись национальным, русским по духу содержанием, повлияло и на творческую манеру написания произведений. Всю свою жизнь он стремился увидеть прекрасное в простом: в крестьянском быте, народных праздниках, обычаях и традициях.

В построении композиций, выборе сюжетов, акцентах, расставленных на полотнах — во всем этом прослеживается школа Академии художеств. Многие его произведения написаны широко, пастозно, уверенно и звонко, создают впечатление этюдов, написанных в один прием. Часть работ выполнялась без предварительного рисунка, кистью на холсте, например «Фонарики», «Ярмарка у карусели». Интересно проследить по ним технику мастера. В его работах чаще всего используются широкие (№ 4, № 6) щетинные кисти и мастихины, среднезернистый и крупнозернистый льняные холсты, белый эмульсионный авторский или фабричный грунт, что также делает его манеру близкой к репинской.

На всех поступивших произведениях И. С. Куликова были проведены реставрационные процессы согласно методике, утвержденной Реставрационным советом. Укреплен красочный слой и грунт; удалены загрязнения с лицевой и оборотной стороны; заделаны прорывы на кромках картин; подведены реставрационные кромки или проведено дублирование основы; картины были натянуты на новые экспозиционные подрамники; утончен и выравнен покрывной слой лака; удалены поздние записи, подведен реставрационный грунт в места его утрат; картины покрыты защитным слоем лака и выполнено тонирование утрат красочного слоя. Сложность при выполнении некоторых процессов заключалась в корпусном нанесении автором фактурных мазков на красочной поверхности, поэтому часть работ приходилось выполнять с применением фланелевой подложки и достаточно большого количества фильтровальной бумаги. В остальном применялась классическая методика реставрации масляных картин.

На многих произведениях, поступивших в мастерские, были выявлены следы предыдущих реставраций. Из книги Н. А. Беспалова «И. С. Куликов» (1990) известно, что примерно в 1965 году в Москве, Ленинграде, Горьком, Владимире и Муроме прошла персональная выставка художника, на которой была представлена значительная часть его работ. Для многих тогда эта выставка стала своего рода открытием, подтолкнувшим исследователей по-новому оценить творческое наследие художника. Надо отметить, что реставрационные работы, проводившиеся в 60-е годы, выполнены профессионально, с соблюдением всех методических процессов. Часть картин была перетянута на новые реставрационные экспозиционные подрамники, которые позволили сохранять эти произведения все последующие годы. При исследовании картин в УФЛ излучении было выявлено, что на лицевой поверхности имеются тонировки красочного слоя — в границах утрат и в тон и цвет авторской живописи. Часть тонировок выполнена клеевыми красками, часть — масляными. Все это свидетельствует, что реставрационные работы проводились профессиональными художниками-реставраторами. Но так как никаких реставрационных отчетов и паспортов не сохранилось, сказать точно, кем были выполнены эти работы, не представляется возможным.

Также следует отметить, что художник в процессе написания картин часто менял формат изображений. Так, в картине «Черемуха» он надставил холст по высоте, пришив вверху и внизу дополнительные кромки, на которых с лицевой стороны дописал фон, увеличив и заменив всю композицию. Подобным образом он увеличивал размер картины «Фонарики», также вручную пришивая верхнюю часть холста. А на картине «Ярмарка у карусели», надставив правую часть основы, автор все же не стал менять композицию и большая кромка (17 см) осталась загнутой на оборотную сторону холста. Таким образом, при проведении исследований мы смогли погрузиться в так называемую «лабораторию» авторских замыслов, помогающих понять ход мысли художника, его композиционные идеи и решения.

Обратим внимание на картину «Фонарики». В книге Н. А. Беспалова репродукция этой картины подписана «этюд (91×62,5) «С фонарями в саду»» 1906. В каталожных данных в конце этой же книги имеется уточнение: «Весенняя Академическая 1906». Дело в том, что по итогам этой выставки за произведения, в числе которых была и данная картина, Куликову была присуждена первая премия имени А. И. Куинджи, считавшаяся в начале века самой престижной в России. Для Куликова это не было случайностью, потому что он параллельно с занятиями в мастерской И. Е. Репина посещал мастерскую А. И. Куинджи, который высоко ценил успехи начинающего художника и даже подарил ему свою фотографию с дарственной надписью.

