Вверх

Т. Б. Купряшина. Сквозь магический кристалл. (Зарисовки о будущей экспозиции в Доме Зворыкиных)

Экспозицию в Доме Зворыкиных мы мысленно создаем уже лет двадцать пять, четверть века. Не имея никаких реальных возможностей, в мечтах много раз заполняли пространства экспонатами из хранилищ. Дом, закрытый для посетителей в 2011 году, все ждал капитального ремонта.

Теперь, идет реконструкция, и после ее завершения предстоит вновь музеефицировать Дом Зворыкиных. Создавать экспозицию завтра, было бы проще. Однако пройдут годы, прежде чем, откроются двери посетителям. Неизвестно, что станет актуальным. Пробуем предугадать.

Предположить основной запрос посетителей Муромского музея не сложно — получить информацию о прошлом города Мурома. Не важно, иногородний это турист или местный житель, в основном их интерес совпадает и остается неизменным. Все просто — «расскажите, какой город был раньше». Вот и будем рассказывать, исходя из наших ресурсов: экспозиционного пространства и имеющихся коллекций. Краеведение — термин изначально очень емкий и понятный, некогда дискредитированный и подразумевавший нечто ущербное. Возвращаемся к изначальному его смыслу — создаем в Доме Зворыкиных Краеведческий музей. Масштаб Муромского музея чрезмерный для современного Мурома, несоразмерный с его бюджетом. Музей имеет статус областного учреждения культуры, и в настоящее время городская администрация не держит его в фокусе своего внимания. Едва ли можно считать, что есть связь и с местным сообществом. Похоже, в прежних параметрах оно уже не существует, а в новом формате еще не сложилось. Вся ответственность за формирование музейного продукта будущего ложится на нас.

К своему столетию (2019 г.) музей пришел, имея пять адресов в городе — пять особняков. Из них лишь одно здание, фондохранилище (бывший Промышленный банк, Советская, 16), реконструировалось и целенаправленно готовилось к приему музейных коллекций. Последним передан небольшой особняк Фурсовых (Воровского, 17). Его музейная жизнь вся еще впереди. Два здания с работающими экспозициями (Дом Голубевых на Московской, 13 и Городская управа на Первомайской, 6) не соответствуют новейшим нормам приема посетителей, и в перспективе встанут на реконструкцию. Каждый объект должен проектироваться в соответствии с общей концепцией развития музея, которая пока не сложилась.

Самый крупный особняк — трехэтажный дворец Зворыкиных (Первомайская, 4) был и останется основным музейным объектом. Экспозиционных площадей в нем будет несколько меньше, чем было до реконструкции.

Общая полезная площадь Дома Зворыкиных по проекту будет — 1732,4 м.кв.

Экспозиционно-выставочные площади -896, 2 кв.м.

Цокольный этаж — 147,2 кв.м.

1 этаж (главный вестибюль) — ок. 84 кв.м.

2 этаж — 412,6 кв.м. (в том числе коридоры)

3 этаж -346,4 кв.м. (в том числе коридор, конференц-зал — 59,0 кв.м.)

Общественные пространства (вестибюли, гардеробы, холлы, лестницы) — 381, 6 кв.м.

Первый этаж займет входная зона: холлы, касса, гардероб, магазин, кафе, туалеты. Часть территории на всех этажах пришлось отдать для новых лестниц, подъемника, санитарных и служебных помещений. Частично это компенсируется помещениями в подвале, где кроме размещения технического блока, теперь появляется возможность выделить экспозиционные залы. В доме есть еще мезонин, откуда открываются прекрасные виды, но пожарные нормативы не позволяют использовать его для выставок. Планировка зворыкинского дома была приспособлена для проживания большой семьи — комнаты второго и третьего этажей, в основном небольшие, располагались анфиладами с выходами во внутренний коридор. Таким образом, в каждом почти зале оказываются три двери, несколько окон, да еще зеркала изразцовых печей. Возможное экспозиционное пространство очень ограничено. Непросто достичь консенсуса между реставраторами, стремящимися к воссозданию первоначального облика помещений, и дизайнерами будущих экспозиций. Поскольку облик внутренних пространств неизбежно неузнаваемо меняется из-за вновь создаваемых лестниц, необходимых для организации движения посетителей и пожарной безопасности, то и восстанавливать «родные», но не функциональные перегородки и несуществующие печи едва ли необходимо.

Первый этаж

Первый этаж дома не был жилым. Там при Зворыкиных размещались кухня, прачечная, склады, контора пароходства и т. п. Дом в три этажа построен к середине XIX века, а основа его еще восемнадцатого столетия. Он достраивался и увеличивался не менее полувека. В подвале и на первом этаже (в самой старой части) сохранились сводчатые потолки. Своды останутся, что весьма живописно, но сложно для освоения. Входная группа включает как обязательные неизменные части, так и желательные. Элементы комфорта останутся всегда. Необходимо еще разместить кабинеты экскурсоводов. Живое общение будет востребовано, сопроводительная техника его не заменит. Возможно, касса с кассиром и теперь уже анахронизм, ее могут заменить некие гаджеты. Сувенирный магазин и кафе в музее будущего тоже весьма спорные вещи, но пока им отводится место. Рядовой посетитель осмотрит музей за один час, особо продвинутый за два часа. Только память о «недоступности» обеда в советское время диктует планирование кафе в таком музее. Можно поставить автоматы кофе-вода, и этого достаточно для непродолжительного общения.

