Вверх

Глущенко Л. И. Рекомендации по организации исследований


Развитие и образование

ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Природа наделила человека великим даром — способностью познавать окружающий мир. И, если тысячелетиями знания собирались человеком буквально по крупицам, то в последние десятилетия они поступают лавинообразно. Соответственно, меняются условия жизни и благополучного существования, резко возрастает необходимость в исследовательской деятельности. Багаж знаний и умений, полученный человеком в ранний период своей жизни, оказывается уже недостаточным, хотя бы потому, что очень быстро возникает множество новых направлений в науке и производстве, появляются и исчезают новые специальности и профессии. К людям, в них занятым, предъявляются и новые требования, и это, в первую очередь, не только умение пользоваться полученной информацией, но и умение овладевать новой. Многие из необходимых в современности деловых качеств, как показали социологические исследования Центра профессионального образования, должны быть заложены в системе начального и среднего профессионального обучения. Это умение работать в коллективе, ориентироваться на рынке труда; готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, менять профиль деятельности и т. п.; навыки самостоятельной работы с информацией, умение принимать решение1. То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций: информационной (способы приема, хранения, оформления и передачи информации); проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков); оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации); коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения ­своих целей)2.

В стремительно меняющемся мире исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность для небольшой профессиональной группы научных работников. Исследовательские потребности стали неотъемлемой характеристикой деловой личности, характеризующей ее профессионализм и компетентность в любой сфере деятельности. И даже шире — они стали стилем жизни современного человека. Это в полной мере касается школьников и студентов, которые в исследовательской деятельности имеют возможность оценить необходимость компетентности и познакомиться с азами профессиональной работы. В некоторых видах занятий их индивидуальность, интеллектуальный и творческий потенциал раскрываются с максимальной полнотой.

Данные рекомендации подготовлены на материале многолетних контактов, консультаций, совместной работы научных сотрудников муромского музея со школами округа Муром, анализа исследовательских работ учащихся.

Современные словари определяют значение слова «исследование» как «процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности»3, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический, т. е. полученный через наблюдения, эксперимент и теоретический, принадлежащий к сфере умственной, интеллектуальной деятельности. У процесса научного исследования есть свои этапы и закономерности, логика изложения материала.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выбор темы

Является одним из самых ответственных этапов исследовательской работы.

Тема должна быть интересна автору.

Кроме актуальности и значимости при ее выборе важно учитывать также возможность ее выполнения. Достаточно часто учащимся предлагаются темы, в которых отсутствуют объекты исследования.

Пример 1. Тема «Тряпичные куклы в г. Муроме XIX века». Соответственно, предметом исследования должны стать тряпичные куклы этого времени. Однако в историко-художественном музее таких кукол нет, неизвестны они и в частных коллекциях, не было их и у предполагаемого автора работы. За исключением одного-двух кратких упоминаний в мемуарах сведений о них нет. Совершенно очевидно, что автор темы в отсутствии предмета исследования обречен на неудачу и разочарование.

Пример 2. «План города Мурома в XI веке». Эта тема также невыполнима, хотя бы потому, что планы Мурома известны только начиная с XVIII в. Полномасштабные археологические раскопки, на основе материалов которых можно было бы — при наличии достаточно высокой квалификации исследователя — попытаться реконструировать городской план, в Муроме не проводились. Более осуществимой и перспективной могла быть тема «Описание города Мурома XVI-XVII веков в записках путешественников».

При выборе темы важно оценить степень ее изученности. Для этого стоит обратиться в библиотеку и познакомиться с общей литературой по теме, опубликованными статьями, книгами, поискать в Интернете, чтобы в общих чертах представить себе проблему предстоящего исследования. Определить, на какие работы следует обратить внимание в первую очередь. Вся выявленная литература должна быть занесена в библио­графический список, который окажет большую помощь в оформлении научного аппарата работы, т. е. оформления ссылок и составления списка использованной литературы.

Может оказаться, что выбранная тема уже хорошо освещена в научной литературе и шанс сказать новое слово невелик. Тогда стоит или выбрать другую тему, или же остановиться на малоизученном аспекте выбранной темы. При этом нужно оценить обеспеченность источниками и литературой в доступных исследователю архивах, библиотеках, Интернете.