В вечернем саду у накрытого белой скатертью стола самоваром размещены три девичьи фигуры, освещенные висящими на деревьях красными и оранжевыми фонариками. Произведение написано смело и быстро, с темпераментом и вдохновением, широкой кистью. Оно экспонировалось на Весенней академической выставке в 1906 г. Сравнивая изображения, мы пришли к выводу, что речь идет об одной и той же картине. Здесь прекрасно прослеживается широкая уверенная манера письма Куликова. Скорее всего, этот этюд был создан с натуры, за несколько часов, в импрессионистической манере и технике «а ля прима» его любимыми широкими кистями. Вдохновившись игрой света и тени, мерцанием фонариков и рефлексами на платьях, Куликов создал интересное произведение. Уточнить его название возможно, учитывая все данные в книге Беспалова и по музейным книгам поступления, а также каталог Весенней академической выставки 1906 года, где, скорее всего, обозначено название картины до поступления в музей.

Вызывает интерес картина, недавно поступившая к нам на реставрацию под названием «Базар у карусели» (1908). Данное произведение можно отнести к циклу изображения знаменитых муромских ярмарок и базаров. Иван Семенович любил писать крестьян в разноцветных костюмах, театральные и зрелищные выступления, многоликие толпы продавцов и покупателей — все то, что было характерно для жизни Мурома. По описанию в книге Беспалова, «на многих базарах художника можно было видеть с этюдником». Свое первое полотно на эту тему «Базар в Муроме» он создает в 1907 году. Но второе название по книге Беспалова эта картина носит как «Базар у карусели» и имеет размеры 113×85,5 см. Затем следует ряд работ: «Базар с баранками», «Мальчики на базаре» и исследуемая нами картина «Базар у карусели», которая, возможно, не являлась самостоятельным произведением. Написанные в разные годы, они выполнены в едином стиле, а некоторые женские и мужские персонажи можно увидеть в нескольких работах. Также для данных картин характерно изображение фигур против света и контрастное освещение, которое позволяет смотреться фигурам силуэтом на фоне освещенного солнцем пейзажа. В 1910—1912 годах Куликов пишет две крупные работы под одним названием «Ярмарка в Муроме», где использует этюды, созданные с натуры для других произведений. Исследуемая нами картина, имеющая название «Базар у карусели», несмотря на свой достаточно крупный размер, также может быть отнесена к разряду этюдов, а не к законченному произведению. Об этом говорит все та же широкая, уверенная манера мазка, которым написан первый план произведения, не совсем прописанные лица персонажей, условно-этюдный подход к написанию одежд. Самой карусели на произведении нет, но взгляды и позы всех изображенных направлены вправо, где, возможно, и находилась карусель. Именно с этой стороны художник позже надставил холст, но, не использовав его, загнул на оборотную сторону. Возможно, Иваном Семеновичем была задумана большая картина с одноименным названием, так как среди его работ есть произведение «Базар у карусели» («Базар в Муроме») 113×85,5 см, экспонировавшаяся на Весенней академической выставке в 1908 году. Данные работы могли иметь похожие названия и быть подготовительными для большого монументального полотна. Но эта тема требует более детального изучения с привлечением записей художника, его графических зарисовок и творческого наследия.

Соприкасаясь с произведениями этого талантливого автора, изучая технику написания его работ, манеру и особенности его колорита, начинаешь глубже понимать мировоззрение художника, его творческие искания и решения. Надеемся, что работа по исследованию творчества И. С. Куликова будет продолжена и материалы реставраторов по изучению, выявлению и возвращению произведениям экспозиционного вида преподнесут нам новые данные об этом замечательном художнике.