Полноценную экспозицию создать негде, но ввести посетителя в музейную атмосферу необходимо уже у входа, чтобы настроить определенным образом. Поскольку музей размещается в здании, представляющем собой значительную архитектурную и мемориальную ценность, экспозиция во входной зоне будет отражать историю жившей здесь семьи Зворыкиных и различные этапы музеефикации дома, включая последнюю реставрацию. Ситуация холла позволяет размещать ограниченное число подлинников, например, археологические материалы из спасательных раскопок при реконструкции усадьбы. Экспозиционные задачи будут решаться графическими материалами, мультимедийными продуктами на экране. Традиционный макет-реконструкция Гостиннодворской площади позволит локализовать Дом в историческом пространстве города. Макеты еще не раз будут ориентировать посетителя в продолжении путешествия. Дизайнеры предлагают в качестве основного мотива конструкции оборудования использовать соты — шестигранные ячейки. Форма символичная, связанная с важной для Дома Зворыкиных темой семьи, но это решение вызывает сомнение, т. к. оно недостаточно компактно для небольших залов.

Цокольный этаж

В цокольном этаже (подвал — с западной стороны и полуподвал — с восточной) предлагается создать экспозицию на основе археологических коллекций. Сюда ограничен доступ больших групп посетителей. Эти залы нельзя включить в общие обзорные экскурсии, они не станут первой логической составляющей истории Мурома. Там может быть представлена самостоятельная, отдельная тема, интересная для определенной категории посетителя. В музее хранится ряд предметов, относящихся к палеонтологии, что позволит начать повествование с доисторических времен. Интересная и обширная музейная коллекция археологии, наконец, имеет шанс быть достойно представленной — вполне органично в подвале под сводами.

Второй этаж

Наиболее информативной, но предельно популярно изложенной, должна стать экспозиция второго этажа. Муром отсчитывает свою историю от летописного 862 года, это путь длиною в 1159 лет. По археологическим данным город сформировался в Х веке на серебряном торговом пути на реке Оке. Торговая составляющая оставалась основной до начала ХХ века. В советский период городу постарались придать промышленный характер за счет военных производств. В ХХI-м веке Муром закономерно возвращается к своим прежним функциям, предлагая товары и услуги всей обширной территории по обе стороны Оки. Исходя из этого, и предлагается название новой экспозиции — «Муром. Тысячелетие на торговых путях». Временной отсчет условный, четко не ограниченный. Хронология не диктует последовательность повествования, время «существует» в каждом фрагменте экспозиции отдельно и обычно завершается 1918 г., в отдельных случаях проецируется в отдаленное будущее (например разрушение Собора и др.).

Тематических рамок тоже нет — могут быть представлены самые разные образы Мурома, поддающиеся передаче музейными артефактами. Это стоит подчеркнуть. В музее главное — экспонат. Если некая тема не поддается воспроизведению с помощью музейных предметов, значит, пусть она воссоздается в другом месте иными средствами. Более того, допустимо акцентировать менее значимые исторические моменты, но широко отмеченные экспонатами. Предмет в музее интереснее рассуждений.

Наше экспозиционное пространство — это не только анфилады комнат всего второго этажа (по кругу) Дома Зворыкиных, но и исторические территории, простирающиеся за окнами. Традиционно все окна в современных экспозициях перекрываются наглухо. Мы же предлагаем буквально впустить реальное историческое пространство в музей. Экспозиция строится на сочетании и сопоставлении создаваемого в залах и видимого за окнами старинного города Мурома. Предлагается принцип топографически-хронологический. Получится своего рода путешествие по городу во времени и пространстве. Обычно смотрят город, не имея объектов показа, или имея их с наложенными современностью отпечатками, а чаще только представляя, что «здесь стоял, а здесь жил…».

Дом Зворыкиных расположен абсолютно уникально. Ничего подобного больше в Муроме нет. Он стоит в старом городе как «большой корабль». От него во все стороны раскинулось историческое пространство, он не зажат никакими соседними строениями. Вся экспозиция будет ориентирована на четыре стороны света как фасады дома.

Предстоит создать «рассказ» не только о событиях, архитектурных памятниках и художественных сокровищах, но и о самих горожанах, их повседневной жизни, профессиях, занятиях, интересах, досуге, развлечениях, о том, как они строили, благоустраивали и украшали свой город, формировали его культурную среду. Маршрут осмотра строится по кругу, по анфиладам. Наличие внутреннего коридора создает некоторую свободу — дает возможность двигаться от центра «лучами» к разным залам-темам, или возвращаться из них в центр-коридор. Образ торгового, купеческого города должен стать своеобразным стержнем, который позволит соединить достаточно разнородные сюжеты.

