Вверх

Сазонова Е. И. Перемиловы горы


Это небольшое сообщение посвящено удивительным местам на Муромской земле, с которыми связаны легенды, сказания, интересные исторические события — Перемиловым горам. Они тянутся вдоль правого берега Оки, чуть ниже города Мурома до города Павлова.

Если посмотреть на старые карты Муромского уезда, увидим, что река Ока делит уезд на две половины: «восточную — заречную и западную — по сю сторону реки»1. По меткому замечанию муромского историка Н. Г. Добрынкина, «общий вид контуров уезда представляют два продолговатых крыла»2, то есть Муромский уезд своими очертаниями был похож на бабочку, а верхней частью тела этой бабочки были Перемиловы горы. Вот как описывает ландшафт муромской земли В. Добронравов: «Поверхность уезда относительно ровная. Но она делается холмистою по мере приближения к берегам реки Оки. Высокие холмы тянутся вдоль Оки сначала по левой стороне от границ Меленковского уезда до впадения реки Ушны, а затем переходят на правый берег, и известны под именем Перемиловых гор»3. В исторических и краеведческих текстах встречаются два варианта названия этих высоких окских холмов: Перемиловы и Перемиловские горы.

«Перемиловские горы, — пишет Н. Г. Добрынкин, — составляют нагорный береговой кряж реки Оки. Здесь лежат богатые пласты алебастра, местами прослоенные красной кирпичной глиной, красильным песком, красноватой и желтой землей; все эти наслоения хорошо видимы в береговых откосах реки, где они покоятся горизонтальными полосами, начиная от села Спас-Седчина вниз по течению до границы Нижегородской Губернии, на протяжении 600 верст»4. Кстати, как отмечают краеведы, и в частности Н. Г. Добрынкин, само название «Перемиловские горы» применяется только у Перемиловской пустыньки (ниже села Спас-Седчина), за ними следуют названия откосов по береговым селениям: Базаровские, Клинские, Жайские, Сапунские, Высоковские, Чулковские и т. д. Самая большая высота нагорного берега принадлежит горам Сапунским (ок. 1200 м), Жайским (ок. 1000 м), Чулковским (ок. 900 м). В краеведческой литературе о городе Павлове также есть подтверждение местным названиям окских холмов. В частности, краевед Л. Л. Тубе пишет, что Павлово находится «на правом высоком берегу Оки, сильно изрезанном оврагами. В этой части области прибрежные высоты носят общее название Перемиловых гор, а в пределах Павлова их отдельные холмы имеют свои местные названия: Дальняя и Воскресенская кручи, Семенова и Спасская горы и другие»5. Таким образом, высокие холмы на правой стороне Оки от села Спас-Седчина до города Павлова — это Перемиловы горы с местными названиями некоторых высоких круч.

Существуют две красивые легенды о происхождении названия. Их приводит в своих исследованиях Е. Добрынкина. Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила, окуда горы и получили название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог любви, согласия и дружбы, и, вероятно, отождествлялся со славянским богом Лель»6. Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии, в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром, перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века «премилыя горы» за то, что дали нам приют и убежище»7. У подножья гор протекает речка, которой святая княгиня дала название Муромка. Краевед А. А. Епанчин в своих изысканиях приводит такую легенду: святая Феврония, просто гуляя по горам, воскликнула: «Какие премилые горы!». С тех пор их стали называть «Перемиловы горы»8.

Перемиловская возвышенность довольно плотно заселена. Интересно отметить, что многие населенные пункты сохранились с XVIII столетия до настоящего времени. Некоторые поменяли или видоизменили свое название. Самые крупные реки на Перемиловых горах — Муромка, Кутра, Кузома, Реут.

Название населенных пунктов на карте Муромского уезда 1776 г.

Название населенных пунктов на карте Нижегородской области 1985−1994 гг.

