Вверх

Васильченко Е. А. Обзор материалов по краеведению, хранящихся в музейных коллекциях МИХМ

Материалы по краеведению — наиболее востребованная часть книжного собрания Муромского музея. Работы по истории и развитию местного края активно используются и вводятся в научный оборот как исследователями из других учреждений, так и сотрудниками музея.

Данная статья посвящена обзору краеведческой литературы, собранной за столетнее существование Муромского музея. В настоящее время книжное собрание состоит из четырех частей: три музейные коллекции и библиотека. Остановимся только на музейном фонде. Материалы по краеведению хранятся в коллекциях редкой рукописной (КРР) и редкой печатной (светской) книги (КРП).

Литературу по местному краю из КРР можно разделить на четыре блока.

Первый блок — Синодики. Их изучали О. А. Сухова1, А. А. Сиротинская2. В справочнике по православию Синодик толкуется как «особая памятная книжка, куда вписываются имена живых и мертвых, поминаемые священником во время богослужения — на литургиях и панихидах»3. Более широкое определение Синодикам дал С. П. Гордеев при анализе книг, находящихся в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника4.

У нас хранятся Синодики Благовещенского (М-2230 и М-2233), Троицкого (М-2231) монастырей, Синодик Богородицкого собора (М-2232), Синодик села Окулова (М-22 628). По названиям можно определить, откуда рукописи поступили в музей. После закрытия церквей и монастырей эти книги первоначально попадали в музейную библиотеку, как и литература, поступающая из других источников. В 1936 году был образован научный архив, куда стали переводить некоторые рукописи и документы. В начале ­1950-х годов, согласно распоряжению Комите­та по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР от 17 августа 1949 года, начал осуществляться перевод наиболее древних и редких книг с библиотечного учета на музейный. Издания переводили с формулировкой «как представляющие музейную ценность». В 1950-м году Синодики были переведены в основной музейный фонд.

Второй блок — это так называемые Муромские сборники, рассказывающие о святых и святынях края. Сборники изучали О. А. Сухова, Ю. М. Смирнов. Результаты исследований вылились как в отдельные работы, так и в совместные книги5.

Рассмотрим подробнее сборник начала XIX века, написанный на голубой бумаге (М-2299). Здесь собраны Сказание об Унженском кресте, Сказание о Василии Рязанском, Жития благоверных князей Константина, Михаила и Федора; Петра и Февронии. На форзаце рукописная владельческая запись муромского купца Матфея Васильевича Синева. В конце приклеены письма, адресованные Матфею (Матвею) Васильевичу и Николаю Никифоровичу Синевым. Фамилия Синевых известна в Муроме еще с начала XVII века. В Сотной с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. указан Третьяк Иванов сын Синев, торговец солью6. В XVII — начале XVIII веков представители этой фамилии селились в приходе Козьмодемьянской церкви7. Матфей Васильевич Синев жил в последней трети XVIII — первой трети XIX веков. Николай Никифорович — его внук. Письма, адресованные Н. Н. Синеву, датированы 1859−1860 годами. В инвентарь музейной библиотеки книга была записана в 1930 году. В ­1950-м году переведена на музейный учет.

С Синевыми связан еще один Муромский сборник (М-2298) с рукописными текстами об Унженском кресте, о благоверных князьях Константине, Михаиле и Федоре; Петре и Фев­ронии. На форзаце книги рукописная запись: «Верно списано с древней книги, принадлежащей Синевым». В 1951 году сборник был переведен из библиотечного в музейный фонд.

Один из подобных сборников (М-2303) принадлежал Николаю Павловичу Андрину. В него он в 1896 году переписывал Повесть о водворении христианства в Муроме, Сказание о Василии Рязанском, Повесть о благоверных князе Петре и княгине Февронии. Как следует из инвентаря, эту книгу он передал в музейную библиотеку бесплатно. Н. П. Андрин, антиквар, член-корреспондент Московского нумизматического общества, член Муромского научного общества, некоторое время работал в музее. Скорее всего, тогда и подарил книгу музейной библиотеке. В 1950-м году ее перевели на музейный учет.