Движение посетителей начинается от северной лестницы. Первоначально, знакомство с Муромом предполагалось вести с «самого интересного», м. б. даже веселого — с «Ярмарки», кульминации всей жизни города. Титульный (или нулевой, заглавный) зал экспозиции (бывший внутренний коридор) посвящается муромской ярмарке, которая в начале ХХ века располагалась за городской чертой (в районе ул. Куликова). Это своего рода метафора, созданная для того чтобы посетитель еще только «подъезжая» к Мурому, включался в атмосферу праздника. В этом разделе, помимо картин И. С. Куликова, запечатлевших эту яркую сторону городской жизни, будут представлены инсталляции из различных предметов, а также прилавки, с которых шла торговля различными товарами — сельскими орудиями труда и предметами быта, церковными товарами, лубками и т. п. Тема ярмарки дает возможность создать интерактивные контакты с посетителем, расположить его, получить доверие. Здесь можно имитировать торговлю и развлечения. Настроение может создаваться звуковым оформлением и мультимедийными продуктами. Это интересный ход, но начать осмотр придется не с Ярмарки, не с коридора, поскольку там столкнутся входящие и выходящие потоки посетителей. Вход будет с северной лестницы, и осмотр начнется с темы «Речной фасад»

В восточной части дома, в самом просторном зале, выходящем окнами на Оку, размещается тема «Речной фасад». Ока играла ведущую роль в жизни города, оставаясь на протяжении тысячи лет кормилицей, работницей и транспортной магистралью. Здесь главный персонаж — река Ока и внутри зала, и за окнами. До строительства железной дороги и моста вся жизнь сосредотачивалась около Оки. В каждом подразделе темы должно быть какое-то основное изображение или предмет, а для всего зала центральное — икона с Кремлем и с рекой на переднем плане. Ее поддержат изображения города со стороны реки на картине, гравюрах.

Заокские дали, видные за окнами, не изменили своих очертаний — точно такими их видели наши предки, до сих пор там не появилось никаких примет нового времени. Этот исторический ландшафт органично входит в экспозицию, и необходимо сделать его доступным восприятию посетителя. В этом зале, чтоб подчеркнуть простор, все окна открыть. Со стороны окон (ориентируясь по течению Оки) по полу может быть размещен самый ранний план (сер. XVIII в.) Мурома с хорошо видной Окой, с указанием направления течения (топографический радиальный план из РГАДА). Его надо несколько упростить и возможно указать современные ориентиры — те, что видны за окнами вдоль берега. Особо отметить на плане место дома Зворыкиных. Так посетитель может ориентировать себя в пространстве древнего города — этот прием для закрепления повторится еще дважды в следующих залах. Дизайнерское решение раздела, ориентированного на Оку, естественно, пронизывается многообразной речной темой. В графике и возможно в слайдах — пейзажи с фигурами и судами разного времени. Могут быть представлены крупномасштабные композиции — лодки, сети, верши, якоря, рыбы и пр.

Город своим парадным «фасадом» ориентирован на Оку. Живописный вид на город с реки считался главной достопримечательностью. Этот вид на семь холмов неоднократно описан. Экспозиция (на противоположной стороне от окон) предлагает путешествие вдоль Мурома сверху вниз по течению Оки — по семи холмам. В зале может располагаться мультимедийная панорама с обозначением ряда объектов на каждом холме, ориентируясь на которые, можно вести экскурсионный рассказ.

Но начать повествование неизбежно придется несколько выше города с ближнего села Карачарова, родины богатыря Ильи Муромца. Как теперь принято определять, дух его или гений места настолько ощутимо витает в Муроме, что просто невозможно начать разговор об истории без этого имени. В каждом фрагменте экспозиции должны быть «ведущие» (доминантные) экспонаты. Несомненно, интерес может вызвать реконструкция вооружения воина, а из подлинных экспонатов — мечи франкские Х в., предметы вооружения воина X-XII вв, ножи, ремень, наконечники копий, стрел, и пр. археология. А для симметричности можно будет завершить путешествие по Оке вдоль города на выезде — в ближней Ямской (Якиманской) слободе.

Город начинался с холма у железнодорожного моста, который виден за окном (перестроен в 2004 г.). Первый муромский холм — Пятницкая гора. Поскольку здесь было обнаружено селище и могильник племени мурома, можно предложить тему об этом народе, давшем название городу. Финская исследовательница А. Альквист предлагает такую расшифровку значения слова «мурома» — люди, живущие на возвышенности у воды. При этом она делает существенное замечание: не город получил название по племени, а племя стало называться именем места, которое заселило. Выразительной доминантой может стать реконструкция костюма муромки с обилием украшений. Здесь же размещаются подлинные предметы, финно-угорского племени мурома из других раскопок. Найдутся и предметы торговли муромы — центральной темы экспозиции. Следует отметить, что на этом холме было древнее Пятницкое кладбище с церковью в честь Параскевы пятницы, эту тему можно представить иконой соименной святой (кстати покровительницы торговли), протянув «нить времени» на этом месте от язычников мурома до христиан-муромцев.

