Вверх

Глущенко Л. И. Первые шаги в историю (обобщение опыта музейной работы с дошкольниками)

Детство — та часть жизни, в которой складывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру, формируется мировоззрение личности, закладывается система ценностей. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно, наверстать в зрелые годы.


В условиях обновления российского образования и реализации Федерального государственного стандарта, в том числе и в дошкольном образовании, много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей. По мнению академика Д. С. Лихачева, оно, как и формирование у человека культуры и гражданственности, невозможно «без всестороннего комплексного изучения родного края»1. Как раз музеи и могут стать базой для серьезной воспитательной работы такого рода.


Муромский историко-художественный музей, принимая и разделяя целевые ориентиры современной системы образования, уделяет большое внимание работе с самыми маленькими посетителями. С какого же возраста можно приводить ребенка в музей? Мировая практика показывает, что приобщение можно начинать уже с пренатального периода, транслируя еще не рожденному ребенку свои ощущения и эмоции от увиденного в музее. Однако наиболее продуктивной будет работа с дошкольником, начиная с четырех лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденным. В нашем музее ведется работа с малышами, начиная с пятилетнего возраста.


Опыт взаимодействия с дошкольниками показывает, что работа с такими детьми в музее может строиться по-разному.


Во-первых, следует использовать самую проверенную музейную форму: приглашать детские сады на разные экскурсии, проводимые в постоянных экспозициях либо на временных выставках. Количество таких посещений будет зависеть, прежде всего, от заинтересованности конкретного воспитателя, руководства детского учреждения, личных связей самого сотрудника музея. Такое взаимодействие возможно, но, на мой взгляд, малоэффективно, т. к. за одну экскурсию вряд ли можно решить серьезные задачи.


Во-вторых, возможна работа по запросам детских образовательных учреждений. Этому предшествует, как правило, большой подготовительный этап. Это и личные встречи с заведующими ДОУ, выступление на педсоветах в дошкольных учреждениях, выступления на городских методических секциях воспитателей, старших воспитателей, руководителей. После этого уже можно предлагать работать с музеем системно. В моем случае это совместные проекты, где музейный педагог является разработчиком и руководителем проекта, а воспитатели, дети, родители, а также сотрудники других городских учреждений (таких, как библиотека, Дом народного творчества, Дворец культуры) — партнеры.


Алгоритм разработки проекта прост:



  1. Детский сад устанавливает контакт с администрацией музея, заключается договор о совместной работе.

  2. Музейный педагог приходит в детский сад, где проходит обсуждение темы и проблем проекта, выслушиваются пожелания педагогов.

  3. К началу учебного года музейный педагог составляет проект, в котором прописывается вся работа.

  4. В сентябре все это обсуждается с администрацией и педагогами детского сада; если необходимо — вносятся коррективы.

  5. В это же время в детском учреждении проводится предварительная работа с родителями воспитанников. На родительских собраниях, проведенных в начале учебного года, родители знакомятся с программой взаимодействия с музеем и приблизительной стоимостью услуг, оказываемых музеем.

  6. С октября начинается работа по осуществлению намеченных мероприятий.


Так были осуществлены следующие проекты:


— «Муром — родина моя», со старшей группой МБДОУ № 29 (См. Приложение 1).


Блок работы музейного педагога: одна экскурсия в музее: «Здравствуй, музей!» в Художественной галерее; две пешеходные экскурсии — «Самый древний монастырь в Муроме», «Улицы города рассказывают» и автобусная экскурсия «Кремлевская гора — Муромский кремль». Итого: 4−5 академических часов.


- «История куклы» с МБДОУ № 29 (См. Приложение 2).


Блок работы музейного педагога: две экскурсии в музее: «Здравствуй, музей» в Художественной галерее, интерактивная экскурсия «Небывальщина»; три лекции-занятия, проведенные в музее («Путешествие в прошлое куклы», «Русские народные куклы», «Куклы наших бабушек») с показом музейных предметов. На одной из них был проведен мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы. Итого: 5 академических часов.


— «Русский богатырь из города Мурома» со старшими дошкольниками МБДОУ № 52 (См. Приложение 3).