Надо иметь в виду, что темы бывают узкие (конкретные) и широкие. Если тема сформулирована широко, то у автора есть возможность охватить много материала, однако это потребует и времени, и большого объема источников для изучения.

Узкая тема позволяет ярко представить даже небольшой фактический материал, но есть другая опасность — невозможность сделать глубокие выводы по теме. Тема должна быть такой, чтоб работу по ней можно было сделать относительно быстро (1 год, максимум 2 года). Хотя не следует забывать, что изучение любой даже самой глобальной проблематики начинается с разрешения маленьких вопросов. Таким образом, работу над широкой темой можно разбить на несколько этапов и проводить в течение нескольких лет.

Желательно, чтобы название темы было оригинальным, интригующим, парадоксальным, чтобы в нем был элемент неожиданности, необычности. Например: «Смертельная красота (обзор коллекции оружия)», «Огород чудес» (о кладе, найденном в огороде)» и др. Нежелательно брать или «размытые» темы, как, например «Жизнь и судьба медицинских работников в годы ВОВ» или «Героические будни тружеников тыла в годы войны»: из такого названия трудно понять, о чем пойдет речь. Важно, чтобы содержание работы отвечало сформулированной теме исследования, и, поскольку речь идет о краеведческом исследовании, то тема так или иначе должна быть связана с Муромом или Муромским округом.

В ходе работы формулировка темы может корректироваться и уточняться.

2. Определение целей и задач исследования

На этом этапе нужно понять, для чего вы делаете это исследование. Это и будет целью.

Например: по теме «Судьба особняка по ул. Красно­армейской 16», можно поставить цель: изучить историю дома № 16 по Красноармейской улице с XIX века до сегодняшнего дня, а можно и актуализировать ее: привлечь внимание общественности с целью возможной реконструкции дома для сохранения его как исторического памятника. Такая постановка более значима.

После определения цели формулируются задачи. Это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Они должны быть взаимосвязаны, последовательны и отражать общий путь получения результатов.

3. Выдвижение гипотезы

Начиная исследование, вы предполагаете, что получится в конце работы, т. е. выдвигаете гипотезы. Может быть одна гипотеза, может быть несколько, и в ходе изыскания они либо подтверждаются, либо опровергаются, а, соответственно, могут быть изменены.

Например, научный сотрудник музея О. А. Сухова, занималась историей уже упомянутой «огородной» находки. Изучив различные документы, проведя опрос жителей дома, который стоял у этого огорода, и проч., т. е. собрав буквально по фактику доступную информацию, предположила (иными словами — выдвинула гипотезу), что клад принадлежал одному известному муромскому коллекционеру начала XX века. Однако, когда работа была практически завершена, открылись новые обстоятельства, согласно которым коллекция могла принадлежать другому человеку. Гипотеза осталась недоказанной, но в ходе разысканий появилась вторая. Таким образом, результатом исследования неожиданно явился не окончательный вывод, а две гипотезы, которые предполагают продолжение работы.

4. Методы исследования

Они могут быть самыми разными: изучение литературы и документов по теме, результатов деятельности; наблюдения, измерения, опросы (устные и письменные); анкетирование, тестирование, обследование объекта, сравнение и анализ фактов, документов, фотографий, сопоставление и конкретизация, моделирование и др.

5. Сбор информации

В зависимости от темы и объекта исследования источники информации могут быть разными. Например:

письменные — архивные документы: мемуары, летописи, дневники, письма, справки и т. д.;

опубликованные материалы более ранних исследований: монографии (книги), статьи;

устные — воспоминания, аудиозаписи, беседы, опросы, интервью и др.;

визуальные — фотографии, открытки, фильмы, афиши, наблюдения и пр.;

разнообразные материалы в интернете;

материалы, собранные во время специальных экспедиций;

данные анкетирования, социологических опросов;

ответы на запросы в различные учреждения;

публикации в средствах массовой информации — газетах, журналах и др.

После сбора информации наступает важный и ответственный момент — аналитико-синтезирующий этап: систематизация полученных количественных и качественных данных, их анализ и синтез. Он называется еще:

6. Обобщение полученных результатов

Это заключительный этап исследования. Здесь анализируется весь накопленный материал, при необходимости проводится статистическая обработка, выделяется главное, делаются обобщения, фиксируются результаты проделанной работы, формулируются выводы. Здесь же могут быть представлены таблицы, графики, количественный и качественный анализ, диаграммы и т. п.

