Вверх

Б. В. Жадин. Отвал (Путевой этюд)


Наш теплоход «Парижская коммуна» в двенадцать часов дня прибыл в Астрахань.

Был жаркий солнечный июльский день.

Мы, как и все пассажиры, едущие обратно, после оформления своих проездных документов отправились в город за астраханским помидорами.

В городе было жарко и душно и утомлённые этой жарой и хождением по городу, около 7 часов вечера мы возвратились на свой теплоход, который стоял под погрузкой у грузовых причалов.

От жарких лучей солнца помещения теплохода накалились, как жарко натопленная баня.

Хотя до отвала теплохода оставалось три часа, но ехать ещё раз в город мы отказались и

2

остались отдыхать на теплоходе, расположившись на террасе верхней палубы со стороны реки.

Солнце уже склонялась к горизонту и жара начала понемногу спадать. В воздухе было совершенно тихо и поверхность воды в реке была зеркально гладкая.

На рейде сновали лодки, баркасы и местные пароходы.

Неподалёку от нас на середине реки стояли маленькие рыболовные парусные шхуны с высокими мачтами, образуя две живописные, своеобразные группы.

Выше нас, у причала стоял под разгрузкой грузопассажирский пароход «Ломоносов».

На террасах его бродили немногочисленные, катающиеся по Волге, пассажиры, не ушедшие в город.

Тёплый летний вечер, сменивший знойный день располагал к неге и отдыху и, сидя на террасе нашего теплохода, мы наслаждались прелестью летнего вечера на реке.

3

Начались сумерки и кое-где стали зажигаться огоньки.

Вскоре наш теплоход, закончив все грузовые операции, пошёл к пассажирским причалам для посадки пассажиров и отправления в рейс.

Спустя немного времени южные сумерки быстро перешли в ночь.

Стало совсем темно и на тёмно-синем бархатном небосводе замерцали яркие звёздочки.

На рейде и в городе также зажглись многочисленные огоньки.

Наш теплоход, сделав оборот, медленно подошел к причальной стенки пристани.

На ярко освещенном, красивыми фонарями, перроне причала уже толпились многочисленные пассажиры, ожидающие посадки.

Теплоход пришвартовался и началась подготовка к посадке пассажиров. Террасы верхней палубы ярко освещались гирляндами плафонов, расположенных под тентом. Спустя немного времени началась посадка.

4

Оживление на перроне усилилось и непрерывный густой поток людей с багажами устремился к трапам, ведущим на теплоход.

В первую очередь двинулись пассажиры третьего и четвёртого классов, с тюками и вьюками на спинах и в руках — нижние палубы быстро заполнилось озабоченно суетившимися людьми, занимавшими места. Слышался многоголосый шумный говор, споры, выкрики и брань.

Когда схлынула толпа ниженепалубных пассажиров, двинулись, более спокойно, пассажиры первого и второго классов, которые, расходясь по коридорам помещений верхней палубы, занимали свои каюты. Здесь также наблюдалась озабоченное, но более сдержанное движение, оживлённые разговоры (но только не было старинного «бзюмканья», как «это делала Лёля»). Наконец посадка почти закончилась и уже только отдельные запоздалые пассажиры торопливо стремились к сходням на теплоход.

5

На террасе верхней палубы, обращенной к причалу, стало людно и шумно.

Разместившись в своих каютах, пассажиры вышли на террасу, чтобы в последний раз поговорить и обменяться напутственными поручениями и пожеланиями с провожающими, находящимися на перроне. Многие из провожающих находились и на террасе теплохода около своих отъезжающих.

Благодаря царящего весёлого оживления и говора на теплоходе и на перроне вся окружающая обстановка носила какой-то празднично торжественный характер, ещё более усугубляемый бесконечным количеством переливающихся огней. На фоне тёмной южной ночи, ярко освещенным, с многолюдной празднично одетой толпой, перроном и утопающие в зелени и цветах, с бьющим фонтаном, вокзальной площадкой.

Время: — девять часов тридцать минут вечера, осталось полчаса до отвала.

6

— И вот раздается громкий голос репродуктора: — «Внимание! Внимание! Говорит радиоузел речного вокзала Астрахани! Теплоход «Парижская коммуна» в 22 часа отправляется скорым рейсом до Горького! — Вахтенный начальник теплохода «Парижская коммуна», дайте первый свисток!»

И в ответ на это в воздухе раздается первый отвальный свисток теплохода.

Оживление среди отъезжающих и провожающих заметно увеличивается. Слышатся прощальное напутствия, всякие пожелания и поручения. Некоторые из отъезжающими начинают прощаться с провожающими. Находившиеся на вокзальной площадки или на перроне пассажиры спешат на теплоход.

От служебного здания вокзала, мимо фонтана, неторопливо идёт к причалу в белоснежном форменным костюме капитан теплохода Лев Дмитриевич Галашин. Вот он с кем-то

7

из речников останавливается и, немного поговорив и распрощавшись, идёт на свой теплоход. Время движется незаметно.

Опять раздается голос репродуктора: «Через 15 минут теплоход «Парижская коммуна» отправляется скорым рейсом до Горького! Провожающих просим удалиться с теплохода! — Вахтенный начальник теплохода «Парижская коммуна», дайте второй свисток!» — И в ответ раздается свисток теплохода.

Свободнее стало на террасе теплохода; все отъезжающие теснятся около перил террасы, стараясь поближе быть к перрону. Наступили последние томительные для отъезжающих и провожающих — минуты.

Но вот репродуктор объявляет:

8

«22 часа! Сейчас теплоход «Парижская коммуна» отправляется скорым рейсом до Горького! Вахтенный начальник теплохода «Парижская коммуна», дайте третий свисток!»

Гудит «третий свисток», гаснут огни на террасе теплохода; на капитанской мостике появляется фигура командира.

Раздается команда: — «Убрать трапы!» и затем — три коротких отрывистых свистка; падают в воду носовые чалки и нос теплохода медленно начинает отходить от причальной стенки на середину реки.

Через несколько минут раздается один отрывистый короткий свисток и отдана кормовая чалка. Слышится шум моторов теплохода и теплоход, слегка вздрагивая, начинает медленно продвигаться вдоль причальной стенки.

В репродукторе раздаются звуки торжественного марша, провожающие уходящий теплоход.

9

Находящиеся на перроне машут платками, зонтиками; некоторые идут за теплоходом вдоль стенки. Теплоход быстро набирает ход. Нарядно освященные перрон и вокзальная площадка быстро уходит назад и теплоход, мощно разрезая своим форштевнем зеркальную чёрную гладь реки, погружается в ночную тьму южной звёздной ночи.

Мимо проплывают усиленные множеством огоньков берега города, а далеко позади, переливаясь яркими огнями маячит вокзал с его причалами и стоящими пароходами, ожидающими своей очереди, чтобы также отправиться в свои рейсы.

«Прощай, Астрахань!».

1954 год


← Назад | Вперед →

09 февраля 2019

1 4821

← Назад | Вперед →

А. А. Горская
Подготовка текста