Вверх

О. А. Белоброва. Богоматерь Иверская в Муроме


Среди снискавших высокое почитание святынь известна икона Богоматерь Иверская — копия прославленной в христианском мире афонской иконы Богоматерь Портаитисса, или Вратарница (вариант Одигитрии). Ее культ был введен в России в середине XVII в. стараниями архимандрита Новоспасского монастыря Никона, ставшего вскоре патриархом московским: в 1648 г. в Москву доставили афонскую копию иконы, а в 1656 г. водворили другую ее копию в Валдайский Иверский монастырь. С этого времени иконы типа Богоматерь Иверская распространяются по всей Руси, ей посвящаются храмы или приделы к ним, пустыни, монастыри. Так, при постройке каменной Введенской церкви в Воскресенском девичьем монастыре в Муроме во второй половине XVII в. один из приделов был освящен в честь иконы Богоматери Иверской2. Распространяется и древнерусское Сказание об иконе Богоматери Иверской (оно известно в трех редакциях, XVI и XVII вв.)3; его переписывали и перепечатывали в сборниках4.

Почитаемая московская святыня с 1669 г. помещалась в Иверской часовне при Воскресенских (Иверских) воротах Китайгородской стены. Здесь велась непрерывная служба. Если икону увозили к больным или умирающим, ее место занимали иконазаместительница.

При подступе к Москве наполеоновских войск из столицы были вывезены в Вологду Патриаршая ризница и библиотека, монастырские ризницы, Московский генерал-губернатор граф Ф. В. Ростопчин 31 августа 1812 г. направил в госпиталь к раненым икону Богоматерь Иверская в Лефортовский дворец. На другой день, 1 сентября 1812 г., он распорядился «вывезти из Москвы три иконы: Владимирския, что в Успенском соборе, Иверские и Смоленския Богородицы… Тракт назначается вам на Владимир»5.

В ночь с 1 на 2 сентября 1812 г. две прославленные Богородичные иконы — Владимирская и Иверская, сопровождаемые викарием московским Августином (Виноградским), были вывезены из Москвы и доставлены 5 сентября во Владимир на обывательских подводах, особым обозом. Здесь иконы носили с крестным ходом. Затем московский обоз отправился в Муром, куда он прибыл 10 сентября 1812 г. Обе иконы поместили в настоятельских кельях Благовещенского монастыря, где остановился Августин. Здесь они пробыли по 20 октября 1812 г. — всего 40 дней.

Для муромских жителей это было важным событием, тем более, что в монастырском Благовещенском соборе находились аналогичные Богородичные иконы XVII в.: Богоматерь Владимирская, 1692 г., работы Афанасия Резанцева и Богоматерь Иверская, 1688 г. с подписью: «писал сей образ Пресвятые Богородицы Иверская москвитин изограф Иван Дмитриев сын Попов»6.

Во время пребывания московских святынь в Муроме викарий Августин, известный своим ораторским даром, неоднократно возносил благодарственные молитвы об освобождении Москвы от врагов. 18 сентября 1812 г. Августин получил от Ф. В. Ростопчина письмо с сообщением, что Москва освобождена, и что враги бегут. В городском соборе он огласил это письмо перед литургией, а 20 октября произнес там же торжественное слово — благодарил горожан за усердие и гостеприимство. Муромцы провожали необычный обоз со святынями далеко за город крестным ходом, на руках несли обе иконы под колокольный звон. 31 октября 1812 г. обоз достиг подмосковного села Черкизово, а 10 ноября после службы в Сретенском московском монастыре Августин с крестным ходом перенес икону Богоматерь Иверская. в часовню у Воскресенских (Иверских) ворот при стечении народа. Там икона находилась до 1920-х годов.

В Муроме состоятельные граждане к 1815 г. украсили храмовую икону Богоматерь Иверская 1688 г. дорогим окладом; с 1813 г. ежегодно в Муроме совершался 10 сентября крестный ход в память о пребывании в городе московских святынь и избавления от нашествия французов.

События Отечественной войны 1812 г. нашли еще один отклик — в литературной истории Повести о Петре и Февронии, муромских святых. В ее списках XIX в. Р. П. Дмитриева обнаружила в двух сборниках дополнение к Повести (2-й редакции) — молитву к Петру и Февронии с просьбой погубить «сатану со всем его воинством», исцелить все болезни и сохранить царствующий град Москву и Муром7. В одном их этих сборников (ИРЛИ. Древлехранилище, колл. Перетца, No 528) Житие Петра и Февронии сочетается с Сказанием о чудесах Богородицы Вратарницы, то есть Иверской. Возможно, подобные молитвы возносились в Муроме при викарии Августине в 1812 г.

Отголоски муромской легенды о мудрой деве Февронии и князе Петре вместе с высоким религиозным и эстетическим чувством, вызванным близостью к московской святыне — Богоматери Иверской — находим в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» (1944 г.).8




2 Травчетов Н. П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир. 1903. С. 43, при-меч. 6. После упразднения монастыря (1764 г.) здесь была приходская церковь.

3 Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Иверской // Словарь книжников и книжности Древней Руси.Л., 1989. Вып. 2. (вторая половина XIV-XVI в. Ч. 2. «Л-Я». С. 362−365.

4 Ср. старопечатные издания: Рай мысленный. Иверский Валдайский монастырь. 1659, с гравюрами; Иоан-никий Галятовский. Небо новое. Львов. 1665.

5 Снегирев И. Очерки жизни московского архиепископа Августина. М., 1848. Приложение IX. С. 100. Икона Богоматерь Смоленская была отправлена в Вологду.

6 Обе иконы названы в кн.: Ушаков Н. Н. Исторические сведения об иконописании и иконописцах Владимирской губернии // Труды ВУАК. Владимир. 1906. Кн. VIII. С. 117−120. Подпись на иконе Иверской 1688 г. обнаружена в 1984 Г. и любезно сообщена мне сотрудницей Муромского музея А. А. Сиротинской.

7 Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р. И. Дмитриевой. Л., 1979. С. 196.

8 Бунин И. А. Собрание сочинений в девяти томах. М., 1966. Т. 7. С. 238−251.


← Назад | Вперед →