Третий блок охватывает церковно-приходские летописи (ЦПЛ) и материалы о церквях и священнослужителях

ЦПЛ подробно исследовала и описала А. А. Анучкина8. В музее хранятся летописи церквей: Предтеченской (М-2217), Сретенской (М-2216), села Панфилова (М-2218), Липовицкого погоста. На последней остановимся подробнее, т. к. история ее появления в музее довольно интересна. «Повольная летопись о погосте Липовицком», составленная дьяконом Иоанном Ландышевым в 1893 году, представляет собой конволют, где помимо рукописного текста с традиционным для ЦПЛ описанием прихода есть множество дополнительных сведений, вплоть до садоводства; фото автора в самодельном паспарту; письма, адресованные Ландышеву; Свидетельство № 5336 с благословением Синода9. В конце книги пришиты два небольших по размеру листка бумаги, из которых становится понятна история появления рукописи в музейной библиотеке. На одном листе — на бланке Муромского уездно-городского исполнительного комитета — обращение в милицию секретариата УИК с предложением принять меры к розыску ценной рукописи, «находящейся в архиве церкви погоста Липовец Арефинской волости», для того чтобы доставить книгу в Муромский музей. Причем музеем уже были предприняты шаги к поиску книги: выяснено, что летопись была взята из погоста председателем бывшего Варежского УИК тов. Жижиным. Датирован документ 11 июля 1924 года. Другой лист (на бланке Муромской уездно-городской милиции) содержит рапорт начальника милиции Арефинской волости о том, что книга найдена и доставлена в музей. Датирован документ 28 июля 1924 года. Из этих же источников следует, что заниматься делом было поручено милиционеру Николаеву. Таким образом, за две с половиной недели июля 1924 года «Повольная летопись…» была обнаружена и привезена в библиотеку музея, затем в 1936 году перешла в архив, а в 1951 году заняла свое место в основном фонде.

Четвертый блок включает материалы по истории и развитию Мурома и уезда. Например, «Книга лицевых счетов на окладные, страховые и мирские сборы домохозяев села Борисоглеба Чаадаевской волости 1915 года» (М-2222); «Список Муромской Уездной Земской Управы о торгово-промышленных заведениях на 1918 г.» (М-2223); «Планы участков, находящихся на выгонной земле города Мурома и состоящих в арендном пользовании разных лиц» (М-2226). Планы участков были составлены в 1881 году землемером Н. Г. Добрынкиным.

С Николаем Гавриловичем связана еще одна рукопись, относящаяся к этому блоку, — список с Писцовой книги г. Мурома 1636/37 г., составленной Б. Д. Бартеневым (М-2225)10. Владельческие книжные знаки говорят о том, что рукопись принадлежала Н. Г. Добрынкину. В конце книги приклеено письмо П. С. Уваровой 1901 года, адресованное Василию Ивановичу Холмогорову, товарищу председателя Археографической комиссии МАО. В письме Прасковья Сергеевна подчеркивает, что для издания древности Мурома лучшим источником является опись 1636 года, список которой из библиотеки Добрынкина она прилагает. П. С. Уварова и Н. Г. Добрынкин более четверти века поддерживали добрые отношения, в фонде ОПИ ГИМ хранится их переписка за 10 лет (1892−1902). Поэтому, конечно, она могла попросить книгу из собрания Добрынкина. К нам рукопись попала, скорее всего, в январе 1919 года, когда сын Добрынкина Владимир Николаевич, сотрудник музея, передал коллекции отца Муромскому музею. В 1952 г. книга была переведена с библиотечного на музейный учет.

К четвертому блоку относятся и два дневника: А. К. Зворыкиной и М. В. Мельникова. Первый интересен больше внешним видом — в синем коленкоровом переплете с тисненым золотом названием «Дневник», снабжен маленьким замочком, который запирается маленьким ключиком. К сожалению, внутри почти все листы вырезаны.

Второй дневник (М-2244) своей информативностью заслуживает пристального изучения и отдельной статьи. Написан он на листах приходно-расходной книги, состоит из двух частей. Первая — приходно-расходная книга Спасской лавки в Москве Михаила Васильевича Мельникова за 1905−1920 годы, вторая — дневник погоды за 1923−1935 годы, который вел Михаил Васильевич. Среди ежедневных, порой очень подробных, записей о температуре и осадках в нашем городе встречаются сведения бытового характера. В апреле 1935 года М. В. Мельников умер. В начале сентября того же года (судя по инвентарным записям) книга поступает в музейную библиотеку, потом — в архив, в 1952 году — на музейный учет.

К материалам по краеведению из коллекции редкой печатной книги (КРП) постоянно обращаются сотрудники музея и сторонние исследователи. Краеведческие издания из КРП занесены в электронную музейную базу — КАМИС. Всю литературу по истории и развитию нашего края из коллекции печатной книги, как и рукописи, можно разделить на несколько блоков.

