Виртуальная выставка «Памяти художника О. Г. Измайлова (1940−2016)»
Орджоникидзе Измайлов родился 20 октября 1940 года в Махачкале. В 1965 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище и по направлению на работу приехал в Муром. Орджоникидзе Измаилов член Союза художников с 1975 года. С 1992 года Измаилов жил и работал во Владимире. Кроме живописи занимался мозаикой, керамикой, реставрацией икон, художественной обработкой металла.
На виртуальной выставке можно увидеть около двадцати живописных работ разных лет из собрания музея и личных коллекций. Все эти работы самобытны, изысканна многоцветная палитра с тончайшими переходами в любимых цветах, особенно — перламутрово-сиреневым и всей гаммы красного. Колорит и яркость красок на его полотнах не оставит равнодушным ни одного зрителя. Подробнее познакомиться с творчеством художника поможет статья научного сотрудника музея О. А. Суховой.
ВСПОМИНАЯ ХУДОЖНИКА ОРДЖОНИКИДЗЕ ИЗМАЙЛОВА (1940−2016)
«Дух Кавказа, дух приокский…»
(Петр Сытник)
Орджоникидзе Измайлов, родом с Кавказа, для многих открыл «Муром другой». Удивлял новый «свежий взгляд» пришлого живописца. Он преподнес среднерусский город с неожиданной экспрессией — в «стемненном» красновато-сиреневом колорите, в котором ощутим «притушенный» внутренний жар; подчеркнул особый холмистый рельеф над Окой, где дома теснятся на склонах порой так же, как в горных селениях, а зоркий взгляд охватывает одновременно и внутренние дворы, и заречные дали.
Рождение Художника всегда таинственно. Красота мира входит в него еще на подсознательном уровне. На родине Орджоникидзе она особенно поражает воображение и захватывает дух. Мальчик появился на свет на стыке Европы и Азии, в горном Дагестане, о котором в старой песне поется, что находится он «над и под крылом орла». Расул Гамзатов сказал о нем: «Мой высокий край — это дерево, которое пустило корни в землю двух континентов». Романтически приподнятые яркие горные пейзажи раннего периода и тема «Древа жизни» композиций зрелой поры художника Измайлова восходят все к тем же корням.
Орджоникидзе Георгиевич Измайлов родился 20 октября 1940 г. в ауле Кубачи, не так далеко от Дербента, древней дагестанской крепости, в семье школьных учителей. Отец мальчика ушел на фронт и в 1944 г. его не стало; в 1945 г. скончалась мать. Орджоникидзе стал воспитанником детского дома в Грозном. О нем у художника остались теплые воспоминания. Вокруг был абрикосовый сад; нежные цветы заглядывали в окна, их благоухание наполняло комнату. И спустя годы, создавая работы, живописец ощущал этот аромат детства: «Цветут абрикосы…», «Снова цветут абрикосы…». Однажды ребята принесли кузнечика; художник вспоминал, с каким упоением они зарисовывали его с натуры в многочисленных ракурсах, покрывая изображениями целые листы бумаги. Один такой лист с рисунками кузнечика прославил юного Измайлова: о нем говорили по радио; работа позже попала на Фестиваль молодежи (1957). Первым и любимым его учителем изобразительного искусства был Н. Ф. Ломтюгин во Дворце пионеров. А в 1959 г. Орджоникидзе поступил в Абрамцевское художественное училище.
Юноша расстается с горами и долинами родного Кавказа, унося в памяти яркие впечатления, пронизывающие не только его ранние работы, но и звучащие подспудно во всем его творчестве. Холмистая равнина Подмосковья, древние русские города и деревушки, леса, поля и спокойные реки, снег и иней в солнечный день завораживают начинающего художника совсем иной красотой. В училище приоритетным для него остается живопись, он много пишет на пленэре в окрестностях Абрамцева и Хотькова, захватив с собой небольшой этюдник, ласково прозванный студентами «Малыш». В своих этюдах он искренне и непосредственно передает новые впечатления, настраиваясь на волну своих любимых в ту пору художников — В. Серова, И. Грабаря и, особенно, И. Левитана. С той поры в его творчестве уживаются впечатления и образы далекой горной страны детства и русской земли, ставшей для него не менее родной. Не случайно, что в юности еще один художник — М. Врубель — особенно притягивал его воображение. Русский создатель «Демона» смело, неповторимо и пронзительно касался темы Кавказа.
Маленькие живописные работы О. Измайлова училищной поры — своеобразные «путевые этюды», ведь за время учебы ему удалось побывать во многих замечательных местах России. Во время учебы бывал он и на своей родине, жадно впитывая ее яркую и тревожную красоту. Молодой живописец создает серию горных пейзажей, которые уже носят не просто этюдный натурный характер; некоторые из них поднимаются до эпического образа («Весна в Дагестане», «Ущелье» «Земля предков»; «Гора Спящая», «Мертвая долина», «Закат в горах», «Моя родина», «Весна в горах»). В них сквозь мажорные краски, обобщенные формы и динамичный ритм прорывается бурное чувство к своей родной земле. Собственные сильные ощущения были созвучны той экспрессивности, которой восхищался молодой художник в работах Ван Гога. Привлекал его и смелый пластический язык живописи Гогена; более умиротворенный дух полотен, выражавших гармонию экзотической природы и людей, не испорченных цивилизацией.
В Абрамцеве, учась на отделении по художественной обработке кости, Орджоникидзе занимается и другими видами декоративно-прикладного и монументального искусства. Интерес и способность к ним у него, должно быть, в крови, ведь он родился в Кубачах — знаменитом центре народного промысла по художественной обработке металла, существующем более тысячи лет. Училище О. Г. Измайлов окончил летом 1965 г., защитив на «отлично» дипломный проект по монументально-декоративному искусству.
Период его становления как художника и зрелая пора творчества связаны с древним Муромом (1965−1992). Город стал для него родным домом, где он обрел семью и вырастил двоих старших сыновей. По окончании учебы он был направлен в Муром на работу в отдел Главного архитектора города. Поступил в подчинение Н. А. Беспалова, человека широко образованного и неординарного. О. Г. Измайлов вспоминал, что, попав в Муром, где были большие возможности и поддержка в смелых начинаниях (как ему казалось), он мечтал совершить здесь «архитектурно-монументальную революцию» и ощущал себя новым Сикейросом. Но в старом купеческом городе со своими устоями, да к тому же с приближением эпохи «застоя», никакие кардинальные изменения в этой области были нереальны. Измайлов, довольно быстро поняв это, через два года покинул отдел архитектуры. Ему все же удалось поучаствовать (на этапе замысла и исполнения) в создании «Былинного камня» при въезде в Муром; на фасаде здания администрации города (бывшего горкома) планировал декоративные вставки, которые, по замыслу Орджоникидзе (до конца не воплощенному), могли хоть как-то скрасить типовой архитектурный объект.
страница 1 из 3 Вперед →
Другие виртуальные выставки
– Виртуальная выставка «Мир детства в советском плакате»
– Виртуальная экскурсия «Как воспитывали детей в муромских купеческих семьях XIX в.»
– Виртуальная экскурсия «Иконы Святителя Николая в коллекции Муромского музея»
– Виртуальная экскурсия «Западноевропейское искусство из коллекции Муромского музея. Живопись. Графика»