Вверх

Тюрина Е. К. Гардероб актрисы М. Н. Тереховой в собрании музея


В 1974 г. от Веры Дмитриевны Арзамасцевой из г. Выксы в музей поступила коллекция из тридцати восьми предметов дамской одежды и театральных костюмов, принадлежавших Марии Николаевне Тереховой (в замужестве Гловадской; 1870−1934) — актрисе провинциального (странствующего) театра, которая играла на сцене до 1910 г. Умерла в г. Муроме.


Благодаря материалам, любезно предоставленным Еленой Владимировной Столяровой1 из г. Выксы, стала известна биография Марии Николаевны.


Мария Николаевна Терехова окончила Московское училище драматического искусства А. Ф. Федотова (просуществовало с 1889 по 1893 гг.). Училище находилось в ведении министерства народного просвещения, программа предполагала трехгодичный курс обучения по следующим предметам: выразительное чтение и ораторская речь, сценическое искусство, теория словесности, история драмы, история литературы, французский язык, пластика и мимика, фехтование, выразительное пение, сценическая практика (грим, репетиции и спектакли). В момент открытия училища было набрано 30 учеников2.


Вера Дмитриевна Арзамасцева, дочь Надежды Николаевны Тереховой — сестры актрисы, вспоминает про Марию Николаевну: «Актриса, старшая из сестер. Она была замужем. Детей у нее не было. Про мужа я ничего не знаю. Сведения о дальнейшей судьбе Марии мне неизвестны. Похоронена в Муроме, захоронение не сохранилось. Ее некоторые театральные костюмы я помню. Во время Великой Отечественной войны мы выступали перед ранеными в этих костюмах. В госпиталях. Костюмы, правда, были перешиты под нас, детей, бабушкой Надей. Она умела очень хорошо шить. Последняя ее работа — костюм Деда Мороза. Потом она упала, сломала шейку бедра. И на этом ее карьера швеи закончилась. У костюмов Марии были и названия: «Незабудка», «Мак», «Розы». И еще был костюм Морской Девы. Он сохранялся какое-то время в нашей семье, а потом он пропал. Я его как-то использовала. Потом очень долго «жил» кокошник. Мои дети использовали его в детском саду. Это тоже часть сценических костюмов Марии Тереховой.


Работала в труппе, получала ангажементы. Ездила по городам России, выступала на сценах Самары, Ревеля, Старой Руссы, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Ей посчастливилось играть с М. Г. Савиной.


Мария Николаевна была замужем за Гаврилой Владимировичем Гловадским».


Родилась она в семье Николая Михайловича Терехова, управляющего графа А. С. Уварова. В семье было шестеро детей: четыре дочери — Мария, Анна, Надежда, Вера и два сына — Владимир и Николай.


Сам Николай Михайлович был сыном крепостного графа Панина, чье имение находилось в Бельском уезде Смоленской губернии. Вероятно, он родился в селе Покров (с. Покров-Жирков) Бельского уезда Смоленской губернии. На средства графа в 1853 г. Николай Михайлович закончил Земледельческую школу императорского Московского общества сельского хозяйства (ныне сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева3). Н. М. Терехов отлично окончил курс. Судя по аттестату об окончании школы с «правами и преимуществами Высочайше дарованными воспитанникам Московской земледельческой школы в 8 день мая 1850 года», который хранится в семье Арзамасцевых, им пройдены курсы по «закону Божию, русскому языку, чистописанию, черчению и линейному рисованию, русской географии, арифметике, геометрии, механике, физике, хозяйственной химии и технологии, бухгалтерии, минералогии, ботанике и зоологии, сельской архитектуре, сельскому законоведению, народной медицине, скотоводству, учению о повальных болезнях домашних животных, землемерию и правилам государственного межевания, лесоводству, огородничеству и сельскому хозяйству». Получив всестороннее образование, он начал работать в имении Дугино в Смоленской губернии4. С 1856 года Николай Михайлович был главным конторщиком на бумаго-прядильной фабрике графа Уварова в Поречье5. Его деятельность директор фабрики А. Аллан 31 августа 1858 года характеризовал следующим образом: «Дан этот аттестат ученому управительскому помощнику Николаю Михайловичу Терехову, в том, что он, находясь на Порецкой бумаго-прядильной фабрике графа Уварова, в должности главного конторщика, всегда исполнял свое дело как нельзя лучше и как честный человек считаю за долг его рекомендовать всем, уверен, что он заслуживает всякую доверенность. Считаю тоже за долг его благодарить за все его услуги — он всегда употреблял свой талант для пользы фабрики и сверх всего этого он прямой и истинный человек, и я желаю из всего сердца чтобы он нашел место, где бы он мог употреб­лять свои добрые и хорошие ­качества».