Первый блок вмещает все работы, касающиеся Владимирской губернии и области, к которым относился и относится наш город. Здесь можно найти сведения об истории края в целом и отдельных его частей; материалы о фабриках и заводах, церковных древностях; перечень дворянских родов и описание флоры и т. д. и т. п. Неизменной популярностью пользуются у исследователей издания, выпускавшиеся Владимирским губернским статистическим комитетом.

Одна из таких книг происходит из собрания Н. Г. Добрынкина, который был действительным членом Владимирского губернского статистического комитета. Это переплетенные в один том выпуски за 1871 и 1873 годы «Трудов Владимирского губернского статистического комитета» (М-1595). В выпуске 1871 года напечатана статья о нравах и обычаях деревни Корниловки Муромского уезда, написанная женой Николая Гавриловича Екатериной Павловной Добрынкиной. В выпуске за 1873 год есть очерки «Домашний быт крестьян заречной стороны Муромского уезда» и «Крестьянская свадьба в Муромском уезде» того же автора. В музейную библиотеку книга поступила от сына Н. Г. Добрынкина, а в 1950 году переведена на музейный учет.

Первым ­статистическим сборником по губернии, изданным новой властью, стал «Справочник-календарь по Владимирской губернии на 1923 год» (Владимир, 1923; М-1602). Его цель: «Дать хозяйственным и административным органам губернии, с одной стороны, картину народного хозяйства губернии, с другой, все те справочного характера сведения, которые необходимы в текущей работе всем учреждениям и организациям и отдельным должностным лицам»11. Предполагалось издавать такой справочник ежегодно. Книга попала в музейную библиотеку, в 1950-м году вошла в основной фонд. Сборник вышел стараниями ГУБЭКОСО (Губернское Экономическое Совещание. — Е. В.), ежемесячным органом которого являлся журнал «Наше ­хозяйство».

Выходил журнал в 1921−30 годах и был посвящен отражению и анализу хозяйственной жизни губернии. С 1922 года являлся обязательным для подписки всем советским, хозяйственным, кооперативным и прочим организациям. По мере выпуска поступал сначала в музейную библиотеку, в ­1950-е годы его перевели на музейный учет. У нас есть полные комплекты за 1921, 1922, 1923 годы, неполный комплект за 1924 год и некоторые номера за 1925, 1926, 1927 и 1929 года.

Второй блок заключает в себе труды по Нижегородскому краю. Часть Муромского уезда до начала 20-х годов XX века находилась на территории современной Нижегородской области. Сам город и район по административному делению 1929 года вошел в состав Нижегородского края, в 1936 году преобразованного в Горьковскую область. Практически все издания этого блока попали сначала в музейную библиотеку, т. к. ее работникам вменялось в обязанность «следить за вопросами районирования и немедленно принять меры по сбору литературы и др. печатных материалов по той области, к которой будет причислен г. Муром»12. Затем — были переведены на музейный учет. Хронологические рамки изданий — 1929−1936 годы. К этому же блоку относится сборник докладов Нижегородскому губернскому земскому собранию по отделению народного образования за 1907−1913 года.

В третьем блоке сосредоточены работы по городу и уезду. Это труды по истории нашего края, материалы о строительстве железнодорожного моста через Оку, о монастырях и церквях, о святых и святынях Муромской земли, книги, связанные со знаменитыми уроженцами и жителями города.

Два издания — Н. П. Травчетов «Подболотский могильник близ города Мурома» (Владимир, 1910, М-22 294) и Н. Г. Добрынкин «Следы пребывания доисторического человека в пределах Муромского уезда Владимирской губернии (Владимир, 1896, М-21 599) — происходят из собрания А. Ф. Жадина. Долгое время они хранились в библиотеке, а в 2010—2011 годах были переданы на музейный учет.

Одна из работ Владимира Николаевича Добрынкина посвящена муромскому Богородицкому собору (Владимир, 1915, М-21 600), старостой которого он являлся. Дома у него хранилась «ценная историко-археологическая ­библиотека», на которую он получил охранную грамоту в 1919 году13. В 1935 году Добрынкин был репрессирован. Возможно, эту книгу он передал в музей еще в период своей работы в нем. Вплоть до 2010 года она находилась в музейной библиотеке, а потом заняла свое место в коллекции редких книг.

На Пленуме Выксунского укома РКП были утверждены «Тезисы доклада о создании Приокского округа (или губернии) с административным центром в г. Муроме» (Выкса, 1922, М-1563). Сами тезисы 15 августа 1922 года присланы для обсуждения в Муромский уисполком. Вероятно, в это время они попадают на хранение сначала в библиотеку музея, а после 1950 года — в его книжную коллекцию.

