Вверх

В. Ю. Неупокоева. Гончарные клейма средневекового Мурома: опыт систематизации

Керамический материал — самый массовый источник по истории древнейших народов. Гончарное дело начало развиваться еще в период неолита и продолжает свое нелинейное развитие по сей день. История археологической науки насчитывает примерно полтора-два столетия, и за этот период изучение древней керамики прошло долгий путь — от появления первых признаков интереса ученых к сосудам из глины до выработки сложной и разветвленной системы анализа керамики как особого источника исторической информации.


Основными вопросами по истории гончарства Восточной Европы являются следующие: время появления гончарного круга, появление горнов для обжига керамики, установление географических областей керамического производства и вопрос о гончарных клеймах. Эти вопросы в таком виде были сформулированы еще Б. А. Рыбаковым в середине прошлого века.


Больше всего споров в вопросах, связанных с клейменой посудой, разгорелось вокруг назначения клейм. Основной проблемой долгое время оставался вопрос о том, почему такой маленький процент от всех донцев имеет клеймо. Многие выдвинутые теории не учитывают всех фактов, либо становятся нерепрезентативными при накоплении материала.


Оптимально будет использовать комплексный подход, поскольку мотиваций к клеймению могло быть несколько. Например, повсеместно распространенные знаки-обереги несли сакральный смысл, что очень убедительно подтверждается многими археологами и этнографами. Бытовали и локальные знаки, находки которых иногда не выходят за пределы небольшой территории, либо распространены повсеместно, но встречаются редко: геральдические и буквенные символы, силуэты животных. Они могут оказаться как знаками мастеров, так и знаками заказчиков.


Что касается подходов к систематизации уже накопленного материала, то тут также необходим комплексный подход в изучении: учет морфологии знака и технологические особенности создания изделия.


В Муромском музее хранится 220 фрагментов клейменых сосудов, происходящих из культурного слоя древнего города и его ближайших окрестностей. 178 из них поддаются атрибуции, то есть можно понять, что изображено на клейме. Чуть больше половины из них происходят из Окского парка (территории Муромского кремля). Остальную территорию можно разделить сообразно близости к Кремлевской горе: это мыс у Музейного оврага и прилегающие территории, Николо-Набережное селище, территория от Богатыревой горы до Спасского монастыря, Селище Кожевники, Пятницкое селище, с. Карачарово.


При систематизации знаков, обнаруженных в Муроме, справедливо основываться на принципах классификации, предложенных Е. К. Кадиевой, поскольку в ее варианте достаточно достоверно прослежена хронология бытования изображений для Северо-Восточной Руси. К тому же большая часть хранящихся в МИХМ клейм уже была атрибутирована согласно данной классификации.


Целесообразно несколько изменить порядок описания и распределения знаков внутри групп. Скомбинируем классификацию на основе морфологии знака и предполагаемого назначения изображения.


Первую группу знаков будет составлять вся символика, достоверно связанная с магическим мышлением: это знаки огня (или солнца), кресты, связанные с христианской символикой и ключи (т.е. предметные знаки), которые исследователи связывают со знаками домашнего уюта и хранением очага.


Вторую группу составят знаки, по всей видимости определяющие собственность — геральдические и буквенные обозначения. Едва ли можно достоверно судить о том, являются ли они метами гончара, мастерской или заказчика, но при этом ясно, что таким образом гончар мог обозначать принадлежность посуды какому-то лицу (или, возможно, княжескому двору).


И в третью группу определим те знаки, у которых остается необъясненным назначение: несколько геометрических типов по Е. К. Кадиевой; и несколько изображений, аналоги которым не встречены.


По такому распределению получилось, что в группу знаков, связанных с магическим мышлением ожидаемо вошло большинство клейменых донцев — 147 штук. 17 можно отнести к знакам собственности и всего 14 остались неопределенными. Простая окружность — самый распространенный тип клейм по статистикам большинства авторов, для Мурома также является наиболее распространенным — 34 клейма. Обнаружены еще 2 клейма в виде окружности с точкой в центре и 23 изображения концентрических окружностей (в этот вариант включены изображения 2-х и 3-х концентрических окружностей). Знаки окружностей повсеместно распространены у славян. В Северо-Восточной Руси они бытуют с XI до середины XIII веков.