В 1876 году Николай Михайлович получает от графа Алексея Сергеевича Уварова доверенность на управление Карачаровским имением с широким кругом полномочий: «Милостивый государь, Николай Михайлович!


Поручая Вам управление Карачаровским имением моим, состоящим Владимирской губернии в Муромском уезде, доверяю Вам:


1. Получать с имения всякого рода доходы и производить по оному все расходы, вызываемые управлением и хозяйством, с представлением надлежащей отчетности.


2. Отдавать земли, заводы и другие оброчные статьи в аренду, или вести в них хозяйство на мой счет.


3. Продавать лес на корню или в разработанном виде на месте или с поставками куда-либо, равно продавать и прочие произведения имения и движимое имущество на наличные деньги или в долг, в последнем случае допускать продажу в кредит лишь благонадежным к платежу лицам, или под благона­дежное обеспечение.


4. Заключать с казною, обществами и частными лицами всякого рода контракты с неустойкой и без оной на сдачу в аренду оброчных статей, на продажу леса и других произведений имения, на всякого рода производства в нем.


5. Устраивать в имении на мой счет всякого рода промышленные заведения и дозволять другим лицам устраивать таковые заведения на тех условиях, какие Вы признаете выгодными.


6. Входить в сношение с земскими и прочим правительственными учреждениями по делам окладных повинностей и по всяким другим делам, касающимся имения.


7. Нанимать на службу в имение всякого рода лиц с заключением с ними условий и без оных.


8. По земельным делам требовать восстановления меж, нарушенного владения и всего, что по подобного рода делам имения возникать может, входить в соглашение со смежными владельцами, обществами и частными лицами об обмене смежных земель, составлять по сему предмету полюбовные сказки, подавать по этим делам всякого рода бумаги и входить в сношение со всеми подлежащими правительственными местами и лицами.


9. По всем сим предметам, а также и по всем делам из управления имением вытекающим вчинять в мировых и общих судебных учреждениях, во всех других присутственных местах и у всех правительственных лиц всякого рода гражданские и уголовные дела, а также быть ответчиком по гражданским и уголовным делам, против меня предъявленным: подавать всякого рода бумаги и прошения, получать копии с производства, исполнительные листы, справки и все необходимые документы, заменять меня при разбирательствах, являться в качестве треть­его лица, заявлять спор о подлоге и отвечать против такового спора, выслушивать решения, определения, постановления и приговоры, изъявлять по ним удовольствие и неудовольствие, приносить и подавать всякого рода частные, апелляционные и кассационные жалобы, не исключая и Кассационных департаментов Сената и отзывы, оканчивать дела примирением, быть вместо меня гражданским истцом и частным обвинителем, приводить решения в исполнение всеми законными способами и, вообще, вести все судебные дела, как бы я сам.


10. Передавать эту доверенность, как в полном ее составе, так и по частям кому Вы по делам имения признаете это нужным. Во всем, что Вы, или уполномоченные от Вас в силу этой доверенности законно учините, я Вам и доверенным от Вас верю и впредь спорить и прекословить не буду.


Сие верительное письмо принадлежит почетному гражданину Николаю Михайловичу Терехову. Двора Его Императорского Величества камергер, действительный статский советник граф Алексей Сергеевич Уваров.


Тысяча восемьсот семьдесят седьмого года февраля шестнадцатого дня Доверенность эта явлена у меня, Василия Сергеевича Смирновского, московского нотариуса, в конторе моей, находящейся Мясницкой части первого квартала на Театральной площади в доме Челышева подъезд № 2, Двора Его Императорского Величества камергером, действительным статским советником графом Алексеем Сергеевичем Уваровым, живущим в Москве, Тверской части третьего квартала в доме княгини Трубецкой, лично мне известным и имеющим законную правоспособность к совершению актов. Причем я, нотариус, удостоверяю, что документ этот собственноручно подписан графом Алексеем Сергеевичем Уваровым и внесен в актовую книгу 3 части под № 14. По реестру № 426.


Нотариус Василий Смирновский»6.