Сетчино

Спас-Седчино и Корниловка

Ефаново

Ефаново

Кондраково

Кондраково и пристань Монастырек

Чудь

Чудь

Базарово

Базарово

Клин и Полуклин

Клин

Голянищево

Голянищево

Тошлово (на речке Поповка)

Ташлыково

Слободищи (на речке Поповка)

Карабаново (на речке Поповка)

Короваево

Мелешина

Мелешки

Погост Козьмодемьянский

Жайское

Жайск

Вишенка

Вишенки

Пожога

Пожога

Елемейка

Сапун

Сапун

Курмыш

Курмыш

Звягино

Звягино

Чулково

Чулково

Пог. Егорьевский

Липовицы

Криуша

Криуша

Вареж

Вареж

О разнообразной растительности в Перемиловых горах пишет в своем описании Муромского уезда Н. Г. Добрынкин. Но одно растение он выделяет особо: «Оскорь (осокорь) — произрастает только в предгорьях Перемиловских гор, преимущественно у села Спас-Седчино, где их разведено много даже в садах. Сохранившиеся там деревья достигли значительной высоты и толщины и громадностью своею составляют замечательную редкость края»9.

Перемиловы горы можно сравнить с заповедным краем Муромской земли. Но самые интересные места это Перемилова пустынь, гора Городина и Стародубье.

Перемилова пустынь

Место проживания святых Петра и Февронии на Окских берегах носит название Перемиловой пустыни. В. Добронравов сообщает, что «Перемилова пустынь на речке Поповке находится в 20 верстах от уезднаго города. Время построения здесь церкви и основания при ней пустыни совершенно не известны. Предание говорит, что церковь здесь воздвигнута в память того, что на этом месте ночевали святые Петр и Феврония Муромские после насильственнаго удаления их из Мурома. Существующая же ныне каменная церковь, по свидетельству того же предания, построена царем Иваном Васильевичем Грозным. В 1724 году Перемилова пустынь была приписана к Борисоглебскому монастырю того же Муромскаго уезда, а в 1764 году упразднена и церковь обращена в приходскую»10. Не совсем понятно здесь с речкой Поповкой. На карте Муромского уезда 1776 года речка с таким названием отмечена около деревень Тошлово и Слободищи, расположенных значительно выше Перемиловой пустыни11.

Точное положение Перемиловой пустыни и речки Муромки обозначено на картах Муромского уезда 1890-х гг.12 Историк-любитель А. А. Епанчин дает подробное описание легендарного сюжета о прибывании Петра и Февронии на окских холмах. «На речке Муромке ныне стоит деревня Корниловка. Троице-Перемилова-Пустынь-погост также вполне исторический памятник. После того, как она пришла в запустение, на ее месте осталась приходская церковь. Память о пустыни сохранилась в названии местной пристани — «Монастырек». После революции церковь была закрыта, сейчас погост носит название «Судострой»»13. А. А. Епанчин отмечает две остановки Петра и Февронии на Перемиловых горах. Первая — около пристани Монастырек. Он уточняет, что на самом месте остановки святых стоял каменный Троицкий храм, разрушенный перед войной. Отмечает, что пенек от процветшего деревца находился против того места, где была колокольня, на самом западном краю погоста, и в 1987 г. был завален булыжниками. Вторая остановка Петра и Февронии была у села Жайское: «Здесь их и догнали муромляне»14. Любопытное дополнение о пребывании Петра и Февронии на окских холмах имеется у В. Ершова: «Село Юрьево, стоявшее на высоком берегу Оки, которым залюбовалась Феврония во время их с князем Петром уходом с Мурома, стало зваться Чудью»15. Происхождение этих сведений неизвестно.

Гора Городина

На Перемиловых горах много оврагов и круч, овеянных легендами. Некоторые сюжеты этих былей пересказаны в работе Е. Добрынкиной, которая в течение нескольких лет записывала старинные муромские предания. Но самая загадочная на Перемиловых горах — гора Городина. Она выделяется от нагорного берегового хребта необычными очертаниями: с одной стороны напоминает усеченную пирамиду, с другой — церковную главку. Сказания секты хлыстов об этой горе повествуют, что сюда спускался сам Бог-Отец в образе человеческом под именем Данилы Филипповича16. В горе есть таинственные пещеры, которые охраняют сектанты.