В процессе работы над исследованием важно не отходить от темы, следить за соответствием содержания работы заявленной теме. Например: на одну из краеведческих конференций был представлен доклад «Игры детей города Мурома в ­1950−60-е годы XX века». Отличная конкретная тема. Однако план к ней выглядел так:

История игр;

Игры прошлого;

Русские народные игры;

Классификация игр;

Значение игры в жизни советского школьника;

Игры наших бабушек и дедушек.

В итоге из десяти листов текста теме соответствовала одна только последняя страница, которая одновременно являлась и выводами.

В конце заключительного этапа составляется текст работы и обязательно неоднократно перечитывается, чтобы выявить нестыковки и противоречия.

Нужно помнить, что нельзя подгонять факты и источники к своей идее. Если факты не подтверждают гипотезу, то нужно пересмотреть ее, уточнить тему исследования, его цели и задачи.

Оформление исследовательской работы

Не менее важным этапом исследовательской работы является оформление результатов поисковой деятельности. Изложение содержания и результатов должно подчиняться определенным правилам, знание которых для учащихся необходимо. Школьник, оформляющий результаты своего исследования, должен 1) сформулировать цели исследования; 2) выделить гипотезу; 3) поставить задачи поиска; 4) сделать обзор исследовательской литературы; 5) сопоставить и проанализировать данные, полученные из различных источников, представить собственные; 6) сформулировать выводы4; логически построить текст, знать разные приемы использования цитат и правильно оформить научный аппарат работы5, т. е. ссылки на использованый материал и список использованной ­литературы.

По структуре исследовательская работа включает в себя введение, основную часть (две или три главы, которые при необходимости делятся на разделы/параграфы), выводы, заключение, список источников и использованной литературы, а также приложения.

Во введении необходимо кратко описать выбранную тему и обосновать актуальность ее исследования, сформулировать проблематику. Затем указываются и обосновываются цели и задачи исследования, его объект (т. е. то, что изучается), предмет (а это уже свойства объекта, которые подвергаются изучению) и используемые методы. Здесь также следует описать, как тема изучалась другими исследователями (провести краткий обзор литературы по проблеме исследования), какие мнения и публикации на ее счет существуют в науке. Отметить, что нового по сравнению с ранее изученным вносит автор работы. Можно указать место и сроки проведения исследования, дать характеристику района исследования.

В основной части работы излагается материал по теме, приводится характеристика информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении. Основная часть может быть разделена на главы, которые соответствуют поставленным задачам. Здесь же описывается методика исследования. Приведенные цитаты из публикаций и документов, фактические сведения и проч. оформляются ссылками.

В конце основной части необходимо привести сделанные выводы, которые подтверждают или опровергают выдвинутую гипотезу. Выводы можно разделить на группы: бесспорно доказанные, предварительные, требующие дальнейшей проверки, и выводы, связанные с прояснением перспектив дальнейшей работы над темой исследования.

Выводы могут давать конкретные ответы на вопрос о том, как решена каждая из поставленных задач. Если же поставленную задачу решить не удалось, или она решена не до конца, то об этом следует написать в заключении. Такая ситуация не говорит о том, что работа была проведена плохо.

В заключении нужно описать, как выполнены задачи и достигнута ли цель, поставленная во введении, какие результаты получены в ходе исследования и каково их значение. Могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы.

Обязателен список источников и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического описания.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т. д. могут быть внесены в конец работы — в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Предлагаемый ниже ряд приложений поможет правильно оформить исследовательскую работу. Часть из них составлена в соответствии с «Положением о проведении муниципального конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в округе Муром» и разработана Управлением образования округа Муром (Прил. № 1, 2)6.

Приложение 1

Требования к оформлению исследовательской работы

Краеведческие исследовательские работы объемом до 10 страниц компьютерного набора (формат А4, Word for Windows, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, все поля — 2 см).

Объем приложений — не более 10 страниц. Исследовательская краеведческая работа должна содержать:

А) титульный лист с указанием (сверху вниз):

— названия организации и объединения;

— темы работы; фамилии и имени (полностью) автора, класс;

— фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются);

— год выполнения работы;

Б) оглавление, перечисляющее разделы работы:

Введение

Основная часть (она может состоять из нескольких разделов или параграфов)

Заключение

Список источников и использованной литературы

Заголовки разделов пишутся симметрично тексту, заголовки подразделов — с красной строки.

Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.

Титульный лист в объем не входит, но оценивается (образец см.: ниже).

Время демонстрации видео, DVD, CD фильмов не должно превышать регламент доклада и входит в общий хронометраж. Наглядные материалы должны иллюстрировать содержание доклада, а не представлять собой выдержки из текста сообщения.

Приложение 2

Образец титульного листа окружного конкурса «Отечество»

Управление образования администрации округа Муром

Название образовательного учреждения

Муниципальный конкурс
исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «…»

Тема работы

Подготовил:

фамилия, имя, отчество

учащийся класса

основное место учебы

адрес образовательной организации с индексом

домашний адрес с индексом

контактный телефон

e-mail

Руководитель:

фамилия, имя, отчество

должность

место работы

адрес места работы с индексом

контактный телефон:

e-mail

г. Муром, 2019 год

Приложение 3

Примерное оглавление исследовательской работы

Содержание

Введение…2

1.История купеческого рода Голубевых…3−4

1.1.Происхождение купеческой фамилии…5−6

1.2.Домовладение купцов Голубевых…7

1.3.Торгово-хозяйственная и общественная деятельность детей

Д. Л. Голубева…8

Выводы…9

Заключение…10

Источники и литература…11

Приложение

Приложение 4

Методика сбора материала

(На основе инструкции и вопросника по сбору материалов для исследования финно-угорского субстрата средней России А. Альквист. Инструкция весьма полно отражает этнографическую, фольклорную, лингвистическую специфику региона и является хорошей опорой при сборе информации)7.

1) Что нужно иметь в виду при поиске информантов?

В зависимости от сбора необходимых сведений и материалов предпочтение отдается местному населению, постоянно проживающему в данной местности. Желательно побеседовать с 3−5 информантами, задавая одни и те же вопросы. Если у информанта очень много ценных сведений, можно встретиться несколько раз, чтоб не утомлять его одной долгой беседой. Хорошую и подробную информацию можно услышать не только от пожилых людей, но иногда и от людей среднего поколения. Немаловажно умение заинтересовать самого информанта в предстоящей беседе. Информацию иногда можно получать, беседуя сразу с несколькими людьми. В этом случае будет лучше одному беседовать, а другому записывать сообщаемые информантами сведения по очереди. От информантов стоит узнать и о других знатоках своей местности, края. В этом случае вы будете знать, к кому еще можно обратиться с вопросами. По возможности следует заранее предупреждать информантов о желании с ними побеседовать, создавая наиболее комфортную обстановку.

2) Как приступить к беседе и записывать ее?

Найдя нужного информанта, следует в общих словах объяснить ему цель собирательской работы и ознакомить с задачами беседы. Это стоит делать как можно более просто, например, ссылаясь на то, что старинные названия местностей, легенды, устные предания забываются, их нужно неотложно собирать, чтоб они остались известными и для будущих поколений. Желательно записывать беседу на электронные носители (диктофон, телефон и т. д). Кроме этого, собиратель при беседе делает себе в дневник пометки, записывает уточняющие вопросы — ответы.

Запись начинается с фамилии собирателя, даты и места записи, после чего у информанта выясняются его данные: фамилия (у женщин также девичья), имя, отчество, год и место рождения, место жительства, (если необходимо: год начала работы, профессия, должность, наименование и характеристика места работы). Если вы не расслышали или информант не произнес четко какое-либо название, попросите его повторить и запишите точно так, как говорит информант.

3) Как вести беседу и задавать вопросы?

Для того, чтобы беседа получилась интересной и содержательной, следует заранее продумать вопросы, которые вы будете задавать информанту. Если информанты в беседе переходят на отвлеченные темы, их следует очень вежливо направить на то, что интересует вас. Если информант малоактивен, можно задавать наводящие вопросы, поддерживая добродушную беседу. Вопросы должны задаваться в понятной для информанта форме. С каждым информантом беседуют по одним и тем же вопросам. Однако, если информант рассказывает хорошо и по своей инициативе, его не стоит перебивать, а отмечать в дневнике дополнительные вопросы. Ни в коем случае не прерывайте речь информанта, дайте ему высказаться, и только после этого задавайте новый вопрос. На данном этапе часть учащихся может работать парами или индивидуально, самостоятельно решая, какую форму организации работы выбрать.

