Вверх

Холодова Л. С. Рождественские праздники в селе Татарове


Рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время, дышат весельем и счастьем. Нет такого праздника на Руси, который сопровождался бы таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет, как Святки. На Святках можно увидеть смесь языческих обрядов и христианских обычаев. Это гадания, игры, наряды. Но особой традицией Святок на Руси являлся обряд колядования или славления, когда молодежь и дети, а иногда и взрослые, наряжались и ходили по дворам с большой самодельной звездой и исполняли церковные песнопения и песни — колядки, посвященные Рождеству Христову. Обряды эти в большинстве уже исчезли из быта, но от них остался интересный и богатый фольклорный материал.


При советской власти практически все традиции, связанные с празднованием Рождества Христова, были утеряны, но, слава Богу, не безвозвратно. Мы попытались возродить эту традицию на селе, используя местный материал, который получили в беседах с татаровскими старожилами. С 2006 года в школе работала краеведческая группа «Истоки». Одно из направлений работы группы — сбор материала о быте, культуре и традициях жителей села Татарова. Из воспоминаний местных жителей мы узнали, как проходили Рождественские праздники в селе.


Готовились к празднику весьма основательно: проводили генеральную уборку, ставили и украшали елку, благо лес был прямо за околицей. Народ в селе жил бедно. Поэтому игрушки были самодельные. Их вырезали из обложек тетрадей или тетрадную бумагу раскрашивали чернилами и вырезали гирлянды. Вместо клея использовали вареную картошку. Бусы делали из сухих ягод рябины и шиповника, а также вешали на елку стружки от столярных работ.


Зоя Федоровна Киселева (1927 г. р.) вспоминает, что с улучшением жизни на елку стали вешать конфеты или конфеты-обманки. Фантики, а особенно фольгу, копили в течение года. Из воспоминаний Валентины Федоровны Ватутиной (1932 г. р.) мы также узнали, что игрушки на елку вырезали из дерева, моркови и свеклы. А в маленьких избах, где большую часть места занимала печь, елку и не ставили.


В Сочельник, 6 января, после появления первой звезды вся семья садилась за большой стол. Под скатерть клали немного сена. Обязательным угощением было сочиво, лапшенник, который готовили из пшеничной муки своего помола. Большой круглый сочень нанизывали на длинную палку и выпекали в русской печке прямо на огне. Затем разрезали на тонкие полоски и укладывали слоями в посуду, перекладывая свиным салом. Обязательно на столе были: студень, гусь, тушеная с мясом картошка, моченые яблоки и моченая брусника, квашеная капуста, соленые огурцы и грибы, пироги и пшенная каша. Пили в Сочельник взвар, который готовили заранее. Рожь проращивали, клали в чугун, заливали водой. Два-три раза ставили в русскую печку, томили до коричневого цвета. Получался солод. Потом заливали кипятком и добавляли мед. Через две недели напиток был готов к употреблению.


Из воспоминаний А. М. Фроловой (1917 г. р.): «Накануне Рождества отец ездил на базар в с. Фоминки и привозил оттуда игрушки из теста — раскрашенные куклы и петушки (колядки) и дарил их нам. И всегда привозил семечки»


Рождество Христово сопровождалось народными гуляниями, песнями, играми, вечерками и колядованием, святочным весельем. Колядовать начинали 6 января, как стемнеет. Ходили компаниями: дети отдельно от взрослых девушек и парней. Взрослые ходили по деревне редко. Дети колядовали за дверью, кричали: «Бабушка Варварушка, подай коляду, не дашь коляду, ворота оболью и домой убегу». Хозяева подавали коляду. В Татарове — это маленькая кокурка (лепешка) на свином сале из тонкого теста, круглая по форме. Иногда подавали денежки. А уж если дадут пятачок, то это для детей была большая радость. На все деньги покупали семечек. Стакан семечек стоил копейку. Семечки делили столовыми ложками.


Наряженная молодежь ходила по деревне с гармонью. Лица они раскрашивали углем или свеклой. Девушки повязывали цветастые шали, поверх одежды надевали бабушкины сарафаны. Обязательным элементом одежды был вывернутый наизнанку тулуп (медведь) в который рядились юноши. Местные жители не знают, в чем смысл этого одеяния.


Подходили к избе, и пели колядки:


1. Коляда, коляда! А бывает коляда накануне Рождества!


Коляда пришла, Рождество принесла!


Хозяин с хозяюшкой слезайте с печки,


Зажигайте свечки! Открывайте сундучок, доставайте пятачок,


Нам славить некогда, мы озябли».


2. Коляда-маляда, загорелась борода, поезжайте поводу залить бороду!


3. Коляда, коляда! Отворяй-ка ворота.


Не отворишь ворота, я корову уведу, к столбу привяжу, колотушкой обарю, подай коляду.


З. Ф. Киселева говорит, что ряженых приглашали в дом. Заранее готовили угощение — пироги, кокурки, пряники, запасали монеты, чтобы подать колядующим. Взрослых сажали за стол, наливали самогон и угощали всем, что было на столе. Если хозяева встречали ряженых нерадушно, прогоняли от дома, колядующие разбрасывали поленницы дров, обливали водой дверь и ворота.


В песнях-колядках, которые пелись в этот вечер в деревне, выражалась надежда на богатство, щедрость и милость Коляды. Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если прийти во двор и спеть песню с призывами счастья и урожая хозяину, то счастья и урожай действительно придут к нему. Чаще всего в колядках упоминалось именно о том, что всего нужнее данному хозяину.


На Рождество, с утра, ходили по деревне, подходя к дому, спрашивали у хозяев: «Можно Христа прославить?», — и пели «Рождество твое Христе боже».


Рождество твое Христе боже наше,


Для всего мира сердце разума.


Наш Бог роди, родися


И звездою учахуся.


От лица владыки приличный Бог


С праздником!


Хозяева одаривали гостей.


С 6 по 18 января справляли Святки. Во время рождественских святок взрослые девушки славили вместе с куклой, которую делали из холста, привязывали к себе полотенцем. Приговаривали: «И на ребеночка подай!»


Славите, славите, вы меня не знаете.


Я наелась творогу, больше славить не могу.


Тетка лебедка, подай коляду.


В это время дети и молодежь весело гуляли. Катались с гор на деревянных санях или на ледянках. В Татарове ледянки мастерили таким образом: на две доски накладывали навоз, заливали водой и замораживали. С обратной стороны набивали сбоку палок, чтоб было удобнее сидеть.


Рождественская сказка


Записанная в селе Татарово со слов Галкиной Антонины Андреевной 1948 года рождения.


«Эту сказку рассказывала мне моя бабушка Курочкина Февронья Ивановна 1891 года рождения.


Бог обрядился старичком, ну и стал ходить вечером к кому переночевать, но никто его не пускал. Пустила одна вдова. Жила она бедно, детей у нее было много. Пустила и говорит: «Поесть то у меня нечего, я покормлю тебя тем, что дети не доели». А старик отвечает: «Что Бог послал, то и поедим».


Женщина обратила внимание, что белье у старика грязное. Она ему говорит: «Дедушка, белье — то у тебя больно грязное, дай я тебе постираю». Постирала и пошла полоскать на родник. Полощет, а из карманов деньги золотые сыплются. Она стала их ловить. Пришла домой и говорит: «У тебя, дедушка, в карманах деньги были, да уплыли половина. Что сумела подобрать, тебе несу». А он ей отвечает: «А это не мои деньги — то, это тебе Бог подал за твою доброту»».


← Назад | Вперед →