Вверх

Ершов В. Е. История землевладения муромских монастырей

Введение

В настоящее время в Муроме действует несколько монастырей, истории которых в общем известны, но мало что известно о землевладениях этих монастырей. Поэтому целью работы является определение истории этих землевладений, т. е. образование и развитие монастырских вотчин на протяжении XVI — первой половины XVII вв. Для достижения цели изучены следующие источники:

— подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель в станах Муромского уезда 1628−1630 гг., составленная Яковом Котловским и подьячим Романом Прокофьевым1;

— список с переписной книги дворов и в них людей города и посада, поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в станах Муромского уезда 1646 г., составленный Яковом Петровичем Вельяминовым и подьячим Федором Андреевым2;

— жалованные, частные и правовые грамоты XVI — первой половины XVII вв.

Возникновение вотчин муромских монастырей,
их история в XVI веке

Раньше всех на Муромской земле появились землевладения Борисоглебского монастыря на реке Ушне, который имеет полное право именоваться муромским. В писцовой книге поместных и вотчинных земель в станах Муромского уезда 1628−1630 гг. упоминается сельцо Борисоглебское с пустошами как старинная домовая вотчина этого монастыря3. Точная дата появления землевладения не установлена. Зато известно, что в 1506 г. великий князь Василий Иванович пожаловал Борисоглебскому монастырю д. Бараново, пустоши Тиужицы, Демина Зименка и Аксентьевскую росчисть4. В последующем земли Аксентьевской росчисти становятся предметом спора между братией монастыря, рыболовами и бортниками с. Вознесенского. Спор был разрешен в пользу монастыря5. Первое упоминание о землях Спасо-Преображен­ского муромского монастыря относится к середине XVI в. В 1552 г. старец Тихон Савинов дал этому монастырю пустошь, что была д. Климово6.

Начиная с середины XVI века монастырские вотчины пополняются вкладами светских землевладельцев. Так, в 1548 г. Семен Федоров сын Киселева дал в Борисоглебский монастырь «деревню Благовещенское на заводи… реки Оки на пойме»7. В течение 1553 г. эта вотчина пополнилась вкладом Федора Васильева сына Юрьева — д. Саксин с угодьями8. В 1567 г. Василий Степанов сын Осорьина «отмерил земли… архимандриту Борисоглебского монастыря Киприану к деревне Саксино 132 четвертей»9. В 1568 г. Семен Сидоров сын Копнина отдал Спасо-Преображенскому монастырю пустошь, что была д. Бабышево10.

Значительное количество вкладов земель светскими лицами в монастыри приходится на 70-е годы XVI в. В этот период вотчина Борисоглебского монастыря пополнилась д. Туртапино (вклад Василия Федорова Борисова)11, д. Поляна (вклад Ивана Терентьева сына Осорьина)12, д. Полядкино и Свежаково (вклад Алексея Васильева сына Черткова)13, сельцом Иванцово (вклад Афанасия Давыдова сына Борисова)14, пустошью Раменское (вклад Федора Константинова сына Своробоярского)15, половиной деревни Прудец (вклад Юрья Данилова сына Скрыпитиева)16, д. Глебово (вклады Алексея Тимофеева сына Борисова и Ивана Булгакова сына Есипова)17, половиной сельца Степанково (вклад Алексея Васильева Черткова с сыном Петром)18, д. Гусли (вклад князя Бориса Ивановича Мезецкого)19; д. Дубенки, пустошью Веретея, в селе Пополутово полтрети четвертью (вклад Василия Федорова сына Борисова)20, пустошью Татарова и починком Есютиным (вклад Василия Андреева сына Шильникова по приказу и духовной грамоте Федора Константинова сына Своробоярсково)21 и третью д. Польцо (вклад Василия Федорова сына Борисова)22, пустошью Боровое (вклад Агрипины Андреевой жены Плещеева)23.