Вторая гора — Крестовоздвиженская название по находившейся здесь церкви Воздвижения животворящего креста Господня. По легенде именно здесь под горой происходило крещение жителей Мурома — местное название Подокстовье. Наглядным пособием может быть картина из иконописных мастерских Патырминых «Крещение муромского народа», а также необычная красивая икона Богоматерь Владимирская в кокошнике, самые ранние кресты. Такая икона позволит говорить об аналогиях и контрастах с убором женщин племени мурома. По легенде именно в Крестовоздвиженском монастыре святой князь Петр обретает меч для сражения со змеем. Интересно было бы включить сюда сказочный элемент с неким волшебным мечом. История о Петре и Февронии должна идти рефреном, как главный миф Мурома. В прибрежной зоне под горой в XIX веке появилась Бумаготкацкая фабрика — это позволяет не ограничиваться религиозной темой, но отметить характерное промышленное направление.

Далее — Спасская гора. Здесь до сих пор находится Спасский монастырь — один из древнейших в Северо-восточной Руси. Экспонатура — от серебряного напрестольного креста мастера Логина (1638 г.), жалованных грамот и до митры последнего Епископа Митрофана должна представить историю монастыря. В наше время монастырь как сад-парк стал любимым местом прогулок горожан. Хлебники и калачники в древности жили на этой горе. Видимо придется изготовить муляж калача — это еще один символ Мурома, он размещен на гербе города. Теперь калачи пекут в этом монастыре. История и современность перекликаются.

Богатырева (или Сколкова) гора — самая протяженная, там стоит древнейший шатровый храм Козьмы и Демьяна — уместно разместить его макет. Притягательным центром может быть крест XVI века кованый кузнечной работы с маковки Козмодемьянской церкви. (Кстати, закончить все экспозицию второго этажа можно большим сретенским чудотворным крестом — символом страдания, которое принесут война и революция.) Крест же (и ряд др. предметов) дает возможность представить работу мастеров кузнечной слободы, здесь размещавшейся в древности. У подножия горы — были, и теперь еще есть, пристани, причалы. Довольно сложно эту тему отразить в экспонатах, видимо, не обойтись без макетов судов. — «Весною с открытием судоходства … приплывают к Мурому мокшаны числом до 500 и более с разным хлебом… Некоторые из муромских торговцев и промышленников имеют у себя мокшаны, барки, полубарки, коломенки, разшивы, клади ушки и тихвинки. Кладнушки и камские шитики со льняною пряжею для фабрик, шадриком и пшеницею и белозерские дегтянки для заводов кожевенных. Длинные плоскодонные гусянки с нагруженными в Муроме товарами плывут на Нижегородскую ярмарку … Кроме сего, по Оке приходит к Мурому множество разного леса» (Владимирские губернские ведомости, 1850, № 21.). Лес по Оке сплавляли до конца ХХ века, старожилы это помнят. Этот ушедший колорит Оки как-то надо отразить, например, в простенках окон.

Следующая — Воеводская (она же Кремлевская или же Соборная) гора, она центральная. Между двумя горами, Богатыревой и Воеводской, проходил основной въезд в город. Гости отсюда ехали в кремль. Он представлен в среднике горизонтальной иконы XVI века как каменный сказочный град-иерусалим, а реальный деревянный изображен на маленькой иконе XVII века. Кремль запечатлен и на гравюрах путешественников. К этой горе приплывали торговые и именитые гости, отсюда изгоняли и Петра с Февронией, тут и епископ Василий начал свое плавание на мантии — место легендарное. Как в сказке: «пушки с города палят, кораблям пристать велят». Муром — город сказок и легенд. Реальную пушку можно установить. Гостей, особенно коронованных особ, принято было встречать в лучших нарядах. Женское убранство понравилось государыне Екатерине, она, «милуя подданных, наряды русски зрела, для моды бедственной менять их не велела». Костюм можно представить, тем самым уравновесить с предыдущими подтемами (реконструкции богатыря, муромки). С реки прекрасно смотрелся городской Собор. Есть великолепные предметы культа, например, кадило с вкладной надписью. В более поздние времена склоны холма были местом гуляний, а река пестрела лодками — необходимо достичь впечатления заполненности водной глади. Теперь же река почти пуста.