Блок работы музейного педагога: три экскурсии в музее: «Здравствуй, музей!», интерактивная экскурсия «Археология Мурома», интерактивная экскурсия по двум экспозициям «Муромцы — защитники земли русской», все - в Выставочном центре); две автобусные экскурсии - «Карачарово и Спасо-Преображенский монастырь» и «Памятные места города, связанные с Ильей Муромцем» (по 2 академических часа). Итого: 7 академических часов.


— «История игрушек» с детьми старшей группы МБДОУ № 52.


Блок работы музейного педагога: «Здравствуй, музей» в ВЦ, лекция-занятие «Как появились первые игрушки?» (с показом археологических игрушек IX-X вв., найденных в Муромском районе), экскурсия в ВЦ «История России в куклах и игрушках», экскурсия в экспозиции «Город и горожане» с показом народных деревянных и глиняных игрушек. Итого: 4 академических часа. Проводится аналогично проекту «История куклы».


Как видно из приведенных примеров, осуществление совместных проектов дает не только системные знания по истории родного города, но и приобщает ребенка к культурным ценностям и воспитывает музейную культуру, прививает первичные навыки умения оценивать предметы музейного значения в реальной жизни.


В-третьих — участие музейного педагога в проектах, разработанных сотрудниками дошкольных учреждений. Так осуществлялась совместная работа с МБДОУ № 49 по проекту «Живая старина» в течение одного учебного года.


Блок работы музейного педагога состоял из двух экскурсий в музее: «Здравствуй, музей!» (Выставочный центр) и экскурсии с мастер-классом по временной выставке «Из века в век переходя»; две экскурсии по городу — одна пешеходная по центру города (1 акад. ч.), другая автобусная обзорная по городу (2 акад. ч.). Итого: 5 акад. часов.


В 2015/16 учебном году помогала в осуществлении дошкольного проекта МБДОУ № 3.


В-четвертых, работа по музейным образовательным ­программам.


В 2014 году была написана и внедрена программа для детей с ограниченными возможностями «Музей, открытый всем».


Эта программа осуществляется, как правило, в летнее время, в течение трех месяцев, в том числе и с детьми старшего дошкольного возраста: две-три экскурсии в музее, проведение трех-четырех лекций с демонстрацией музейных предметов на базе реабилитационного центра. Иногда (в зависимости от самочувствия воспитанников) с ними проводятся виртуальные экскурсии с использованием электронной техники.


В 2015 году была создана музейная программа для дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида «Первые шаги в историю» (для старших дошкольников с задержкой психического развития), которая успешно ­осуществляется.


Эта программа написана в соответствии с базовой программой детского сада для детей с задержкой психического развития, рассчитана на один учебный год. В нее включены экскурсии по музею и городу и выездные занятия, которые проходят на базе дошкольного учреждения, где дети знакомятся с историей старинных вещей, взаимодействуют с ними и проговаривают свои действия.


В-пятых: интерактивные экскурсии и мастер-классы с дошкольниками. Мастер-классы в основном проводятся на временных выставках. Например, на выставке «Лоскутная радуга» дети учились крутить тряпичных кукол, на выставке «Красавицы и чудовища» делали из бумаги жуков и бабочек в технике оригами; на выставке художника В. Кокурина учились рисовать цветы в разной технике, используя кисти и ватные палочки; на выставке Зураба Церетели создавали коллективную работу «Подсолнухи»; на выставке «Из века в век переходя» учились рисовать сюжетные композиции, используя акварельные краски, а еще выполнили коллективную аппликацию «Город Муром в будущем» и проч. На интерактивных экскурсиях останавливаться не буду, об этих приемах уже упоминалось в моей статье «Современная экскурсия: проблемы коммуникации в музее»2.


В-шестых. С начала 2015—2016 учебного года начали осуществляться выездные лекции для старших дошкольников. Прежде всего, в сады, удаленные от музея (например, в микрорайоне Вербовский).