В свою очередь, вотчина Спасо-Преображенского монастыря в течение 70-х годов XVI в. пополнилась непашенным сельцом Кудринское (вклад Настасьи Андреевой дочери Денисьева, жены Василия Юрьева сына Санчурского)24, половиной деревни Заднего Макарова (вклад Никиты Иванова сына Макарова)25, пустошью Бекетова (вклад Савина да Федора Савельевых детей Старосельского)26, деревней Старый Чертеж (вклад Леонтия Иванова сына Панова)27, сельцом Орлово (вклад Нечая Федорова сына Ртищева и жены его Анастасии Андреевой дочери Денисьева)28, сельцом Старое Михайлово (вклад Василисы жены Павла Кудрявого, дочери Олфера Свищова)29, деревней Зарослово на Абрамовских вершинах (вклад князя Ивана княж Иванова сына Мезецкова)30, деревнями Абрамова Раменье, Выползово; пустошами, что были деревнями Телицына, Матвеевка, Гузеево, Ананьинское, Санчурова, полянкой Бобышевской (вклад Василия Васильева сына Своробоярского)31.

Именно в 70-е годы XVI столетия (1577 г.) с вклада муромского сына боярского Винея Михайлова сына Щукина пустоши Погарцы начинается история вотчины муромского Благовещенского монастыря32.

В конце XVI — в начале XVII в. муромские монастыри получают царские пожалования. В 1584 г. в вотчину Борисоглебской обители царем Федором Ивановичем были жалованы пашенные земли у деревни Петраково33. В конце 1590 г. царь пожаловал Спасскому монастырю пустоши, что были деревнями Терешкино и Шилова34. Несколько позднее (1598 г.) он же жалует Благовещенскому монастырю на правом берегу реки Оки «пожни Стадижерские в Сетчинских лугах с покосами и озерами у Оки и рыбные ловли»35.

Из вышеизложенного следует:

— в XVI в. монастырские вотчины в Муромском уезде формировались в основном из вкладов светских землевладельцев;

— наибольшее количество этих вкладов приходилось на 70-е годы XVI в.;

— основные царские пожалования земель монастырям производились в конце XVI в.;

— к концу XVI в. вотчины муромских монастырей были в основном сформированы.

Территория и характеристика вотчин
муромских монастырей в первой половине XVII века

В начале XVII в. монастырские вотчины пополнились некоторыми землями. В самом начале этого столетия Дмитрий Иванович отдал Борисоглебскому монастырю на оброк озеро Моцкое с озерками и речку Мотру36. В 1617 г. муромец Родион Рюмин сын Репьева дал тому же монастырю 6 четвертей пашенной земли у сельца Пополутова37, а в 1624 г. Невежа Яковлев и Максим Федоров дети Репьева уступили Борисоглебскому монастырю пустошь Вознесенскую38. В 1614 г. царь Михаил Федорович жаловал в Благовещенский монастырь за рекой Окой луга Велетменские39, а в 1623 г. им же Спасо-Преображенскому монастырю были пожалованы рыбные ловли по Оке на городской стороне, половина оз. Верхние Глушицы с истоком, оз. Боровое с истоком, оз. Ореховое Большое с истоком40.

В конце 20-х годов XVII в. в вотчине муромского Благовещенского монастыря были пустошь, пожни Стадижерские в Сетчинских лугах с покосами и озерами, луга Велетменские и 30 оброчных озер41. В то же время Борисоглебский монастырь имел в своей вотчине сельцо, 5 деревень, полдеревни, треть деревни, погост, 13 пустошей, полпустоши, а также в трех пустошах по трети42. Вотчина Спасо-Преображенского монастыря составляла непашенное сельцо, 2 сельца, 6 деревень, 13 пустошей и полянку43.