Далее — Квасницкая гора. Она «двурогая», на одной стороне — дом Зворыкиных, на другой на мысу — Николонабережная церковь, а под ней была государева рыбная слобода. До сих пор стоит под горой Водокачка, построенная для первого городского водопровода. Видимо самый сложный вопрос, чем представить изобилие рыбы и рыбный промысел столь важный для города. Археологические предметы (крючки, гарпуны) из Николонабережного селища, конечно, сообщат о древности этого занятия горожан, но они особой наглядностью и убедительностью не обладают. Рыба должна предстать во всей красе и величине виртуально, в виде, м.б., голограмм. — «Главный источник богатства жителей города Мурома составляет река Ока… Из рыб в Оке ловятся окуни, лещи, судаки, лини, налимы, караси, жерехи, сомы, стерляди, а иногда осетры, белуги и белая рыбица».

Наконец, «приплываем» к Воскресенской горе с храмами Воскресения, Введения (середина XVII в.) и Георгия (1651 г. — не сохранилась). Вдоль реки тянулась кожевенная слобода. Выделка кож и кожевенные изделия долго были среди основных занятий горожан — в экспозиции будут и сами изделия, и планы заводов, и документы. Церкви стоят (или стояли) на каждой горе, и каждую можно отметить характерным экспонатом, своего рода «знаком». Представить надо старинный вид каждого храма, и, если сохранились, современный — это задача дизайнеров, а изобразительные материалы есть. Посетитель должен увидеть в экспозиции все храмы Мурома. Те, что не видны с «речного фасада», будут представлены в других разделах. Собор, Троицкий и Благовещенский монастыри видны с реки, но более подробно будут отражены далее. Началось «путешествие» по Оке с села Карачарова, и завершено должно быть в Якиманской (Ямской) слободе.

В следующий раздел экспозиции можно попасть только через «Ярмарку» (коридор).

Следующие четыре зала расположены в южном торце здания. Две некапитальные перегородки хорошо бы в них убрать, чтобы избавиться от тесноты. Окна выходят на холм, где был древний кремль, а ныне Окский парк, который, кстати, городская администрация планирует обновить и наполнить образами прошлого. Раздел «На Воеводской горе» включает ряд подтем. В угловой комнате с видом на Оку и на Воеводскую году, должно быть обозначено возникновение Мурома на серебряном пути, необходимо создать ощущение огромного количества серебра, так подчеркнуть его роль в возникновении Мурома как перевалочного пункта на этом пути на реке Оке. Археологических экспонатов достаточно. Территория древнего кремля, трансформировалась от осадного места до бульвара и торговой площади. Еще до недавнего времени там была и пожарная команда, и тюрьма. Еще накануне отечественной войны здесь стоял городской собор Рождества Богородицы, его помнят, и не утихают споры о восстановлении храма. Композиционным центром зала станет макет-реконструкция муромского кремля. Период, когда кремль выполнял оборонные, военные функции, представлен предметами вооружения. Здесь еще должен быть фрагмент о воеводском правлении — в витрине: монеты, чернильницы, грамоты и пр. предметы XVI-XVII вв. Можно создать некую фантазию о белокаменном соборе домонгольского времени, который мог быть в кремле, и которому могли принадлежать фрагменты колонны и ступени, найденные при раскопках. Вся история городского Собора от создания до разрушения в 1939 должна быть собрана тут. В XIX веке перед ним была торговая площадь и бульвар. Эту тему тоже найдется, чем поддержать — картина Куликова, книга цен на муромском рынке и др.

Если существующие некапитальные перегородки будут убраны, то второй торцевой зал того же раздела «На Воеводской горе» будет тоже угловым и выходить на Воеводскую гору (где изначально сосредоточено было управление) и на запад — на здание Городской управы. Таким образом тема городского самоуправления и благоустройства вписывается вполне органично. Экспонаты позволяют создать интерьер чиновников. Дополнит информацию и впечатления проекционное устройство с экраном.

Следующий раздел «Гостинодворская площадь», занимает западную анфиладу из четырех залов, окнами на главную торговую площадь (Гостинодворская, она же Рождественская, Хлебная) и на перспективу старинных улиц, которая, впрочем, больше подразумевается, чем видна. Вид перекрыт современным зданием администрации, построенном на месте архитектурной доминанты площади церкви Рождества Христова. Здание 1960-х гг. не является памятником, входит в диссонанс с исторической застройкой, и можно в будущем ставить вопрос о его сносе. Пока же реконструированный вид на храм и площадь можно будет разместить на слайде в окне.

Первый, самый большой зал посвящен ключевой теме всей экспозиции — торговле. Предметный ряд представлен в основном вещами XIX века, поэтому в композициях и инсталляциях будет представлен преимущественно этот период. Планировка торговой площади складывалась около столетия, этот процесс отражен в копиях документов. По полу, повторяя прием первого зала, разместить план (проектный геометрический) с подписью (как раз на месте этой площади) Екатерины «Быть посему» (фрагмент выделить). Торговая площадь расстилается за окнами от Дома до улицы Рождественской (Ленина), включая две церкви Николозарядскую и Рождественскую, которых уже нет. На плане отметить место для дома Зворыкиных. Вообще к их семье можно обращаться периодически в каждой теме, поскольку представители семейста и имена Зворыкиных постоянно фигурируют во всех событиях. Здесь основные действующие лица — купцы, и представлены их портреты, одежда, банковские документы, весы, разновесы и «товары». Товаров много — ткани, посуда, коробки-упаковки и пр. Тема символически заканчивается обширным серебряным кладом из дома Мяздриковых, найденным в конце двадцатого столетия, что позволяет говорить о судьбе купечества. Атмосферу торговой площади, внешнюю, создают картины Куликова. Внутреннюю — купеческие портреты. Из этого и соседних залов есть выход во внутренний коридор к родственной теме «Ярмарка».

