Вверх

Сухова О. А. Комплекс предметов из наследия иконописцев Патырминых в собрании Муромского музея

Представляемый комплекс предметов муромского иконописца Ивана Ивановича Патырмина (1841−1922) происходит из «деревянного 2-этажного дома на каменном фундаменте», что и ныне стоит на бывшей ул. Никольской (Первомайской, 15). После смерти художника дом и имущество унаследовала его дочь Антонина Ивановна Патырмина (1898−1974)1. В комплекс входят: две иконы — «Муромские чудотворцы» и «Воскресение Христово»; три картины на религиозные сюжеты — «Чудесное насыщение народа», «Омовение ног апостолам» и «Крещение Муромского народа св. князем Константином»; два женских портрета, а также семь резных золоченых деталей для иконостаса, две палитры, ящик для красок; две шкатулки для принадлежностей живописца, одиннадцать кисточек и пять приспособлений с агатовыми наконечниками для полирования сусального золота на изделиях, пятнадцать различных инструментов для обработки дерева, медный крест с Распятием (всего 51 предмет). В совокупности эти произведения и инструменты являются любопытным материалом для исследования истории развития художественного ремесла в Муроме XIX столетия.


Наследие Патырминых поступило в музей летом 1975 г., т. е. на следующий год после вхождения Муромского музея в состав Владимиро-Суздальского заповедника (ВСМЗ). Соответственно рассматриваемые экспонаты уже не могли быть зарегистрированы в наших инвентарях, а были включены в Главную инвентарную книгу головного музея и находились на централизованном хранении. По приказу о децентрализации фондов ВСМЗ возвращены и в 1993—1994 гг. вписаны в новую Книгу поступлений Муромского музея. Так как комплекс был расформирован по коллекциям и предметы передавались по разным актам, они зафиксированы разрозненно. В настоящей публикации живописные работы и другие вещи Патырминых впервые представлены как единый комплекс.


Вычленить их среди других записей помогает упоминание о поступлении предметов от «В. В. Никитиной из Городца» Горьковской (Нижегородской) области — наследницы Патырминых. Краткую легенду с ее слов зафиксировала старший научный сотрудник Л. С. Семенова: «Все эти вещи были приобретены у Никитиной В. В., перешедшие ей по наследству от тетки Патырлиной (Патырминой. — О. С.) Антонины Ивановны (умерла в 1974 г.), ранее принадлежали ее отцу Патырмину Ивану Ивановичу — живописцу, учившемуся у своего деда, и имел художественную мастерскую в Муроме на улице Мечникова (№ неизвестен). Его отец Патырмин Ив. Мих. учился в Холуе у Путилова Ив. Мих. Брат Ив. Ив. — Василий Ив., учился у А. Ив. Морозова — имел в Муроме свою живописную мастерскую»2.


Приведенная легенда может содержать неточности, что характерно для данного типа документа, записанного со слов владельца. Он требует обязательного сопоставления с другими источниками. Некоторые поправки можно внести, опираясь на данные писцовых документов по Мурому XVII-XVIII вв.; сведения Оценочной книги по городу на 1915 г. Особенно ценен материал семейного архива Патырминых (о нем см. статью Л. И. Глущенко в этом же сборнике)3. Во-первых, из всех источников следует, что фамилию Патырминых верно писать через букву «м», а не «л». Во-вторых, в легенде указано, что с академическим образованием был связан брат Ивана Ивановича — Василий Иванович, и это можно допустить. Однако имеющиеся документы свидетельствуют, что живописи в Санкт-Петербурге действительно обучался Василий Иванович Патырмин (1865 г. р.) — но не брат, а сын Ивана Ивановича. Сохранилось свидетельство, выданное ему об успешном завершении учебного года 1885/86 г. в школе Общества поощрения художеств4. Некоторое время там преподавал упомянутый в легенде Александр Иванович Морозов (1835−1904). Во второй половине XIX в. он был единственным живописцем, продолжавшим романтическое направление А. Г. Венецианова. А. Н. Бенуа и И. Э. Грабарь, художники и тонкие критики, назвали Александра Морозова «запоздалым венециановцем»5.