При этом больше всего, а именно — 219 жилых дворов, стояло в поселениях Спасо-Преображенского монастыря. Для сравнения: в вотчине Борисоглебского монастыря было только 104 жилых двора. Но в поселениях Борисоглебского монастыря было больше пустых дворов, тех, жильцы которых или умерли, или ушли (см. Табл. 1). Большую часть всех дворов в поселениях составляли крестьянские и бобыльские дворы. Самым населенным пунктом являлось непашенное село Кудринское, входящее в состав Спасской вотчины. В нем стояло 79 дворов44. В сельце Орлово было 17 крестьянских и 10 бобыльских дворов45, в сельце Борисоглебском — 15 крестьянских и 12 бобыльских46, в деревне Барановке — 14 крестьянских и 8 бобыльских47, в сельце Михалеве и деревне Благовещенской по 8 крестьянских и бобыльских дворов48. В остальных поселениях стояло менее 5-ти дворов в каждом.

К концу 20-х годов XVII в. Благовещенский монастырь имел вотчинные земли только на территории Дубровского стана Муромского уезда (см. Ил. 1). Вотчины Борисоглебского и Спасо-Преображенского монастырей располагались на территориях Дубровского, Замотренского и Унженского станов этого же уезда. Кроме этого, часть вотчинных земель Борисоглебского монастыря находилась в Куземском стане Муромского уезда. Землевладения Благовещенского монастыря, а также часть земель Борисоглебского, деревня Туртапино с угодьями, находились на правом берегу Оки. Остальные монастырские земли располагались на левобережье. На Ил. 1 видно, что части вотчин Борисоглебского и Спасо-Преображенского монастырей располагались анклавом, т. е. отдалены друг от друга.

Больше всего земель, а именно пашни паханной, перелогу и пашни, поросшей лесом добрые, середние и худые земли 2050 четвертей в поле в дву потому ж, было в вотчине Борисоглебского монастыря49. Приблизительно равным количеством земель владели Благовещенский — 1514 четвертей50 и Спасо-Преображенский монастырь — 1604 четверти51. Земли Благовещенского монастыря были только середние и худые, в то время как в составе землевладений Борисоглебского и Спасо-Преображенского монастырей были и добрые земли.

Как вывод можно отметить, что в начале XVII в. количество дач и пожалований земель в монастырские вотчины значительно уменьшилось, чему, очевидно, способствовал принятый еще в 1581 г. соборный приговор о запрете духовенству приобретать вотчины. Но за монастырями сохраняются ранее данные и пожалованные земли. Вотчина Спасо-Преображенского монастыря выделялась среди вотчин других монастырей большим количеством дворов, а на первом месте по количеству пашенных земель стояла Борисоглебская.

Кризис власти, голод и междоусобная борьба негативно сказались на состоянии всех монастырских вотчин. Некоторые вотчинные поселения опустели и стали пустошами. Например, сельцо Пополутово, деревни Боровое, Веремея, Иванцово и т. д. В оставшихся поселениях увеличилось количество пустых дворов. Яркий пример тому — деревня Саксин, где в конце 20-х годов XVII в. стояло жилых только 4 крестьянских и 1 бобыльский двор, зато 8 пустых дворов52.

Сравнительный анализ монастырских вотчин
в первой половине XVII века

Исследование переписной книги «дворов и в них людей города и посада, поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в станах Муромского уезда 1646 года», позволило установить количество поселений, дворов и людей в вотчинах муромских монастырей в середине XVII в. Так, в 1646 г. в Борисоглебской вотчине были 1 слободка, 1 сельцо, 6 деревень, полдеревни и треть деревни53; а в вотчине Спасо-Преображенского монастыря находились 1 слободка, 2 сельца, 6 деревень и полдеревни54. В переписных книгах, в отличие от писцовых книг, пустоши, озера, пожни и луга не указывались. По этой причине в данной книге нет сведений о вотчине Благовещенского монастыря, а также нет сведений об общем количестве земель в монастырских вотчинах в середине XVII в., поскольку земли не описывались. Поэтому в основе сравнительного анализа состояния вотчин муромских монастырей в Муромском уезде в конце 20-х годов XVII в. и в середине того же столетия будут сведения о поселениях, дворах и людях в них. Проанализировав состав монастырских вотчин, делаем вывод, что он не изменился с конца 20-х годов XVII века по середину того же столетия.