Далее идет так называемая «Расписная комната». Ее оформление диктует размещение здесь интерьера купеческой гостиной, с характерной мебелью, посудой, старинным граммофоном и другими бытовыми предметами. Сохранившиеся печи, частично сохранившаяся роспись, могут служить аутентичной «поддержкой» темы, которая предвосхищает знакомство посетителей с биографией В. К. Зворыкина, который родился, вырос и сформировался в купеческой семье в этом доме, буквально сидел под этим расписным потолком. Следующие две небольшие комнаты также обращены на площадь, далее которой раскинулось все пространство города. Соответственно создаем здесь образ города, каким он запечатлен был первыми фотографами (здесь и первые фотоаппараты), и каким оставался до революции. Уместно показать и оконные наличники, и разную фурнитуру (т. е. дверные ручки и затворы и т. п.), домовые знаки, таблички и пр. Подчеркиваем, что город все еще был аграрным, хозяйство оставалось почти натуральным, коров имели едва ли не в каждом дворе, у всех сады-огороды, вокруг города выгоны для выпаса скота. Здесь тоже помогут картины Куликова, планы с огородными участками, садовый инвентарь, корзины и пр. Осенью весь город благоухал яблоками — хорошо бы передать что-то в оформлении. Представляем и образ жизни — семья, дети, образование, медицина. Досуг можно весьма выразительно представить — ружья, удочки, карты, коньки, один из первых велосипедов с огромным ­колесом.

Остаются два зала западной анфилады второго этажа; причем, угловой,

Последний — с видом на монастыри. Это еще один любимый вид Мурома. В XVII веке купец гостиной сотни Богдан Цветной убрал перед монастырями бобыльи дворы, чтобы красоте «застени не было». Вид почти не изменился. Последнее окно должно стать этаким «прозором», каким раньше завершались или начинались улицы. «Старое вышнее городище» — старинное название этой местности. Тема религиозной жизни и храмового строительства крайне важна для древнего Мурома. Третий план Мурома на полу, последней — топографический 1864 года — на нем виден город, построенный по новому геометрическому плану, и сохранившийся в исторической части современного Мурома. Сами же планы доступны могут быть для рассмотрения на экране. Бумажные копии можно и в руки давать.

Здесь представляем монастыри мужской Благовещенский и женский Троицкий (их древности, вкладчиков, средства существования) и торговую территорию перед ними. Ключевое место отводится очень большой иконе Казанцева с сюжетом о крещении Мурома. Она очень живописна и информативна, даже быт представлен, одежды, посуда и т. д. По контрасту можно разместить парадные ризы священнослужителей и вериги монахов, драгоценные священные сосуды, книги. Перед стеной Троицкого монастыря был горшечный ряд, что видно на старых снимках. Это не трудно воссоздать экспонатами фрагментарно. Особенно интересно, что можно коснуться и современного состояния этих действующих монастырей.

Поскольку в старину вся жизнь строилась по церковному распорядку, то особо выделяем тему благочестия горожан. Можно составить предметный ряд, иллюстрирующий круг жизни — рождение-крещение, свадьба-венчание, кончина-панихида. Несколько приходских церквей, не попавших в темы в прошлых залах, будут показаны в последнем.

Закончить экспозицию необходимо темой войны и революции (у выхода из зала), очень кратко, лишь выразительными знаками — сретенский крест, пулемет, каска, фотографии, революционный лозунг-плакат. Ярким символом наступающего нового времени можно сделать железнодорожный мост через Оку, построенный перед первой мировой войной (в 1912 г.), позволяющий вспомнить начало рассказа, и замкнуть ­путешествие.

Третий этаж.

Одна из сложнейших задач музея — представить семью Зворыкиных, а особенно самого знаменитого изобретателя Владимира Зворыкина. История почти как с богатырем Ильей Муромцем — герой есть, а экспонатов нет. Былины же в витрины не разместишь. Предметов, принадлежавших Зворыкиным, почти нет. Даже если собрать все его изобретения, они едва ли сами по себе будут убедительны и информативны. Из этой темы прекрасно складывается кино-видео история, но это не музейный сценарий. Придется искать образное дизайнерское ­решение.