Вероятно, с того времени семья Тереховых проживала в Лесном (поселок в районе совр. с. Саваслейка Нижегородской обл.). «Так назвали поселок, который основался в нашем лесном царстве — дивным лесом, соснами, дубами и богатством флоры в более низменных местах по речке Велетьме, той самой, которая была открыта мужем среди дебрей еще не разработанного леса, Велетьме, которая вливалась в речку Тешу, приток Оки, дала возможность разрабатывать лес, сплавляя его в безлесные местности нашей великой России» 7.


Николай Михайлович умер в 1903 году. 29 сентября Прасковья Сергеевна Уварова, владевшая в это время Карачаровским имением, писала некоему Осипу Осиповичу, видимо, новому управляющему: «Ввиду кончины Н. М. Терехова и необходимости озаботиться относительно будущности вдовы человека, прослужившего нам сорок два года, прошу сообщить Елене Алексеевне, что мы просим и эту зиму провести в Лесном и освободить квартиру только к 1 мая и принять от нас пенсию в 1000 (тысяча) рублей в год до ее кончины, которую и прошу контору ей выдавать ежемесячно, считая с 1 сентября текущего года. Примите уверения в совершенном моем уважении. Графиня Уварова»8.


В скором времени семья переехала в Муром в дом на ул. Сретенской9.


Костюмы М. Н. Тереховой из собрания музея


1. Платье женское бальное со шлейфом


Конец XIX в. Российская империя (?). Тюль, тафта, тесьма (бархатная), вышивка. Размер: 164,0×30,0.


Сшито из тюля на белой подкладке из х/б тафты. Декольте с круглым вырезом, рукав длинный. По тюлю тамбурная вышивка, черная бахрома. Свободного покроя с верхом из тюля, расшитого тамбуром небольшими «горошками», по вырезу пришит широкий волан из тюля, расшитого тамбуром узорами из цветочных мотивов. Верх платья с треугольными подрезами, декорированными черной бархатной тесьмой и широкими воланами из тюля, расшитого тамбуром узорами из цветочных мотивов. По подолу пришит волан из тюля, расшитого тамбуром узорами из цветочных мотивов и декор из черной бархатной тесьмы.


М-5838. Т-329. Старый № ММ-38 110


2. Платье женское из лифа и юбки


1900-е. Российская империя. Крепдешин, тафта, атлас, газ, вышивка шелковой нитью. Размер: 44,0×31,0 — лиф; юбка — дл. 148,0.


Лиф платья из черного крепдешина, декорирован тамбурной прорезной вышивкой.


Лиф на косточках, с напускной кокеткой из черного крепдешина впереди и сзади, с прорезной вышивкой черными шелковыми нитями, с напуском из черного гофрированного газа. Воротник-стойка с более поздней вставкой из черного набивного атласа. Рукава двойные: длинные узкие с манжетами из черного атласа и верхние широкие расширяющиеся покроя «пагода», с прорезной вышивкой черными шелковыми нитями в верхней части.


Юбка со шлейфом из черного крепдешина, декорирована тамбурной прорезной вышивкой по низу. Подкладка из черной тафты с газовой оборкой. По подолу и трену прорезная вышивка черными шелковыми нитями с подложкой из черного газа. Нижняя юбка сшита из черной тафты плиссированной оборкой из черного газа.


М-5839/1−2. Т-330/331. Старый № ММ-38 111


3. Платье женское из лифа и юбки


1900-е (1901?). Франция. Крепдешин, тафта, газ, кружево. Размер: 51,0×30,0 — лиф; юбка — дл. 122,0.


Лиф платья из кремового крепдешина с кружевом, плетеным на коклюшках, вшитым в ткань. На поясе внутри вшито клеймо парижской фирмы.


Лиф с напуском, воротник-стойка с заостренными уголками на спинке. Лиф на косточках сшит из трех видов ткани: верхний слой из кремового крепдешина с наложенным тонким плетеным кружевом — имитация кружева валансьен (?), под кружевом фон вырезан, на подложке из бледно-розового газа; основная ткань — бледно-желтая тафта. Рукав 3/4 прямой из кружева на подложке из газа и тафты; с оборкой из гофрированного бледно-розового и бледно-желтого газа с рюшем. На корсажной ленте тканое оранжевым шелком клеймо фирмы «ROBER & MANTEAUX Mme Desbuisons Paris 10 RUE ROYLE» с  изображением герба со львом и ­единорогом.