Следующий по распространенности тип — колеса. 16 клейм, отнесены к варианту колесо с прямыми спицами; 1 клеймо — это «вращающееся» колесо, у которого спицы изображены несколько изогнутыми. Простой крест в круге, изображенный в виде окружности и двух пересекающихся в ее центре и доходящих до ее границ линий, отнесен условно к изображениям колеса, поскольку из данных этнографии известно, что этот символ принадлежит к сакральным знакам огня1. Б. А. Рыбаков пишет, что изображения колеса и частные проявления этого знака — кресты в круге, часто являются символами не только солнца, но и огня2. Подобных изображений зафиксировано 18 штук. Вариантом сложного колеса называем изображения, включающие две концентрические окружности со спицами/перекладинами между ними, а также иные изображения в окружности, напоминающие колесо.


Большое количество клейм с изображением колеса встречается на Владимиро-Суздальской земле, и немного в Ростовской округе и Ярославском Поволжье с XI до первой половины XIII веков. Интересно, что двойное колесо встречается чаще во Владимиро-Суздальской и Ростовской землях в контексте второй половины XIII века3.


Связываемый с огнем и солнцем символ — это свастика. Датировать такие изображения можно XII — началом XIII века4. Они менее распространены, чем вышеперечисленные клейма. Обычно выделяют простую свастику (6 штук) и вписанную в окружность (1 штука). В коллекции Муромского музея есть еще две, вписанные в крест. Соответствия найдены в публикации у Е. В. Каменецкой: клеймо с таким знаком, обнаруженное в Смоленске в 50-е годы5.


Отдельно выделено «сегнерово колесо» — перекрещенное изображение с завитыми концами, названо так А. Л. Монгайтом и им же отнесено к солярным изображениям6, соответствие найдено в Старой Рязани и Смоленске7.


К солярным символам также отнесены изображения пяти и шестиконечных звезд и прямоугольники с линиями внутри. Датированы такие изображения второй половиной XII -третьей четвертью XIII веков.


Следующий тип клейм, связанных с магическим мышлением — кресты, которые можно связать с православной культурой. Современный гончар рассказал о том, что многие ставят изображение креста с мотивацией: «Крестом осенил и все должно быть хорошо. Бог в работе поможет». Это не противоречит записанному А. А. Бобринским наблюдению о постановке креста на круг «чтобы черт не крутил»8. Всего в Муроме зафиксировано 13 крестов, которые отнесем к христианской традиции. Датировать их можно XII-XIVвв.


Последний тип знаков, относящихся к магическому мышлению — ключи, включенные Е. К. Кадиевой и прочими исследователями, в категорию предметных клейм. Ключи в славянской традиции являются знаками домашнего уюта и благополучия, поэтому представляется логичным ставить их на домашнюю утварь, к коей причисляем посуду. Подобных изображений в Муроме зафиксировано 4 штуки, все фрагментарные, но явно читающиеся. На территории Древней Руси изображения предметных клейм редки, за исключением Среднего Поочья, Старой Рязани и Мурома9. Датированы клейма с изображениями ключей XII — началом XIII вв.


Изображения, которые отнесены в группу знаков собственности, включают в себя подгруппы геральдических клейм и буквенные изображения. Геральдические изображения, как правило, находят в культурном слое поселений, являвшихся в древности крупными городскими центрами. Потому, наличие в Муроме 15 символов, которые можно отнести к данной категории, закономерно. Это знаки, названные Е. К. Кадиевой двузубцами, куда относятся «знаки Рюриковичей», прямоугольных или колоколовидных очертаний с двумя зубцами и отрогом в основании фигуры10. Такие знаки найдены во Владимире, на Пировом городище, в Суздале и датированы XII — первой половиной XIII вв. В Муроме подобных знаков обнаружено 7 штук.


Трезубцы представляют собой знаки прямоугольных или колоколовидных очертаний с тремя зубцами. Они бытуют по большей части на территории Владимиро-Суздальского княжества, а также в Ярославле и Ростове. В Муроме пока обнаружено 3 таких клейма.


«Птичка» — знак, в виде перевернутого колокола без отрога в основании, а также простые галочки. Е. К. Кадиева датирует такие изображения второй половиной XII — первой половиной XIII вв. Преимущественно находят подобные клейма во Владимире и ближайших территориях11.


Знак «птичья лапка» разные исследователи склонны относить к разным группам. В данном случае принимаем точку зрения Е. К. Кадиевой, отнесшей данное изображение к специфическим геральдическим изображениям. Исследовательница аргументировала это тем, что был найден сосуд, на котором одновременно отпечатаны двузубец и «птичья лапка»12.


Подгруппа буквенных клейм представлена изображениями буквы «ферт» — Ф. Изображение буквы Н относим в эту группу, хотя с некоторой осторожностью. Учитывая немногочисленность буквенных клейм, можно допустить, что таким образом могли подписываться отдельные мастера в каких-то исключительных случаях.


