Вверх

С. В. Гнутова, Е. Я. Зотова. Каталог коллекции медного литья графа А. С. Уварова


Впервые предпринята попытка анализа коллекции медного литья графа А.С. Уварова1 на основе опубликованного Каталога Собрания древностей2. Сложение этого крупнейшего частного собрания во второй половине XIX в. было вызвано формированием науки об отечественных древностях, получившей в литературе название «церковная археология». Интересы церковной археологии были сконцентрированы на изучении иконографических изводов, функциональном использовании вещей, на образцах палеографии и эпиграфики и истории предметов. Художественная сторона и вопросы стилистического анализа памятников учеными не затрагивались. Проблема сложения и становления местных школ в древнерусском прикладном искусстве также оставалась вне поля зрения «церковных археологов». Заслуга же их заключалась в том, что ими была создана источниковедческая база, на основе которой стало возможным дальнейшее развитие науки о древнерусском декоративно-прикладном искусстве.

С середины XIX в. в некоторых изданиях встречаются разрозненные описания или воспроизведения, как правило, наиболее ранних памятников медного литья — змеевиков и крестов-энколпионов, иногда крестов-тельников. Приведем наиболее значительные опубликованные каталоги и описи предметов медного литья.

В «Описании памятников древностей церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова», составленном Г. Филимоновым в 1849 г., помещены таблицы с изображением медных крестов и икон без датировки3.

В 1851 г. была сделана первая попытка систематизировать собирание и изучение меднолитых предметов. Это «Записка для обозрения русских древностей», составленная И. Сахаровым по поручению Императорского археологического общества, в которой литым изделиям из золота, серебра, олова и меди уделялось особое внимание 4.

В середине XIX в. появилось описание частного археолого-нумизматического хранилища Д. П. Сонцова. В «Росписи древней русской утвари…», изданной в двух выпусках, есть разделы, специально посвященные крестам, медным литым образкам, складням и иконам, но без датировок и указаний центров изготовления5. Изображения помещены на отдельных таблицах, что может свидетельствовать уже о серьезном внимании к предметам мелкой пластики.

Во второй половине ХIХ в. одним из наиболее распространенных типов изданий становятся каталоги, описи, альбомы музеев и частных собраний, древлехранилищ, ризниц церквей и монастырей. В этот период резко возрос интерес к русским древностям и, в особенности, к археологическим находкам. Внимание археологов и собирателей начинают привлекать и металлические иконы, складни, кресты. Так, в «Описи предметов, хранящихся в музее Императорского русского археологического общества», изданной в 1869 г. Д. И. Прозоровским, предметам медного литья отведен целый раздел, включающий около семидесяти памятников, достаточно подробно описанных, но не датированных и без места находки6.

Первым каталогом, в котором были широко представлены памятники медного литья, стала Опись Новгородского епархиального древлехранилища, составленная Н. Г. Богословским в 1868 г.7 В опись включены разделы, посвященные наперсным медным крестам, образцам и створцам (до двухсот предметов). Все вещи тщательно описаны с указанием размера и различных деталей, вплоть до цвета металла и эмалей. Эта опись памятников прикладного искусства не утратила своего значения до настоящего времени.

Значительным явлением для науки стало «Описание Тверского музея» А. К. Жизневского8. Три выпуска этого каталога вышли в период с 1877 г. по 1883 г. Сам составитель подчеркивал роль графа А. С. Уварова в подготовке этого издания: «Сознавая свою не- подготовленность к занятиям археологией, я заявил графу, что намерен ограничиться лишь собиранием древних предметов, предоставляя описание более сведущим людям. И он взял сам на себя этот труд, приступив к составлению статьи о мало известных дотоле тверских памятниках…»9. Первые три выпуска вышли с примечаниями А. С, Уварова. Очевидно, и сам Алексей Сергеевич Уваров, понимая значение подобного издания, с интересом знакомился с собранием Тверского музея в свои приезды в марте 1873 г. и в 1877 г. Достоинством труда А. К. Жизневского является типологическая классификация предметов, публикация их размеров и, главное, мест находок, а также большой иллюстративный материал. Благодаря этой работе почти полностью утраченное тверское собрание древностей осталось известным науке.

