Вверх

Г. М. Зеленская. Научная и художественная деятельность епископа Амфилохия (Казанского) 1818−1893

2 августа (20 июля по старому стилю) 1993 года исполняется 100 лет со дня кончины Епископа Угличского Амфилохия, крупного слависта и палеографа, принадлежавшего к замечательной плеяде русского ученого монашества. Деятельность Владыки Амфилохия и его собратьев, посвятивших себя Господу и относившихся к своим трудам как к иноческому послушанию, никогда не замыкалась в рамках той или иной научной дисциплины. Ее отличительная особенность — многогранность, в которой как бы восстанавливалась утраченная падшим человеком полнота и гармоничность восприятия мира. С этой точки зрения труды Епископа Амфилохия значимы не только для палеографии, филологии и<> церковной археологии, но и для духовной истории России.

Епископ Амфилохий (в миру Павел Иванович Казанский) родился 20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославского уезда Калужской губернии в семье дьячка. Благодаря отличным способностям окончил не только Боровское духовное училище (1829−1835) и Калужскую семинарию (1836−1840), но и Московскую духовную Академию (1840- 1844).

В 1842 г. Павел принял иноческий постриг с именем Амфилохия и ко времени окончания Академии был уже иеромонахом. Кандидатская диссертация о. Амфилохия «О трех обетах монашества: девство, нестяжание и послушание» стала его первой опубликованной работой (М., 1845).

В 1845 г. иеромонах Амфилохий был определен смотрителем Суздальских духовных училищ, где преподавал греческий язык, географию и пение. Здесь, на Владимирской земле, произошла его встреча с графом А. С. Уваровым, проводившим широкие раскопки древнерусских курганов в окрестностях Суздаля. Эта встреча имела большое влияние на дальнейшую судьбу молодого иеромонаха, которого, по его собственному выражению, А. С. Уваров «заразил» любовью к палеографии и археологии. В дальнейшем граф не оставлял о. Амфилохия своим вниманием, материальной и нравственной поддержкой. Их дружба, прервавшаяся только со смертью А. С. Уварова в 1884 г., длилась 30 лет.

В 1852 г. о. Амфилохий был назначен настоятелем Ростовского Борисоглебского монастыря с возведением в сан архимандрита. Пятилетнее пребывание в Ростове было для него весьма плодотворным. Он собрал агиографический материал и написал жития двух местных подвижников: Преподобного Иринарха затворника и чтеца Алексея Стефановского. Таким образом, систематическая научная работа архимандрита Амфилохия началась именно в Ростове, что и закончилась она в этом древнем городе, где прошли последние пять лет его земной жизни.

Духовный опыт, широкая образованность и разносторонние дарования Борисоглебского архимандрита обусловили назначение его в 1856 г. настоятелем Воскресенского ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря. Здесь он принимается за изучение большой и во многом уникальной монастырской библиотеки, основу которой составляли древнерусские книги и рукописи из личного собрания Святейшего Патриарха Никона (1605−1681), а также греческие рукописи, привезенные по его благословению из Афонских монастырей. Над рукописями Воскресенской библиотеки работал тогда академик И. И. Срезневский. Знакомство с ним способствовало становлению архимандрита Амфилохия как ученого. Следуя советам И. И. Срезневского, он составил «Описание Юрьевского Евангелия» (М., 1877) и подготовил фундаментальный труд, удостоенный Уваровской премии: «Описание рукописей и старопечатных книг Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеки» (М., 1875−1876).

В 1860 г. о. Амфилохия постигло тяжелое испытание. Он был отстранен от управления Новым Иерусалимом и зачислен в братию Николаевского Угрешского, а затем Московского Покровского монастыря. В последнем он прожил 10 лет.

В это время архимандрит Амфилохий издает свои ранние работы, публикует исследования, сообщения и заметки о древних греческих рукописях: Псалтири XI в. из собрания А. И. Хлудова, Кормчей IX в. и Кондакарии XII-XIII вв. из Синодальной библиотеки. Выходят его описания икон, лицевых рукописей и других памятников византийского и древнерусского искусства.