В процессе сбора материала могут появиться совершенно новые вопросы, которыми можно дополнить имеющийся вопросник. Активный и наблюдательный собиратель может прийти к большим открытиям!

4) Составление тематического вопросника.

Составление вопросника полностью зависит от темы исследования. Например, если цель исследования — описание дома, памятника культурного наследия, то информантам-жителям этого дома можно задать следующие вопросы:

С какого времени вы живете здесь?

Как вы здесь оказались? (родились здесь, переехали с родителями, в каком году, и пр.)

Кто был вашими соседями?

Сколько семей жило в этом доме?

Что вы знаете об истории этого дома?

Что вы знаете о прежних хозяевах этого дома?

Кто здесь проживал раньше?

Перестраивался ли дом? Сколько раз? В каком году? Что при этом изменилось во внешнем виде дома?

Была ли внутренняя переделка? Что изменилось?

Есть ли у вас фотографии этого дома?

Была ли у этого дома усадьба, огород, сад? Его площадь?

Слыхали ли вы какие-либо легенды о вашем доме?

5) Ведение полевого дневника.

Вся собранная на телефон или диктофон информация фиксируется в полевых дневниках — рабочих тетрадях. Лучше это делать сразу после беседы, когда вся услышанная информация еще свежа в памяти. Все, что вызывает сомнения у собирателя, должно быть отмечено в дневнике, а при необходимости проверено у других информантов. В каждой тетради полевого дневника должны быть записаны фамилия, имя, отчество собирателя, его адрес. Перед сведениями, полученными от каждого информанта, должны быть указаны его полные данные, а также населенный пункт или адрес, где проходил сбор и дата.

Приложение 5

Работа с письменными источниками

Работа с письменными источниками может строиться по следующему плану:

1. Поиск необходимой литературы;

2. Знакомство с видами библиотечных каталогов;

3. Работа с текстом;

4. Характеристики отбора информации;

5. Фиксация отобранного материала.

Разберем подробнее, что включает в себя каждый пункт.

Поиск необходимой литературы

Для того, чтоб найти интересующий вас материал, следует:

а) работать с библиотечными каталогами;

б) просмотреть библиографические справочники;

в) можно поискать литературу в научных статьях и сборниках;

г) работать с реферативными журналами;

д) использовать интернет.

Виды библиотечных каталогов

а) алфавитный (описания книг или других произведений печати) располагаются в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений;

б) систематический (представляет собой перечень книг или других произведений печати), библиографические описания которых группируются в зависимости от содержания книг по отраслям знания;

в) краеведческий (библиотечный каталог, отражающий документы краеведческого характера. В общедоступных библиотеках — это центральный систематический каталог, назначением которого является хранение и поиск краеведческой информации о районе, городе, области);

г) предметный (так же как систематический, основывается на содержании книг, но их библиографические описания располагаются не по отраслям знания, а по алфавиту наименований предметов, о которых рассказывается в книгах);

д) сводный (составляется несколькими библиотеками);

е) электронный (библиотечный каталог в цифровой форме).

Работа с текстом

Особый вид умений — умение работать с текстом или с книгой. Существует несколько простых, доступных и эффективных способов знакомства с текстом.

Первый этап — беглый обзор текста, его общий просмотр. При знакомстве с книгой надо сначала составить о ней общее представление. Это можно сделать по-разному:

— пролистать книгу, рассмотреть все иллюстрации (до чтения текста);

— познакомиться с оглавлением;

— прочесть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав книги;

— ознакомиться с указателями и справочными разделами научных изданий;

— прочитать отдельные куски текста, которые привлекли внимание.

Второй этап — «задать себе вопросы по поводу текста». Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в нем проблем:

Насколько мне это интересно?

Что мне известно об этой проблеме?

Какие идеи вынесены в заголовки?

Что нового я смогу узнать?

Такой беглый просмотр дает возможность определить, насколько та или иная работа может быть полезна в вашем исследовании.

После этого можно приступать к третьему этапу — чтению, глубокому знакомству с текстом.

Четвертый этап — выделение главного и второстепенного.

