Вверх

М. К. Гуренок. Изобразительные материалы, связанные с усадьбой Уваровых Поречье в собрании ГИМ

Исследователям хорошо известно, что важнейшее событие в культурной жизни России конца прошлого столетия — создание Российского исторического музея — тесно связано с именами представителей рода Уваровых. Граф А. С. Уваров, известный археолог, наряду с И. Е. Забелиным, Н. И. Чепелевским и др., был одним из непосредственных основателей музея. Его супруга Прасковья Сергеевна Уварова (урожд. Щербатова) тоже археолог, возглавившая после смерти мужа Московское Археологическое общество, на протяжении многих лет была членом ученого совета Исторического музея. Уваровы немало сделали для организации научной работы музея в начальный период его существования. Они приняли активное участие в комплектовании его фондов. Так, в 1880—1900 гг. Уваровы передали музею много ценных материалов, среди которых были археологические памятники, древние рукописи, произведения графики, скульптуры, прикладного искусства. В 1924 г. фонды Исторического музея пополнились художественными ценностями из собрания «Порецкого музеума», перевезенными непосредственно из Поречья. Таким образом, в Государственном Историческом музее в настоящее время хранится огромная по численности и очень ценная по своей художественной и научной значимости коллекция самых разнообразных материалов из собрания Уваровых.

Но в данном случае речь пойдет только об изобразительных материалах этой коллекции, точнее, об изобразительных материалах, гак или иначе связанных с усадьбой Поречье.

Важнейшая особенность собрания состоит в том, что в него входят самые разнообразные предметы изобразительного искусства: живопись, акварели, рисунки, гравюры, литографии, фотографии, выполненные приблизительно на протяжении столетия (начиная с 1810-х до конца 1910-х гг.). Совершенно различны и сюжеты изображений: это общие виды усадьбы и виды ее отдельных построек, авторские чертежи архитекторов, интерьеры, целая галерея портретов нескольких поколений владельцев усадьбы. Кроме того, в ГИМе хранится целый ряд семейных альбоме в, связанных и с Уваровыми, и с самой усадьбой.

Важнейшая часть собрания — архитектурная графика. Это прежде всего обширный фонд подлинных архитектурных чертежей, связанных с историей строительства усадьбы, начиная с 1830-х гг. до конца XIX в. В нем более 120-ти оригинальных чертежей. Среди них не гак много «парадных», чистовых листов — по большей части это рабочие и черновые чертежи, проекты отдельных построек, в том числе неосуществленных. В целом они позволяют проследить все этапы создания замечательного архитектурного ансамбля Поречья, а также все его наиболее значительные перестройки. Среди них нет лишь чертежей, касающихся начального этапа строительства, относящегося к последней четверти XVIII в., когда Поречьем владел еще Л. К. Разумовский. Но они, очевидно, погибли еще в 1812 г., когда усадьба была разграблена и сожжена французскими солдатами1.

Самые ранние чертежи относятся к 1830 г. Это геометральный чертеж главного дома, чертёж фасада дворцового комплекса с флигелями и галереями и план всего дворцового комплекса. Они выполнены тушью, пером, раскрашены акварелью и представляют собой прекрасные образцы архитектурной графики своего времени. На одном чертеже имеется подпись «1 мая 1830 г. Уваров». Скорее всего, это утвержденный С. С. Уваровым проект восстановления и перестройки дворца после Отечественной войны 1812 г., который и был осуществлен в 1830−40 гг. Его автором, очевидно, был известный архитектор Д. И. Жилярди. Ни одного чертежа с его подписью обнаружить не удалось, но есть другие, на наш взгляд, достаточно убедительные доводы в пользу его авторства2.

Архитектурный ансамбль Поречья 1830−1850 гг. — характерный пример ансамбля в стиле классицизм. Именно это время было периодом завершения строительства и осуществления усадебного ансамбля в наиболее целостном, гармоничном, наиболее законченном виде.

Но хранящиеся в ГИМе чертежи дают возможность выявить картину всех изменений ансамбля в последующее время. Особенно обстоятельно представлена одна из наиболее радикальных перестроек усадьбы, которая относится к 1860−70 гг. Она, очевидно, была связана с окончательным переездом А. С. Уварова из Санкт-Петербурга в Москву. Предполагалось благоустроить усадьбу, а также привести ее в соответствие с новыми модными архитектурными направлениями, новыми художественными вкусами. Для осуществления этой цели были привлечены архитекторы А. Попов и М. Чичагов. Они разработали три варианта реконструкции дворца. В ГИМе хранится около ста чертежей, черновых и чистовых, с авторскими подписями обоих архитекторов. Однако в ходе строительства не был осуществлен полностью ни один из этих проектов, а использовались наиболее удачные находки каждого варианта. В результате перестройки здание дворца получило эклектический облик, но все же он был более строгим и сдержанным, чем предполагалось в упомянутых проектах. Архитектурные чертежи из собрания ГИМ касаются не только самого дворца и флигелей — среди них немало проектов различных павильонов, хозяйственных построек, архитектуры малых форм, в том числе фонтана «Тритон», «Святого колодца» и других новых сооружений, появившихся в Порецком парке.

