Вверх

Шарова Т. В. История кино в Муроме

История кино начинается в XIX веке.


В России первые демонстрации нового изобретения состоялись весной 1896 года в Петербурге — в летнем саду «Аквариум» и в Москве — в театре оперетты «Эрмитаж». Кино быстро стало мировой модой.


В распространении кинематографа в Муроме заметную роль сыграли местные купцы, так как в нем они видели источник постоянного дохода.


Хорошо известна история о том, как в октябре 1911 года А. Н. Зворыкин подал прошение в городскую управу, в котором просил местные власти разрешить открыть в его доме «кинематографическое заведение». Управа отклонила прошение А. Н. Зворыкина ввиду того, что «напротив этого дома через улицу имеется древний мужской монастырь, в котором имеет пребывание преосвященный епископ Муромский»1. Отказ нисколько не смутил предпринимателя. Он заручился справкой, подписанной начальством Владимирской духовной консистории, где говорилось о том, что с ее стороны нет препятствий к открытию кинематографа у стен Спасского монастыря. Пытаясь оказать давление на управу, А. Н. Зворыкин попросил свою дочь Екатерину Алексеевну подать повторное прошение с просьбой об открытии кинематографа, в котором указывалось на бедственное положение Зворыкиных: «В течение почти 2-х лет сдаваемая мною квартира не была занята и желающих иметь, кроме как под кинематограф, не было. В противном случае я лишаюсь необходимого для существования дохода, а вместе с тем, и возможность платить установленные законом налоги с имущества»2. Трудно сказать, было ли положение Зворыкиных таким уж плохим, или это был тонкий расчет. Как бы то ни было, местные ревнители благочестия упорно стояли на своем. Кинематограф в доме Зворыкина так и не был открыт.


В 1909 году в Муроме уже был кинематограф. Он находился в центре города на Рождественской площади (ныне площадь им. 1100-летия г. Мурома) и принадлежал потомственному почетному гражданину купцу Константину Николаевичу Зворыкину. В январе 1911 года тот же купец К. Н. Зворыкин на втором этаже дома Сергея Афанасьевича Хохлова (ныне Московская, 9) открыл электротеатр «Фурор».


В 1911 году был открыт синематограф «Люкс» в доме, который принадлежал купцу Федору Евдокимовичу Никитину. Будучи предприимчивым купцом, он сдал дом в аренду под кинематограф и имел с этого неплохой доход. Здание сохранилось до сих пор и находится в начале современной улицы Советской, напротив Окского парка. Кинотеатр «Люкс» вскоре был закрыт из-за непригодности помещения.


На месте нынешнего Дворца культуры им. 1100-летия г. Мурома купец Николай Михайлович Неудачин построил кинотеатр «Художественный», он и являлся его хозяином. Кинотеатр просуществовал до 1918 года и был переделан в драмтеатр, достроена сцена и другие необходимые театру помещения.


В 1913 году во вновь отстроенным доме, который принадлежал мещанину Николаю Семеновичу Ершову, начал работать электротеатр «Унион» (ныне ул. Московская, 21). Он имел электрическое освещение и водяное отопление. После революции кинотеатр был национализирован, а с 1945 года переименован в кинотеатр «Луч».


Первые картины синематографа были черно-белыми и без звука. «Великий Немой», — называли кинематограф в первые десятилетия его истории. Демонстрация картин в электротеат­рах шла непрерывно — с 10−12 часов дня до позднего вечера. Продолжительность сеанса варьировалась от 30 до 60 минут. Входить в кинозал можно было в любое время, не дожидаясь конца сеанса. Программа состояла из пятидесяти коротко­метражек длиной от 20 до 250 метров (от 50 сек. до 15−20 мин). Это было похоже на аттракцион. Кино еще не стало искусством. Сюда можно было прийти всегда, за исключением церковных постов. На Страстной неделе увеселительные мероприятия отменялись. Но кинотеатры не пустели, показывали образовательные и научно-популярные фильмы: «Жизнь на дне моря», «Тайны моря», «Собор св. Марка» и т. д. Один из главных хитов постного времени, вышедший в 1913 году, назывался «Пьянство и его последствия», фильм обличал грех, и потому его могли смотреть даже дети.


Репертуар у кинотеатров был незамысловатый: большим спросом пользовались комедии «Ножки карапуза», «Индюк», «видовые картины географического содержания»3; экранизации произведений классиков «Бэла» М. Ю. Лермонтова, «Ночь перед рождеством» Н. В. Гоголя; приключения и мелодрамы «Фантомас», «Скошенные жизнью» (драма в 5 частях), «Заемная жена», «Семья прокурора», «Роковое наследство» и т. д. Фильмы демонстрировались под живую музыку, которую исполняли местные таперы. Зачастую фильмы сопровож­дались и шумовыми эффектами, иллюстрировавшими происходящее на экране. Известный местный пианист и композитор Петр Кузьмич Валёнков (1878−1943) работал аккомпаниатором в кинотеатре «Унион»4. Иногда кинокартины (кинофильмы) сопровождали оперные певцы. Например, в марте 1914 года в Муроме гастролировал «артист русской оперы» М. Н. Коконин с его «поющими картинами».


Где и какие фильмы будут демонстрироваться, сообщали афиши и плакаты, расклеенные около кинотеатров, в центре города, а также местная газета «Муромский край». Уличные афиши были, как правило, рукописными, а вот отпечатанные в типографии плакаты размещались в фойе, потому что так можно было рекламировать программу, которая пойдет через некоторое время. На афише важнее всего было название фильма, из которого ясно следовало, будет ли это роковая драма, мелодрама или комедия. Название картины уже само по себе было ее рекламой. Кроме названия указывали исполнителей главных ролей. Предупреждали, что по случаю премьеры «цены возвышенные»; или «в театре «Унион» будет поставлена выдающаяся картина «Марк Антоний и Клеопатра» (повелительница Нила), единственное право постановки принадлежит только театру «Унион»»5. В начале XX века кинематограф пользовался большой популярностью у местных жителей.