Для того, чтоб вся проведенная в стенах музея работа с детьми нашла продолжение в дошкольном учреждении, была полноценной и качественной, а воспитатели могли воспользоваться опытом музейной педагогики, необходима обратная связь (консультативная помощь воспитателям, выступления на родительских собраниях, участие в проблемных семинарах и др.) Если в 2011 году с музеем эпизодически сотрудничали ДОУ № 6, 32, 29 и их посещаемость за год составила около 100 дошкольников, то в 2015 эта цифра увеличилась в пять раз и составила 566 детей (до 14 декабря 2015 года), прибавились и новые учреждения — ДОУ № 3, 26, 43, 49,52, 53,54, 62.



Приложение 1


Проект «Муром — родина моя»


Автор проекта: Л. И. Глущенко, методист ведущей категории по музейно-образовательной деятельности Муромского историко-художественного музея


Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ № 29.


Период работы: с 01.09.2013 по 15.06.2014 года (один учебный год).


Актуальность темы. Сейчас как никогда актуально патриотическое воспитание подрастающего поколения. Дошкольное детство — важный этап в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические нормы, воспитываются патриотические чувства. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка. Основной источник впечатлений дошкольников — их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Именно поэтому так важно познакомить малышей с домом и улицей, с родным городом и его достопримечательностями, а вместе с тем воспитать не только уважение и гордость за свою малую родину, но и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Однако беседы воспитателей с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Как показывает опыт, метод проектов является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.


Цель проекта: воспитание интереса к городу, желания сохранить его чистым и красивым.


Задачи:


1. Создание условий для формирования у старших дошкольников интереса к своему городу.


2. Формирование первичных знаний об истории Мурома.


3. Развитие устойчивого интереса к культурному наследию города и музею. Вызвать интерес к посещению музея. Уточнить и расширить представления о музее, музейной коллекции, экспонатах. Познакомить с правилами поведения в музее, общения с музейным предметом. Развивать навыки музейной коммуникации.


4. Продолжать учить детей ориентировке на улицах города, соблюдению правил безопасного передвижения.


5. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.


Предполагаемый результат:


— дети должны знать и называть:


место проживания: город, область, свой домашний адрес и адрес детского сада; название центральных улиц города (Московская, Ленина);


названия некоторых объектов культурного наследия города: самый древний монастырь (Спасский), Художественная галерея и Выставочный центр Муромского историко-художественного музея;


символику города;


— испытывать радость от посильного участия в благоустройстве помещений и участков детского сада;


— соблюдать правила безопасности дорожного движения;


— дети и их родители могут проявлять интерес и желание посещать постоянные и временные экспозиции музея; бережно относиться к историческому наследию города.


Совместная деятельность по проекту:


1. Постановка проблемы перед детьми — «получение письма с сюрпризом», которое должно заинтересовать детей.


2. Решение задания-сюрприза, беседа с детьми: «Кто это? Почему письмо принесли именно в наш детсад? Где можно узнать подробную информацию?»


3. Экскурсия в МИХМ «Здравствуй, музей» с посещением фондов и разговором с научными сотрудниками.


4. Выполнение музейных заданий: схематическая зарисовка правил поведения в музее, запись детских рассказов: «Что я запомнил в музее?».


5. Совместная работа воспитателя, родителей и детей — сбор информации о родном городе (буклеты, открытки, книги, карты, значки, фотографии и т. д.).


6. Речевая деятельность детей по собранному материалу.


7. Целевая прогулка по близлежащим улицам около детского сада «Мы по улицам шагаем». Повторение адреса домашнего и детского сада.


8. Пешеходная экскурсия «Улицы города рассказывают». Маршрут: ул. Лакина (детский сад) — ул. Ленина — ул. Октябрьская — ул. Первомайская — школа № 5 — Спасский монастырь — Дом народного творчества — памятник Лакину.


9. Дидактические игры «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Узнай, назови, что на фотографии».


10. Автобусная (или пешеходная) экскурсия «Кремлевская гора — Муромский кремль». Маршрут: ул. Лакина (детский сад) — ул. Ленина — ул. Октябрьская — Спасский спуск — Набережная реки Оки — Окский парк (Кремлевская гора) — площадь 1100-летия г. Мурома (центр города).


11. Конструирование: «Сторожевая башня», «Крепость».