В 1890-е гг. в Киеве археологами Н. А. Леопардовым и Н. П. Черновым была предпринята попытка издания свода памятников мелкой пластики, собранной на Украине10. Многие из представленных в выпусках «Сборника снимков» предметов происходили из раскопок на Княжьей Горе, в Каневе и других окрестностей Киева, что дало возможность ученым в дальнейшем воспользоваться этими фактическими материалами. К этому изданию примыкает «Каталог украинских древностей коллекции В. В. Тарковского», в который был включен ряд материалов, связанных с домонгольским литьем, собранным на территории южной Украины11. Среди них меднолитые нательные и наперсные кресты, складни, иконки и змеевики, описанные по месту их находки, что помогает проследить ареал распространения памятников медной мелкой пластики.

По своей полноте и обилию представленных произведений медного литья выделяются два выпуска «Древностей русских» собрания Б. И. и В. Н. Ханенко12. В них описаны и воспроизведены более трехсот памятников медной мелкой пластики с попыткой их атрибуции на основании внешних признаков, сохранности, места находки и района распространения, данных палеографии. Б. И. и В. Н. Ханенко, так же как и абсолютное большинство коллекционеров XIX века, пользовались при датировке предметов только своими знаточескими навыками и интуицией, часто «удревняя» отливки, не пытаясь установить центр их производства.

Последним крупным каталогом, включающим произведения церковной утвари и мелкой пластики, стол труд Н. В. Покровского «Церковно-археологический музей СПб. Духовной Академии. 1879−1909»13. В этом значительном по объему каталоге даются довольно произвольные датировки медных крестов и икон на основании визуального определения сплава металла — по цвету, консистенции и качествам отливки.

В ряду публикаций, посвященных медному литью, «Каталог Собрания древностей графа А. С. Уварова» занимает достойное место. Каталог начал выходить отдельными выпусками уже после смерти А. С. Уварова (1825−1884 гг.). Как отмечают современники, «обещав покойному графу составить опись собранных им в Поречье древностям и рукописям графиня вскоре после его кончины принялась энергично за это дело, при чем могла пользоваться содействием архимандрита Леонида (по описанию рукописей), И. М. Катаева (по описанию исторических актов) и А. В. Орешникова (по описанию монет Боспорского царства и греческих городов на юге России), но прочие отделы Поречского музея были описаны лично ею, а именно: древности каменного и металлического веков, курганные древности, иконы на досках, шитые, резные и металлические финифтяные изделия, кресты»14. Интересующий нас выпуск Каталога (Отд. VIII-XI) вышел в Москве в начале 1908 г. Он включил в свой состав четыре больших отдела: иконы резные (отд. VIII), иконы металлические, складни, наузы (отд. IX), кресты: поклонные, осеняльные, намогильные, наперсные, тельники (отд. X), отдельно литые: поклонные, осеняльные, наперсные, кресты-энколпионы (отд. XI). Выход этого Каталога был значительным событием для археологической науки начала XX в. Не случайно в одном из откликов на предыдущий выпуск (отд. IV-VI) отмечалась большая, заслуга Прасковьи Сергеевны: «Графиня П. С. Уварова оказывает истинную услугу русской науке и искусству, выпуская в свет роскошно иллюстрированное описание собрания древностей своего покойного супруга, первоначальника русской археологии в провинции…»15.