Первая комната западной части дома на третьем этаже — это бальный зал с колоннами. Пространство до колонн может стать музейным актовым залом — мемориальным залом им В. К. Зворыкина. Далее две комнаты — мемориальная экспозиция «Наш Зворыкин» (без мемориальных предметов). Или лучше без актового зала — сразу экспозиция в честь изобретателя. Предполагается, что она будет состоять из двух основных разделов в соответствии с двумя этапами биографии изобретателя — российским и американским. Воплощением такого деления, по замыслу дизайнеров, должен служить символический «железный занавес», делящей пространство на две смысловые части. Первый раздел будет состоять из фотографий и документов, знакомящих с материалами о детстве ученого, его обучении и первых шагах в науке. Второй, «американский» раздел предлагается оформить как одну из самых ранних телестудий. Здесь зритель, с помощью специально заказанных копий и муляжей аппаратов Зворыкина, сможет ознакомиться с телевидением, и другими его изобретениями (электронный факсимильный аппарат, электронный микроскоп высокого разрешения, прибор ночного видения, система управления ракетами). Для осмысления самой экспозиции и для выявления ее связи с другими экспозициями музея будет использован прием нанесенной на пол карты. Это будет карта мира с Россией и США, расположенной так, чтобы их разделял условный железный занавес. Этот смысловой акцент позволит подчеркнуть масштаб личности ученого и величие его достижений, как бы поставивший на одну карту наш провинциальный городок, и весь необъятный мир. Зворыкинская тема на этом закрывается. Как бы ни была она значима, но экспонатами не поддержана, а музейное пространство должно заполняться коллекциями.

На этаже еще может остаться семь-восемь залов. В трех-четырех по западной стороне можно разместить выставку «Древнерусское искусство», лучшие произведения коллекции, не вошедшие в историческую экспозицию. В последнем торцевом зале оставить еще один «прозор» на монастыри, поддержав, таким образом, решения экспозиции второго этажа и закрепив впечатление посетителя. На восточной стороне Дома остаются четыре помещения, разделенные на две части лестничным маршем. Это удобно для компактных фондовых выставок. В них предлагается создать ретро музей — «MUSEUM», отдав дань муромским дореволюционным коллекционерам, чьи собрания легли в основу музея: Куликов, Мяздриков, Вощинин, Жадины, Меликовы, и, разумеется, Уваровы тоже. Почти все они были сотрудниками музея. Кроме того, это позволит разгрузить переполненные хранилища. В ретро музее можно весьма плотно и иногда бессистемно разместить предметы, как это бывало в личных собраниях.

Первый зал, самый большой — поскольку это может быть зал для занятий и лекций — «Библиотека». Разместится в нем подлинная историческая мебель: жакобовские книжные шкафы Уваровых, стол самый большой в коллекции в стиле петровского времени; кресла, стулья. Книги в шкафах — лучшие и красивейшие в коллекции, в роскошных переплетах, иллюстрированные издания. Факсимильные издания для занятий. Гравюры, факсимильные портреты фондообразователей в простенках. Остальные экспонаты — предметы коллекционирования в шкафах перед книгами: античная археология, коллекция бабочек, гербарий и т. п. Осветительные и письменные приборы, часы дополнят впечатление. Оборудование должно позволить видеть, как можно больше вещей: драйверы, легкие складные столы и стулья для занятий, демонстрационная техника.

Вторая комната — «Мюнцкабинет», представляет нумизматику и художественный металл. Мебель подлинная: диван и колонки-шкафчики, стол, стулья из семьи поэтессы С. Укше. Экспонаты: художественный металл, скульптура малых форм, оружие, часы, коллекция медной пластики, осветительные приборы, письменные принадлежности, книги, картины, гравюры в простенках. Возможно представить естественно научные коллекции. Разместить сведения о фондообразователях: ЧК, милиция, Жадин, Куликов.

Следующая, третья комната — «Фарфоровая гостиная», отражает скорее дамские предпочтения. Мебель можно поставить в стиле времен Екатерины (диваны, стулья, столик). Горки-шкафчики могут вместить экспонаты: часы, осветительные приборы, письменные принадлежности, но главным образом коллекционный фарфор, фаянс и стекло, кость, миниатюры на кости, миниатюры с портретами, финифть. Картины, гравюры — в простенках.

Последний, четвертый зал — «Этнографический кабинет». Мебель может быть подлинная мемориальная Куликова: резные шкаф и стол, стул, скамья перекидная в русском стиле; домашний диван, шкаф-витрина, столик-витрина. Экспонаты: резное дерево, прялки, домовая резьба, коллекция женских головных уборов, предметы одежды; коллекция полотенец. Светцы, светильники, сундуки, короба, бураки, туеса и т. п. Предметы многие тоже из собрания Куликова, хотя немало его вещей войдут в экспозицию второго этажа. На стенах картины Целебровского и Куликова, лубки в простенках. Материалы экспедиций иллюстрируют преемственность деятельности первых краеведов и сотрудников музея. Они могут быть представлены выразительными фотографиями С. Скуратова и собранными коллекциями.

