Вверх

Т. Б. Купряшина. Атрибуция фамильных портретов из Карачарово

Илл. 1. Портрет Натальи Демьяновны Разумовской (Казачки Разумихи) (1690-е – 1762). Копия начала XIX века с портрета Г. Стеценко середины XVIII века.Илл. 2. Портрет Натальи Кирилловны Загряжской (урожденной Разумовской)? (1747-1837 гг.) Неизвестный художник. Начало XIX века.Илл. 3. Портрет Федора Семеновича Уварова (1786-1845). Неизвестный художник. Вторая четверть XIX века. Копия с портрета Д. Доу 1822 г.Илл. 4. Портрет Федора Семеновича Уварова (1786-1845). Неизвестный художник. 1838 г. Копия с портрета В. Голике 1833 г.

В Муромском музее хранится ряд фамильных портретов из усадьбы «Красная гора» в селе Карачарово, принадлежавшей до революции известным русским ученым археологам графам Уваровым. Последняя владелица Прасковья Сергеевна Уварова выехала из России в 1918 году. Имение было национализировано, а коллекция и библиотека переданы в создававшийся тогда Муромский музей. Из-за смены владельцев многие произведения живописи утратили свою атрибуцию. В результате исследований, проводившихся в последние годы, удалось определить, кто изображен на нескольких портретах.

1. Инв. No М-6869. Портрет графини Разумовской. Неизвестный художник. Нач. XIX века. Холст, масло.

Кто это из многочисленных дам Разумовских, было Неизвестно. В книге А. А. Васильчикова «Семейство Разумовских» (СПб., 1880. Т. 2) опубликована гравюра, на которой изображена наша неизвестная дама: «Графиня Наталья Демьяновна Разумовская (Казачка Разумиха)». Судя по всему, гравюра выполнена с неизвестного оригинала нашего портрета. Почти такой же портрет, как наш, опубликован в книге из серии «Дороги к прекрасному» М. Цапенко «По равнинам Десны и Сейма» (М., 1970). Из аннотации следует, что писал портрет Г. Стеценко. Он жил в XVIII веке и писал Разумиху с натуры, но впоследствии копии с его работы были широко распространены. Видимо, одна из них находится в Муроме. Разумиха приходилась прапрабабушкой археологу Алексею Сергеевичу Уварову по материнской линии.

Итак, предлагается уточненная атрибуция: Портрет Натальи Демьяновны Разумовской (Казачки Разумихи) (1690-е — 1762). Копия начала XIX века с портрета Г. Стеценко середины XVIII века. [Илл. 1].

2. Инв. № М-6870. Портрет пожилой женщины. Неизвестный художник. Начало XIX века. Холст, масло.

В старых инвентарных книгах был записан как «Фамильный портрет». Это дало основания искать портреты родственницы Уваровых с близким типом лица. Параллельно пополнялись генеалогические таблицы Уваровых. Многие портреты родственников были выявлены в разных изданиях, но более всего их оказалось в пяти томах «Русские портреты XVIII-XIX веков» (СПб., 1905−1909). Похожие черты лица обнаружились у деда археолога Уварова — Алексея Кирилловича Разумовского. У него было четыре брата и пять сестер, из которых старшая Наталья Кирилловна была весьма колоритна и по описаниям современников вполне соответствовала нашему неизвестному портрету: некрасива, сутуловата, почти горбунья, но умна и характерна. Анализ известных опубликованных ее изображений позволил выявить несомненное сходство. Это все акварели: портрет работы Васильевского («Русские портреты». Т. I. No 58), портрет в овале неизвестного художника (Там же. Т. V. No 123), миниатюра П. Ф. Соколова (А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины XIX века. Л., 1987. No 172). На всех портретах ярко выражена индивидуальность портретирумой и прослеживаются общие черты: удлиненный и утолщенный к концу нос, складка между бровей, рисунок губ, лоб, сутулая фигура. Особо следует подчеркнуть, что характерные фамильные черты прослеживаются у всех почти братьев Разумовских: Алексея, Андрея, Льва, Григория Кирилловичей. Более того, дама на нашем неизвестном портрете более, чем на известные портреты Н. К. Загряжской (урожденной Разумовской), похожа на портреты братьев Разумовских. Существует одно серьезное возражение против того, что на нашем портрете именно она: на акварелях у нее светлые глаза, а на нашем портрете, где она, впрочем, значительно моложе выглядит, глаза светло-карие, зеленоватые. Тем не менее предлагается следующая атрибуция:

Портрет Натальи Кирилловны Загряжской (урожденной Разумовской)? (1747−1837 гг.) Неизвестный художник. Начало XIX века. [Илл. 2].

3. Инв. № М-6871. Мужской портрет. Неизвестный художник. Первая половина XIX века. Холст, масло.

4. Инв. № М-6867. Портрет графа Сергея Уварова. Неизвестный художник. 1838 г. Холст, масло. В нижнем углу монограмма из двух букв «А» и «У».

Эти два портрета объединяет внешнее сходство портретируемых и одинаковые награды. Это дало основания предположить, что изображен один и тот же человек в молодом и пожилом возрасте. Между тем Сергей Семенович Уваров никогда не служил в военной службе и не мог иметь боевых наград. Следовательно, второй портрет атрибутирован явно ошибочно, хотя сходство несомненно есть. Портретируемого искать надо было среди родственников Сергея Семеновича, живших в первой половине XIX века и сделавших карьеру по военному ведомству. Как выяснилось, у Уварова был брат Федор, у которого, судя по его формулярному списку (ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 796. Л. 6), были те же награды, что и на портрете: орден святого Георгия IV степени, орден святого Владимира II степени, прусский крест «За заслуги» и медаль в память Отечественной войны 1812 года. Большая часть уваровских коллекций хранится в ГИМе, оказались там и портреты Федора Семеновича Уварова (брата министра просвещения Уварова, дяди археолога Уварова). Д. Доу написал его блестящим офицером в 1822 году (ИЗО ГИМ. Инв. No 77 553/И- 1−2906), а В. Голике запечатлел в преклонных годах в 1833 году (ИЗО ГИМ. Инв. No 77 794/И-1−2911). Оба портрета оказались идентичны нашим, но в ГИМе подлинники, а наши копийные. Итак, новая атрибуция:

Портрет Федора Семеновича Уварова (1786−1845). Неизвестный художник. Вторая четверть XIX века. Копия с портрета Д. Доу 1822 г. [Илл. 3].

Портрет Федора Семеновича Уварова (1786−1845). Неизвестный художник. 1838 г. Копия с портрета В. Голике 1833 г. [Илл. 4].

О личности этого человека известно еще слишком мало. К сожалению, его часто путают с генералом Федором Петровичем Уваровым (его родство с графами Уваровыми не прослежено). Федор Семенович Уваров был героем Бородинского сражения, затем отличным полковым командиром, имел чин генерал-майора, но неожиданно ушел в отставку в 1827 году. Он умер бездетным в своем имении в селе Холм Смоленской губернии.

Эти четыре портрета более подробно описаны в статье «Фамильные портреты» («Муромский сборник». 1. Муром, 1993).