Вверх

Глущенко Л. И., Сугуева Е. А. «Маленькие куколки»


В собрании игрушек муромского музея есть две фарфоровые куколки, которые находятся сейчас в экспозиции «Город и горожане» в Выставочном центре. И большого, и маленького посетителя они привлекают своей миниатюрностью и изяществом.
Когда-то дом этих игрушек находился совсем в другом месте — селе Степанькове Мелен­ковского района, в семье священника Василия Васильевича Орлова, где было пятеро детей1.
По легенде куклы принадлежали жене отца Василия — Александре Алексеевне, в девичестве Быстровзоровой. Родилась она в  1887 году и, по воспоминаниям родных, сама играла этими куклами в детстве. Затем они достались ее дочерям. Жизнь для семьи священника после революции складывалась не лучшим образом. В 1936 году умерла жена. В сентябре 1937 года сам В. В. Орлов был репрессирован и расстрелян. Пятеро его детей также подверглись гонениям, но, несмотря на тяжесть жизненных обстоятельств, одной из дочерей — Нине — удалось сохранить дорогие сердцу вещицы. Это игрушки, те самые куклы — девочка и мальчик с фарфоровыми головками, руками и ногами и тряпичным туловищем.
Первые фарфоровые куклы европейского производства появились в 1830-е годы на фарфоровых заводах по изготовлению посуды. Бытовало мнение, что фарфоровые куклы изначально возникли в Китае, поэтому первых кукол, сделанных на европейских мануфактурах, стали называть «китайскими» или «нанкинскими» (по названию г. Нанкина — бывшей столицы Китая). Из фарфора куклам делали только головы и конечности, туловище оставалось матерчатым или кожаным. Эти куклы были на пике популярности в конце XIX столетия. Ручки и ножки, а также головы, неподвижно соединенные с плечами, вначале делались из глазурованного китайского, а позднее из матового всегда белого, нетонированного и неглазурованного фарфора. С начала 1870 года фарфор для кукольных голов начинают тонировать в телесный цвет, чтобы достичь большего сходства с кожей человека («вisque» — матовый, неглазурованный фарфор)2.
Иногда использовался фарфор более дешевого качества, с шероховатой поверхностью, так называемый «stone bisque». У этих кукол часто были рисованные прически, глаза и закрытые рты.
Фарфоровых кукол разных образцов выпускали многие фабрики в Германии. Чаще всего фарфоровые части делались на одной, а собиралась кукла уже на другой, на кукольной фабрике. «Нанкинские» же куклы делались целиком на фарфоровых фабриках. Тела для них шились из прочной и дешевой хлопковый ткани бежево-коричневатого цвета — нанки — и набивались мелкими опилками. Шили их надомные работники в огромных количествах, ведь швейные машинки были в Германии в обиходе уже с 1855 года.
В продажу игрушки поступали как одетыми, так и без одежды. Из-за дешевизны пик популярности нанкинской куклы пришелся на конец XIX века. В большом количестве они продавались в Европе, экспортировались в Америку.
Собственное производство фарфоровых кукол в России появилось на рубеже XIX-XX веков. Их изготавливали на заводах А. Шраера и Я. Фингергута, Гудкова и Федосеева (с 1905), Дунаева (д. Митино, Хотьково, Московской губернии; начал выпуск кукол в 1890-х гг.). А. Дунаев модели кукол и кукольных головок разрабатывал совместно с известным художником и историком игрушки Н. Бартрамом или копировал у «Симон и Хальбиг». Часть изделий шла на экспорт, маркировалась клеймами: «Дунаев», «Хотьково», «Дунаев А. С. Хотьково». Стоили все эти куклы весьма дорого.
В небольшом количестве «китайских» кукол изготовляли в самом конце XIX — начале XX веков на заводах «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» (Гжель, Московская губ.) и на фабрике Василия Бенуа (Санкт-Петербург, Москва)3.
Почти все «китайские» куклы того времени — и европейские, и американские, и российские — не имели какой-либо маркировки4. До сегодняшних дней дошло весьма мало экземпляров, и они считаются редким музейным антиквариатом.
Поскольку наши игрушки находились не в самом лучшем состоянии, было принято решение их отреставрировать.