Каталог Собрания не утратил своего источниковедческого значения и до сих пор. Отделы IX и XI включают в свой состав более шестисот предметов меднолитой пластики XI — начала XX века. Материал сгруппирован по типологическому принципу: иконы, складни, наузы, мелкие иконы, кресты поклонные, осеняльные, наперсные, кресты-энколпионы. Кроме того, в этих группах можно выявить иконы-энколлии, панагии и медали. При атрибуции предметов дана следующая характеристика: сюжет, материал (желтая медь, красная медь, бронза, спруд), размер, вес («тяжелая бронза», «легкая отливка»), форма («в виде киотца», «с мочкой»), цвет эмали, надписи. Атрибуция предметов дана в общих чертах («более древняя отливка», «экземпляр почтенной древности», «новейшая точная передача древнейшего перевода», «хорошего древнего литья», «новейшая грубого дела», «более поздняя отливка», «более нового типа» и т. д.). Источник поступления приведен лишь в четырех случаях. Из-за редкости указания места происхождения назовем эти предметы. Иконка «Рождество Христово» (No 52) была подарена графу генерал-майором князем Эристовым, начальником Центра, и добыта в одном из курганов в Кабарде. Створка креста-энколпиона с изображением архангела Михаила (No 124) была найдена в поле при пахоте около села Пески Можайского уезда Московской губернии. Икона «Чудо Георгия о змие» (No 208) найдена графиней П. С. Уваровой в Закавказье, в Аджарии, в местности называемой Хула, в «завалившемся» храме. Об одном из крестов с изображением Ангела Великого совета (No 218) указано «с Кавказа». По сведениям, приведенным в Каталоге, можно сделать предварительные выводы о количественном и типологическом составе коллекции меднолитой пластики графа А. С. Уварова. Самую большую группу составляют иконы — 216 ед., складни (двустворчатые, трехстворчатые, четырехстворчатые) — 81 ед., панагии — 12 ед., змеевики — 37 ед. (включая копии). Раздел «Кресты» насчитывает 229 ед., из них крестов- тельников — 73 ед., наперсных (по выделению П.С. Уваровой) — 63 ед., энколпионов — 59 ед., наперстных — 28 ед.

Отдел змеевиков или науз включает наиболее полные сведения об этих предметах. И это неудивительно, поскольку при описании были использованы сведения, содержащиеся в статье А. С. Уварова «Византийские филактерии и русские наузы»16.

Сделанный анализ Каталога является предварительной попыткой осмысления коллекции меднолитой пластики, принадлежавшей гр. А. С. Уварову. Дальнейшее изучение возможно лишь на основе вещественных памятников.




1. Коллекция графа А. С. Уварова хранится в Государственном Историческом музее.

2. Каталог Собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М, 1908. Отд. VIII-XI.

3. Филимонов Г. Д. Описание памятников древностей церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова. М., 1849. Отд. I.

4. Сахаров И. П. Записка для обозрения русских древностей. СПб., 1851.

5. Роспись древней русской утвари из церковного и домашнего быта до XVIII в. Д. П. Сонцова. М, 1857. Вып. 1. М., 1858. Вып. 2.

6. Прозоровский Д. И. Опись предметов, хранящихся в Музее Императорского Русского археологического общества. СПб., 1869.

7. Богословский Н. Г. Опись музея Новгородского земства. Новгород, 1868.

8. Описание Тверского музея А. К. Жизневского, с примечаниями гр. А. С. Уварова // Древности. М., 1877. Вып. 1; М., 1878. Вып. 2; М., 1883. Вып. 3.

9. Жизневский А. К. Об отношениях гр. А. С. Уварова к Тверскому музею древностей // Незабвенной памяти графа А. С. Уварова. М., 1885. С. 40.

10. Леопардов Н. А., Чернев Н. П. Сборник снимков с предметов древности, хранящихся в г. Киеве в частных руках. Киев, 1890−1893. Серия 1. Вып. I. 1890; Вып. 2. 1891; Вып. 3−4. 1891; Серия 2. Вып. 1. 1891; Вып. 2. 1893.

11. Каталог украинских древностей коллекции В. В. Тарковского. Киев, 1898.

12. Собрание Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899. Вып. 1; Киев, 1900. Вып. 2.

13. Покровский Н. В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1879−1909. СПб., 1909.

14. Анучин Д. Н. Графиня Прасковья Сергеевна Уварова в ее служении науке о древностях на посту председателя Императорского Московского археологического общества // Сборник статей в честь гр. П. С. Уваровой. М., 1916. С. XIX.

15. Шестаков Д. П. Каталог собрания древностей гр. А. С. Уварова. Отд. IV-VI // Журнал Министерства на- родного просвещения. Часть XIX. СПб., 1909. С. 392.

16. Уваров А. С. Византийские филактерии и русские паузы // Уваров А. С. Сборник мелких трудов. М., 1910. Т. I. С. 239−258.


← Назад | Вперед →