В последнюю группу клейм относим некоторые специфические изображения. Сюда попадают окружности с дугами, поскольку не нашлось аргументов тому, что подобные изображения можно отнести к символике огня. Их в культурном слое Мурома обнаружено 4 штуки. Также выявлено несколько геометрических изображений: пятиугольник и угол.


Трехчастная розетка — клеймо, распространенное практически исключительно на Владимиро-Суздальских землях, отнесено сюда же. Данное изображение может оказаться как специфическим знаком местной княжеской власти, так и просто местной традицией, распространившейся между гончарами и не вышедшей за пределы региона. Таких клейм в Муроме пока обнаружено 4 штуки.


Интерес представляют два клейма с зооморфными изображениями. Первое — изображение очертания кошки в профиль. Второе — двойное колесо с вписанной в него фигуркой птицы. У птицы обозначена вытянутая голова на согнутой шее, тело и крылья, две тонких лапки. Оба клейма имеют широкую датировку — середина XI — начало XIV вв. Соответствия в литературе не были обнаружены.


Стоит упомянуть, что многие фрагменты круговых горшков с клеймами имели следы нагара, что подтверждает мнение многих исследователей о том, что такая посуда использовалась в быту, а не носила исключительно ритуальный характер, как предполагали на заре исследования клейменой славянской ­посуды.


Подавляющее большинство исследованных горшков было изготовлено из красножгущихся глин — 204. Фрагментов сосудов из беложгущихся глин всего 16 штук. Такое распределение соответствует в целом соотношению красноглиняной и белоглиняной керамики, находимой в городском слое13. Из чего можно сделать вывод, что горшки клеймили вне зависимости от того, какая глина была выбрана для их изготовления.


На данном этапе исследования только изучена морфология знаков на донцах керамики и создано распределение, согласно предполагаемого назначения изображений на глиняной посуде. В дальнейшем планируется продолжить изыскания с технологической точки зрения.


Классификация гончарных клейм из коллекции археологии МИХМ
























































































































































































знаки, связанные с Магическим мышлением



знаки Собственности



Неясное назначение



Огонь



Окружность



Простая



34



Геральдические знаки



Двузубец



Колоколовидных очертаний



1



Окружность с дугами



4



С точкой



2



Прямоугольных очертаний



6



Трехчастная розетка



4



Концентрические



23



Трезубец



Колоколовидных очертаний



-



Угол



1



Колесо



С прямыми спицами



16



Прямоугольных очертаний



3



Зооморфное клеймо



1



Простой крест в круге



18



«Птичка»



3



Пятиугольник



1



Вращающееся



1



«Птичья лапа»



2



«Песочные часы»



1



Сложное



14



Свастика



Простая



6



Буквенные клейма



Ф — «ферт»



1



Двойное колесо с фигурой птицы в центре



1



Вписанная в окружность



1



Н (?)



1



Окружность с двумя «крючками»



1



Вписанная в крест



2















«Сегнерово колесо»



1















Звезда



6















Прямоугольник



6















Христианство



Крест 4-конечный



5















«Объемный» крест



6















Крест с расширяющимися лопостями



1















Средокрестие с овалом



1















Домашний очаг



Ключ



4















Итого



147



17



14





1 Бобринский А. А. О назначении средневековых гончарных клейм (этнографические заметки) // Вестник «История керамики». Вып. 1 — М. — 2019. — С. 13.


2 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян — М. 2016. — С. 310.


3 Кадиева Е. К. Клейма на круговой посуде Центра Северо-Восточной Руси: хронология и распространение // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. — Вып. 3. — М., 2007. — С. 173.


4 Кадиева Е. К. Указ. Соч. — С. 176.


5 Каменецкая Е. В. Керамические клейма из Смоленска // Советская археология. — 1983 -№ 2 — С. 245.


6 Монгайт А. Л. Старая Рязань — М. — 1955. — С.120.


7 Каменецкая Е. В. Керамика IX-XIII вв. как источник по истории Смоленского Поднепровья — Москва-Смоленск, 2019. — С. 174.


8 Бобринский А. А. Указ. соч. — С. 13.


9 Кадиева Е. К. Указ. соч. — С. 187.


10 Кадиева Е. К. Геральдические клейма на круговой посуде центра Ростово-Суздальской земли: морфология и хронология // Краткие сообщения Института археологии РАН. — Вып. 221. — 2007. — С. 131.


11 Кадиева Е. К. Геральдические клейма Указ. соч. — С. 133.


12 Там же. — С. 134.


13 Базунов А. В. О соотношении гончарной керамики из бело- и красножгущегося сырья из заполнения древнерусских ям г. Муром // Культурный слой: сборник научных статей. — Вып.6. — Н. Новгород, 2020. — С. 20.