12. Познавательная беседа «Герб города Мурома». Рассматривание буклетов и иллюстраций в книгах о городе, фотографий, принесенных из домашних семейных архивов.


13. Смотр-конкурс рисунков и плакатов «Мой город — Муром».


14. Оформление зоны в группе «Муром — родина моя»: изготовление стенда фотографий (родители и дети, дети на экскурсиях по городу); рисунки и аппликации; интересные предметы (магниты, буклеты, значки, книги).


15. Подготовка атрибутов для творческой игры «Музей», «Путешествие по городу». Выставка семейных творческих работ «Мой безопасный путь в детский сад».


16. Пешеходная экскурсия «Самый древний монастырь в Муроме».


17. Создание условий для развития творческих игр: «Музей», «Путешествие по городу».


18. Художественная деятельность детей «Мой славный город Муром», составление творческих рассказов «Каким я хочу видеть свой город?»


19. Оформление выставки в детском учреждении «Муром — родина моя».


20. Совместная с родителями акция «Цвети, наш детский сад» — посадка зеленых насаждений, оформление цветников на участках детского сада.


Блок работы музейного педагога: одна экскурсия в музей: «Здравствуй, музей!» в Художественной галерее; две пешеходные экскурсии — «Самый древний монастырь в Муроме», «Улицы города рассказывают» и автобусная экскурсия «Кремлевская гора — Муромский кремль». Итого: 4−5 академических часов.



Приложение 2


Проект «История куклы»


Автор проекта: Л. И. Глущенко, методист ведущей категории по музейно-образовательной деятельности Муромского историко-художественного музея


Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группы МБДОУ № 29.


Период работы: один учебный год (2012−2013).


Актуальность темы


Сегодня незаслуженно забыты народные игры и игрушки, традиционная русская кукла. Дети чаще всего играют с такими куклами, как Барби, Синди, Братц, Винкс, Человек-паук, воин-трансформер и т. д. В основе этих игр незатейливые действия: либо нарядить, накрасить, подготовиться к конкурсу красоты, либо расстрелять, схватить, уничтожить, убить. Ясно, что такие игры вряд ли будут способствовать воспитанию в дошкольниках добрых чувств, отзывчивости, заботы, ласки. Родители чаще всего покупают те игрушки, которые ребенок просит, или то, что соответствует их материальным возможностям. Малыши же чаще подражают друг другу в выборе игрушки и просят купить им то, что предлагает реклама.


Дети дошкольного возраста очень сензитивны и восприимчивы ко всему новому. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, организованная в экспозициях и на выставках музея, позволит заинтересовать малышей (а через них и родителей) и сделать их постоянными нашими ­посетителями.


В процессе продуктивной деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются: творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии, что обязательно пригодится в школе.


Цель проекта: формирование у детей 5−7 лет интереса к истории и культуре русского народа через знакомство с историей куклы, ее значения для жизни взрослых и детей.


Задачи:


1. Дать элементарные знания об истории возникновения кукол.


2. Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками из разных материалов.


3. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.


4. Развивать устойчивый интерес к музею и его коллекциям.


5. Вызвать интерес к посещению музея. Уточнить и расширить представления о музее, музейной коллекции, экспонатах. Познакомить с правилами поведения в музее, общения с музейным предметом. Развивать навыки музейной коммуникации.


6. Развитие творческих, познавательных способностей и сенсорного опыта как средства подготовки детей к школе.


Предполагаемый результат:


— повышение интереса дошкольников к музею;


— привлечение в музей взрослых (родителей, бабушек, дедушек);


— развитие такой формы досуга взрослых и детей, как коллекционирование;


— создание в группе мини-музея «Кукольная страна»;


— создание картотеки детской и методической литературы по теме;


— проведение мастер-классов для детей, родителей и воспитателей ДОУ;


— разработка эскизов изготовления кукол;


— организация фотовыставки «Играем в куклы вместе с детьми»;


— обновление эстетического пространства группы;


— привлечение к работе над проектом 90% родителей и детей группы;


— повышение компетентности родителей и педагогов по проблеме;


— пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы;


— создание в детском саду фотовыставки по проекту.


Совместная деятельность по проекту


I. Познавательно-исследовательская деятельность:


1. Экскурсия «Здравствуй, музей!» в Художественной галерее.