Формы фиксации отобранного материала

Найденный в письменных источниках материал можно фиксировать разными способами:

а) конспектировать;

б) составлять резюме;

в) переписывать текст полностью;

г) осуществлять выборку цитат;

д) фотографировать текст;

е) ксерокопировать;

ж) сканировать.

Фиксированный материал должен иметь полный адрес. В каждой выписке следует указать автора, название работы, место издания, время издания, страницу. Архивные документы должны иметь указания названия документа, указание архива, фонда, описи, номера дела, страницы или листа.

Приемы использования цитат и оформление научного аппарата работы

Собранный материал может быть включен в текст доклада по-разному:

в виде прямой цитаты, когда идет дословная передача текста другого автора. В этом случае весь выбранный фрагмент заключается в кавычки и снабжается ссылкой на используемый источник;

может быть не дословная передача цитируемого текста (текст может быть перефразирован). В этом случае кавычки не ставятся, но фрагмент снабжается ссылкой на используемый источник. Например: «См.: …» или «См. об этом: …».

Могут быть использованы лишь отдельные факты, даты, статистические данные и пр. В этом случае кавычки также не ставятся, но оформляется ссылка на используемый источник.

Приложение 6

Оформление ссылок и сносок в исследовательской работе

При использовании цитирования в работе обязательны ссылки на использование цифр, фактов, упоминания имен, высказывания людей. Принятая норма цитирования составляет не более 300 знаков одного автора (около 50−60 слов).

Подстрочные библиографические ссылки оформляют как примечание, вынесенное из текста документа в конец работы или располагают под текстом каждой страницы.

Способ оформления цитаты зависит от источника (книга, журнал, газета, статья в научном сборнике, интернет, документ и т. д.), откуда она была взята.

Из авторской книги:

Климова Н. Т. Народная вышивка Горьковской области. — Горький, 1983. — С. 19.

Из статей в сборниках:

Тюрина Е. К. Вериги в собрании Муромского музея // Сообщения Муромского музея — 2014. — Владимир, 2015. — С. 86−93.

Из периодических изданий (газет, журналов):

Венин Н. Бал-маскарад // Муромский рабочий. — 1941. — № 305 (или месяц и день выпуска). — С. 4.

Сухова О. «Родная старина» из собрания И. С. Куликова // Антиквариат. — 2014. — Май. — С. 108.

Громов Д. В. Мальчишеская повседневность города Меленки: конец 1940-х начало 1950-х годов // Мещера-край: Альманах по истории и культуре Мещерского края. — М., 2013. — Вып. 3. — С. 72−74 (сначала фамилия автора статьи, затем его инициалы, название статьи, название научного журнала, где был издан, в каком году, номер выпуска, номер страницы).

Из архива:

Список с разборной Муромской десятни 1649 г. // РГАДА. — Ф. 210. — Оп. 9. — Ст. 1108. (Название дела, название архива сокращенно, номер фонда, номер описи, номер дела, номер листа).

Уваровы — графы, владельцы Карачаровского имения Муромского уезда Владимирской губернии // ГАВО. — Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 20.

Документы и фотографии из фондов Муромского музея:

Паспорт Н. Г. Добрынкина № 232 // ГБУК ВО МИХМ. — Инв. № М-16 488. — Ф. 24−08−10−01.

Записи бесед с населением

Инф. Бочков И. М. 1930 г. р. // Полевой дневник автора № 1. — 1999. — С. 10.

Ресурсы интернета:

Документы, относящиеся ко времени пребывания Казимира Малевича в Витебске. Григорий (Гиллель) Казовский // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: subscribe.ru/group/pole-chudes/10 393 738/.


1 Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.tisbi.ru/science/veatnik /2003/issue2/.

2 Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. — № 4. — С. 61.

3 Большой энциклопедический словарь. — М., 2001. — С. 465.

4 Зачесова Е. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. — 2006. — № 4. — С. 115.

5 См.: Научные издания // Редакторская подготовка изданий. — М., 2004. — С. 28−66.

6 См. также: Морозова Е. А. От составителя // Незабытые страницы истории (сборник работ победителей и призеров конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». — Владимир, 2018. — С. 4−6.

7 Альквист А. Инструкция и вопросник для исследования финно-угорского субстрата средней России. — Хельсинки, 1996.


← Назад | Вперед →