Тщательным изучением горы Городины занимался дьякон Липовецского погоста Иван Михайлович Ландышев. Он собственноручно составил карту местности около горы Городины. Ландышев пишет, что Городина — это не только отдельная гора, а целая цепь холмов: «Гора эта есть узкий горный хребет, отделившейся от общего горного кряжа, идущего по правой стороне Оки. В таком виде простирается она к деревне Чулково вверх по течению реки Оки на двух верст, местами расширяясь и суживаясь и все возвышаясь, так что у деревни Чулково вышина этой горы от уровня Оки 60 сажен. В Чулково Городина и кончает свое название, а далее называется Очный Горный хребет»17. Ссылаясь на журнал «Православный собеседник» за 1858 г., он приводит уже известную нам легенду: «В начале царствования Алексея Михайловича в 1645 г. во Владимирской губернии Муромского уезда в Стародубской волости на гору Городину близ деревни Бобынина и Михайлиц сошел с неба на огненных облаках в пламенной колеснице Бог-отец Саваоф, окруженный ангелами»18. Далее он сообщает, что на горе есть колодец, почитаемый сектантами, а в деревни Михалицы, в полутора верстах от Городины, жил Иван Тимофеевич Суслов, который часто посещал Городину и проводил беседы у колодца. У него были приверженцы во многих городах России. Они приходили на Городину, а в колодец бросали серебро и золото.

Вверх по течению Оки выступает из берегового венца возвышение, называемое гора «Малая Городина». Здесь, по преданию, проживал разбойник Семен. Много кладов спрятано вокруг этой горы19.

Стародубье

Есть в районе Перемиловых гор есть загадочная сторона под названием Стародубье. Вот как территорию Стародубья определяет И. М. Ландышев: «Стародубом или Стародубьем назваются конечности Муромского заречного (за рекой Окой) уезда, с точностью определить границы Стародубья невозможно, но приблизительно его составляют в настоящее время три народные волости: Варежская, Загаринская и Арефинская»20. Е. Добрынкина сообщает, что «один из пунктов Перемиловских гор носит в Муромском уезде названия «Стародубья», географическое положение которого предание очерчивает так: от берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Варежа; ширина Стародубья прстирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым и Зяблицким погостами с селом Арефиным»21.

Е. Добрынкина отмечает, что жители Стародубья «экономически очень развиты, способны к ремесленным и промышленным предприятиям; красивы, ловки, сметливы; одним словом «чистый народ», по тамошнему выражению»22. Похожее описание приводит И. М. Ландышев: «Народ живет без нужды, по миру не ходит, чисто одевается»23. По его мнению, отличительной особенностью стародубского населения является «говор или речь… чистая, без прицикивания. Нет в песнях у народа стародубского какой-то заунывности. Женщины поют тонкими голосами, а в Стародубье напротив»24. И. М. Ландышев провел целое исследование о происхождении этого народа, о городе Стародубе Воцком, основание которого он приписывает князю Юрию Долгорукому25. Е. Добрынкина, ссылаясь на местные предания, также, как и И. М. Ландышев, видит в «стародубах» пришлых людей, «пришедших из далека не то со своим вождем, не то князем, поселившихся первоначально на горе Городине, вблизи деревни Соловьевой»26.