2. «Путешествие в прошлое куклы» — занятие в музее (используя игрушки из собрания музея).


3. «Русские народные куклы» — занятие в музее.


4. «Куклы наших бабушек» — занятие в музее (используя игрушки из собрания музея).


5. Речевые ситуации — обследование игрушек, составление описательных рассказов.


6. Беседы — ситуативные разговоры в процессе чтения и рассматривания иллюстраций по истории и развитию кукольного промысла.


7. Интерактивная экскурсия «Небывальщина» в ВЦ музея.


8. Исследование кукол, изготовленных из разного материала.


9. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше».


10. Составление творческих рассказов «Моя любимая кукла».


11. Коллекционирование кукол.


II. Продуктивная деятельность:


1. Рисование «Раскрась матрешку».


2. Лепка дымковской барыни.


3. Раскрашивание дымковской игрушки.


4. Изготовление тряпичной куклы «кувадка» на музейной площадке.


5. Изготовление куколок из соломы, мочала (на выбор).


6. Создание детской мастерской по изготовлению игрушек-кукол из разных материалов.


III. Игровая деятельность:


1. Создание условий для сюжетно-ролевых игр с куклами.


2. Решение проблемных игровых ситуаций.


3. Игровые упражнения.


IV. Музыкальная деятельность:


1. Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков»).


2. Проведение досуга «Веселая ярмарка».


V. Формы и методы работы с родителями:


1. Выступление музейного педагога на родительском собрании: «Знакомство с проектом, его целями и задачами».


2. Выступление и проведение мастер-класса в детско-родительском клубе «Светелка» по теме «Русская народная игрушка» (проводит музейный сотрудник совместно с руководителем клуба).


3. Изготовление альбома «Моя любимая игрушка».


4. Организация фотовыставки «Играем в куклы вместе с детьми».


5. Участие в сборе коллекции «Куклы».


6. Совместная деятельность детей и родителей «Куклы своими руками».


7. Создание фотовыставки по проекту.


Блок работы музейного педагога: две экскурсии в музее: «Здравствуй, музей» в Художественной галерее, интерактивная экскурсия «Небывальщина» в ВЦ; три лекции-занятия, проведенные в музее («Путешествие в прошлое куклы», «Русские народные куклы», «Куклы наших бабушек») с показом музейных предметов. На одной из них проведение мастер-класса по изготовлению народной тряпичной куклы. Итого: 5 акад. часов.



Приложение 3


Проект «Русский богатырь из города Мурома»


Автор проекта: Л. И. Глущенко, методист ведущей категории по музейно-образовательной деятельности Муромского историко-художественного музея.


Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ № 52.


Период работы: два года (2013−2015 годы).


Актуальность темы


В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Родине. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Однако анализ современной ситуации показывает, что дошкольники страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.


Поскольку село Карачарово близ Мурома — родина Ильи Муромца, особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в те далекие времена.


Цель проекта: воспитание интереса к истории родного города и чувства гордости за своих предков.


Задачи:


1. Познакомить с ранней историей города Мурома.


2. Дать элементарные представления о том, как муромцы защищали свой город в древности.


3. Познакомить детей с былинами как жанром народного творчества.


4. Рассказать об истории былинного богатыря Ильи Муромца.


5. Развивать устойчивый интерес к культурному наследию нашего города


Вызвать интерес к посещению музея. Уточнить и расширить представления о музее, музейной коллекции, экспонатах. Познакомить с правилами поведения в музее, общения с музейным предметом. Развивать навыки музейной коммуникации.


6. Развивать творческие, познавательные способности и сенсорный опыт как средства подготовки детей к школе.


Предполагаемый результат:


— повышение мотивации родителей и детей к изучению истории своего города и его героев;


— проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и его самовыражение через творческую деятельность на основе новых впечатлений;


— знание характерных деталей одежды и доспехов богатырей;


— совершенствование диалогической и монологической речи, умение элементарно рассказать об Илье Муромце и др. русских богатырях;


— элементарное умение различать жанры литературы «сказка» и «былина»;


— создание в группе мини-музея «Наш былинный богатырь»;


— изготовление альбома «Богатырское оружие»;


— организация конкурса творческих работ детей и родителей «Русский богатырь из Мурома»;


— организация художественной выставки «Портрет папы в богатырском ­стиле»;


— дети и их родители могут проявлять интерес и желание посещать постоянные и временные экспозиции Муромского историко-художественного музея; бережно относиться к историческому культурному наследию города.