Юбка платья со шлейфом из кремового крепдешина с кружевом, плетенным на коклюшках, вшитым в ткань. Подкладка из желтой тафты и розового газа. Юбка с треном присборенная сзади на поясе. Сшита из трех видов ткани: верхний слой из кремового крепдешина с наложенным тонким плетеным кружевом — имитация кружева валансьен (?) крупными мотивами, под кружевом фон вырезан. С двумя нижними юбками: из бледно-розового газа с оборкой из гофрированного газа с двумя рюшами и бледно-желтой тафты с утяжеленным подолом.


М-5840/1−2. Т-332/333. Старый № ММ-38 112


К 1901 году фасон платья несколько смягчается, прибавляется отделка, вышивка в сочетании с кружевом, оборками, жабо и т. п. Лиф часто имитирует несколько предметов: блузку, болеро или жакет. Лиф украшается жабо, бантами. Рукав может состоять из 2-х или 3-х частей — но по-прежнему узкий. Если в 1900 году лиф плотно облегает фигуру, то к 1901 г. постепенно появляется напуск над поясом. У рукава появляется небольшой раструб или напуск.


Возможно, платье было сшито в 1901 г.


4. Платье женское из лифа и юбки


1900-е. Российская империя. Репс, газ, тесьма. Размер: 34,0×26,0 — лиф; юбка — дл. 121,0.


Лиф сшит из розовой репсовой ткани. Рукава короткие. Декольте — каре. Отделан шитьем машинной работы с металлом, газом. Лиф на косточках. Верх лифа декорирован розовым газом, рукава приспущенные из розового репса, оборка из розового газа пришита к полосе широкой тесьмы с металлическими вставками.


Юбка со шлейфом сшита из розовой репсовой ткани. Отделана шитьем машинной работы с металлом, газом, подкладка белая х/б. По юбке пришиты две полосы широкой тесьмы с метал-лическими вставками, с отделкой рюшем из розового газа. По низу юбки пришита гофрированная оборка из репса.


М-5841/1−2. Т-334/335. Старый № ММ-38 113


5. Юбка нижняя женская


Начало XX в. Российская империя. Тафта. Размер: длина 93,0.


Сшита из черной тафты, по подолу отделана строчкой и мережкой.


М-5850. Т-346. Старый № ММ-38 117


6. Юбка нижняя женская


Конец XIX — начало XX вв. Тафта, кружево, атлас. Размер: длина 101,0.


Сшита из черной тафты с тремя оборками; отделана тонким черным кружевом и полосками атласа. На петлях у пояса клейма иностранной фирмы «SHOSTAL HARTLE IN Hefeie feranten WLEN».


М-5851. Т-347. Старый № ММ-38 116


7. Юбка нижняя женская


Конец XIX — начало XX вв. Тафта, кружево. Размер: длина 99,0.


Сшита из розовой тафты, с оборкой. Декорирована вшитым кружевным орнаментом.


М-5852. Т-348. Старый № ММ-38 115


8. Лиф платья с декольте


Начало ХХ в. Российская империя. Тафта, газ, канитель, жемчуг искусственный. Размер: 45,0×32,0.


Сшит из светло-кремового розового газа на подкладке из светло-розовой тафты, сзади шнуровка. На груди треугольная вставка с аппликацией цветами из сиреневого, желтого и розового газа, вышивка желтым шелком, металлической нитью, канителью и искусственным жемчугом. Рукав короткий «фонарик» из светло-кремового газа. На корсажной ленте клеймо ателье, тканое желтым шелком «Maison Minangoy Moscou».


М-5854. Т-350. Старый № ММ-38 127


9. Лиф женского платья с декольте


Начало ХХ в. Российская империя. Кисея, тафта, газ, кружево, индивидуальный пошив. Размер: 30,0×36,0.


Сшит из белой тонкой ткани кисеи, на подкладке из розовой тафты. Впереди и на спинке вставки из сшитого х/б кружева. Рукав короткий на 3/4 из кисеи и тонкого сшитого х/б кружева; верх рукава в виде сетки из тонкой черной бархатной ленты, внизу гофрированный светлый газ с рюшем. Пояс и бант на спинке из черного бархата. Отделан вшитым кружевом, гофрированным газом, бархатными черными лентами.


М-5862. Т-358. Старый № ММ-38 118


10. Кофта женская (лиф платья)


Начало ХХ в. Российская империя. Кисея, тафта, газ, кружево, бисер, индивидуальный пошив. Размер: 44,0×29,0.