Табл. 1. Количество дворов в монастырских вотчинах
в Муромском уезде в первой половине XVII века

Наименование
землевладения

Вотчина
Борисоглебского монастыря

Вотчина Спасо-Преображенского монастыря

Годы описи

1628−30 гг. 1646 г.

1628−30 гг. 1646 г.

Монастырские дворы

4

44

Дворы приказчиков

2

5

Дворы монастырских детенышев

11

33

Крестьянские дворы

51 148

124 261
(из них 79 непашенных крестьян ­ремесленников)

Бобыльские дворы

36 38

51 17

Пустые дворы

25

18

Табл. 1 показывает значительное увеличение крестьянских дворов, в т. ч. ремесленников и работных людей, в обеих вотчинах. Уменьшение количества бобыльских дворов в вотчине Спасо-Преображенского монастыря, а также полное отсутствие дворов монастырских детенышев можно объяснить переводом их в разряд крестьянских.

В середине XVII в. крупнейшим поселением по-прежнему являлась Кудринская слобода, в которой стояло 79 дворов ремесленников и работных людей55. В то же время в сельце Борисоглебском было 51 крестьянских и 12 бобыльских дворов56, в сельце Орлове — 45 крестьянских57, в деревне Благовещенской — 3058, в сельце Михалеве — 2359, в деревне Выползово — 2060, в деревне Абрамово Раменье — 21 крестьянский двор61. В остальных поселениях стояло менее 10 дворов в каждом. Налицо двукратное увеличение дворов в монастырских вотчинах по сравнению с концом 20-х годов того же века.

В середине XVII в. во всех поселениях Борисоглебской вотчины проживало 153 крестьянина, 51 бобыль62, в поселениях Спасской вотчины — 189 крестьян, 80 человек ремесленного люда и 8 бобылей63. Для сравнения: в конце 20-х годов того же столетия в вотчине Борисоглебского монастыря числилось 18 монастырских детенышев, 60 крестьян и 37 бобылей; при этом в Спасской вотчине проживали 34 монастырских детеныша, 53 крестьянина, 89 непашенных крестьян. То есть увеличение количество дворов в вотчинных монастырских поселениях привело к почти что двукратному росту численности их населения с конца 20-х годов XVII в. к середине столетия.

В конце 90-х годов XVII в. вотчина Благовещенского монастыря пополнилась вкладом Алексея Захарьева сына Арапова — «жеребьем в деревне Волосово и в пустоши Пирогове, 10 четвертей в поле в дву потому ж»64.

Заключение

Основной формой землевладения муромских монастырей в Муромском уезде в XVI — первой половине XVII в. была вотчина, образованная в основном еще в конце XVI в. из вкладов светских землевладельцев и царских пожалований. До середины XVI в. царские дачи монастырям сопровождались тарханными (иммунными) грамотами, освобождающими эти земли от податей. Во второй половине XVI в., согласно решениям Соборов 1549 и 1551 г., эти привилегии постепенно были ­отменены.

По своим размерам в первой половине XVII в. вотчины муромских монастырей в Муромском уезде можно было отнести к средним. Они уступали лишь крупным землевладениям в том же уезде Свято-Троицкого монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде; патриаршему, боярина Ивана Никитича Романова, боярина Михаила Борисовича Шеина, князя Алексея Ивановича Воротынского и т. д. По качественному состоянию монастырские вотчины превосходили светские землевладения. Например, в среднем в монастырской вотчине крестьянских дворов стояло в 3,5 раза больше, чем в поместных поселениях. Также в вотчине в среднем пашни паханной, перелогу и пашни, поросшей лесом, было в 2,2 раза больше, чем в поместье.

Первая половина XVII в., начинавшаяся с экономического упадка монастырских вотчин, закончилась их восстановлением. За два десятилетия укрепились поселения, почти в два раза выросло их население, но по-прежнему оставалось большое количество пустошей и не выявлено не одного починка. Тем не менее, вотчины являлись важным источником не только средств для проживания монастырей, но и их доходов.


1 Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель в станах Муромского уезда 1628−30 гг. // РГАДА. — Ф. 1209. Поместный приказ. — Оп. 1. — Кн. 284. — Л. 1−1750.