В кинотеатрах демонстрировались фильмы и для детей, но их было мало, и они были сомнительного художественного качест­ва. Для показа детских фильмов специально выделялось время, например, в кинотеатре «Люкс» это было с часу до четырех в определенные дни.


Революция 1917 года внесла свои коррективы в развитие кинематографа в Муроме. Несмотря на трудное время, новая власть была озабочена повышением культурного уровня населения, в частности, бедноты. Газета «Известия Муромского Совета рабочих и крестьянских депутатов» от 24 апреля 1918 года перепечатывает телеграмму комиссара А. В. Луначарского «О пролетарском театре», где упоминается и кинематограф: «Меньшим братом театра является кинематограф «Великий немой» — так много говорящий нашему воображению, сказочный волшебник, играющий пространством и переносящий нас в одну секунду за много тысяч верст — он также должен быть использован в интересах развития и воспитания трудового народа. Титанический могучий гений театра и прекрасный принц «Сиятельный Кинемо», должны придти к служению эксплуатируемым и угнетенным, должны воспитать в них понимание поэзии и искусства и пробудить в душе стремление к новой красивой жизни»6. В Муроме в 1918 году работал один кинотеатр «Унион». Он относился к культурно-просветительному отделу Совета народных депутатов (председатель отдела был Осипов, заведующий хозяйственной частью — Смирнов).


В кинотеатре был буфет, который содержало частное лицо, работало четыре билетерши. Две из них проверяли билеты у входа, другие следили за тем, чтобы зрители занимали места согласно купленным билетам. В фойе перед началом фильмов играл струнный оркестр, состоящий из трех скрипачей и одной пианистки. Кинотеатр «Унион» устраивал до тридцати сеансов ежемесячно, за год его посещало более четырех тысяч человек.


Фильмы в основном не имели никакой воспитательной цели и были слабого художественного уровня. Такая ситуация оставалась до 1925 года, и только после этого года начинают десятками сниматься отечественные фильмы.


В 1937 году фильм «Петр Первый» режиссера В. М. Петрова за десять дней собрал 10 700 зрителей. В начале тридцатых годов в Муром привезли первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» режиссера Н. В. Экка. Среди кинокартин довоенного времени необыкновенно популярными были фильмы «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, «Веселые ребята» и «Цирк» Г. В. Александрова, «Чапаев» братьев Г. Н. и С. Д. Васильевых и др. Новое советское кино стало не только развлекать народ, но и воспитывать, пропагандировать и ­просвещать.


Во время Великой Отечественной войны важное место заняло документальное кино: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 год, режиссеры Л. В. Варламов и И. П. Копалин), «Битва за нашу советскую Украину» (1943 год, режиссеры Ю. Солнцев, А. Довженко) и др. Среди художественных фильмов можно отметить трагедию «Иван Грозный» С. Эйзенштейна; «Секретарь райкома» И. А. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф. М. Эрмлера; комедии «Кубанские казаки» И. А. Пырьева, «Весна» Г. В. Александрова. Были и другие фильмы.


В 1950-е годы в Муроме было построено два кино­театра — «Прогресс» (1954) и «Октябрь» (1956) В 1974 году появился еще один кинотеатр на 600 мест, названный в честь тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне. Он стал единственным широкоформатным кинотеатром в городе. В 1978 году кинотеатр «Луч» стал специализированным детским ­кинотеатром.


Как и в довоенные годы, кинотеатры привлекали большое количество зрителей. В каждом кинотеатре шло по четыре-пять сеансов ежедневно. Перед началом сеансов выступали музыкальные коллективы, оркестры, лекторы, работал буфет. Перед фильмом обязательно демонстрировался выпуск сатирического журнала «Фитиль» или киножурнал «Новости дня». Посещение кинотеатра становилось событием, сюда приходили всей семьей. Многие фильмы смотрели по несколько раз. Фильмы демонстрировались еще в семи клубах и домах культуры города, а также в клубах Муромского района. За 1977 год, например, было обслужено около двух миллионов горожан и около 650 тысяч жителей Муромского района. В кинотеатрах проводились зрительские конференции, встречи с артистами кино, кинофестивали, кинопремьеры.


В 80-е годы ХХ века на базе кинотеатра «30 лет Победы» были организованы кинолектории «Для вас, девушки», «Совет да любовь»; киноклубы «Клуб молодой семьи», «Клуб любителей кино». Со второй половины 90-х годов ХХ века и в начале XXI века в Муроме были закрыты все кинотеатры и кинопрокат. На смену пришли видеосалоны, но и они ушли в прошлое.


В 2006 году, после реставрации, сменив владельца, вновь заработал кинотеатр «Октябрь». Сегодня он остается единственным кинотеатром в городе.




1 Мяздриков И. П. Очерк общественной деятельности в Муроме городского головы Алексея Васильевича Ермакова. — Муром, 1914.


2 Там же.


3 Муромский край. — 1914. — 18 апр.


4 Антонова Н. Д. «Муромский Моцарт»: слепой музыкант и композитор Петр Кузьмич Валёнков // Сообщения Муромского музея-2013. — Владимир, 2014. — С. 155−163.


5 Муромский край. — 1914. — 8 янв.


6 Известия. — 1918. — 24 апр.