Приступая к реставрации, кукол осмотрели и выяснили, что на них отсутствует какая-либо маркировка. Девочка высотой 8,4 см, мальчик — 9. Выполнены из следующего материала: голова до плеч, руки до локтей и ноги до коленей — фарфор. Фарфоровые детали отличаются по цвету: голова бледно-розового цвета, руки и ноги — белые, фарфор шероховатый на ощупь. Все детали расписаны вручную. На головках кукол лепные прически: у девочки нарисованные светлые волосы с прямым пробором спереди и косичкой сзади, на макушке черный бантик. У мальчика — светлые короткие волнистые волосы.
На ножках у кукол черная обувь с небольшими каблучками: туфельки у девочки, полусапожки у мальчика. Фарфоровые детали рук и ног прикреплены к ткани при помощи клея, как и туловище к голове — плечам.
Туловище, часть рук и ног — х/б ткань кремового цвета. Все детали туловища сшиты по отдельности машинным швом х/б нитями белого цвета и набиты чесаной шерстью (кроме рук). Затем руки и ноги, вероятно, пришивали к туловищу вручную белыми х/б нитями швом «в прикреп».
Кукла-девочка одета в розовое платье прямого покроя, с воланом по краю подола, рукава — фонарики. Кукла-мальчик одета в штаны-шаровары, сшитые вручную из бархата черного цвета и рубашку из шелка серо-голубого цвета в клетку с ремнем поверх нее.
При более тщательном осмотре кукол выяснилось, что состояние сохранности фарфоровых деталей хорошее, сколов нет, но они сильно загрязнены. Одежда оказалась в более ветхом состоянии: сильные загрязнения, много сквозных утрат и сечений на платье и рубашке (на сгибах, складках), ткани местами сильно выцвели (от многолетней эксплуатации).
Перед реставрацией был проведен демонтаж одежды от кукол и полный демонтаж самой одежды, также демонтаж некоторых частей игрушек. Затем сделаны пробы на определение текучести красителей: сначала дистиллированной водой (краситель устойчив) и 3% раствором СМС «Прогресс» (значительно течет). В результате было принято решение проводить водную очистку одежды 3% раствором СМС «Прогресс» с добавлением 3% раствора уксусной кислоты (5 мл/л) для закрепления красителей. После общей водной очистки одежда подверглась многократной промывке дистиллированной водой и просушке на фильтровальной бумаге с последующей ее заменой.
Туловище кукол очищалось полусухим методом при помощи ватных микротампонов, смоченных в густой пене желчного мыла методом прокатывания с последующим промыванием дистиллированной водой и устранением излишней влаги.
Механическая очистка деталей из фарфора (голова, руки, ноги) проводилась ватными микротампонами, смоченными в водном растворе с добавлением 3% раствора СМС «Прогресс». После этого была проведена промывка дистиллированной водой с последующей обработкой водно-спиртовым раствором (70%: 30%) для устранения лишней влаги.
Приступая к реставрации одежды, сначала определились с выбором дублировочного материала и техникой исполнения. Были выбраны реставрационный газ и газовые нити, предварительно окрашенные в цвет памятника (розовый и синий) специально подобранными красителями. Эти процессы реставрации позволили восполнить утраты, укрепить разрывы и сечения.
К сожалению, в отсутствии статистического ряда для сравнения, невозможно сделать однозначный вывод о месте производства куколок. Однако некоторые детали позволяют предположить, что это могла быть и Россия конца XIX — начала ХХ веков.


1 Акт о приеме предметов на ответственное хранение № 20 от 18.11.1996 г.
2 Ранние немецкие куклы из фарфора // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: tantelina.livejournal.com/?skip=30.
3 См.: Голдовский Б. Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы». — М., 2009. — С. 86, 162.
4 История возникновения фарфоровых кукол // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vilingstore.net/Farforovye-kukly-Istoriya-vozniknoveniya-i175499; Маленькие фарфоровые куклы с телами из ткани // elfi-doll.livejournal.com/87 240.html.


← Назад | Вперед →