Современные историки и археологи пытались обнаружить город Стародуб Вотский, который упоминается в Новгородской первой летописи, где он назван в «Списках русских городов дальних и ближних», в числе Залеских городов между Муромом на Оке и Стародубом на Клязьме. Раскопки, предпринятые И. А. Очеретиным в 1990 г. в Вачском районе, к успеху не привели27. Историк Н. Н. Грибов сообщает, что после летописного известия в письменных памятниках XV-XVII столетий название данного поселения присутствует только в наименовании соответствующей административно-территориальной единицы. На основании актовых материалов Н. Н. Грибов делает вывод, что область Стародуба Вотского в XVII в., образующая одноименный стан, территориально занимала междуречье рек Оки, Большой Кутры и Кишмы28. По мнению археолога В. Ф. Черникова, город Стародуб Воцкий находился в устье речки Вачки на месте деревни Городищи, ныне вошедшей в западную окраину поселка Вача. Однако завершить полевые изыскания ему не удалось. Археологическая локализация Стародуба Воцкого нуждается в дополнительном подтверждении29.

По инициативе С. В. Сазонова в разные климатические сезоны 2009 и 2010 годов сотрудники Муромского музея совершали небольшие однодневные экспедиции на Перемиловы горы. Цель экспедиций — визуальное обследование и фотофиксация мест, связанных с легендами и сказаниями Муромской земли, и особенно с именами святых Петра и Февронии. Описание Перемиловых гор — это первый шаг к началу изучения достопримечательностей Муромского края.

В настоящее время назрела необходимость инвентаризации культурно-исторического наследия Муромского региона, составления каталога современного состояния памятников истории, этнографии, археологии, культуры, природы. Локальная история в историческом пространстве требует исследовательских усилий, особенно при переходе от локальной истории ко всеобщей. Особого внимания заслуживает аспект, часто ускользающий из поля зрения современных исследователей. Речь идет об отношениях в системе «человек-природа». Для осуществления этой цели нужна продуманная четкая программа, рассчитанная на несколько лет.


1 Добрынкин Н. Г. Географическо-статистическое описание описание Муромского уезда // ВГВ. — 1876. — № 28. — С. 3.

2 Там же.

3 Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. — Владимир, 1897. — Вып. 4. — С. 185.

4 Добрынкин Н. Г. Указ. соч. — С. 4.

5 Тубе Л. Л. Наши города. — Горький, 1954. — С. 7.

6 Добрынкина Е. Муромская область в ее поверьях, преданиях и легендах // Памятная книжка Владимирской губернии. — Владимир, 1900. — С. 4.

7 Там же.

8 Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома // Муромский сборник. - Муром, 1993. — С. 92.

9 Добрынкин Н. Г. Указ. соч. — С. 12.

10 Добронравов В. Указ. соч. — С. 265.

11 Ландкарта города Мурома и его уезда 1776 года.

12 Карта Муромского уезда Владимирской губернии. 1889 г. Чертил Давыдов // МИХМ. Инв. № М-12 965.

13 Епанчин А. А. Топонимика Мурома и его окрестностей. — Муром, 2001. — 
С. 72.

14 Там же.

15 Ершов В. Чему или кому обязаны села и деревни Муромского края своим названием? // Новая провинция.

16 Добрынкина Е. Указ. соч. — С. 6. Автор ссылается на сочинение Ливанова «Раскольники и старожилы».

17 Повольная летопись о погосте Липовецком, составленная диаконом Иоанном Ландышевым. 1893 // МИХМ. Инв. № М-2288. — Л. 12.

18 Там же. — Л. 3об.

19 Там же. — Л. 13.

20 Там же. — Л. 3.

21 Добрынкина Е. Домашний быт крестьян заречной стороны Муромского уезда // Труды Владимирского Губернского Статистического Комитета. — Владимир, 1873. — Вып. X. — С. 53.

22 Там же.

23 Повольная летопись о погосте Липовецком… — Л. 4.

24 Там же. — Л. 4об.

25 Там же. — Л. 5−5об.

26 Добрынкина Е. Домашний быт крестьян… — С. 54.

27 См. подробно: Грибов Н. Н. Сельская округа средневекового Мурома на правобережье р. Оки // Уваровские чтения — V. — Муром, 2003. — С. 18.

28 Там же. — С. 20.

29 Там же. — С. 21.


← Назад | Вперед →