О. Амфилохий обладал редкой способностью к копированию рукописных текстов и орнаментов через прозрачную бумагу литографическими чернилами. Свои копии он печатал для раздачи любителям, что благоприятствовало их дальнейшему изучению и распространению. Именно архимандрит Амфилохий сделал первое фотографическое издание Нового Завета, исправленного по греческому подлинник) и собственноручно переписанного св. митрополитом Алексием в середине XIV в. Эта драгоценная рукопись, хранившаяся в Чудовом монастыре, пропала еще до революции.

В издании книг о. Амфилохию помогали благотворители: граф Уваров, купец Ланин и особенно К. Т. Солдатенков. Граф Уваров усиленно хлопотал об улучшении внешнего положения ученого. Эти хлопоты увенчались успехом в 1870 г., когда архимандрит Амфилохий был назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. В стенах этой обители о. Амфилохий прожил 18 лет, соединив в своем лице ее духовного управителя, историка и благоукрасителя. Уже в 1871 г. выходит его статья «О древних иконах в Московском Даниловом монастыре», благодаря которой современные иконописцы смогли восстановить икону Семи Вселенских Соборов, утраченную после 1930 г., когда монастырь был закрыт и разорен. В 1873 г. архимандрит Амфилохий издал свод исторических источников о св. князе Данииле (1261−1303) и основанном им монастыре. Ученый опубликовал также надписи обнаруженных им в обители иноверческих надгробий, использовавшихся как строительный материал. В настоящее время сами надгробия XVI в. утрачены, но их надписи, изданные архимандритом, остаются основой для изучения истории иноверческих некрополей средневековой Москвы.

В 1884 г. усердием настоятеля был расширен пристройкой боковых галерей и заново расписан соборный храм Данилова монастыря. Стенопись, выполненная иконописцем А. Серышевым по образцам, подобранным о. Амфилохием, не имела аналогов в церковном искусстве своего времени. Ее композиции и орнаменты были заимствованы из греческих и древнерусских рукописей IX-XVII вв. Любопытно, что архимандрит Амфилохий счел нужным подчеркнуть цитатный характер росписей, поместив под каждой композицией надпись с указанием источника, откуда заимствовано изображение. В 1885 г. он издал книгу с литографическим воспроизведением всех миниатюр, использованных для росписи храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

В 1883 г. труды архимандрита Амфилохия по греческой палеографии и изданию древних текстов Псалтири и Евангелия были удостоены Ломоносовской премии. К этому времени он был членом-корреспондентом Академии Наук, действительным членом почти всех столичных и многих провинциальных научных обществ. Наиболее значим его вклад в работу Общества любителей духовного просвещения. С 1870 г. по 1888 г. о. Амфилохий исполнял должность цензора всех изданий этого Общества, в том числе Московских Епархиальных Ведомостей.

В 1888 г. архимандрит Амфилохий был рукоположен в Епископа Угличского, викария Ярославской епархии, и назначен хранителем древностей Ростовского Кремля. Постоянным местом его пребывания стал Спасо-Яковлевский монастырь, где почивают мощи св. Димитрия Ростовского. Изучению и публикации трудов Святителя Димитрия Владыка Амфилохий посвятил последние годы своей жизни. Вместе с тем он предпринял реставрацию верхнего этажа упраздненного храма Спаса на Песках, расположенного вблизи Яковлевской обители. Как и в Даниловом монастыре, образцами для росписей храма послужили миниатюры древних рукописей. Но если стенопись собора Святых Отцов сейчас полностью утрачена, то роспись Спасо-Песковского храма сохранилась. Ее изучение откроет новую страницу в истории православного искусства конца XIX в.

В церкви преп. Сергия Радонежского на первом этаже Спасского храма и похоронен Владыка Амфилохий, отошедший ко Господу 20 июля 1893 г. Современники епископа единодушно отмечали в некрологах его глубокую веру, безукоризненную честность, крайнюю скромность требований и привычек.

Молитвенная память о Владыке Амфилохий сохраняется ныне и в Даниловом, и в Спасо-Яковлевском монастыре. Его с благодарностью поминают те историки, археологи, палеографы, филологи, искусствоведы, для которых труды ученого монаха представляют неисчерпаемую и бесценную сокровищницу.