В Муроме художник бывал, когда проводил лето в с. Дедове за Окой, на берегу Святого озера. Традиция эта была заведена еще его отцом. Морозов старший — иконописец и живописец родом из Суздаля, переехал в Муром, а позднее в Петербург, где в 1835 г. окончил Академию художеств в качестве «постороннего ученика» и получил место преподавателя в школе правоведения. Его сын — А. И. Морозов протежировал начинающих муромских художников как, например, Василия Патырмина, а позже — И. С. Куликова (1875−1941)6. Последний, впоследствии академик живописи, вспоминал: «Занятие мастерством отца (малярное и кровельное. — О. С.) меня очень не удовлетворяло — мне хотелось стать художником или хотя бы живописцем». Продолжая работать в артели, юный Иван Куликов «зачарованный ходил под окнами мастерских» и смотрел, как писались иконы. Мастерские находились в центре Мурома вблизи Богородицкого собора7. Работал ли там кто-то из Патырминых, неизвестно. Согласно легенде на музейном акте, мастерская Ивана Ивановича будто бы располагалась на ул. Мечникова (Козьмодемьянской)8. Пока не выявлены точные сведения о родных братьях либо кузенах И. И. Патырмина. Однако имеются данные о других людях с той же фамилией в Муроме. Так, в Оценочной книге 1915 г. зафиксировано владение потомков мещанина Михаила Ивановича Патырмина (ум. до 1914 г.)9, расположенное неподалеку от дома Ивана Ивановича. Этот «2-х этажный деревянный флигель» также сохранился на б. Николоможайской ул. (Комсомольская, 3). Сейчас за ним видна Смоленская (Козьмодемьянская) церковь, в приходе которой клан Патырминых зафиксирован еще в писцовых документах первой трети XVIII в. По некоторым местным свидетельствам именно этот дом за площадью (ныне им. Р. А. Белякова), на которой стояла Николоможайская (Казанская) церковь, связывают с потомственными иконописцами Патырмиными.


Михаилу Ивановичу приписывают рисунок 1884 г. с изображением деревянной часовни в память о св. муромском князе Михаиле с аннотацией: «Патырмин Мих. Часовня. 1884 г.» (нам известен только по электронному изображению)10. Не исключено, что этот Патырмин был родным братом И. И. Патырмина. Пока не выявлено, было ли у Михаила Ивановича профессиональное образование, или он, как Иван Иванович, учился ремеслу у деда или отца. В той же Оценочной книге есть сведения о домовладении Патырминых, проживающих на ул. Рождественской (Ленина), где числился «деревянный одноэтажный флигель в три окна» за мещанкой Зинаидой Михайловной Патырминой (ум. в 1918 г.). Позже этот был дом закреплен за Григорием Васильевичем Патырминым (ум. в 1924 г.) и в 1926 г. перешел его наследникам: сыну Николаю Григорьевичу (1885 г. р.) и Анне Григорьевне (Нижегородцевой)11. Выявлено, что отец и сын вместе занимались работой по созданию иконостаса в одном из сельских храмов Меленковского уезда в период с января 1897 по 1908 г. Причем, Г. В. Патырмин выполнял столярные работы, а Н. Г. Патырмин — живописные12. Не исключено, что эти муромские мастера, как и И. И. Патырмин создающие храмовые интерьеры, могли быть его близкими родственниками (например — кузеном и племянником).


Из всех представителей рода наиболее предметно и конкретно можно говорить об Иване Ивановиче Патырмине (1841−1922), который в источниках значится как мещанин г. Мурома, мастер, иконописец и живописец. Именно его наследие и его личный архив хранятся в нашем музее. Несмотря на то, что поступившие произведения — картины, портреты и, тем более, иконы — не имеют явных авторских подписей, логично предположить, что созданы они именно И. И. Патырминым, а не каким-то иным живописцем из его рода или вовсе посторонним художником.


