Вверх
Вверх

Из воспоминаний художника А. П. Арцыбушева

А.П. Арцыбушев. АвтопортретА.П. Арцыбушев. Фото из личного архиваДед, Петр Михайлович Арцыбушев. Фото из архива А.П. АрцыбушеваДед, Александр Алексеевич Хвостов. Фото из архива А.П. АрцыбушеваБабушка, Анастасия Владимировна Хвостова. Фото из архива А.П. АрцыбушеваМама, Татьяна Александровна Арцыбушева. Фото из архива А.П. АрцыбушеваПапа, Петр Петрович Арцыбушев. Фото из архива А.П. Арцыбушева

Арцыбушев А. П. Милосердия двери / предисл. С.Фомина. — М.: Духовная нива, 2001.- 224 с.

Источник

— 5 —

ЧАСТЬ 1

У каждого человека — своя судьба, свое место и время рождения. У каждого человека — свой жизненный путь, который он должен пройти в этом мире. У одних он очень короткий, у других — длинный. Но у каждого человека, пришедшего в сей мир, есть свое назначение, свой предопределенный Богом путь, от которого как бы он ни старался уклониться, но пройти его должен. Это особенно становится ясно, когда, прожив большую жизнь, оглядываешься на пройденный путь и видишь его как бы с птичьего полета, охватывая целиком, без остатка. И тогда увидишь Божественную руку, что вела тебя и ведет через все испытания жизни.

Со мной это произошло в осеннее утро, когда природа готовилась к зимнему покою, скинув свой золотой убор. Стояла ли она обнаженной в лучах осеннего солнца, или зябко мокла в моросящем тумане осеннего утра — для меня это осталось тайной. Но критически оглядывая свою жизнь, думаю, что Я родился в ясное солнечное, осеннее утро. Вы спросите: почему? Да потому, что в самые мрачные, в самые безысходные дни и годы моей жизни, в самой её преисподней, я ощущал тот первый свет и тепло незримого солнца. Оно давало мне надежду, веру и радость.

Еще задолго до моего рождения, родители моего отца облюбовали себе дивное святое место, средь ржаных просторов, рощ и перелесков, переходящих в дремучие сосновые леса, на границе Арзамасского уезда с Тамбовщиной, в двенадцати верстах от Саровской пустыни. Здесь воссияло великое и дивное солнце, величайший из Российских святых — преподобный Серафим. На берегах ничем не примечательной речушки Вучкинчы, по одну её сторону раскинулось село Дивеево, известное всей России не как село, а как Дивеевский женский монастырь, основанный первоначальницей монахиней Александрой Мельгуновой (ныне канонизированной преподобной Александры Дивеевской). В создании этой обители по велению Божией Матери деятельное участие принял прп. Серафим Саровский. По указанию батюшки строилась обитель его духовным чадом Михаилом Мантуровым. Прп. Саровский исцелил его от недуга, в котором врачи оказались бессильными. После исцеления Михаил Мантуров по благословению прп. Серафима принял добровольную нищету и вместе со своей женой поселился в Дивееве, рядом с монастырем, выстроив небольшой домик и всецело, под руководством прп. Серафима, посвятил свою жизнь строительству Дивеевского монастыря, план которого чертил ему батюшка. По его указанию, выполняя повеление Божией Матери, была вырыта КАНАВКА, подковообразный ров вокруг основной части монастыря. Она как бы опоясала собой большое пространство г монастырским кладбищем, с деревянной церковью Преображения Господня, с зимним храмом в честь Тихвинской Божией Матери, с богадельней, с храмом «Всех скорбящих радости» и кельями монахинь. По словам Божией Матери, во внутрь рова сего не вступит нога антихриста. Надо рвом шла широкая тропа, по которой утром, днем и вечером медленно шли богомольцы, творя молитву «Богородице Дево, радуйся».

После открытия мощей и прославления прп. Серафима в Саров и в Дивеево хлынул поток богомольцев, среди которых были и родители моего отца — Петр Михайлович и Екатерина Юрьевна Арцыбушевы. К тому времени Дивеевский монастырь был одним из крупных женских монастырей России, с большим белокаменным собором, со вторым еще не достроенным, с высокой, отдельно стоящей колокольни с аркой посередине и с двумя корпусами по бокам, в которых размещались разные службы и мастерские: иконописные, литографские и золотошвейные. Прямо от арки вела аллея к летнему собору, о красоте и величии которого рассказать трудно. Справа в отдалении — белока-

— 6 —

менная трапезная с храмом, от трапезной и начиналась КАНАВКА.

Как рассказывает летопись Дивеевского монастыря, когда первоначальница, монахиня Александра, с котомкой колесила по России в поисках места для задуманного ею монастыря, она задремала на бревнышках в двенадцати верстах от Саровской пустыни, куда держала свой путь и увидела во сне Матерь Божию, которая сказала ей: «Тут и строй». Послушав повеление Божией Матери, матушка приступила, с благословения Саровских старцев, к созданию монастырской общины и строительству храма в честь Казанской Божией Матери, построив рядом с ним свою келию. Это — начало рождения обители.

В то время прп. Серафим был рукоположен в Сарове во иеродьяконы. В Дивееве он был только один раз. В сане иеродьякона он пришел вместе с одним Саровским старцем напутствовать на смертном одре лежавшую матушку Александру, которая слезно просила иеродьякона Серафима не оставлять сирот.




страница 1 из 276 Вперед →

25 апреля 2017

1 79251

← Назад | Вперед →


Художник Алексей Петрович Арцыбушев родился в Дивееве почти сразу после революции — в 1919 году. Происходил из дворянской семьи, его дед — Петр Михайлович Арцыбушев, был нотариусом Его Величества. Мать — Татьяна Александровна Арцыбушева (урожденная Хвостова, в монашесте Таисия; 1896−1942), дочь министра юстиции царского правительства Александра Алексеевича Хвостова (1857−1922).

Семья была реперссирована. Некоторое время А. П. Арцыбушев провел в городе Муроме. Об этих годах он рассказал в книге воспоминаний «Милосердия двери».