2 Список с переписной книги дворов и в них людей города и его посада, и поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в станах Муромского уезда 1646 г. // РГАДА. — Ф. 1209. Поместный приказ. — Оп. 1. — К. 11 834. — Л. 1−980.

3 Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель… — Л. 904.

4 Грамоты Коллегии экономии. Муром // РГАДА. — Ф. 281. — № 90/7822. — Л. 5−9.

5 Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель… — Л. 9.

6 Там же. — Л. 654.

7 Рукописи Синода // РГИА. — Ф. 834. — Оп. 3. — Д. 1917. — Л. 168об., 169об., 170, 172об.

8 Шумаков С. А. Обзор «Грамот Коллегии экономии». Материалы по Владимиру, Гороховцу, Мурому, Суздалю, Юрьев-Польскому и Вологде. — М., 2002. — Вып. 5. — Д. 1.7744.

9 Грамоты коллегии экономии. Муром. — № 16/7748.

10 Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель… — Л. 1674.

11 Шумаков С. А. Указ. соч. — Д. 2.7751.

12 Там же. — Д. 3.7794.

13 Там же. — Д. 4.7754.

14 Там же. — Д. 5.7755.

15 Сенат и его департаменты // РГАДА. — Ф. 248. — Кн. 126. — Л. 417об., 418.

16 Шумаков С. А. Указ. соч. — Д. 6.7761.

17 Там же. — Д. 223. — М. 7768.

18 Там же. — Д. 7.7767.

19 Там же. — Д. 8.7759.

20 Там же. — Д. 10.7769.

21 Там же. — Д. 11.7784.

22 Там же. — Д. 12.7786.

23 Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель… — Л. 925.

24 Там же. — Л. 1662.

25 Там же. — Л. 654.

26 Там же. — Л. 655.

27 Там же. — Л. 657.

28 Там же. — Л. 1663.

29 Там же. — Л. 1664.

30 Там же.- Л. 1666.

31 Там же. — Л. 1667.

32 Рукописи Синода… — Л. 113−114об.

33 Добролюбов В. П. Село Борисоглебское (Муромского уезда) // Владимирские епархиальные ведомости. — 1888. — Ч/н. — № 5.

34 Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель… — Л. 655.

35 Рукописи Синода… — Л. 115−118об.

36 Указная с прочетом грамота ц. Дмитрия Ивановича (Нижегородской четверти) в Муром губному старосте Семену Чегодаеву о передаче на оброк строителю Борисоглебского монастыря Захарию речку Мотры в Муромском уезде // РГАДА. — Ф. 281. — № 66/7798.

37 Шумаков С. А. Указ. соч. — Д. 279.7804.

38 Там же. — Д. 280. 7814.

39 Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель… — Л. 662.

40 Там же. — Л. 1676.

41 Там же. — Л. 662.

42 Там же. — Л. 661, 935, 1679.

43 Там же. — Л. 655, 890, 1675.

44 Там же. — Л. 1661−1663.

45 Там же. — Л. 1664.

46 Там же. — Л. 909.

47 Там же. — Л. 916.

48 Там же. — Л. 919,1666.

49 Там же. — Л. 662, 936, 1680.

50 Там же. — Л. 663.

51 Там же. — Л. 656, 891, 1676.

52 Там же. — Л. 924.

53 Список с переписной книги дворов и в них людей города и его посада, и поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в станах Муромского уезда 1646 г. // РГАДА. — Ф. 1209. — Оп. 1. — К. 11 834. — Л. 1755−1781.

54 Там же. — Л. 1720−1745.

55 Там же. — Л. 120.

56 Там же.- Л. 1757.

57 Там же. — Л. 1725.

58 Там же. — Л. 1762.

59 Там же. — Л. 1726.

60 Там же. — Л. 1727.

61 Там же. — Л. 1728.

62 Там же. — Л. — 1780.

63 Там же. — Л. 1744.

64 Шумаков С. А. Указ. соч. — Д. 321. 7892.