Муромцы Патырмины упоминаются в различных писцовых документах с 1623/24 г. по 1795 г., где числятся среди посадских жителей, имеющих лавки; позже в документах XVIII в. — среди мещан и купцов. Впервые представитель этого рода встречается в Сотной с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г.: «В москотильном ряду лавки по левую сторону… Лавка посадцкова ж человека Максимка Обрамова сына Патырмы»»13. Интересно, что торговал он красильными товарами, необходимыми в работе маляров и живописцев. В Писцовой книге 1636/37 г. фиксируется, что после его смерти около 1631 г. лавка перешла не его сыну, а другому человеку. Среди бобыльских дворов на посаде упоминается пустой двор Максима Абрамова Патырмы. Здесь же описан другой двор — его сына, который фигурирует в документе несколько раз — то как «Гришка Максимов сын Патырма», то уже как Патырмин14.


Тот же Григорий фиксируется и в последующих источниках (1646, 1652, 1678 гг.) среди выборных от посадских людей, а также как имеющий лавку. Любопытно, что в Списке с переписной книги 1646 г. он упоминается как «Гришка Максимов, прозвище Патырмин». У него дети Федотко да Герасимка четырех лет15. В Списке с переписной книги 1678 г. у него опять упоминаются малые дети «Федотко да Макарка осьми лет, Васька шти лет»16 (разница между первыми и вторыми где-то 26 лет). В Списке с новоокладных книг г. Мурома 1706 г. последний из них упоминается с братом и двумя племянниками17. Оба брата Макар и Василий «Григорьевы дети» с семьями значатся в Выписке из переписных книг 1710 г.18


Наиболее информативно упоминание Василия уже следующего поколения (сына Макара и племянника Василия Григорьевых) в Сотной с писцовых книг 1723 г. «Василий Макаров, сын Патырмин двадцети пяти лет. Имеет купечество». В этом документе роспись жителей ведется по церковным приходам, и Василий, как и весь клан Патырминых, зафиксирован в приходе церкви Козьмы и Демьяна19. Кроме него, все другие (отец, дядя и братья) «кормятся работою». Стоит обратить внимание, что звание «купец» тогда относилось не только к торговцам. Царским указом 16 января 1721 г. было определено правовое положение купечества. Все городское население было поделено на две гильдии. К первой отнесли крупных купцов, банкиров, шкиперов купеческих кораблей. Во вторую — среднее купечество, торговцев мелочными товарами и «харчевыми припасами», а также ремесленников20. Понятно, что к ним относились и иконописцы-живописцы. Однако можно только предполагать, что Василий Макаров Патырмин мог заниматься именно этим ремеслом.


Не исключено, что как и его предок сотню лет назад, он также торговал москательными товарами. Двоюродный брат Василия — Макар Патырмин — присутствует при межевании земель Троицкого монастыря в 1769 году21. Родной — Еким (Ефим, Аким) — вместе с Герасимом Патырминым значится в Окладной книге муромского мещанства 1777 г.22 Сыновья Макара — Яков и Максим — записаны уже купцами 3-й гильдии в Книге муромского купечества на 1793 г. и по 5-й ревизии 1795 года23. У Якова Макарыча и его жены Анны Васильевны «из старинного муромского купечества» в то время записан «сын Михайло полугода», родившийся в 1794/95 г. Если доверять легенде, по которой отца Ивана Ивановича Патырмина звали Иваном Михайловичем, то этот Михаил — вероятно, его дед, у которого он и учился ремеслу.


Недавно в нашем музее реставратор раскрыла икону «Муромские и избранные святые с образом Богоматери Боголюбской» с датой «1838»24. Происходит она из Смоленской (Козьмодемьянской) церкви — приходской для Патырминых. Написана икона мастерски, со вкусом и представляет собой характерный памятник церковного искусства второй трети XIX в. Учитывая время создания образа и храм, для которого он предназначался, осмелимся предположить, что его автором мог быть дед И. И. Патырмина. Сохранившаяся информация о том, что наш Иван Патырмин обучался профессии именно у своего деда, любопытна. Ведь отец будущего живописца Иван Михайлович Патырмин, который мог быть примерно 1818 г. рождения, владел тем же ремеслом. Иконопись он осваивал в знаменитом иконописном селе Холуе у И. М. Путилова.


страница 1 из 14 Вперед →