В 1994 году у жителя города был закуплен конволют о движении пароходов (М-16 350). Под одним переплетом собраны три книги: ««Самолет» — пароходство по всей Волге от Твери до Астрахани и Каспийскому морю» (Н.-Новгород, 1916); «Товаро-пассажирское пароходство по рр. Оке, Москве и Клязьме, Н-в А. В. Качкова» (Касимов, 1912); «Движение легко-почтово-пассажирских пароходов общества «Самолет» по всей Волге ежедневно» (Н.-Новгород, 1912). В них можно почерпнуть сведения различного характера, в т. ч. и о движении пароходов по Оке с остановкой в Муроме. На конволюте есть штемпельный экслибрис: «Библиотека Михаила Александровича Качалова». Пока никаких сведений о нем раздобыть не удалось.

Есть в коллекции и произведения современных авторов. Например, в 2011 году вышла книга Леонида Парфенова «Зворыкин Муромец» (М-22 537). Издание с дарственной надписью сотрудникам музея от автора заняло достойное место рядом с мемуарами известной в Муроме учительницы и общественной деятельницы Ирины Леонидовны Кротовой и воспоминаниями о первом в постсоветскую эпоху мэре города Петре Алексеевиче Каурове.

Таким образом, тематический состав краеведческих разделов двух музейных книжных коллекций отражает все стороны жизни нашего края. Фонд редкой печатной книги представлен изданиями второй половины XIX — начала XXI веков. Коллекции постоянно пополняются. Материалы по краеведению представляют большой интерес и активно используются исследователями в их работе.




1 Сухова О. А. Синодики как источники по исторической демографии (на примере муромских рукописных синодиков конца XVII — начала XVIII в.) // Историческая демография. — М.-Сыктывкар, 2012. — № 2 (10); например, для книги об Иулиании Лазаревской. См.: Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Иулиания Лазаревская, Муромская. — М., 2012.

2 Сиротинская А. А. Сидор Лопатин — устроитель Георгиевской церкви в Муроме // Уваровские чтения — VI. — Муром, 2006. — С. 221−226.

3 Православие от, А до Я. Словарь-справочник. — М., 2009. — С. 728.

4 Гордеев С. П. Коллекция Синодиков XVII-XX веков из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Материалы исследований. Сборник № 13. Научно-практическая конференция (27—28 ноября 2006 г.). — Владимир, 2007. — С. 176−178.

5 Например, Смирнов Ю. М. Христианство и язычество в «Повести о Петре и Февронии Муромских» // Рождественские чтения — VII. — Ковров, 2000. — С. 42−45; он же. Повесть о благоверной деве Февронии, христианском и языческом менталитете и о реабилитации муромских «святогонов» // Уваровские чтения — IV. — Муром, 2002. — С. 75−81; он же. Мифологические мотивы в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма // Макариевские чтения: Материалы XVI Российской научной конференции памяти Святителя Макария. — Можайск, 2009. — С. 225−230; он же. Вероятность реконструкции и реконструкция вероятности (об историко-краеведческих стереотипах в изучении Мурома) // Уваровские чтения — VII. — Муром, 2011. — С. 308−319; Сухова О. А. Икона святых благоверных князей Константина, Михаила и Федора Муромских. Александр Казанцев. 1714 год. — М., 2006; она же. Благоверные святые Петр и Феврония Муромские: Житие в иконе. — М., 2009; она же. «Святые семейства». Особенности почитания Муромских чудотворцев // Уваровские чтения — VII. — Муром, 2011. — С. 88−99; Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. — М., 2008.

6 Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. — Владимир, 2010. — С. 114.

7 Документы по истории Муромского посада первой четверти XVIII в. — Владимир, 2011. — С. 142.

8 Анучкина А. А. Муромские историки-любители из среды духовенства. (Вторая половина XIX — начало XX вв.) // Уваровские чтения — V. — Муром, 2003. — С. 169−174.

9 Подробный анализ летописи см. в дипломной работе М. В. Кочкиной «Из истории погостов Муромского уезда (погост Муська и погост Липовицкий)». — Н.-Новгород, 1994. — Машинопись // НА МИХМ. Б/н.- С. 12.

10 Оригинал хранится в Российской Национальной библиотеке.

11 Справочник-календарь по Владимирской губернии на 1923 год. — Владимир, 1923. — С. 3.

12 План работы Муромского музея на 1928/29 г. // НА МИХМ.

13 Протоколы Совета Музея // НА МИХМ.