Сшит из белой кисеи на подкладке из розовой тафты. Рукав длинный, от локтя из газа. Воротник — стойка. Отделка — вшитое кружево, гофрированный газ, ажурные полосы черного бархата с бисером.


М-5863. Т-359. Старый № ММ-38 119


11. Лиф платья женского


Начало ХХ в. Российская империя. Репс, газ, индивидуальный пошив. Размер: 45,0×28,0.


Сшит из белой кисеи на подкладке из розовой тафты. Рукав длинный, от локтя из газа. Воротник — стойка. Отделка — вшитое кружево, гофрированный газ, ажурные полосы черного бархата с бисером.


М-5864. Т-360. Старый № ММ-38 120


12. Лиф платья женского


Начало ХХ в. Российская империя. Репс, газ. Размер: 45,0×28,0.


Сшит из ярко-малинового репса. Рукав длинный, присборенный по окату, зауженный книзу с оборкой из газа и х/б кружева. Воротник — стойка высокий с дополнительной накладной стойкой. На груди жабо из светлого газа. Застежка впереди на крючки. На корсажной ленте тканое клеймо «М. Г. Болдырева. Москва. Тверская. Бол. Балашовский пер.».


М-5865. Т-361. Старый № ММ-38 121


13. Кофта женская «матине»


Начало ХХ в. Российская империя. Шелк, кружево, прошва, индивидуальный пошив. Размер: 66,0×36,0.


Сшита из черного тонкого шелка свободного покроя. Воротник отложной; рукав длинный; отделана машинным черным кружевом и прошвой.


М-5866. Т-362. Старый № ММ-38 122


14. Лиф платья женского


1900-е. Российская империя. Атлас, кружево (гипюр), индивидуальный пошив. Размер: 48,0×32,0.


Сшит из черного атласа с вырезом рамочкой; со спускающимся длинным поясом из гофрированного атласа с гипюровым кружевом на концах. Рукав короткий. Низ спинки и полочек гофрированные. Отделка — гипюр, строчка.


М-5867. Т-363. Старый № ММ-38 123


15. Лиф платья женского


Начало ХХ в. Российская империя. Шелк, кружево, гипюр. Размер: 51,0×40,0.


Сшит из черного атласного шелка, свободный с напуском с треугольной кокеткой из кружева; застежка сзади. Воротник — стойка, рукав длинный. Отделка на груди гипюром, кружевом, на рукавах гофрированным тонким шелком.


М-5868. Т-364. Старый № ММ-38 124


16. Лиф платья женского


Начало ХХ в. Российская империя. Ткань шерстяная, тафта, кружево. Размер: 41,0×31,0.


Сшит из тонкой шерстяной ткани на подкладке из сиреневой тафты. Воротник — стойка, рукав длинный. Отделка — плетеное шелковое кружево на тюле, строчки.


М-5869. Т-365. Старый № ММ-38 125


17. Лиф платья женского


Начало ХХ в. Российская империя. Тафта, вышивка. Размер: 53,0×31,0.


Сшит из черной тафты свободный с напуском, сзади удлинен и присборен на талии; застежка впереди на кнопки. Воротник — стойка с рюшем из газа фисташкового цвета. Рукав длинный, декорирован строчкой и мережками ромбами.


М-5870. Т-366. Старый № ММ-38 126


18. Туфли дамские бальные


Конец XIX — начало XX вв. Кожа, атлас. Размер: 10,0×21,5.


Сшиты из белого атласа на низком каблуке, внутри белая кожа, украшены помпоном из белых шелковых нитей, сзади завязка из белой шелковой ленты. Размер 34.


М-5977/1−2. Т-503−504. Старый № ММ-38 114


19. Сорока


Середина XIX в. Нижегородская губ. Бархат, холст, нить золотная, ручная работа, золотошвейная работа. Размер: 28,0×43,0.


Головной убор замужней женщины из малинового бархата с золотошвейным орнаментом. На лобной части и внизу сзади сплошное золотное шитье колосьями.


Подкладка холщовая.


М-6067. Т-622. Старый № ММ-38 128


Театральные костюмы


20. Театральный костюм — корсаж с поясом.


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, коленкор, канитель, блестки, бисер, вышивка. Размер: 34,0×39,0; 9,5×48,0 — пояс.