Совместная деятельность по проекту


1. Постановка проблемы перед детьми — «получение письма с сюрпризом», которое должно заинтересовать детей.


2. Решение задания-сюрприза, беседа с детьми: «Где можно узнать подробную информацию?»


3. Экскурсия в МИХМ «Здравствуй, музей». Здесь же просмотр видеоряда (или больших фотографий) с изображением различных достопримечательностей города.


4. Беседа с детьми об увиденном, организация декоративно-прикладной деятельности («Что запомнилось больше всего в музее?», «Правила поведения в музее»).


5. Поход в городскую библиотеку — поиск информации об Илье Муромце, подбор книг о нем. Дать элементарное понятие о былинах.


6. Рассматривание репродукции картины «Три богатыря» В. Васнецова и составление рассказов по ней.


7. Просмотр мультфильмов «Добрыня Никитич» и «Алеша Попович и Тугарин Змей».


8. Интерактивная экскурсия в ВЦ музея на выставку «Археология ­Мурома».


9. Совместная работа родителей и детей по сбору материалов, связанных с Ильей Муромцем, для создания в группе выставки (значки, магниты, фотографии, книги, игрушки, детские рисунки, аппликации, поделки и т. д.)


10. Чтение сказок, былин об Илье Муромце в группе и составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырем».


11. Декоративно-прикладная деятельность детей в группе по теме.


12. Автобусная экскурсия в Карачарово (на родину Ильи Муромца) и в Спасский монастырь (посещение придела, посвященного Илье ­Муромцу).


13. Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей по организации мини-музея в группе «Наш былинный богатырь».


14. Подготовка атрибутов для игры «Музей».


15. Речевая деятельность дошкольников по предметам-экспонатам группового музея.


16. Организация условий для творческой игры «Музей».


17. Интерактивная экскурсия в выставочный центр «Муромцы — защитники земли русской» на двух экспозициях ВЦ.


18. Художественная деятельность по теме.


19. Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению альбома «Богатырское оружие».


20. Организация строительной игры «Застава».


21. Продуктивная деятельность детей: рисование «Портрет папы в стиле богатыря земли русской», аппликация «Богатырский конь».


22. Беседа «Былинные богатыри — славные защитники родной земли».


23. Организация деятельности родителей по изготовлению богатырских доспехов (кольчуга, шлем, щит, меч) для праздничного утренника.


24. Разучивание песен, плясок к утреннику «Мы богатыри».


25. Утренник к 23 февраля «Мы богатыри».


26. Проведение конкурса творческих совместных (дети и родители) работ «Русский богатырь из Мурома».


27. Автобусная экскурсия «В гости к Илье Муромцу» (Окский парк — пл. 1100-летия г. Мурома — «Былинный камень» — макет бронепоезда «Илья Муромец).


28. Организация подвижных игр «Чья дружина быстрее соберется», «Пройди по бревну» и дидактических «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Собери богатыря в дорогу».


29. Итоговая интерактивная программа в ДНТ «Богатырские забавы».


Блок работы музейного педагога: три экскурсии в музее: «Здравствуй, музей!» в ВЦ, интерактивная экскурсия «Археология Мурома» в ВЦ, интерактивная экскурсия на двух экспозициях ВЦ «Муромцы — защитники земли русской»; две автобусные экскурсии — «Карачарово и Спасо-Преображенский монастырь» (2 акад. ч.) и «Памятные места города, связанные с Ильей Муромцем» (2 акад. ч.). Итого: 7 академических часов.



1 Лихачев Д. С. Русская культура. — М. 2000. — С. 159−173.


2 Глущенко Л. Современная экскурсия: проблемы коммуникации в музее // Сообщения Муромского музея — 2012. — Владимир, 2014. — С. 33−40.