Перед фасадом Дома Зворыкиных дизайнеры предлагают современную трактовку партера, где в настоящее время установлен памятник В. К. Зворыкину). Планируется частичное понижением уровня с западной стороны и установкой дополнительных малых скульптурных форм и элементов благоустройства. Самое интересное — у стен музея в приямках можно будет видеть стены цокольного этажа, изначального первого дома, откопанного при археологическом обследовании. Так посетитель, еще не входя в музей, готовится к восприятию рассказа о прошедших эпохах.

Авторы концепции музеефикации Дома Зворыкиных:

основные идеи: Т. Купряшина, О. Сухова, при участии: А. Анучкина, А. Горская, Ю. Смирнов, Е. Тюрина, М. Уколова.

Сценарная концепция музейной экспозиции: исполнитель ООО «Музеум», 2019 г.

«Дизайн-проект»: исполнитель ООО «МузейМедиа», 2020 г. Автор образного концептуального решения — Заслуженный художник РФ А. Н. Конов.

На усадьбе Зворыкиных есть еще ряд строений. Для приема посетителей они не пригодны, в них разместятся музейные службы.

Южный флигель (площадь 72,9 кв.м.) — пульт охраны и кабинеты технических служб.

Хозпостройка (площадь 249,6 кв.м.) — газовая котельная и технические помещения.

Каретник XIX в. (площадь 45,6 кв. м) — по проекту будет гараж для музейных автомобилей.

Сторожка XIX в. (площадь 57,5 кв. м) — технические помещения.

Предстоит выработать подходы к рациональному использованию других музейных объектов после завершения их реконструкции, которая находится в стадии подготовки проектной документации. Итак, предлагается основные стационарные экспозиции, а также помещения и службы для их обслуживания сосредоточить на ул. Первомайской. Здесь напротив музея расположена автостоянка, где могут размещаться туристические автобусы. На ул. Московской площадь музейной стоянки ограничена, там будут парковаться служебные и личные автомобили, возможно и один автобус встанет.

Художественная галерея (Городская управа, Первомайская, 6) — экспозиция «Русское и западноевропейское искусство». На первом этаже разместится гардероб и туалеты, служебное помещение. Касса может быть централизованная рядом в Доме Зворыкиных. Все остальные площади отдаются для презентации лучших художественных коллекций — два зала (менее 100 кв. м) на первом этаже, и 200 кв. м. — на втором. Может быть создан кабинет графини П. С. Уваровой. В комплекс Управы входит значительно перестроенное строение, использовавшееся как гараж. Теперь оно оборудовано для хранения коллекции мебели и дерева, но сильно перегружено. Многие предметы войдут в экспозиции, и станет несколько просторнее.

Так, все ценнейшие коллекции сконцентрируются в зданиях на ул. Первомайской — для туриста это удобно, и обслуживание проще организовать.

Выставочный центр (Дом Голубевых, Московская, 13) — выставочные залы на первом и втором этаже, а в цоколе, возможно, для современных и фондовых экспозиций. Давняя мечта — открыть залы с постоянной экспозицией муромских художников, произведения которых музей собирает уже сто лет. Кстати, это последнее столетие неплохо отражено разными экспонатами. Собирали их люди, жившие в это время, понимавшие, что будет интересно потомкам. Выставки о советском и постсоветском периоде тоже очень нужны.

Только в этом здании есть возможность постоянного движения оборудования и смены экспозиций — в наличии подсобные помещения, кабинеты сотрудников выставочного отдела, по проекту будет подъемник, склады. И, главное, нет потока посетителей, которому это движение помешает. Выставочные залы посещают обычно местные любители искусства, или небольшие приезжие компании. Здесь же находится администрация музея. Конференц-зал тоже рациональнее организовать в этом здании, где удобно разместить стационарно оборудование. Мероприятия можно будет проводить без перекрытия основных экспозиций. Если дать волю фантазии, то на ближней (пока свободной) территории можно построить еще одно столь необходимое фондохранилище.

Фондохранилище (Промышленный банк, Советская, 16) — хранилища коллекций, реставрационные мастерские, отдел главного хранителя.

Музейная библиотека (Дом Фурсова, Воровского, 17) — библиотека, научный архив, коллекции документов, фотографий, плакаты. Здесь же кабинеты сотрудников научного отдела, если такие отделы сохранятся в музеях. Библиотеку почти всю можно упаковывать, т.к. она не будет востребована. Отбросив иллюзии, придется признать, что часть библиотечного фонда будет сокращена. Стеллажи до потолка на рельсах могут хранить малоподвижный книжный фонд. Пока непонятно, сколько в этом здании будет помещений, но при компактном хранении, можно разместить коллекции на бумажных носителях.

И еще одна фантазия — имение Уваровых в Карачарове. Один из флигелей посвятить бывшим владельцам. На территории усадьбы можно создать многофункциональный культурно-развлекательный центр, которого очень не хватает в этом быстро растущем районе Мурома.

Образ жизни и технологии стремительно меняются. Возможно, данные зарисовки так и не претворятся в реальную «картину маслом».