Сшит из бордового шелкового атласа с застежкой впереди на крючки; с вышивкой цветочными мотивами на полочках и в центре пояса золотной канителью, блестками (пайетками) и крупным прозрачным желто-оранжевым бисером. По краям обшит золотным галуном. Подкладка из коричневого коленкора, на косточках.


М-22 843/1−2. Т-3668−3669.


21. Театральный костюм — болеро


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Бархат, шнур, блестки, вышивка. Размер: 29,5×32,0.


Сшит из темно-синего бархата с длинными зауженными рукавами с «крылышками», вышит на полочках, спинке и рукавах золотным шнуром и блестками (пайетками).


М-22 844. Т-3670.


22. Театральный костюм — корсаж


Начало ХХ в. Российская империя. Ткань, шерстяные нити, вышивка. Размер: 37,0×37,0.


Сшит из черной фактурной ткани с широкими лямками из черного бархата с застежкой сбоку на крючки. Вверху и по краям лямок пришита широкая желтая полоса с зеленой окантовкой с вышивкой геометрического характера в красно-сине-черно-зеленой гамме шерстяными нитями, перед вышит шерстяными нитями в красно-желто-зеленой гамме геометрическим узором.


НВ-20 933


23. Театральный костюм — чепчик Джульетты


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, рогожка, канитель, блестки, бусины, искусственный жемчуг, вышивка. Размер: 19,5×14,0.


Сшит из светло-розового атласа с вышивкой серебряной канителью, блестками (пайетками), крупным серебристым стеклярусом и небольшими стеклянными серебристыми бусинами, искусственным жемчугом.


Подкладка из белой рогожки.


НВ-20 934


24. Театральный костюм — чепчик Джульетты


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, коленкор, стеклярус, искусственный жемчуг, вышивка. Размер: 18,0×16,0.


Сшит из белого атласа с вышивкой крупным золотистым стеклярусом и искусственным жемчугом; на жестком каркасе.


Подкладка из светлого коленкора.


НВ-20 935


25. Театральный костюм — платье


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, тафта, х/б ткань, стеклярус, бить, стекла, вышивка. Размер: 148,0×27,0.


Сшито из желтого атласа с длинными рукавами из бледно-голубой тафты; приталенное расклешенное по спинке, рукава узкие присборенные по окату, воротник стойка, застежка впереди на крючки. По полочкам и низу рукавов полоса широкой вышивки по цветному шнуру крупным золотистым стеклярусом и серебряной битью, с декоративными розовыми, синими, зелеными, оранжевыми пуговицами-розетками.


Подкладка из желтой х/б ткани.


НВ-20 936


26. Театральный костюм — болеро


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, шнур, блестки, вышивка. Размер: 23,5×27,0.


Сшито из кремового атласа с длинными зауженными рукавами, присборенными по окату; вышито на полочках, спинке и рукавах золотным шнуром и блестками (пайетками).


НВ-20 937


27. Театральный костюм — платье


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, х/б ткань, стеклярус, бить, стекла, вышивка. Размер: 151,0×27,0.


Сшито из кремового атласа с длинными рукавами; приталенное расклешенное с турнюром по спинке, рукава узкие присборенные по окату, воротник стойка, застежка впереди на крючки. По полочкам, подолу и низу рукавов полоса широкой вышивки крупным серебристым стеклярусом, серебряной битью и галуном с красными стеклами; с декоративными фиолетовыми и зелеными пуговицами-розетками. Подкладка из светлой х/б ткани.


НВ-20 938


28. Театральный костюм — платье верхнее


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Дамаст, саржа, х/б ткань, серебряное кружево, блестки, бусины, стекла. Размер: 129,0×32,0.


Сшито из кремового дамаста распашное расклешенное с крылообразными рукавами, вырез круглый. По полочкам и подолу плетеное кружево из серебряной бити и декор из матовых голубых и небольших серебряных бусин. По низу рукавов плетеное кружево из серебряной бити и декор из перламутровых бусин и золотистых блесток; с декоративными фиолетовыми и зелеными пуговицами-розетками.


Подкладка из светло-голубой шелковой саржи и светлой х/б ткани.


НВ-20 939


29. Театральный костюм — лиф с декоративной шнуровкой


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, х/б ткань, серебряное кружево. Размер: 42,0×27,0.


Сшит из кремового атласа с длинными рукавами с буфами. Вставка впереди, верх, буфы, вставки на локтях и низ рукавов из розового атласа, декорирован плетеным кружевом из серебряной бити; застежка сзади на крючки.