Помимо архитектурных чертежей, в рассматриваемом собрании имеется немало изобразительных материалов другого типа, связанных с Поречьем. Среди них выделяются по своему художественному уровню две акварели художника Л. Пича. Обе они подписные, выполнены с натуры в 1855 году. Это виды порецкого «музеума» и библиотеки. Они дают возможность не только оценить высокий профессиональный уровень автора акварелей, безупречный вкус и мастерство архитектора Жилярди, по проекту которого были созданы эти чрезвычайно эффектные интерьеры, но и составить представление о внутреннем «убранстве дворца и о самом «музеуме»». [Илл. 9, илл. 10] В собрании есть еще один интерьер этого времени — гостиная в Порецком дворце — любительская акварель, выполненная в том же 1855 г., подписанная В. Щербатовым, дополняющая картину внутреннего вида усадебного дома XIX в.

Внешний вид дворца этого времени запечатлен на карандашном рисунке художника Н. Мартынова. Возможно, он был выполнен для обложки «Указателя Порецкого музеума для посетителей», изданного в Москве в 1853 г., так как именно этот рисунок воспроизведен на этом «Указателе».

Большой известностью пользовался неповторимый по своей живописности и уникальный по своему дендрологическому составу парк Поречья. Сохранилось немало его описаний в разное время, но видовых изображений Порецкого парка до нас дошло совсем немного, особенно ранних (до сер. XIX в.). Одно из них — изображение памятника В. А. Жуковскому, установленного в Порецком парке в 1853 г. по проекту архитектора А. П. Брюллова. Это тоновая литография, выполненная по оригиналу Н. Мартынова середины XIX в.

Внимательного рассмотрения заслуживают и хранящиеся в ГИМе семейные альбомы Уваровых. Они относятся к более позднему времени — концу XIX — началу XX вв. Один из них состоит из акварельных рисунков самих хозяев усадьбы. Здесь можно встретить виды Поречья, Карачарова, Кавказа, Крыма, Туркестана и др. — всего более 100 рисунков. Особенно интересны интерьеры Поречья после перестройки дворца 1870-х гг.

Отдельно следует сказать о фотоальбомах — их около 20-ти. В основном это альбомы любительских фотографий с самыми различными сюжетами. Среди них выделяется своим парадным оформлением и качеством исполнения фотографий альбом с видами Поречья, который дает исчерпывающее представление о том, как выглядела усадьба в 1910−12 гг. накануне 1-й Мировой войны.

Особое место в рассматриваемом собрании принадлежит портретам. Семейство Уваровых представлено целой портретной галереей, в которой 23 живописных портрета, 15 акварелей, карандашных рисунков и других произведений оригинальной графики, не менее 20-ти гравированных и литографированных портретов. Что же касается фотопортретов, то их не менее 350-ти — это великолепные художественные произведения, выполненные в лучших столичных фотографических заведениях: «Шерер и Набгольц», «Фишер» и др. Перечислим лишь некоторые, на наш взгляд наиболее интересные и наиболее ценные по своей художественной значимости портреты этой коллекции.

Это прежде всего портреты 1-го поколения Уваровых — владельцев Поречья — графа С. С. Уварова и его супруги Е. А. Уваровой (урожденной Разумовской). Наиболее ценными считаются два живописных портрета С. С. Уварова работы известного художника В. А. Голике оба они подписные (большего и меньшего формата), выполнены в 1833 г.

Интересен более ранний живописный портрет С. С. Уваров в мундире Санкт-Петербургского учебного округа, с орденом Владимира II степени — копия неизвестного художника I пол. XIX в. с портрета О. Кипренского 1810-х гг. Е. А. Уварова представлена на портрете неизвестного художника 1810-х гг. в бальном платье с фрейлинским шифром.

Очень привлекательны своей изысканностью и камерностью два графических портрета работы итальянского художника Малинари. На них изображены Е. А. Уварова и генерал Ф. С. Уваров (брат С. С. Уварова). На каждом из них имеется подпись автора и дата — 1815 г. Графиня Е. А. Уварова в более зрелом возрасте изображена на портрете известного живописца И. К. Коневского, 1843 г. Тем же художником выполнены акварельные портреты представителей следующего поколения Уваровых — Алексея Сергеевича и Натальи Сергеевны в детстве (1833 г.).

Необычайным изяществом отличается портрет 19-ти летней Александры Сергеевны Уваровой работы известного придворного портретиста В. И. Гау, выполненный акварелью и белилами в 1833 г.

Один из самых интересных и малоизвестных портретов коллекции — большой живописный портрет А. С. Уварова в студенческие годы. Его автор, художник И. К. Коневский, исполнивший его в 1843 г., на заднем плане справа изобразил часть только что отстроенного дворца в Поречье. [Илл. 8] Весьма привлекателен портрет П. С. Щербатовой — будущей супруги А. С. Уварова. Это акварель неизвестного художника 1860-х гг., изображающая прелестную молодую девушку. На оборотной стороне портрета имеется надпись, сделанная рукой П. С. Уваровой в более поздние годы: «Княжна Прасковья Сергеевна Щербатова впоследствии графиня Уварова», и далее: «Я гораздо лучше была». [Илл. 7]

И, наконец, еще один из интереснейших портретов коллекции — это работа художника И. С. Куликова, ученика И. Е. Репина, уроженца Муромского края. Он изобразил П. С. Уварову в пожилом возрасте в 1916 г., создав обаятельный образ этой замечательной женщины. [Илл. 6]

В целом хранящаяся в ГИМе коллекция изобразительных материалов, связанных с усадьбой Поречье, представляет собой большую историко-художественную ценность и может быть использована исследователями для дальнейшей работы посвященной и семейству Уваровых, и самой усадьбе.




1 См. статью М. Гуренок «История создания архитектурного ансамбля усадьбы Поречье» // Труды ГИМ. Вып. No 58. М., 1984. С. 51.

2 Там же. С. 52−54.