Подкладка из светлой х/б ткани; на косточках.


НВ-20 940


30. Театральный костюм — лиф


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, шелк, х/б ткань, кружево (блонды), серебряное кружево. Размер: 35,0×29,0.


Сшит из кремового атласа с рукавами 3/4, присборенными по окату. Вставка впереди и верх из кремового шелка, по низу рукавов широкие блонды; декорирован плетеным кружевом из серебряной бити и блестками; застежка сзади на крючки.


Подкладка из светлой х/б ткани; на косточках.


НВ-20 941


31. Театральный костюм — лиф


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, дамаст, шелк, газ, х/б ткань, серебряное кружево, канитель, блестки, вышивка. Размер: 32,9×34,0.


Сшит из кремового атласа с длинными широкими рукавами с обшлагами из розового дамаста с плетеным кружевом из серебряной бити, вставки по длине рукава из розового шелка, по горловине рюш из розового газа, вышит серебряной канителью и блестками с плетеным кружевом из серебряной нити, застежка-шнуровка впереди.


Подкладка из светлой х/б ткани; на косточках.


НВ-20 942


32. Театральный костюм — рубашка


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Саржа. Размер: 146,0×38,0.


Сшита из кремовой шелковой саржи с воланом по подолу, без рукавов, вырез круглый, застежка впереди на кнопки.


НВ-20 943


33. Театральный костюм — юбка верхняя распашная


Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя. Атлас, х/б ткань, серебряное кружево, канитель, блестки, вышивка. Размер: 160,0 х п/о талии 32,0.


Сшита из кремового атласа со шлейфом с вышивкой серебряной канителью и блестками с плетеным кружевом из серебряной бити.


Подкладка из светлой х/б ткани.


НВ-20 944




1 Выражаю благодарность Елене Владимировне Столяровой за предоставленные материалы о семье Тереховых.


2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: e-libra.su/read/379 261-ulica-chehova-12.html.


3 В школу принимались дети с 16 лет и нужна была некоторая подготовка. Ученики, изучившие первый курс, выпускались конторщиками, а второй — шли в землемеры, сельские архитекторы, приказчики и управляющие. См.: Костенко А. Ф. Из истории правительственных мероприятий пореформенной России в области сельскохозяйственного образования // Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: econf.rae.ru/article/6902


4 Бывшее владение Александра Никитича Панина (1791−1850), перешедшее к князю Николаю Петровичу Мещерскому (1829−1901), внуку Н. М. Карамзина.


5 Документ хранится в семье Арзамасцевых.


6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hisdoc.ru/letter-of-attorney/23 900/.


7 Уварова П. С. Былое. Давно прошедшие счастливые дни. — М., 2005. — С. 194.


8 Письмо П. С. Уваровой. Хранится в семье Арзамасцевых.


9 В 1904 г. по записи в оценочной книге г. Мурома (Ч. III. — Л. 690. № п/п 38) описан дом «наслед (?) вдовы личного почетного гражданина Елены Алексеевны Тереховой деревянный двухэтажный флигель в три окна с надворными постройками и землею мерою по ширине 11 сажень и в длину 30 сажень». По страховому свидетельству от 3 мая 1910 г. (хранится в семье) вдова почетного гражданина Елена Алексеевна Терехова проживает во второй части 97 квартала по Сретенской улице, по страхованию от огня дом оценен в 4200 рублей. В 1914 году дом с землею оценен в 581 руб., в 1917 г. в 1214 руб. (Оценочная книга г. Мурома. — Ч. III. — Л. 690. ­№ п/п 38).


В дополнительных записях оценочной книги: «Домовладение это за смертью Е. А. Тереховой перерегистрировано на основании циркуляра НКВОМ НКЮ от 19 сентября 1926 г. № 404/183 и документальных данных на наследников: Анну, Надежду, Веру Николаевну Тереховых о чем выдана им справка от 30.12.1935 г. № 795. Реестр № 795 стр. 283».


Согласно надписи по завещанию, удостоверенном Муромской гос. нот. конторой от 14.04.1959 г. реестр № 2285, после умершей Тереховой Анны Николаевны наследницей на 1/3 долю домовладения, находящегося в г. Муроме по ул. К. Маркса № 10, является Арзамасцева Вера ­Дмитриевна».


← Назад | Вперед →